СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению "Приемы и методы подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку"содержит разнообразный иллюстративный материал.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку»

Приемы и методы подготовки учащихся  к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку Алексеева Светлана Павловна, МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приемы и методы подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку

Алексеева Светлана Павловна, МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

Этапы работы учителя с учащимися Диагностика: выявление пробелов в знаниях школьников и составление индивидуальной программы повторения. Организация изучения нового и закрепления пройденного материала. Вспоминаем теорию + выполняем практические задания. Контроль усвоения учебного материала.

Этапы работы учителя с учащимися

  • Диагностика: выявление пробелов в знаниях школьников и составление индивидуальной программы повторения.
  • Организация изучения нового и закрепления пройденного материала. Вспоминаем теорию + выполняем практические задания.
  • Контроль усвоения учебного материала.
Пособия, папки, тесты

Пособия, папки, тесты

Приемы актуализации знаний алгоритмы; карты памяти (диаграммы связей); различные схемы; лайфхаки и приемы мнемотехники. Лайфхаки – полезные советы, «хитрости», которые помогают облегчить или ускорить процесс запоминания того или иного правила, выполнения задачи. Мнемотехника –совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).

Приемы актуализации знаний

  • алгоритмы;
  • карты памяти (диаграммы связей);
  • различные схемы;
  • лайфхаки и приемы мнемотехники.
  • Лайфхаки – полезные советы, «хитрости», которые помогают облегчить или ускорить процесс запоминания того или иного правила, выполнения задачи.
  • Мнемотехника –совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).
Задание 4 . Орфоэпия.   Попробуем запомнить: ЧАт отключАт (переключАт, включАт). Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть . Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть. Петя в знаниях фенОмен , в «двойке» мальчик не винОвен. БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки. Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр.

Задание 4 . Орфоэпия.

  • Попробуем запомнить:
  • ЧАт отключАт (переключАт, включАт).
  • Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть .
  • Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.
  • Петя в знаниях фенОмен , в «двойке» мальчик не винОвен.
  • БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки.
  • Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр.

 Задание 4 .   Шуточные (мнемонические) стихи У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт. В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший . В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно . Лошадь долго в стойле ржАла : КлАра корм её укрАла , Горсть овса за щёку клАла , А потом постель постлАла , Лошадь за овсом послАла . Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись . ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть .

Задание 4 .

  • Шуточные (мнемонические) стихи
  • У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт.
  • В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший .
  • В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно .

Лошадь долго в стойле ржАла :

КлАра корм её укрАла ,

Горсть овса за щёку клАла ,

А потом постель постлАла ,

Лошадь за овсом послАла .

  • Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись .
  • ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть .
Задание 11. Правописание некоторых суффиксов Наречия Имена существительные Фраза: « я Т о Ж е ЗД е С ь »-содержит все согласные, после которых пишется суффикс – ЧИК . переплет ЧИК налад ЧИК перебеж ЧИК перевоз ЧИК разнос ЧИК

Задание 11. Правописание некоторых суффиксов

Наречия

Имена существительные

  • Фраза: « я Т о Ж е ЗД е С ь »-содержит все согласные, после которых пишется суффикс – ЧИК .
  • переплет ЧИК
  • налад ЧИК
  • перебеж ЧИК
  • перевоз ЧИК
  • разнос ЧИК
Суффиксы причастий   Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш . А вот страдательные – нет . А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время.  Настоя Щ ее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ . А про Ш едшее – это суффикс с буквой Ш – вш, ш .

Суффиксы причастий

  • Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш . А вот страдательные – нет .
  • А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время.
  • Настоя Щ ее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ . А про Ш едшее – это суффикс с буквой Ш – вш, ш .
Задание 12. Правописание суффиксов глаголов и причастий (зависимость от спряжения глаголов) . Фрагмент памятки: 1. Запомнить: движИМый (образовано не от двигать, а от устаревшего глагола движити ); мучИть (некоторые пишут с ошибкой - мучАть (разг.). 2. Правописание -ЕТЕ, -ИТЕ. Следует различать глаголы изъявительного и повелительного наклонения: Изъявительное наклонение . I спр. - ЕТЕ : Завтра вы пишЕТЕ (писАть) диктант; Вы прыгнЕТЕ (прыгнУТЬ) выше полутора метров?  II спр. -ИТЕ : Вы меня этим расстроИТЕ (расстроИТЬ) Повелительное наклонение - -ИТЕ (пишИТЕ аккуратно; сидИТЕ тихо; скорее прыгнИТЕ со ступеньки)

Задание 12. Правописание суффиксов глаголов и причастий (зависимость от спряжения глаголов) .

Фрагмент памятки:

1. Запомнить: движИМый (образовано не от двигать, а от устаревшего глагола движити ); мучИть (некоторые пишут с ошибкой - мучАть (разг.).

2. Правописание -ЕТЕ, -ИТЕ. Следует различать глаголы изъявительного и повелительного наклонения:

Изъявительное наклонение .

I спр. - ЕТЕ : Завтра вы пишЕТЕ (писАть) диктант; Вы прыгнЕТЕ (прыгнУТЬ) выше полутора метров?

II спр. -ИТЕ : Вы меня этим расстроИТЕ (расстроИТЬ)

Повелительное наклонение - -ИТЕ (пишИТЕ аккуратно; сидИТЕ тихо; скорее прыгнИТЕ со ступеньки)

Лайфхак к 12 заданию: гласные в каждом слове данной фразы соответствуют безударным гласным в окончаниях глаголов) Ц е л ую , м и л ая

Лайфхак к 12 заданию: гласные в каждом слове данной фразы соответствуют безударным гласным в окончаниях глаголов)

  • Ц е л ую , м и л ая
Шпаргалки как способ передачи информации в сжатом виде

Шпаргалки как способ передачи информации в сжатом виде

Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ Выделите грамматическую основу . Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения, поскольку их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами. Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены , которые присутствуют в предложении. Вспомните правила, при которых ставится запятая, и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными членами.  Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами .  Совет: лучше всего нарисовать схему однородных членов на листке, чтобы не запутаться в запятых. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП . Выпишите ответ. В качестве ответа выступают цифры, записанные в произвольном порядке (от 2 до 4).

Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ

  • Выделите грамматическую основу . Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения, поскольку их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами.
  • Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены , которые присутствуют в предложении. Вспомните правила, при которых ставится запятая, и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными членами.
  • Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами . Совет: лучше всего нарисовать схему однородных членов на листке, чтобы не запутаться в запятых.
  • Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП .
  • Выпишите ответ. В качестве ответа выступают цифры, записанные в произвольном порядке (от 2 до 4).
«Секретная» техника «ТОНОТАК» (задание 20) На стыке двух союзов в сложной синтаксической конструкции запятая не ставится , если у подчинительных союзов ЕСЛИ и ХОТЯ есть продолжения: ТО, НО, ТАК. Если же ТОНОТАК отсутствует, запятая ставится! Если «ДА» (есть слова ТО, НО, ТАК), то «НЕТ» (запятой) - если «НЕТ», то «ДА»! Примеры: Д.С.Лихачев писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придет понимание окружающего мира. Д.С.Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придет понимание окружающего мира.

«Секретная» техника «ТОНОТАК» (задание 20)

  • На стыке двух союзов в сложной синтаксической конструкции запятая не ставится , если у подчинительных союзов ЕСЛИ и ХОТЯ есть продолжения: ТО, НО, ТАК. Если же ТОНОТАК отсутствует, запятая ставится!
  • Если «ДА» (есть слова ТО, НО, ТАК), то «НЕТ» (запятой) - если «НЕТ», то «ДА»!
  • Примеры: Д.С.Лихачев писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придет понимание окружающего мира.
  • Д.С.Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придет понимание окружающего мира.
Техника «21+» (задание 21)  Автор – Александр Долгих Нужно посмотреть, сколько предложений в тексте, и пронумеровать их на черновике (в столбик). Рядом с номером предложения указать его тип (БСП, СПП, простое, ССП и другие) Выбрать те предложения, в которых встретились одинаковые пунктограммы. Типичная ошибка - выбирать абсолютно одинаковые предложения и на этом заканчивать поиск верных ответов. Бдительности не теряем!

Техника «21+» (задание 21) Автор – Александр Долгих

  • Нужно посмотреть, сколько предложений в тексте, и пронумеровать их на черновике (в столбик).
  • Рядом с номером предложения указать его тип (БСП, СПП, простое, ССП и другие)
  • Выбрать те предложения, в которых встретились одинаковые пунктограммы. Типичная ошибка - выбирать абсолютно одинаковые предложения и на этом заканчивать поиск верных ответов. Бдительности не теряем!
Электронные образовательные ресурсы: 4ege.ru/udarenie/ открытый банк заданий ЕГЭ  https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege сайты «Решу ЕГЭ», «Незнайка»: https://ege.sdamgia.ru   https://neznaika.info/ege/russian/ https:// egerus.ru/onlineTest.html

Электронные образовательные ресурсы:

  • 4ege.ru/udarenie/
  • открытый банк заданий ЕГЭ https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  • сайты «Решу ЕГЭ», «Незнайка»:
  • https://ege.sdamgia.ru
  •   https://neznaika.info/ege/russian/
  • https:// egerus.ru/onlineTest.html