«ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
К ВПР»
Выступление подготовила:
Шмелькова Е.М. учитель начальных классов
первая квалификационная категория.
МБОУ «СШ № 83 имени генерала В.И.Орлова»
г.Ульяновска
Всем хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Задачи ВПР:
- Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса;
- определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.
Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала по предметам. Сейчас я поделюсь с вами опытом моей работы.
Сначала я подробно изучила демо- версии работ, которые они будут писать в этом году. Сравнила задания, форму и направленность вопросов, отобрала из массы существующего материала, те пособия, которые посчитала более актуальными. Подготовку веду с сентября месяца, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
По подготовке к ВПР использовала следующие пособия:
Русский язык. Всероссийские проверочные работы, автор Волкова Е.В..
Математика. Всероссийские проверочные работы, автор Волкова Е.В.
Окружающий мир. Всероссийские проверочные работы, автор Волкова Е.В..
Сайт решу впр .
По русскому языку отрабатываются следующие темы:
Составление из слов предложений.
Проводилась работа над текстом: придумай заглавие, составь план текса, запиши краткий пересказ.
Списывание текса, деление его на предложения, найди основную мысль текста.
Составление текстов: повествование, описание и рассуждение.
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях.
Подчеркни однородные члены предложения, какими членами предложения они являются, расставь и объясни знаки препинания в тексте.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Наречие.
Контрольные списывания.
Правописание словарных слов.
По математике отрабатываются следующие темы:
Решение неравенств в пределах 1000.
Арифметические действия с трёхзначными числами - письменные вычисления.
Решение примеров на порядок действий.
Перевод и сравнение величин.
Доля числа.
Многозначные числа.
Разрядный состав многозначных чисел.
Сравнение чисел в пределах 1000000.
Письменное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел.
Решение разных видов задач.
По окружающему миру отрабатываются следующие темы:
Работа с географической картой.
Строение тела человека.
Органы человека.
Человек и природа.
Краеведение.
Явления природы.
Живая и неживая природа.
Работа со слабыми учащимися:
- дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми;
- на уроках -работу с текстовой информацией;
Работа с одаренными детьми:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время;
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам;
- проведение пробных проверочных работ;
ВПР по русскому языку состоит из двух частей, первая часть состоит из трёх заданий – это диктант с грамматическими заданиями, на выполнение работы отводится 45 минут.
Вторая часть состоит из 12 заданий, предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком. На выполнение работы отводится 45 минут.
При подготовке к проверочной работе по русскому языку я много внимания уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Так как первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках мы постоянно используем орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Ещё особое внимание уделяю работе с текстом, потому что в проверочных работах есть задания такого характера:
Определи и запиши основную мысль текста;
Составь и запиши план текста;
Задай воопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содеражание;
а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей.
Что касается математики, то все мы знаем, что это один из самых главных предметов в начальной школе и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. На каждом уроке изо дня в день веду отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также умений решать арифметические и геометрические задачи. Большое внимание уделяю развитию логического мышления, воображения и тренировке памяти.
ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.
ВПР по окружающему миру состоит из двух частей и включает 10 заданий.
Первая часть (1-6) Окружающий мир отличается большим объемом проверяемых знаний. Некоторые задания ВПР по окружающему миру проверяют знания, которые не давались в рамках уроков по программе «Начальная школа 21 века». Поэтому сначала необходимо было восполнить пробелы.
Задания 1 части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания. Они направлены на выявление уровня освоения начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Лучше всего учащиеся выполняют задания №1, требующее распознавания предмета и указания его назначения. С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они могут назвать изображенный предмет и пояснить его назначение.
Задание 2 направлено на проверку базовых понятий раздела, к которым традиционно относятся знания (узнавание) тел живой и неживой природы, а также характерных явлений природы, позволяют проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.
Задание 3 проверяет умение работать с географической картой/схемой, на которой обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных животных.
Задание 4-5 проверяющие содержание разделов «Человек», «Человек и природа».
Задание 6 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы, проверить умение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
Это задание даётся детям очень тяжело, не все детимогут сравнить и описать результат опыта.
Вторая часть (7-10)
Задания 2 части представляют собой небольшие сочинения. Типичной ошибкой при составлении текста бывает отсутствие достаточного количества аргументов. (формирую у детей умение акцентировать внимание на ключевом слове вопроса). Особое внимание требуют задания по краеведению.
При подготовке к ВПР по окружающему миру я использую как групповые, так и индивидуальные формы работы, включаю разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, географические карты, творческие задания.
Работа по подготовке к ВПР мною ведётся постоянно, в начале учебного года над многими вариантами мы работали коллективно, разбирали сообща задания, анализировали, выделяли ключевые моменты. После уже дети сами, самостоятельно выполняли эти работы, а после проверки проводили тщательную работу над ошибками, анализируя каждое выполненное задание.