СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к заданию № 7 ОГЭ русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке учащимся предлагается теоретический материал для подготовки к 7 заданию тестовой части ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к заданию № 7 ОГЭ русский язык»

1. Языковые СРЕДСТВА

Синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками

лексического значения и употреблением в речи ( большой, огромный, громадный)

Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (свет – тьма)

Иногда слова, не являющиеся в языке синонимами и антонимами, становятся таковыми в тексте. Их называют контекстными или контекстуальными синонимами и антонимами.

Пример: характеризуя противоречивость творчества, души, внешности М Цветаевой, Е.Тагер использует

контекстные антонимы: хрупкость – сила, эмоциональность – мысль, парижские туалеты –

суровый свитер.

Я давно не видел Антона. Как мальчик вырос за эти годы! - контекстные синонимы

Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности ( свёкла – бурак).

Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определённой профессии, специальности (вокализ).


Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других языков ( брифинг).


Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления ( очи –глаза, взираю – смотрю).


Неологизмы – новые слова, возникающие в языке ( космохимик, компьютер).

Встречаются авторские неологизмы – слова, придуманные автором.

Пример: В.Маяковский о солнце – златолобо; тупая сонница.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом

( не видно ни зги – ничего; работать спустя рукава – плохо).


Парцелляция членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы ( У Ольги беда тут случилась. Большая.)


Просторечная лексика - На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены, а те, что вытиснены, враньё.


Слово разговорного стиля - И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет

получше.

Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, и т.д.



2.ТРОПЫ


Гипербола – преувеличение ( в сто сорок солнц закат пылал)

Литота – непомерное преуменьшение ( Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить)

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух

предметов или явлений ( Щёки на морозе горят)


Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании

внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

а) между содержимым и содержащим (Съел три тарелки)

б) между автором и его произведением (…Белинского и Гоголя с базара понесёт)


в) между предметом и материалом, из которого предмет сделан ( Не то на серебре – на

золоте едал)

г) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)


Синекдоха – разновидность метонимии, употребление названия целого вместо названия части, общего вместо

частного и наоборот (Все флаги будут в гости к нам – вместо корабли; И слышно было до рассвета,

как ликовал француз – вместо французы)


Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ ( о чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безмолвно?)


Перифраза – оборот, состоящий в замене предмета или явления описанием их существенных признаков или

указанием на их характерные черты ( автор «Мёртвых душ» - вместо Гоголя, царь зверей – вместо

льва)

Сравнение – приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Могут быть

сравнительные союзы как, будто, словно, точно ( Закружилась листва золотая, словно бабочек

лёгкая стая); глагол + сущ. в твор. пад.( Радость ползёт улиткой); сравнительная форма

прилагательного ( Под ним струя светлей лазури)


Эпитет – образное определение ( Мороз-воевода; Гордо реет Буревестник; Ласковое солнце)

3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:

Анафора повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков , из которых состоит высказывание

( Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза)


Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются

противоположные понятия ( Где стол был яств, там гроб стоит)

Градация – фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит

усиливающее( реже уменьшающееся) значении, благодаря чему создаётся нарастание ( реже

ослабление) производимого им впечатления ( Осенью степи изменяются и получают свой

особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид)


Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок

слов для усиления выразительности (Вывели лошадей. Не понравились они мне)


Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного

подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, при повторении союза между

сочинёнными предложениями, для усиления выразительности речи ( Тонкий дождь сеялся и на

леса, и на поля, и на широкий Днепр)

Бессоюзие(или асиндетон) - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, с целью придать высказыванию стремительность

( Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…)

Оксюморон – фигура, сочетающая контрастные, противоположные по значению слова ( честный вор)


Период – отличающееся завершённой полнотой выражения мысли объёмное сложное синтаксическое построение – предложение, многострочная строфа, целое стихотворение (М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи ( Молодым

везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт)


Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, с целью привлечения внимания ( Знаете ли вы

украинскую ночь?)


Риторическое восклицание – служит для усиления эмоционального восприятия ( О, город! О, ветер! О, снежные

бури!)


Риторическое обращение – фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу,

негодование, жалобу, приветствие и т.д., обращённых автором к людям, природе или к

самому себе (Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать)


Умолчание – оборот, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном (Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть)

Эллипсис – фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения

(Офицер – из пистолета, Тёркин – в мягкое штыком)


Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков( предложений) (Мне бы хотелось

знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)





4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Ряды однородных членов - Йога включает в себя обилие тем и направлений мысли - это и новые принципы медицины, и новый подход к науке, и новая экология, построенная на улавливании тончайших связей между человеком и природой.


Неполные предложения - С туристским автоматизмом полезли мы к неизвестной нам цели. Все,

кроме одного.


5. Другие средства выразительности


Аллитерация - приём звукописи: усиление выразительности стиха или прозы повторением согласных звуков( иногда с соответствующими гласными). Пример: И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов - сочетания ЛЕ, Ш передают лепет листвы и шуршание листьев под ногами)

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!