Просмотр содержимого документа
«Подготовка к заданию 1 итогового собеседования по русскому языку в 9 классе»
Готовимся
к итоговому собеседованию
по русскому языку
Задание 1
Чтение текста вслух
В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди... не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и все ещё не могу сказать, что достиг цели»
Задачи урока:
- Узнать содержание первого задания устного экзамена по русскому языку
- Вспомнить основные компоненты выразительного чтения
- Учиться навыкам выразительного чтения текста
Формулировка задания
- Выразительно прочитайте текст о … вслух
Тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России (прошлого и современности)
Навык чтения
Техническая сторона
Смысловая сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла текста Техническая сторона: темп чтения, правильность чтения, выразительность
Критерии оценивания чтения вслух
Интонация
ИЧ
Балл
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
1
Темп чтения
0
ТЧ
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Максимальное количество баллов за всё задание
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
1
0
2
Интонация чтения (ИЧ)
- Выдерживайте паузы (остановки) в конце предложений, между абзацами
- Выделяйте паузами в предложениях знаки препинания
- Выделяйте логическим ударением (силой голоса) ключевые слова и читайте их в замедленном темпе, а второстепенные слова – в ускоренном темпе
?
Зачем логическим ударением (силой голоса) необходимо выделить важное по значению слово в предложении?
Упражнение 1 Задача: поставить логическое ударение на выделенном слове
- Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
- Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
- Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
- Мы прочитали стихотворение Лермонтова .
Упражнение 2 Задача: прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка
Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина.
Темп чтения (ТЧ)
- Не торопитесь при чтении текста
- Не читайте слишком медленно и монотонно
- Выдерживайте средний темп речи
Упражнение 3 Задача: выразительно прочитать предложения, делая паузы на месте знака /
- Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
- Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
- Я остановился в недоумении, | оглянулся.
- Я остановился, | в недоумении оглянулся.
- Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
- Недавно побывавший в Австралии | ученый выступил с лекцией.
. Читайте медленно, с паузами.
Читайте быстро, без пауз
Карл у Клары / украл кораллы, /
а Клара у Карла / украла кларнет.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению Осмысление текста (практикум) 1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить как можно ярче то, о чём в нём говорится 2. Определите тему, основную мысль 3. Обратите внимание на слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, длинные и незнакомые слова 4. Подготовьте чтение текста вслух в соответствии с критериями оценивания задания 1
Успехов
в учёбе!