СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка крестьянской реформы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка крестьянской реформы»

Подготовка крестьянской реформы Урок 20 Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Подготовка крестьянской реформы

Урок 20

Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Цель урока: сформировать представление о  предпосылках и причинах отмены крепостного права в России;  уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.

Цель урока:

  • сформировать представление о

предпосылках и причинах отмены крепостного права в России;

  • уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.
Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые  годы царствования Александра II.

Основные знания:

  • предпосылки отмены крепостного права;
  • причины отмены крепостного права;
  • личность Александра II;
  • изменение общественных настроений после Крымской войны;
  • смягчение политического режима в первые

годы царствования Александра II.

Внутрипредметные и межпредметные связи курс «История России. XIX век», темы «Общественное движение в годы правления Николая I» и «Крымская война 1853—1856 гг.»; курс «Новая история», тема «Гражданская война в США. Отмена рабства. Закон о гомстедах».

Внутрипредметные и межпредметные связи

  • курс «История России. XIX век», темы «Общественное движение в годы правления Николая I» и «Крымская война 1853—1856 гг.»;
  • курс «Новая история», тема «Гражданская война в США. Отмена рабства. Закон о гомстедах».
Персоналии  Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна.

Персоналии

  • Александр II;
  • великий князь Константин Николаевич;
  • великая княгиня Елена Павловна.
Характеристика основных видов деятельности ученика   характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки  и причины отмены крепостного права; представлять характеристику (исторический портрет) Александра II, давать оценку его внутренней политике;  объяснять значение понятий: недоимки, политический режим.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки

и причины отмены крепостного права;

  • представлять характеристику (исторический портрет) Александра II, давать оценку его внутренней политике;
  • объяснять значение понятий: недоимки, политический режим.
План урока 1. Личность Александра II. 2. Предпосылки отмены крепостного права. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

План урока

1. Личность Александра II.

2. Предпосылки отмены крепостного права.

3. Причины отмены крепостного права.

4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

Личность Александра II « 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привёл страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но, во всяком случае, хоро- шо известно, что, умирая, Николай I сказал наследникупрестола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».  Какие же проблемы оставил Александру II его отец?»

Личность Александра II

« 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных

обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привёл страну на грань

катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но, во всяком случае, хоро-

шо известно, что, умирая, Николай I сказал наследникупрестола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов

и забот».

Какие же проблемы оставил Александру II его

отец?»

Проблема Какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Проблема

  • Какой же человек вступил на российский престол?
  • Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?
Александр II (1818—1881)  Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III). Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский. В 1841 г. Александр женился на принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии Гессен-Дармштадтской (в православии Мария Александровна). После смерти отца вступил на престол. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии —  Освободи́тель  (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля (3 марта) 1861 года и победой в Русско-турецкой войне (1877-1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Александр II (1818—1881)

Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III).

Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский.

В 1841 г. Александр женился на принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии Гессен-Дармштадтской (в православии Мария Александровна). После смерти отца вступил на престол.

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии —  Освободи́тель  (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля (3 марта) 1861 года и победой в Русско-турецкой войне (1877-1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Предпосылки отмены крепостного права Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество.

Предпосылки отмены крепостного права

  • Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву?
  • Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права.
  • Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество.

Каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права? В середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для от-  Почему они не решились отменить крепостное право? мены крепостного права, тем не менее принять решение о его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права?

Каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права?

В середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для от-

Почему они не решились отменить крепостное право?

мены крепостного права, тем не менее принять решение о его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права?

Причины отмены крепостного права  Стр. 134 учебника выписать в тетради причины отмены крепостного права Поражение России в Крымской войне Рост феодальных повинностей Рекрутские наборы в армию Опасность возникновения «пугачевщины» Распространение либеральных идей в русском обществе

Причины отмены крепостного права

Стр. 134 учебника выписать в тетради причины отмены крепостного права

  • Поражение России в Крымской войне
  • Рост феодальных повинностей
  • Рекрутские наборы в армию
  • Опасность возникновения «пугачевщины»
  • Распространение либеральных идей в русском обществе
Персоналии:Константин Николаевич  Константин Николаевич (9.IX.1827 - 13.I.1892) - русский великий князь, 2-й сын императора Николая I, генерал-адмирал. Предназначался к службе на флоте и воспитывался под руководством адмирала Ф. П. Литке. С 1850 года - член Государственного совета и председатель комитета по пересмотру морских уставов. Занимая умеренно-либеральные позиции. Будучи с 1857 года членом секретного комитета по крестьянскому делу, с 1860 года - председатель главного комитета по крестьянскому делу, участвовал в подготовке отмены крепостного права; позже поддерживал проведение судебной реформы 1864 года. В 1862-1863 годы - наместник Царства Польского; в обстановке роста национально-освободительного движения проводил половинчатую политику, вызвавшую недовольство как демократических, так и реакционных кругов. В 1865-1881 годы - председатель Государственного совета; был идеологом либеральной бюрократии; в 1866 году составил умеренный конституционный проект. С 1881 года в политической жизни не участвовал.

Персоналии:Константин Николаевич

Константин Николаевич (9.IX.1827 - 13.I.1892) - русский великий князь, 2-й сын императора Николая I, генерал-адмирал. Предназначался к службе на флоте и воспитывался под руководством адмирала Ф. П. Литке. С 1850 года - член Государственного совета и председатель комитета по пересмотру морских уставов. Занимая умеренно-либеральные позиции. Будучи с 1857 года членом секретного комитета по крестьянскому делу, с 1860 года - председатель главного комитета по крестьянскому делу, участвовал в подготовке отмены крепостного права; позже поддерживал проведение судебной реформы 1864 года. В 1862-1863 годы - наместник Царства Польского; в обстановке роста национально-освободительного движения проводил половинчатую политику, вызвавшую недовольство как демократических, так и реакционных кругов. В 1865-1881 годы - председатель Государственного совета; был идеологом либеральной бюрократии; в 1866 году составил умеренный конституционный проект. С 1881 года в политической жизни не участвовал.

Персоналии: Елена Павловна  Родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте. При рождении получила титул принцессы Вюртембергского дома. С 1832 года состояла шефом кирасирского полка, в 1860 переименованного Новгородский 10-й драгунский полк. Стремясь вызвать позитивный сдвиг в настроениях дворянства, в 1856 году выступила с инициативой освобождения крестьян в своём имении Карловка Полтавской губернии, включавшего 12 селений и деревень, 9090 десятин земли, с населением в 7392 мужчин и 7625 женщин. С управляющим, бароном Энгельгартом, был выработан план, — предусматривалось личное освобождение крестьян и наделение их землёй за выкуп. За свою деятельность по освобождению крестьян Великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte». Была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ».

Персоналии: Елена Павловна

Родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте. При рождении получила титул принцессы Вюртембергского дома. С 1832 года состояла шефом кирасирского полка, в 1860 переименованного Новгородский 10-й драгунский полк. Стремясь вызвать позитивный сдвиг в настроениях дворянства, в 1856 году выступила с инициативой освобождения крестьян в своём имении Карловка Полтавской губернии, включавшего 12 селений и деревень, 9090 десятин земли, с населением в 7392 мужчин и 7625 женщин. С управляющим, бароном Энгельгартом, был выработан план, — предусматривалось личное освобождение крестьян и наделение их землёй за выкуп. За свою деятельность по освобождению крестьян Великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte». Была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ».

Каковы же главные причины, побудившие Александра II заняться проблемой отмены крепостного права? Можно ли считать, что он был вынужден сделать это под напором крестьянских выступлений?

Каковы же главные причины, побудившие Александра II заняться проблемой отмены крепостного права?

Можно ли считать, что он был вынужден сделать это под напором крестьянских выступлений?

Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II . Однако не только проблема отмены крепостного права волновала русское общество. Огромное недовольство вызывали и политические порядки, сложившиеся при Николае I». Вспомните определение термина «политический режим», разъясните его суть на примере порядков, сло- жившихся при Николае I.

Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II .

Однако не только проблема отмены крепостного

права волновала русское общество. Огромное недовольство вызывали и политические порядки, сложившиеся при

Николае I».

Вспомните определение термина «политический режим», разъясните его суть на примере порядков, сло-

жившихся при Николае I.

Неприятие николаевских поряд- ков было столь велико, что Александр, несмотря на то, что самому ему эти порядки нравились, был вынужден уже в первые дни своего царствования значительно смягчить политический режим в стране. Прочитайте последний раз- дел параграфа. Почему он так называется? Подумайте, какое ещё понятие, активно используемое в современном политическом лексиконе, появилось в тот период. К.Лебедев. Встреча императора Александра II с крестьянами.

Неприятие николаевских поряд-

ков было столь велико, что Александр, несмотря на то, что самому ему эти порядки нравились, был вынужден уже

в первые дни своего царствования значительно смягчить политический режим в стране.

Прочитайте последний раз-

дел параграфа. Почему он так называется? Подумайте, какое

ещё понятие, активно используемое в современном политическом лексиконе, появилось в тот период.

К.Лебедев.

Встреча императора

Александра II с крестьянами.

Закрепление: установите причинно-следственные связи, расставив цифры в линейную схему: 3. Слабое развитие кариталистических отношений в деревне 1. Крепостная зависимость крестьян от помещиков 7. Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве 4. Тормоз в развитии капиталистической промышленности 2. Наемный труд не мог получить широкого распространения в деревне 6. Низкая покупательская способность населения 5. Узкий внутренний рынок

Закрепление: установите причинно-следственные связи, расставив цифры в линейную схему:

3. Слабое развитие кариталистических отношений в деревне

1. Крепостная зависимость крестьян от помещиков

7. Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве

4. Тормоз в развитии капиталистической промышленности

2. Наемный труд не мог получить широкого распространения в деревне

6. Низкая покупательская способность населения

5. Узкий внутренний рынок

Проблема Какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Проблема

  • Какой же человек вступил на российский престол?
  • Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?
Домашнее задание § 19, читать, пересказывать Документ, задания к документу, помещённому в конце параграфа. Выучить новые термины.

Домашнее задание

  • § 19, читать, пересказывать
  • Документ, задания к документу, помещённому в конце параграфа.
  • Выучить новые термины.