Спицына Татьяна Петровна
БОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 151» г. Омск
учитель математики
Подготовка «ленивых» учащихся к ЕГЭ по математике
Как сдадут ЕГЭ наши выпускники, переживают все: родители, дети и, конечно, учителя. В этом году, как и в предыдущем, аттестат получат те учащиеся, кто «успешно» сдаст экзамены по русскому языку и математике. В высшие учебные заведения поступят те, выпускники, которые ещё и наберут хорошее количество баллов, не только по этим предметам, но и по профилирующим на данную специальность. Ученики часто слышат от преподавателей: «Как будешь сдавать ЕГЭ? Хочешь со справкой закончить школу?». Знакомы Вам эти слова? А ребята уже в одиннадцатом классе и сами понимают, что надо сдавать экзамены и не просто сдавать, а сдать успешно. В понятие «успешно» каждый выпускник вкладывает свой смысл, но все хотят получить на выпускном свой аттестат о среднем полном образовании.
В десятый класс общеобразовательной школы поступают дети по разным причинам. Среди них есть дети, как с высокими и средними учебными возможностями, так и с отсутствием необходимых для учебы способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за своей ленивости, отсутствия воли, преподаватели их часто относят к учащимся с низкими учебными возможностями. А таких, к сожалению, большинство. Мы таких детей чаще ругаем, критикуем, что разумеется, правильно, однако забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь. Учитель, который готов заниматься этой работой, должен хорошо представлять весь ее предстоящий объем.
Во-первых, установление причин лени конкретного ребенка:
усталость: многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно;
отсутствие смысла работы: отсутствие смысла жизни, а, значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца;
отсутствие умения работать: это, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться;
непосильность работы: многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед учеником непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу;
отсутствие интереса к работе: такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт;
лень как проявление страхов: кажется, что ребенок ленится. А на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Страх предстоящих усилий может – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще;
особенности душевного состояния: это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, ложь…;
отсутствие уверенности в себе: во всем, за что ни берется, ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции;
астенический тип личности: слабое чувство жизни, внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»;
гедоническая лень: сибаритство, желание праздности распространяется у такого человека на любую работу;
еще бы я добавила лень « а потом»: есть же еще время до экзаменов.
Можно добавить причин лени еще и еще.
Главное преподавателю услышать своего ученика, дать понять, что он не безразличен ему. Это лучше сделать при личном разговоре. Преподаватель всегда найдет время для разговора со своим учеником: на перемене, факультативе, после уроков, даже при встрече на улице.
Во-вторых, создание учителем и родителями условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься. Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в нужности ею заниматься и в возможности ее решения. В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой. При подготовке к ЕГЭ по математике старайтесь больше говорить об успешности сдачи экзамена, что все зависит прежде всего от настроя, подготовки к экзамену.
У каждого моего ученика с 10 класса есть письменный ответ на вопрос: «Как ты готовишься к ЕГЭ по математике, что планируешь? Дата и подпись». И так один раз в полугодие. Вы сначала прочитаете самые разнообразные ответы: планируют пойти на курсы или купить книги с тестами, занимаются сами по компьютеру или с репетитором. А самое главное в анкетировании то, чтобы большинство ребят задумались над подготовкой к экзамену: позже у некоторых появились книги с тренировочными тестами, на переменах стали обсуждать решения задач. В следующий раз, отвечают на этих же листах: некоторые (из 32 учащихся четверо) пишут, что начали посещать курсы, готовятся сами по тренировочным тестам, но появляется теперь невнимание к темам на уроках. Ведь главное для некоторых сдать экзамен, а не отметка по предмету. Объясняю, что надо все делать параллельно. Ведь, чтобы сдавать ЕГЭ, надо быть еще и допущенным к экзаменам и иметь в аттестате больше хороших отметок, что не помешает никому.
Затем проведите пробный ЕГЭ на два урока, например в октябре (Кимы распечатываю из книг). Даже самые «ленивые» учащиеся начинают читать задания и видеть, что они тоже смогут решить некоторые и сами. И увидите блеск в глазах многих ребят. Преподаватель в это время может подойти к ученику и посоветовать читать задания внимательно, правильно заполнять бланк ответов, которые копирую на принтере в кабинете.
На факультативных уроках (один час в неделю) решаем задания из тестов базового уровня: сначала по тренировочным тестам со всеми 20 заданиями. Разделите учащихся на группы произвольно: на две парты один вариант или по интересам, есть ребята, которые хотят решать сами без группы и только задания профильного уровня, дайте и им такую возможность (работаю с ними индивидуально). Затем на следующих уроках рассматриваю задания по темам, часто спрашиваемые. При объяснении основываюсь на способах решений самих учащихся, которые сами получили правильные ответы: например, некоторые решают только с помощью формул, а некоторые с помощью рисунков и логики. Стараюсь за основу взять способ решения самих ребят, ведь переучить очень трудно, а доразобраться можно.
Затем опять проводим пробный тест. Даже у ребят, считающих себя, что хорошо решают базовые задания, есть ошибки. Причины разные: нет минуса, запятой в клетке или не дописал нули. Пусть эти ошибки будут сейчас, чем потом. После анализа работ повторяем на уроках задания одного типа, в которых больше всего было неправильных ответов.
В-третьих, преподавателю необходимо формировать у ребенка волевых привычек, способностей. Многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы ее преодоления. Преподаватели и родители могут помочь ребенку некоторыми правилами, которые изложены, например, в книге известного психолога Владимира Леви « Лекарство от лени». – М., 2006.
Мы с ребятами на уроках математики при повторении постараемся все выявленные пробелы разобрать. А результат нашей работы мы увидим в июне этого года. А главное сдать всем выпускникам успешно все выбранные ими экзамены в формате ЕГЭ. Успехов всем!
5