СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР. Задания с ответами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приведены задания ВПР по русскому языку для 5 классов, которые проверяют владение нормами правописания, умение производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор, ориентироваться в содержании текста, соблюдать нормы построения предложения и словоупотребления.

 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР. Задания с ответами.»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ С ОТВЕТАМИ

1.

Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома.(4) Изящная мебель, обитая жёлтым атла́сом со сказочными птицами, высокие зеркала – украшение

зала.

Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная(3) посуда.

Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую(2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья(1). Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной. (По А. Рыбакову)

Фонетический разбор

крылья(1)

к – [к] – согласный, глухой, твёрдый

р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый

ы – [ы] – гласный, ударный

л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий

ь – [–]

я – [й’] – согласный, звонкий, мягкий

[а] – гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

бронзовую(2)

бронз- – корень

-ов- – суффикс

-ую – окончание


Морфологический разбор

стеклянная(3) (посуда)

1) стеклянная (посуда) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда

(какая?) стеклянная;

2) начальная форма – стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.


2.

Осень – пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков(2). Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.

Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул.(4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий(3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми(1) красками осени. Золотые листочки засыпали землю ́

и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики.(По М. Пришвину)

Фонетический разбор

всеми(1)

в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый (возможно: [ф’] − согласный, глухой, мягкий)

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

е − [э́ ] − гласный, ударный

м − [м’] − согласный, звонкий, мягкий

и − [и] − гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

листиков(2)

лист- – корень

-ик- − суффикс

-ов – окончание


Морфологический разбор

яркий(3) (луч)

1) яркий (луч) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;

2) начальная форма – яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.

3.

Природа средней полосы России вроде проста. Первая встреча с ней увлекает и удивляет.(4) Нет здесь безбрежного моря и снеговых гор. Нам откроются ржаные поля, берёзовые(3) рощи, речки под старыми ивами. Эта картина не бросается человеку в глаза яркими красками. Но ты вглядываешься в неё, и тогда она становится милой и близкой. Она, как тихая песня, трогает душу.

Родная природа! Вслушаешься в неё и поймёшь её язык. Услышишь его в шёпоте леса, в песенке зимней вьюги, в болтовне весенних ручьёв. И тогда прорастёт(2) в твоём сердце любовь к ней и поселится там на всю(1) жизнь. (По Г. Скребицкому)

Фонетический разбор

всю(1)

в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый (возможно: [ф’] − согласный, глухой, мягкий)

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

ю − [у] − гласный, ударный

3 буквы, 3 звука, 1 слог


Морфемный разбор (по составу)

прорастёт(2

про- – приставка

-раст- – корень

-ёт – окончание


Морфологический разбор

берёзовые(3) (рощи)

1) берёзовые (рощи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: рощи (какие?)

берёзовые;

2) начальная форма – берёзовый; во множественном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.


4.

Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы. (4) Все(1) алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Что за чудесное явление! Подойдёшь ближе и разглядишь(2): это капли росы собираются в листьях растений.

Небольшой(3) листок травинки пахуч, а внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листочку, но не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листочек с росинкой, то капелька скатится, словно шарик светлый. И ты не увидишь, как он проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую удивительную чашечку, положишь на холодные пальцы и выпьешь росинку. И кажется, обыкновенная росинка – самый вкусный напиток на земле. (По Л. Толстому)

Фонетический разбор

все(1)

в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый (возможно: [ф’] − согласный, глухой, мягкий)

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

е − [э] − гласный, ударный

3 буквы, 3 звука, 1 слог


Морфемный разбор (по составу)

разглядишь(2)

раз- – приставка

-гляд- – корень

-ишь – окончание


Морфологический разбор

небольшой(3) (листок)

1) небольшой (листок) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: листок

(какой?) небольшой;

2) начальная форма – небольшой; в единственном числе, в мужском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.

5.

Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз(1). Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает(2) по поляне серебряные холсты. Но солнечный(3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер – заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит.(4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика.

Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством. (По М. Пришвину)

Фонетический разбор

мороз(1)

м −[м] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

р − [р] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [о́ ] − гласный, ударный

з − [с] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

расстилает(2)

рас- – приставка

-стил- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание


Морфологический разбор

солнечный(3) (луч)

1) солнечный (луч) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?)

солнечный;

2) начальная форма – солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.


6.

На дороге лежит мягкая и тёплая(3) пыль. Так чудесно шлёпать по ней босыми ногами. Ещё хорошо бегать по густой и низкой траве. Она расстилается по земле, как пушистое одеяло. А на просеках не разбежишься. Здесь одни чёрные пни, но можно увидеть зелёных ящериц. Ящерицы – обитатели корней(1). Они очень интересные, но мы не станем их ловить. Ящерицы пугаются и сбрасывают свои хвосты.(4) Это, должно быть, неудобно, больно. Кто привык жить с хвостом, тому тяжело его бросать. Куда же они убегают(2) без хвостов? Наверное, к Волге. В воде с лёгкостью заживают царапины. Окунёшься в воду – всё пройдёт! (По В. Осеевой)

Фонетический разбор

корней(1)

к − [к] − согласный, глухой, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

р − [р] − согласный, звонкий, твёрдый

н − [н’] − согласный, звонкий, мягкий

е − [э́ ] − гласный, ударный

й − [й’] − согласный, звонкий, мягкий

6 букв, 6 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

убегают(2)

у- – приставка

-бег- – корень

-а- − суффикс

-ют – окончание


Морфологический разбор

тёплая(3) (пыль)

1) тёплая (пыль) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: пыль (какая?) тёплая;

2) начальная форма – тёплый; в единственном числе, в женском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.

7.

Поздней осенью иногда бывает так же, как ранней весной: белый снег и чёрная земля. Только весной из проталин па́хнет землёй, а осенью – снегом. Редко проглянет луч солнца, осветит землю. Тогда большое удовольствие доставят уцелевшие листья на старой иве или маленький цветок под ногой. Наклоняешься к голубому цветку и с удивлением замираешь(2). Иван один остался от всем известного растения иван-да-марья. Иван-да-марья −двойной цветок. Природа сложила его из фиолетовых листочков и жёлтого цветочка. Иван перенёс первый мороз(1) и поменял цвет.(4) Я не отвожу грустных глаз от одинокого(3) цветка. Где же теперь твоя любимая Марья? (По М. Пришвину)

Фонетический разбор мороз(1)

м − [м] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

р − [р] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [о́ ] − гласный, ударный

з − [с] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

замираешь(2) /

за- – приставка

-мир- – корень

-а- − суффикс

-ешь – окончание

Морфологический разбор

(от) одинокого(3) (цветка)

1) одинокого (цветка) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: цветка

(какого?) одинокого;

2) начальная форма – одинокий; в единственном числе, в мужском роде, в родительном

падеже;

3) в предложении является определением.


8.

Рыжие(3) лисята(1) радостно кувыркались в траве на поляне. Вдруг с сосны прямо на одного лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся бежать с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к речке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на них. Захрюкали поросята и с визгом разбежались. Один бросился в за́росли малины, а там ягодами лакомится медведь. Заревел мишка, ринулся в лесную чащу.(4) Мчится он, только пятки сверкают(2). Остановился на поляне, где лисицы играли. Что же

происходит? Поднял голову, замер. Оказывается, причина лесного переполоха – обыкновенная белка с сосновой шишкой. (По В. Бурлаку)

Фонетический разбор

лисята(1)

л − [л’] − согласный, звонкий, мягкий

и − [и] − гласный, безударный

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

я − [а́ ] − гласный, ударный

т − [т] − согласный, глухой, твёрдый

а − [а] – гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 3 слога


Морфемный разбор (по составу)

сверкают(2)

-сверк- – корень

-а- − суффикс

-ют – окончание


Морфологический разбор

рыжие(3) (лисята)

1) рыжие (лисята) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: лисята (какие?)

рыжие;

2) начальная форма – рыжий; во множественном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.


9.

Меня пригласили сниматься в историческом фильме! По асфальтовой(3) дорожке я радостно подхожу к подъезду

киностудии. Пройдя длинный коридор, попадаю в небольшое помещение. В нём располагается низенький диванчик с выгнутыми, как у таксы, ножками. На стене – портрет девочки в тулупе и платочке. Какое знакомое лицо! Я где-то видела (возможно: видала) такой носик, безбровые глаза и короткие ресницы. Готова ручаться, что встречала эту забавную девчонку. Сердце(1) замирает(2) от догадки. Портрет – ко́пия моего отражения в зеркале. Но я не ношу тулуп и жёлтый платок. Обычно я надеваю тёплый плащ и шапку.(4) Оказалось, это портрет моей героини – партизанки Устеньки. (По Л. Кассилю)

Фонетический разбор сердце(1)

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

е − [э́ ] − гласный, ударный

р − [р] − согласный, звонкий, твёрдый

д − [–] –

ц − [ц] − согласный, глухой, твёрдый

е − [э] − гласный, безударный

6 букв, 5 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

замирает(2)

за- – приставка

-мир- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание


Морфологический разбор

(по) асфальтовой(3) (дорожке)

1) (по) асфальтовой (дорожке) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: по

дорожке (какой?) асфальтовой;

2) начальная форма – асфальтовый; в единственном числе, в женском роде, в дательном

падеже;

3) в предложении является определением.


10.

Снег тает на глазах. Высохла булыжная мостовая, и по ней загремели колёса телег. На небольшом сухом бугорке играют ребята. Редкий крестьянин приедет весной из дальней деревни в город, едет обочиной по ручьям, еле тащится. Мне не сидится дома. Утром я одеваюсь и убегаю на улицу.(4) Весь(1) наш маленький(3) город залит весенним солнцем. Блестят крыши домов, окошки. А под ногами сплошная грязь. Взрослые сердятся, ругают весну, ждут, когда земля совсем просохнет. Но для нас, ребятишек, это самое хорошее время. Выбежишь из дома во двор, так и пахнёт в лицо свежим духом. От одного этого духа замирает(2) сердце. (По Г. Скребицкому)

Фонетический разбор

весь(1)

в − [в’] − согласный, звонкий, мягкий

е – [э] – гласный, ударный

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

ь – [–]

4 буквы, 3 звука, 1 слог


Морфемный разбор (по составу)

замирает(2)

за- – приставка

-мир- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание


Морфологический разбор

маленький(3) (город)

1) маленький (город) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: город

(какой?) маленький;

2) начальная форма – маленький; в единственном числе, в мужском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением


11.

Светит солнце. Блестит на солнышке, журчит по канавкам вода в ручьях. Скорее за дело! Во все(1) карманы набираешь(2) бумагу. Остаётся аккуратно согнуть листок, взять за уголки и сделать бумажный(3) кораблик. Пустишь его на воду и любуешься. Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт.(4) Бежишь по грязи, стараешься не отстать от кораблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно не притиралось к берегу. Ты капитан. Не

усмотрел – корабль опрокинулся, его захлестнула волна. Теперь ты спасатель. Подхватываешь корабль и выбрасываешь на берег. В спешке не успеваешь подумать о штанах и башмаках. А мама не понимает, грозится на улицу не выпустить. (По Г. Скребицкому)

Фонетический разбор

все(1)

в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый (возможно: [ф’] − согласный, глухой, мягкий)

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

е – [э] – гласный, ударный

3 буквы, 3 звука, 1 слог


Морфемный разбор (по составу)

набираешь(2)

на- – приставка

-бир- – корень

-а- − суффикс

-ешь – окончание


Морфологический разбор

бумажный(3) (кораблик)

1) бумажный (кораблик) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: кораблик

(какой?) бумажный;

2) начальная форма – бумажный; в единственном числе, в мужском роде, в винительном

падеже;

3) в предложении является определением.


12.

На тополе сидит пара воробьев. Они распускают(2) крылья(1) и отчаянно упираются друг в друга. Они спорят о домике для гнезда. Более решительный и ловкий прогоняет другого. Победитель радостно чирикает и скрывается в скворечнике.(4) Потом он выбирается из него, улетает куда-то. Через минуту воробей возвращается с пёрышком

в клюве.

Я смотрю на скворечник, на тонкие ветки дерева. Они отчётливо выделяются на весеннем небе. По небу плывёт пушистое(3) облако. Оно заплывает за дерево. Теперь на белом фоне ветви и скворечник кажутся чёрными, словно их нарисовали тушью на бумажном листе. Зимой такую картину не увидишь. (По Г. Скребицкому)

Фонетический разбор

крылья(1)

к – [к] − согласный, глухой, твёрдый

р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый

ы – [ы] – гласный, ударный ́

л – [л’] − согласный, звонкий, мягкий

ь – [–]

я – [й’] – согласный, звонкий, мягкий

– [а] – гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

распускают(2)

рас- – приставка

-пуск- – корень

-а- − суффикс

-ют – окончание


Морфологический разбор

пушистое(3) (облако)

1) пушистое (облако) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: облако

(какое?) пушистое;

2) начальная форма – пушистый; в единственном числе, в среднем роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением.


13.

В Азии обитает птица-портниха. Но эта маленькая швея не шьёт платья и юбки. Когда приходит пора размножения, она сшивает два листа. Тонкий клюв заменяет(2) ей иголку. Сделав клювом дырочку в листе,

портниха продевает заранее скрученную из хлопка или паутины ниточку. Таких стежков она делает иной раз около десятка, прочно сшивая два листочка. Внутри зелёной колыбельки птичка вьёт гнездо из хлопка, пуха и шерстинок. Птица-портниха живёт(1) вблизи от населённых мест, в садах, на плантациях. Иногда даже поселяется на веранде дома и вьёт гнездо в ветвях комнатных(3) растений. Питается птица муравьями, но подбирает и разные зёрнышки.(4) (По И. Акимушкину)

Фонетический разбор

живёт(1)

ж − [ж] – согласный, звонкий, твёрдый

и − [ы] – гласный, безударный

в − [в’] – cогласный, звонкий, мягкий

ё − [о́ ] − гласный, ударный

т − [т] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

заменяет(2)

за- – приставка

-мен- – корень

-я- – суффикс

-ет – окончание


Морфологический разбор

комнатных(3) (растений)

1) комнатных (растений) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: растений

(каких?) комнатных;

2) начальная форма – комнатный; во множественном числе, в родительном падеже;

3) в предложении является определением.

14.

Моторный баркас, рассекая лёгкие волны(3) Каспийского моря, мчит к берегу. Вокруг(1) простирается голубая даль моря. Впереди начинаются высокие густые камыши. Высоко в небе кружат орланы и коршуны.(4) На волнах покачиваются белые пеликаны. На их спины спокойно взбираются бакланы. Этих птиц сдружила совместная ловля рыбы. Пеликаны на мощных крыльях залетают(2) в море, выстраиваются полукругом и начинают хлопать крыльями по воде. Они гонят к берегу косяк рыбы. На помощь им приходят бакланы, которые хорошо ныряют и следят под водой, чтобы рыба не прорвала птичью цепь. Цепь ломается, и пеликаны набрасываются на добычу. (По К. Хромову)

Фонетический разбор

вокруг(1)

в − [в] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

к − [к] − согласный, глухой, твёрдый

р − [р] − согласный, звонкий, твёрдый

у − [у́ ] − гласный, ударный

г − [к] − согласный, глухой, твёрдый

6 букв, 6 звуков, 2 слога


Морфемный разбор (по составу)

залетают(2)

за- – приставка

-лет- – корень

-а- − суффикс

-ют – окончание


Морфологический разбор

лёгкие(3) (волны)

1) лёгкие (волны) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: волны (какие?)

лёгкие;

2) начальная форма – лёгкий; во множественном числе, в винительном падеже;

3) в предложении является определением.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!