Тема: «Учимся писать сочинение-рассуждение части ЕГЭ по русскому языку» (задание 27) Цель: -дать учащимся понятие о характере 27 задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения-рассуждения; -познакомить учащихся со схемой сочинения, указанной в «Критериях оценки 27 задания», с критериями оценивания, с требованиями к написанию сочинения; -повторить сведения о рассуждении как типе речи; -развитие мышления, памяти, внимания; - воспитание ответственного отношения к внешней экспертизе. Тип урока: урок-лекция Формы деятельности: общеклассная, групповая; Методы урока: словесный, объяснительно-иллюстративный, аналитический; Ход урока: I. Орг.момент: тема, цель, оформление тетрадей II. Актуализация опорных знаний. -Что вы знаете о сочинении-рассуждении? -Какова композиция текста типа рассуждение? -Расскажите о тезисе, аргументах, выводе. III. Новый материал. -Лекция учителя: -Задание 27 предполагает наличие связного анализа предложенного текста по заданной схеме, указанной в «Критериях оценки 27 задания». На экзамене обычно встречаются тексты публицистического, художественного или научно-популярного стиля. Требования к сочинению: 1. Правильность формулировки проблемы; 2. Комментарии к сформулированной проблеме; 3. Правильность понимания позиции автора по отношению к проблеме; 4. Выражение учащимся собственного мнения (согласие\несогласие), аргументация; 5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения; 6. Точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм; 7. Соблюдение орфографических норм; 8. Соблюдение пунктуационных норм; 9. Соблюдение языковых норм, 10. Соблюдение речевых норм; 11. Соблюдение этических норм; 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале; Структура сочинения: 1. Вступление; 2. Формулировка проблемы; 3. Комментарии; 4. Позиция автора. 5. Выражение собственного мнения учащегося, аргументация; 5. Заключение. Проблема. Проблема – это то, что волнует автора, заставляет переживать его. Комментарии. В комментариях следует привести два примера-иллюстрации из предложенного для анализа текста, пояснить каждый пример ,указать и проанализировать смысловую связь. Позиция автора. Согласие/несогласие с автором текста. В этих абзацах следует проанализировать 2-3 мысли автора и выразить собственное отношение к поднятой проблеме и привести обоснование. Заключение – последний абзац сочинения. В нем следует подвести итоги всего анализа текста. -Знакомство с критериями оценивания сочинения (см. в Приложение КИМов под ред. «Просвещение», Москва, 2022) - Клише (шаблоны): 1. Формулировка проблемы: - (ФИО автора) в тексте (название статьи) обращает внимание читателей на проблему… - (ФИО автора) волнует проблема…(чего?)… 2. Позиция автора: - Автор считает…. - Автор занимает позицию… - Автор волнуется о… -Автор призывает … -Автор придерживается… 3. Собственное мнение: -Я полностью согласен с позицией автора … -Я поддерживаю автора… - Я также считаю… - Я также думаю… - Я на стороне автора… - Мы с автором единомышленники.. - Позиция автора мне близка… IV. Закрепление. -Работа с готовым сочинением: - Чтение исходного текста и сочинения; -Задание: 1. Работа по структуре сочинения – определение частей сочинения (вступление, формулировки проблемы, комментариев, позиции автора, выражение мнения ученика, аргументы, вывод); 2. Анализ правильности формулировки проблемы; 3 Комментарии к проблеме; V. Вывод урока: Итак, для сочинения обязательны: -анализ исходного текста; -логика изложения мысли; -связность изложения; -доказательность; -убедительное представление собственной точки зрения, аргументация. VI. Домашнее задание: - Письменный анализ готового сочинения по плану: 1. Правильность понимания позиции автора по отношению к проблеме; 2. Выражение учащимся собственного мнения (согласие\несогласие), аргумент; 3. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения; 4. Точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм; - Подготовить пересказ лекции. |