1. Языковые СРЕДСТВА
Синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками
лексического значения и употреблением в речи ( большой, огромный, громадный)
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (свет – тьма)
Иногда слова, не являющиеся в языке синонимами и антонимами, становятся таковыми в тексте. Их называют контекстными или контекстуальными синонимами и антонимами.
Пример: характеризуя противоречивость творчества, души, внешности М Цветаевой, Е.Тагер использует
контекстные антонимы: хрупкость – сила, эмоциональность – мысль, парижские туалеты –
суровый свитер.
Я давно не видел Антона. Как мальчик вырос за эти годы! - контекстные синонимы
Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности ( свёкла – бурак).
Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определённой профессии, специальности (вокализ).
Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других языков ( брифинг).
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления ( очи –глаза, взираю – смотрю).
Неологизмы – новые слова, возникающие в языке ( космохимик, компьютер).
Встречаются авторские неологизмы – слова, придуманные автором.
Пример: В.Маяковский о солнце – златолобо; тупая сонница.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом
( не видно ни зги – ничего; работать спустя рукава – плохо).
Парцелляция – членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы ( У Ольги беда тут случилась. Большая.)
Просторечная лексика - На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены, а те, что вытиснены, враньё.
Слово разговорного стиля - И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет
получше.
Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, и т.д.
2.ТРОПЫ
Гипербола – преувеличение ( в сто сорок солнц закат пылал)
Литота – непомерное преуменьшение ( Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить)
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух
предметов или явлений ( Щёки на морозе горят)
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании
внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:
а) между содержимым и содержащим (Съел три тарелки)
б) между автором и его произведением (…Белинского и Гоголя с базара понесёт)
в) между предметом и материалом, из которого предмет сделан ( Не то на серебре – на
золоте едал)
г) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)
Синекдоха – разновидность метонимии, употребление названия целого вместо названия части, общего вместо
частного и наоборот (Все флаги будут в гости к нам – вместо корабли; И слышно было до рассвета,
как ликовал француз – вместо французы)
Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ ( о чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безмолвно?)
Перифраза – оборот, состоящий в замене предмета или явления описанием их существенных признаков или
указанием на их характерные черты ( автор «Мёртвых душ» - вместо Гоголя, царь зверей – вместо
льва)
Сравнение – приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Могут быть
сравнительные союзы как, будто, словно, точно ( Закружилась листва золотая, словно бабочек
лёгкая стая); глагол + сущ. в твор. пад.( Радость ползёт улиткой); сравнительная форма
прилагательного ( Под ним струя светлей лазури)
Эпитет – образное определение ( Мороз-воевода; Гордо реет Буревестник; Ласковое солнце)
3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков , из которых состоит высказывание
( Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза)
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются
противоположные понятия ( Где стол был яств, там гроб стоит)
Градация – фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит
усиливающее( реже уменьшающееся) значении, благодаря чему создаётся нарастание ( реже
ослабление) производимого им впечатления ( Осенью степи изменяются и получают свой
особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид)
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок
слов для усиления выразительности (Вывели лошадей. Не понравились они мне)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного
подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, при повторении союза между
сочинёнными предложениями, для усиления выразительности речи ( Тонкий дождь сеялся и на
леса, и на поля, и на широкий Днепр)
Бессоюзие(или асиндетон) - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, с целью придать высказыванию стремительность
( Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…)
Оксюморон – фигура, сочетающая контрастные, противоположные по значению слова ( честный вор)
Период – отличающееся завершённой полнотой выражения мысли объёмное сложное синтаксическое построение – предложение, многострочная строфа, целое стихотворение (М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи ( Молодым
везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт)
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, с целью привлечения внимания ( Знаете ли вы
украинскую ночь?)
Риторическое восклицание – служит для усиления эмоционального восприятия ( О, город! О, ветер! О, снежные
бури!)
Риторическое обращение – фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу,
негодование, жалобу, приветствие и т.д., обращённых автором к людям, природе или к
самому себе (Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать)
Умолчание – оборот, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном (Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть)
Эллипсис – фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения
(Офицер – из пистолета, Тёркин – в мягкое штыком)
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков( предложений) (Мне бы хотелось
знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Ряды однородных членов - Йога включает в себя обилие тем и направлений мысли - это и новые принципы медицины, и новый подход к науке, и новая экология, построенная на улавливании тончайших связей между человеком и природой.
Неполные предложения - С туристским автоматизмом полезли мы к неизвестной нам цели. Все,
кроме одного.
5. Другие средства выразительности
Аллитерация - приём звукописи: усиление выразительности стиха или прозы повторением согласных звуков( иногда с соответствующими гласными). Пример: И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов - сочетания ЛЕ, Ш передают лепет листвы и шуршание листьев под ногами)
4