СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к выполнению задания № 2 ОГЭ русский язык. Грамматическая основа предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический и практический материал

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к выполнению задания № 2 ОГЭ русский язык. Грамматическая основа предложения»

Подготовка к выполнению задания № 2 ОГЭ русский язык Теория. Подлежащее и сказуемое

Подготовка к выполнению задания № 2 ОГЭ русский язык

Теория.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее  и  сказуемое  – главные члены предложения. Вместе они передают основное смысловое и грамматическое значение (составляют грамматическую основу ).  Обычно в предложении имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), и тогда оно называется  двусоставным .  Бывают предложения, в которых присутствует один главный член. Такое предложение называется  односоставным .      Подлежащие и сказуемые могут быть  однородными .  В предложении может быть одна грамматическая основа или несколько. Предложения с одной грамматической основой  простые ,  с двумя и более –  сложные.
  • Подлежащее  и  сказуемое  – главные члены предложения. Вместе они передают основное смысловое и грамматическое значение (составляют грамматическую основу ).
  • Обычно в предложении имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), и тогда оно называется  двусоставным .
  • Бывают предложения, в которых присутствует один главный член. Такое предложение называется  односоставным .
  •      Подлежащие и сказуемые могут быть  однородными .
  • В предложении может быть одна грамматическая основа или несколько. Предложения с одной грамматической основой  простые ,  с двумя и более –  сложные.
Подлежащее    главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО ? Чаще всего выражается существительным. Например : В саду горит костер рябины красной . (С. Есенин).

Подлежащее

  • главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО ? Чаще всего выражается существительным.

Например : В саду горит костер рябины красной . (С. Есенин).

Способы выражения подлежащего Подлежащее может быть выражено : Существительным в Им.п.:  Сонный туман на лугах серебрится. (И.Бунин) Местоимением в Им.п.:  Все утомились за день до изнеможения. Инфинитивом : Врага уничтожить - большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский) Цельным словосочетанием : Две капли брызнули в стекло . На съезд прибыло  около двухсот делегатов . Сестра с братом  учатся в разных школах. Место подлежащего может занять любая часть речи: Прилагательное:  Смелый к победе стремится (А. Сурков) Наречие:  Светлое завтра в наших руках! Числительное:  Пять – моя любимая цифра.

Способы выражения подлежащего

  • Подлежащее может быть выражено :
  • Существительным в Им.п.: Сонный туман на лугах серебрится. (И.Бунин)
  • Местоимением в Им.п.: Все утомились за день до изнеможения.
  • Инфинитивом : Врага уничтожить - большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)
  • Цельным словосочетанием : Две капли брызнули в стекло . На съезд прибыло  около двухсот делегатов . Сестра с братом  учатся в разных школах.
  • Место подлежащего может занять любая часть речи:
  • Прилагательное: Смелый к победе стремится (А. Сурков)
  • Наречие: Светлое завтра в наших руках!
  • Числительное: Пять – моя любимая цифра.
Сказуемое  главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем (предмете речи) и отвечает на вопросы: что делает предмет?  каков предмет? кто он такой? что такое предмет? что с ним происходит? Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.

Сказуемое 

  • главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем (предмете речи) и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что такое предмет? что с ним происходит?
  • Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
Способы выражения сказуемого  Типы сказуемых: ПГС – простое глагольное сказуемое СГС – составное глагольное сказуемое СИС – составное именное сказуемое

Способы выражения сказуемого

Типы сказуемых:

  • ПГС – простое глагольное сказуемое
  • СГС – составное глагольное сказуемое
  • СИС – составное именное сказуемое
Простое глагольное сказуемое (ПГС)   может быть выражено:  1) глаголом в форме изъявительного наклонения:  Непосеянные зерна не взойдут , условного: + БЫ : Я волком бы выгрыз бюрократизм... (В. Маяковский) и повелительного : + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький)   2) инфинитивом: Увлечься наукой – постичь мир . 3) устойчивым сочетанием (в т. ч. фразеологизмом):  Он легко находил общий язык с ребятами.

Простое глагольное сказуемое (ПГС) 

может быть выражено:

  • 1) глаголом в форме изъявительного наклонения: Непосеянные зерна не взойдут ,
  • условного: + БЫ : Я волком бы выгрыз бюрократизм... (В. Маяковский)
  • и повелительного : + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький)

 

  • 2) инфинитивом: Увлечься наукой – постичь мир .
  • 3) устойчивым сочетанием (в т. ч. фразеологизмом): Он легко находил общий язык с ребятами.
Найдите сказуемое. Укажите грамматические признаки Буйство разных цветов у растений привлекает  насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков). Восходившее солнце золотило  сосновые вершины (И. Соколов-Микитов). Я уж буду знать , что дальше делать (Чарльз Диккенс). Отдай обещанную розу! (Белла Ахмадулина). Что сказал бы о ней? (Джек Лондон).

Найдите сказуемое. Укажите грамматические признаки

  • Буйство разных цветов у растений привлекает  насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
  • Восходившее солнце золотило  сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
  • Я уж буду знать , что дальше делать (Чарльз Диккенс).
  • Отдай обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
  • Что сказал бы о ней? (Джек Лондон).
Обратите внимание! П ростым глагольным сказуемым  являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения: я буду рассказывать ; мы будем говорить ; они будут отдыхать ; вы будете собирать и т. п.; пусть уйдет ; пускай спляшет ; да отпустите  его.

Обратите внимание!

П ростым глагольным сказуемым  являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:

  • я буду рассказывать ;
  • мы будем говорить ;
  • они будут отдыхать ;
  • вы будете собирать и т. п.;
  • пусть уйдет ;
  • пускай спляшет ;
  • да отпустите  его.
Обратите внимание!  Простым глагольным сказуемым бывает  инфинитив в роли глагола  изъявительного наклонения и  фразеологические глагольные сочетания , которым присуще значение действия: Как его ни спрашивают, а он  молчать себе (молчит). Будешь ты ещё мне  тянуть душу ! Витя вечно  витает в облаках ! Не выходите из себя  по такому пустяковому поводу.

Обратите внимание!

Простым глагольным сказуемым бывает  инфинитив в роли глагола  изъявительного наклонения и  фразеологические глагольные сочетания , которым присуще значение действия:

  • Как его ни спрашивают, а он  молчать себе (молчит).
  • Будешь ты ещё мне  тянуть душу !
  • Витя вечно  витает в облаках !
  • Не выходите из себя  по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое (СГС)   СГС 1    =      вспомогательный глагол   +   инфинитив   со значением 1) начала, конца, продолжения    действия:    Он  начал кашлять . 2) желательности, необходимости,  возможности    действия: Надо учиться  языку.  Никто не сможет нас согнуть в бараний рог . (К. Пауст.) 3) эмоциональной оценки  действия :          Я люблю читать . СГС 2 =  краткое прилаг.   + инфинитив.          Она рада его видеть .

Составное глагольное сказуемое (СГС)

  • СГС 1    =      вспомогательный глагол   +   инфинитив   со значением
  • 1) начала, конца, продолжения    действия:    Он  начал кашлять .
  • 2) желательности, необходимости,  возможности    действия:
  • Надо учиться  языку. Никто не сможет нас согнуть в бараний рог . (К. Пауст.)
  • 3) эмоциональной оценки  действия :          Я люблю читать .
  • СГС 2 =  краткое прилаг.   + инфинитив.          Она рада его видеть .
Вспомогательные глаголы в СГС В качестве вспомогательного глагола используются: 1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия начать стать приниматься продолжать кончать прекратить Бросить и др.  Например: Генри  перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).

Вспомогательные глаголы в СГС

В качестве вспомогательного глагола используются:

1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия

  • начать
  • стать
  • приниматься
  • продолжать
  • кончать
  • прекратить
  • Бросить и др.

Например: Генри  перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).

Вспомогательные глаголы в СГС  2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности хотеть мочь желать уметь намереваться надеяться ухитряться стремиться думать мечтать  Например: К концу лета он  ухитрился  всё-таки  купить  у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (А. Толстой).

Вспомогательные глаголы в СГС

2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности

  • хотеть
  • мочь
  • желать
  • уметь
  • намереваться
  • надеяться
  • ухитряться
  • стремиться
  • думать
  • мечтать

Например: К концу лета он  ухитрился  всё-таки  купить  у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (А. Толстой).

Вспомогательные глаголы в СГС  3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние любить бояться страшиться стыдиться стесняться   решиться осмелиться ненавидеть Привыкать и др.  Например: Мне стало жаль старика, я твердо  решил остаться  в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо).

Вспомогательные глаголы в СГС

3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние

  • любить
  • бояться
  • страшиться
  • стыдиться
  • стесняться
  •   решиться
  • осмелиться
  • ненавидеть
  • Привыкать и др.

Например: Мне стало жаль старика, я твердо  решил остаться  в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо).

Вспомогательные глаголы в СГС  4. некоторые безличные глаголы следует стоит требуется  и др.  Например: Да, над этим решительно  следует подумать  (Александр Беляев).

Вспомогательные глаголы в СГС

4. некоторые безличные глаголы

  • следует
  • стоит
  • требуется  и др.

Например: Да, над этим решительно  следует подумать  (Александр Беляев).

Вспомогательные глаголы в СГС  5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением рад горазд согласен нужен должен намерен готов способен и др.  Например: Нужно выбирать ту профессию, в которой ты  способен проявить  все силы души (В. Каверин).

Вспомогательные глаголы в СГС

5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением

  • рад
  • горазд
  • согласен
  • нужен
  • должен
  • намерен
  • готов
  • способен и др.

Например: Нужно выбирать ту профессию, в которой ты  способен проявить  все силы души (В. Каверин).

Вспомогательные глаголы в СГС  6. слова состояния можно нельзя надо.  Например: По праздникам  можно было понежиться  в постели подольше (Борис Пастернак).

Вспомогательные глаголы в СГС

6. слова состояния

  • можно
  • нельзя
  • надо.

Например: По праздникам  можно было понежиться  в постели подольше (Борис Пастернак).

Обратите внимание! Пойду в огород (зачем?)  собрать  зелени (обстоятельство). Мама попросила Машу  (о чём?) быстрее  собираться  в школу (дополнение).  В этих примерах ИНФИНИТИВ не является СГС!

Обратите внимание!

  • Пойду в огород (зачем?)  собрать  зелени (обстоятельство).
  • Мама попросила Машу  (о чём?) быстрее  собираться  в школу (дополнение).

В этих примерах ИНФИНИТИВ не является СГС!

Составное именное сказуемое (СИС)  Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.  глагол-связка    быть    (в наст. вр. может отсутствовать)  +   именная часть 1)  являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться: Вода была теплая . Вода казалось теплой . 2) со значением   движения, положения в пространстве. Осень пришла дождливая, холодная. сидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить .

Составное именное сказуемое (СИС)

Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.

  • глагол-связка    быть    (в наст. вр. может отсутствовать)  +   именная часть
  • 1)  являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться:
  • Вода была теплая . Вода казалось теплой .
  • 2) со значением   движения, положения в пространстве. Осень пришла дождливая, холодная.
  • сидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить .
Найти СИС Он был похож на маму (Борис Пастернак). Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин). И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой). С этой минуты стало ясно, кто  является главным человеком в доме (Вениамин Каверин). Море было спокойно, и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн). Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама). Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой). Доброта — качество, излишек которого не вредит (Д. Голсуорси). Мать лежала спокойная, такая же бледная, как всегда (Вениамин Каверин). Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Найти СИС

  • Он был похож на маму (Борис Пастернак).
  • Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
  • И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
  • С этой минуты стало ясно, кто  является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
  • Море было спокойно, и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
  • Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
  • Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
  • Доброта — качество, излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
  • Мать лежала спокойная, такая же бледная, как всегда (Вениамин Каверин).
  • Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя