СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к выполнению задания 3 на ЕГЭ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к выполнению задания 3 на ЕГЭ по русскому языку.»

Задание 1-3 ЕГЭ  ( Средства связи предложений в тексте, контекстное определение лексического значения многозначных слов, тексты различных стилей и жанров) Составила учитель русского языка и литературы МБОУ

Задание 1-3 ЕГЭ ( Средства связи предложений в тексте, контекстное определение лексического значения многозначных слов, тексты различных стилей и жанров)

Составила учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа № 73" Масайло Е.В.

Без Сергея Павловича Королёва не было бы полёта Гагарина в космос,

не было бы луноходов и орбитальных станций, которые исследуют и дальние

миры , и наблюдают за тем, что происходит на Земле. Выдающийся конструктор

прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из

самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики. Выдающийся

конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и

многие известные ученые, родился в учительской семье. Произошло это 12

января 1907 года в Житомире. Позже Сергей переехал в Одессу и ещё

подростком понял, что его жизнь будет связана с небом.

Летом он часто пропадал в Одесском порту, (…) базировался отряд

главного управления военно-воздушного флота. Учился собирать и разбирать

авиамоторы, ремонтировать фюзеляжи. Иногда лётчики брали

любознательного парня в полёт. А дома он чертил схемы собственного планера.

После школы будущий отец советской космонавтики поступил в Киевский политех, а в 1926-м перебрался в Москву, в МВТУ имени Баумана.

Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева, прочил ему

большое будущее как авиаконструктору. Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: Осоавиахим одобрил проект ещё до защиты и выделил деньги на его постройку.

Стили речи  1. Научный стиль Признаки: 1. Задача - сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации. 2. Минимальное использование (почти отсутствуют) художественные средства выразительности. 3. Используются слова в прямом значении (редко употребляются слова в переносном значении) 4. Использование терминов, общенаучной лексики, в том числе научной фразеологии (

Стили речи

1. Научный стиль

Признаки:

1. Задача - сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.

2. Минимальное использование (почти отсутствуют) художественные средства выразительности.

3. Используются слова в прямом значении (редко употребляются слова в переносном значении)

4. Использование терминов, общенаучной лексики, в том числе научной фразеологии ("солнечное сплетение", "прямой угол". "глухие согласные")

5. Логичность изложения, выводы вытекают из содержания.

6. Слабая выраженность (или отсутствие) личности автора (нет авторских оценок, объективная (не субъективная) оценка).

 Маслина – это род вечнозеленых деревьев и кустраников семейства маслиновых. Выращивают маслину в основном для получения оливкового масла. В мякоти ... плодов содержится 25-80 процентов невысыхающего масла, поэтому эти плоды и называют маслинами.  В зависимости от качества и способа получения масла различают первые фракции – оливковое масло, которое используют в пищу, в консервной промышленности и для лекарственных целей, и вторые фракции – низшие сорта масла, носящие название

Маслина – это род вечнозеленых деревьев и кустраников семейства маслиновых. Выращивают маслину в основном для получения оливкового масла. В мякоти ... плодов содержится 25-80 процентов невысыхающего масла, поэтому эти плоды и называют маслинами.

В зависимости от качества и способа получения масла различают первые фракции – оливковое масло, которое используют в пищу, в консервной промышленности и для лекарственных целей, и вторые фракции – низшие сорта масла, носящие название "деревянное масло" и используемые в мыловарении и в технике.

Плоды маслины солят, маринуют, консервируют. Их используют как лекарство. Греческие крестьяне говорят о том, что не принимают антибиотики при простуде и лечат её маслинами. Они смешивают 100 граммов маслин без косточек с соком 1 лимона 1 столовой ложки меда и несколькими зубчиками чеснока.

При переработке маслин остается жмых. Из него можно получать древесный уголь, уксус и деготь. Кроме того, жмых скармливают скоту и используют как топливо для обогрева домов.

2. Официально-деловой стиль (жанры: законы, инструкции, приказы, протоколы, заявления, справки, договоры, отчеты...) Признаки: 1. Отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, строгость, официальность. 2. Отсутствие средств художественной выразительности, разговорной лексики, обезличенность. 3. Употребление канцеляризмов (

2. Официально-деловой стиль (жанры: законы, инструкции, приказы, протоколы, заявления, справки, договоры, отчеты...)

Признаки:

1. Отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, строгость, официальность.

2. Отсутствие средств художественной выразительности, разговорной лексики, обезличенность.

3. Употребление канцеляризмов ("вышеизложенный", "нижеподписавшиеся", "лесной массив" (вместо "лес"), "производить поливку" (вместо "поливать"), "находился в состоянии алкогольного опьянения" вместо "был пьян"), договор вступет в силу, оказание материальной помощи)

4. Шаблонность конструкций, сухость изложения.

5. Использование юридической, экономической, технической терминологии.

6. Ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы.

1. Зритель обязан занять место согласно приобретённому билету. Во время нахождения в театре зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности.

2. Начало детских спектаклей в 11:00 в будние дни и в 12:00 в выходные дни, начало вечерних спектаклей в 19:00 в будние дни и в 16:00, 18:00 в выходные и праздничные дни.

3. Вход зрителей в театр, работа персонала и буфета начинается за 30 минут до начала спектакля. Вход в зрительный зал — после первого звонка (за 15 минут до начала представления). После третьего звонка вход в зрительный зал осуществляется только через первую по ходу дверь. Необходимо занять место,

предложенное билетёром, а в антракте пересесть на место, указанное в билете.

4. Вход в зрительный зал в верхней одежде и головном уборе запрещён. В зрительном зале, как и в здании театра в целом, созданы комфортные условия для получения услуги, в частности рабочая система вентиляции, кондиционирования и рабочая система отопления в зимний период.

5. Вход в зрительный зал с напитками и едой запрещён.

6. В соответствии с ч. IV ГК РФ спектакли театра являются интеллектуальной собственностью театра и постановщиков. обеспечения охраны авторских прав фото-, кино-, видео-, телесъёмки, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации театра

запрещены.

Признаки: 1. Используется в средствах массовой информации, общественно-публицистической литературе, в общественной жизни, культуре и т.д. 2. Широко используется лексика, соответствующая той теме или проблеме, которой посвящен текст. Лексика общеупотребительная. 3. Широкое использование языковых средств: художественные средства выразительности. 4. Употребление вопросительных, восклицательных предложений, обращений ( в том числе обращений к публике

Признаки:

1. Используется в средствах массовой информации, общественно-публицистической литературе, в общественной жизни, культуре и т.д.

2. Широко используется лексика, соответствующая той теме или проблеме, которой посвящен текст. Лексика общеупотребительная.

3. Широкое использование языковых средств: художественные средства выразительности.

4. Употребление вопросительных, восклицательных предложений, обращений ( в том числе обращений к публике "задумайтесь, вспомните..."), цитат.

5. Ярко выражена авторская позиция.

6. Актуальность текста.

7. Призывность, оценочность, образность, эмоциональность , логичность текста.

3. Публицистический стиль

Жанры: интервью, заметка, репортаж, статья ...

Создание искусственного разума – одна из главных задач и ближайших

перспектив современной цивилизации. Чтобы научить машину мыслить,

человеку нужно поделиться с ней секретами творческого мышления. Более

того, человеку нужно научить её пользоваться приёмами творческого

мышления, чтобы искусственный интеллект приобрёл способность к

саморазвитию и мог в перспективе превзойти человеческий.

Научить машину мыслить трудно прежде всего потому, что она слишком много знает и помнит, её информационные ресурсы способны превысить ресурсы мозга человека. Все факты и их комбинации у машины уже «в голове». Зачем же придумывать новое? Машина, особенно если это современный мощный компьютер на квантовой основе, – сверхэрудит. В её огромной, практически безграничной памяти есть не только все когда-либо и кем-либо созданные тексты, но и все параметры элементарных частиц, составляющих Вселенную, их свойства и отношения. О чём же ей мыслить, если она и так уже всё знает? Может быть, вообще мышление – следствие ограниченности человеческого знания, своеобразный компенсаторный механизм, развившийся из-за нехватки информации? если это так, то именно эта благословенная нехватка привела к эволюции природы человека, к созданию цивилизации («несчастье помогло»).

1. Образность, эмоциональность, выразительность. 2. Использование слов широкой сферы употребления, речевая многозначность слова, синонимия на всех языковых уровнях. 3. Употребление фигур речи: анафоры, антитезы, инверсии, параллелизма и т.д. 4. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию. 4. Стиль художественной литературы

1. Образность, эмоциональность, выразительность.

2. Использование слов широкой сферы употребления, речевая многозначность слова, синонимия на всех языковых уровнях.

3. Употребление фигур речи: анафоры, антитезы, инверсии, параллелизма и т.д.

4. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.

4. Стиль художественной литературы

Из Дариала отправились мы к Казбеку. Мы увидели Троицкие ворота (арка, образованная в скале взрывом пороха) — под ними шла некогда дорога, а ныне протекает Терек, часто меняющий своё русло.

Недалеко от селения Казбек переехали мы через Бешеную балку, овраг, во время сильных дождей превращающийся в яростный поток. В это время он был совершенно сух и громок одним своим именем. Деревня Казбек находится у подошвы горы Казбек и принадлежит князю Казбеку. Князь, мужчина

лет сорока пяти, ростом выше преображенского флигельмана*. Мы нашли его в духане (так называются грузинские харчевни, которые гораздо беднее и не чище русских). В дверях лежал пузастый бурдюк (воловий мех), растопыря свои четыре ноги. Великан тянул из него чихирь и сделал мне несколько вопросов,

на которые отвечал я с почтением, подобаемым его званию и росту. Мы расстались большими приятелями. Скоро притупляются впечатления. Едва прошли сутки, и уже рёв Терека и его безобразные водопады, уже утёсы и пропасти не привлекали внимания. Нетерпение доехать до Тифлиса исключительно овладело мною. Я столь же равнодушно ехал мимо Казбека, как некогда плыл мимо Чатырдага. Правда и то, что дождливая и туманная погода мешала мне видеть его снеговую груду, по выражению поэта, подпирающую небосклон.

1. Использование разговорной и просторечной лексики. 2. Преобладание диалога (краткие реплики в нём). 3. Использование речевых этикетных формул: здравствуй, доброе утор и т.д. 4. Частое использование фразеологизмов. 5. Использование лаконичных фраз, простых предложений. 6. Использование слов с оценочным словообразовательным суффиксом и т.д. 5. Разговорный стиль

1. Использование разговорной и просторечной лексики.

2. Преобладание диалога (краткие реплики в нём).

3. Использование речевых этикетных формул: здравствуй, доброе утор и т.д.

4. Частое использование фразеологизмов.

5. Использование лаконичных фраз, простых предложений.

6. Использование слов с оценочным словообразовательным суффиксом и т.д.

5. Разговорный стиль

Олег. Можно? Юлия Михайловна. А-а… Олег… Входите. Садитесь. Я сейчас… Олег. Какая у вас библиотека хорошая… Юлия Михайловна. А вы не были у меня разве? Так себе. Ничего. Ой, устала печатать. Олег. Много работы? Юлия Михайловна. Я книгу сейчас заканчиваю. Первую… Волнуюсь ужасно. Олег. А что за книга? Юлия Михайловна. «Рассказы из истории». Вы что маячите, Олег? Садитесь. Олег. У вас дела… Я вас задерживаю… Юлия Михайловна. Нет, нет, Олег. Если только вы спешите… Я как пришла – три часа печатала. Отдохнуть надо… Садитесь посидите. Потреплемся. Хотите печенья? Берите, не стесняйтесь. Олег. Мне неловко как-то… Вдруг я вас задерживаю… Я ведь только за книгой… Юлия Михайловна. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и  выгоню. У меня работы – непочатый край. Олег. Мне у вас нравится… Столько книг… Бумаги… Машинка пишущая…Необычно… Юлия Михайловна. Вы хотите сказать – для женщины необычно. А я, знаете ли, Олег, лет до тридцати дурака валяла. А вот сейчас опомнилась – хочется упущенное наверстать. У вас завтра последний экзамен? Олег. Да.

Олег. Можно?

Юлия Михайловна. А-а… Олег… Входите. Садитесь. Я сейчас…

Олег. Какая у вас библиотека хорошая…

Юлия Михайловна. А вы не были у меня разве? Так себе. Ничего. Ой, устала печатать.

Олег. Много работы?

Юлия Михайловна. Я книгу сейчас заканчиваю. Первую… Волнуюсь ужасно.

Олег. А что за книга?

Юлия Михайловна. «Рассказы из истории». Вы что маячите, Олег? Садитесь.

Олег. У вас дела… Я вас задерживаю…

Юлия Михайловна. Нет, нет, Олег. Если только вы спешите… Я как пришла – три часа печатала. Отдохнуть надо… Садитесь посидите. Потреплемся. Хотите печенья? Берите, не стесняйтесь.

Олег. Мне неловко как-то… Вдруг я вас задерживаю… Я ведь только за книгой…

Юлия Михайловна. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и выгоню. У меня работы – непочатый край.

Олег. Мне у вас нравится… Столько книг… Бумаги… Машинка пишущая…Необычно…

Юлия Михайловна. Вы хотите сказать – для женщины необычно. А я, знаете ли, Олег, лет до тридцати дурака валяла. А вот сейчас опомнилась – хочется упущенное наверстать. У вас завтра последний экзамен?

Олег. Да.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!