Подготовка национальных педагогических кадров на базе
бывшего здания медресе «Хусаиния»
С приходом и установлением в 1917 году советской власти на всей территории бывшей Российской империи коренным образом изменился подход к образовательному процессу национальных меньшинств. Государство стремилось ликвидировать безграмотность и малограмотность среди нерусских народов. С этой целью открывались новые школы, проводились различные культурно-просветительские мероприятия.
Одновременно с этими действиями, советская власть вела идеологическую борьбу с религией. С изданием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был установлен светский характер государственной власти, религиозные учреждения лишились юридических прав, их имущество было национализировано, кроме того, был введен запрет на преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учреждениях.
По всей стране закрывались религиозные образовательные учреждения. Происходившие в государстве перемены коснулись и медресе «Хусаиния». Ему повезло гораздо больше, чем мектебам и медресе Казани и Уфы, которые были ликвидированы. Медресе «Хусаиния» продолжило свою деятельность, но уже в другом формате. В 1917-1918 учебном году в «Хусаинии» были полностью пересмотрены образовательные программы и учебные планы. Осенью 1917 года медресе было преобразовано в Учительский институт (Дарульмугаллим) им.А.Г. Хусаинова1 (или как его еще называли – «Татарская учительская семинария»).
Обучение в Учительском институте по-прежнему подразделялось на 4 начальных класса, 5 средних и вышесредних классов. Такая система просуществовала до осени 1919 года. Затем из-за материальных трудностей начальные классы были переданы Отделу народного образования. Старшие классы решено было назвать Татарским институтом. В образовательную программу входили следующие предметы: родной язык и литература, математика, общая история и история социализма, общая политэкономия, география, естествознание и физика, сельскохозяйственные работы, основные законы советского государства, пение и музыка, рисование, черчение, гигиена и медицинские знания, иностранный язык, методика родного языка, методика математики, социология, рукоделие, астрономия, арабский язык2. Как видно, в программе института полностью отсутствуют религиозные дисциплины, а наибольшее количество часов было отведено на изучение родного языка, литературы, русского языка, математики, физики, географии (см. приложение, таблица № 8).
Еще в 1915 году в «Хусаинии» были организованы трехлетние педагогические курсы по подготовке учителей начальных школ. Обучали на этих курсах преподаватели медресе, администратором являлся К.С. Мухаммадиев, а директором был К.Г. Каримов. Данные курсы функционировали вплоть до 1924 года3: сначала в медресе «Хусаиния», а затем и в учебных заведениях, возникших после переименования медресе и организованных на его базе.
Таким образом, можно сделать вывод, что медресе «Хусаиния» как новометодное учебное заведение, где наряду с религиозными преподавались и общеобразовательные предметы, прекратило свое существование в 1919 году после его реорганизации и появления на его месте Татарского института. Дальнейшие учебные заведения, образованные на базе «Хусаинии», носили уже чисто светский характер.
Преподаватели и выпускники, окончившие медресе «Хусаиния» принимали активное участие в организации в Оренбурге в 1921 году первой Губернской советской партийной школы4.
Хочется отметить, что образовательные программы и Учительского (Татарского) института, и педагогических курсов полностью соответствовали всем требованиям, предъявляемым в то время к светским учебным заведениям5. В 1919-1920 учебном году в институте функционировали: основной курс обучения, второе отделение по подготовке учителей школ первой ступени и подготовительные курсы для поступающих6.
В архивных документах сохранилась интересная информация о деятельности института. В частности, имеются выписки из протоколов заседаний педагогических советов, проходивших в этом учебном заведении. Например, в протоколе за 1919-1920 учебный год сказано, что занятия начались 1 ноября 1919 года, а 23 ноября 1919 года был принят Устав и определено название учебного заведения – его решено было назвать «Татарским институтом». В протоколе от 20 февраля 1920 года сказано, что Коллегия Наркомпроса одобрила Устав института, но название «Татарский» рекомендовала заменить на «Восточный институт». Однако на заседании педагогического совета было принято решение название «Татарский институт» оставить без изменений.
В протоколе от 14 апреля 1920 года сказано о выпуске учащихся старшего курса. В мае 1920 года студенты Бикмухаметов, Вазитов, Г. Даминов, Х.Ф. Насыбуллин, Г.Х. Усманов, Хамидуллин, прошедшие полный курс обучения, были командированы в Москву, в Пролетарскую Армию. В протоколе за 1920-1921 учебный год от 25 сентября говорится об открытии Восточного факультета с двухлетним сроком обучения, а также об экстренной подготовке учителей школ второй ступени. Сами курсы были открыты в ноябре 1920 года под названием III отделения института.
В протоколе педагогического совета от 3 мая 1921 года сказано, что в Москве были одобрены и зарегистрированы уставы четырех высших учебных заведений – это: Восточный институт народного образования (ВИНО), Татарский институт народного образования (ТИНО), Башкирский институт народного образования (БИНО), Киргизский институт народного образования (КИНО). Кроме того, были зарегистрированы также трехгодичные педагогические курсы7.
В этих институтах и на курсах преподавали учителя, работавшие ранее в медресе «Хусаиния». Все текущие расходы, включая расходы на заработную плату преподавателям, стипендию студентам всех четырех вузов и трехгодичных педагогических курсов перешли в ведение Киргизглавпрофобра8. Кроме того, занятия указанные образовательные заведения проводили в учебных помещениях «Хусаинии», а студенты жили в общежитии бывшего медресе. Выпускники, окончившие медресе «Хусаиния», были аттестованы как специалисты с высшим образованием9.
Директором БИНО, ВИНО и ТИНО был назначен Нургали Сибгатуллович Надиев, который с 1917 по 1920 годы заведовал городским мусульманским отделом народного образования Оренбургской городской управы10, в 1918 году являлся директором организованных в Оренбурге курсов дошкольных работников. Н.С. Надиев, являясь председателем инициативной комиссии, принимал активное участие в организации Татарского института народного образования. Кроме того, он преподавал в этом институте русскую историю, педагогику, историю педагогики, педагогику раннего возраста, дидактику, психологию и другие общественные дисциплины11.
Директором Киргизского института народного образования был Нурсултан Бикитов12. КИНО был основан на базе Оренбургской киргизской учительской школы, куда перешли студенты-казахи «Хусаинии»13. Первый набор студентов КИНО составил 50 человек, однако к концу учебного года их осталось только 20. К 1924 году срок обучения в этом институте был пять лет, педагогический коллектив состоял из 21 преподавателя, а количество студентов возросло до 396 человек14.
В Восточном институте народного образования действовали историко-географический, естественно-исторический, физический кабинеты, химическая лаборатория, кабинеты изобразительных искусств, мастерские по сапожному, столярному и переплетно-картонажному делам15.
Татарский институт народного образования был единственным высшим учебным заведением в Киргизской АССР, готовившим педагогов из татаро-башкирского населения. В ТИНО обучалось одновременно 200 студентов, а количество преподавателей доходило до 24 человек16. Срок обучения в этом институте составлял четыре года: на первых двух курсах была общеобразовательная программа, на третьем курсе – общепедагогическая, на четвертом – специально-педагогическая программа. Кроме того, в ТИНО имелось и подготовительное отделение. Также при институте действовала трудовая колония, в которой работали инструкторы и агрономы, что способствовало приобретению студентами соответствующих познаний по сельскому хозяйству17.
С 1921-1922 учебного года заместителем директора ТИНО был З.Г. Юсупов. Он также преподавал в этом институте политэкономию. До 1928 года З.Г. Юсупов работал в должности заведующего Оренбургским губернским отделом народного образования национальных меньшинств.
Физическим, химическим кабинетами и кабинетом по естествознанию в ТИНО заведовал Ханафи Каримович Бакиров, который с 1911 по 1919 гг. работал преподавателем медресе «Хусаиния», а с 1913 по 1918 гг. был заместителем директора медресе по учебной части. Х.К. Бакиров также принимал активное участие в организации ТИНО. А затем преподавал в нем природоведение, физику, химию, биологию, анатомию и физиологию человека, школьную гигиену, астрономию, геологию. Также он вел курс введения ребенка в мир природы18. Стоит отметить, что Х.К. Бакиров преподавал одновременно и в Башкирском, Киргизском, Восточном институтах народного образования19.
Почти всех выпускников Татарского института народного образования направляли в Казанский Университет Востока, в котором готовили руководящих работников20. Например, выпускник Татарского института народного образования Сафа Мустафеевич Давлетьяров занимал пост председателя Совета Министров Татарии, Саттар Ишбульдин – работал ректором САГУ, Файзрахман Муратов был начальником Политического управления в Ташкенте, Фатых Исхаков – являлся сотрудником Губернского комитета комсомола в Оренбурге21.
После 1917 года двери различных вузов широко открываются для представителей национальных меньшинств, в связи с этим возрастает необходимость в научных работниках и преподавателях, владеющих языками этих национальностей. Поэтому в 1925 году почти все преподаватели ТИНО были командированы для работы в различные институты страны22. Так, в Московский институт Востоковедения был направлен Ф.Г. Каримов, в Химико-технологический институт Казани командирован Х.К. Бакиров, Дж. Валидов и К.Г. Каримов уехали на работу в Казанский государственный университет, Н.С. Надиев – в Казанский педагогический институт. В Уфу были направлены Х.Г. Батталов, Г.С. Хабиров и другие. В высшие учебные заведения Ташкента отправились В.Б. Батталов, К.С. Мухаммадиев, Г.Г. Рафикков, Г. Сагди. В педагогический институт Бухары были направлены С.Н. Бикбулатов, З.Г. Ишаев, К.С. Сагиров. Также были командированы преподаватели в Самарканд, Хорезм и другие города23.
В начале 1925 года на базе Татарского института народного образования был организован Татарский педагогический техникум24, который из ведения КНКТ перешел в подчинение Оренбургского губернского отдела народного образования. Техникум размещался в здании, где в свое время располагалось медресе «Хусаиния». Практически все материально-техническое оснащение бывшего медресе «Хусаиния», также как и здание, теперь принадлежало педагогическому техникуму. В нем имелся кабинет физики, в котором было 206 приборов; богатая библиотека, фонд которой составляли 2912 книг на русском языке и 1667 книг на татарском; была в техникуме и столярная мастерская, естественный и физико-математический кабинеты; исторический музей, в котором хранилось 200 экспонатов, иллюстрирующих жизнь и быт тюркско-татарских народов25.
В 1925-1926 учебном году общее количество обучающихся в четырех группах Татарского педагогического техникума было 100 человек. В 1926-1927 учебном году число студентов увеличилось до 115, из которых приоритетное большинство составляли учащиеся татарской национальности – 111 человек, кроме них были еще по два студента башкирской и казахской национальности. Возраст студентов, в основном, составлял 18-20 лет. Количество желающих обучаться в Татарском педагогическом техникуме было велико. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1926-1927 учебном году было подано 200 заявлений о приеме на учебу. Однако поступили из них только 40 абитуриентов, большинство из которых окончили 6 классов семилетней школы. Число выпускников 1926-1927 учебного года составило 22 человека, из которых 14 были направлены на работу в школы Оренбургской губернии, а остальные 8 человек продолжили свое образование, поступив в высшие учебные заведения26.
В этом же учебном году в педагогическом техникуме работал 21 преподаватель, из которых 15 человек были с высшим образованием, а остальные имели среднее образование. В образовательном процессе учителя применяли различные методы обучения: беседы, доклады, лабораторные работы. Наиболее эффективным и продуктивным методом учителя называли лабораторный метод, который, к сожалению, из-за отсутствия необходимой литературы и недостатка оборудования, не использовался в полном объеме27.
Первый год после своего создания, то есть в течение 1925-1926 учебного года, Татарский педагогический техникум работал по учебному плану, применявшемуся в русском педагогическом техникуме28. С 1926-1927 учебного года образовательный процесс в техникуме осуществлялся в соответствии с учебным планом, разработанным и подготовленным для национальных техникумов. Согласно этому плану на всех курсах вводилось изучение иностранного языка (немецкого), обществоведения, методики русского языка, трудовых процессов, физической культуры, кроме того значительное внимание было уделено педагогической практике. Студенты Татарского педагогического техникума проходили практику в школах Оренбурга и в двух школах первой ступени, открытых непосредственно при техникуме29. В педтехникуме велась и активная общественная работа среди студентов, были созданы различные организации учащихся, как например, академическая секция, политпросвет секция, хозяйственная секция, исполнительное бюро, профком, курском. Также издавалась газета «Красный ученик»30.
На базе Татарского педагогического техникума велась также работа по переподготовке учителей татарских и башкирских школ Оренбургской губернии. Преподаватели техникума принимали активное участие в этой переподготовке. Они вели методическую работу, участвовали в работах различных конференций, курсов, кружков, переписывались с учителями сельских школ, выступали с докладами. Так, например, в подшефной деревне Верхние Чебеньки преподаватели и студенты техникума выступали с докладами на темы «агрокультурного и политического характеров, ставили спектакли-концерты, издавали стенгазету»31.
С изданием 31 августа 1925 года декрета «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» и претворением его в жизнь в Оренбургской области возникла острая нехватка учителей школ национальных меньшинств. В связи с чем, подготовка педагогических кадров для татарских и башкирских школ губернии полностью возлагалась только на Татарский педагогический техникум32.
Согласно плану, принятому на сессии Оренбургского губернского исполкома, за период с 1926/27 по 1932/33 учебные год необходимо было подготовить около 400 учителей для татарских и башкирских школ. Техникум же к этому времени мог подготовить только 250 выпускников, абсолютное большинство из которых планировалось направить на работу в КССР и БССР33.
Татарский педагогический техникум был единственным татарским учебным заведением в Оренбургской губернии, в котором можно было получить средне-специальное образование. Это учебное заведение в силу своей профильной ориентации могло готовить только учителей средней школы. Деятельность техникума осуществлялась на средства, выделяемые из местного бюджета.
С 1 октября 1917 г. русский класс при медресе был образован в городскую 6-летнюю татарскую школу. Ее программа соответствовала общему курсу начальных училищ и включала: вероучение, родной и русский языки, арифметику, геометрию, природоведение, национальную и русскую историю, общую и российскую географию, рисование, ручной труд, пение и изучение стихов, гимнастику34.
5 апреля 1925 года в здании мечети № 6 г. Оренбурга открылось собрание членов религиозного общества, на котором присутствовало около 120 человек, председателем был избран Мухамедзян Кадышев, секретарем - Абдулла Рахманкулов. Одним из вопросов на повестке дня стоял вопрос «об открытии при мечети школы для преподавания мусульманского вероучения в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 9 июня 1924 года. В состав преподавателей были избраны: муллы Г.Г. Давлетшин, Г. Гайнутдинов, Н. Тимошев, муэдзины З. Хайруллин и И. Хасанов. Преподавание пока осуществлять безвозмездно, а Правлению разрешено назначить жалование учителям, когда оно сочтет это возможным, из добровольных пожертвований, поступивших специально на эти цели, если таковые будут»35. 17 апреля 1925 года в Административный отдел Оренбургского Губернского исполкома от Правления «Мусульманского религиозного общества при мечети № 6 г. Оренбурга» поступило заявление с ходатайством о выдаче разрешения на открытие 4-годичной школы для преподавания мусульманского вероучения. При этом сообщалось, что обучаться будут дети, достигшие 14-летнего возраста или окончившие советскую школу I-й ступени, в здании самой мечети № 6, в утренние часы, с 9 до 11. К заявлению были приложены: 1) копия протокола собрания членов общества, 2) справка из милиции о выполнении договора, 3) учебная программа с указанием дней и часов, 4) сведения о преподавателях по формуляру, 5) сведения о том, что преподаватели не состоят на гос. службе, 6) сведения об учащихся, 7) справки36. В этой школе преподавали только религиозные дисциплины: Коран, фикх (каноническое право), акаид (догматика), ахляк (религиозная мораль), хадисы, священная история. Занятия проходили с субботы по четверг, пятница считалась днем отдыха (см. таблицу, приложение № 9). Просуществовала эта школа до 1928 года.
Анализ трансформации оренбургского медресе «Хусаиния» и деятельности его правопреемников в контексте государственной образовательной политики первых десятилетий советской власти приводит нас к следующим выводам:
После Октябрьской революции 1917 г. пришедшая к власти в России партия большевиков в соответствии со своими материалистическими, атеистическими установками взяла курс на постепенное устранение из общественной жизни конкурирующей религиозной идеологии, что привело к уничтожению системы конфессионального образования по Декрету Совета Народных Комиссаров (Правительства) РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.
Однако в отличие от сотен других мусульманских учебных заведений оренбургское медресе «Хусаиния» было не ликвидировано, а адаптировано, приспособлено к решению актуальных общественно-политических задач нового Советского государства. На это повлияли сложный этноконфессиональный состав Южно-Уральского региона со значительной долей татарского, башкирского, казахского населения, а также уникальное геополитическое положение края, обеспечивающее связь России с огромным мусульманским регионом Средней Азии. Важнейшими проблемами здесь были сплошная ликвидации неграмотности для обеспечения масштабных социалистических преобразований, подготовка национальных кадров для государственных и партийных органов, учреждений, предприятий. Отсутствие собственной системы профессионального обучения на национальных языках, острый дефицит образованных кадров вынудили Советское государство обратиться к уже существующим материально-технической базе, педагогическому персоналу, учебно-методическим наработкам оренбургского медресе «Хусаиния», имевшего богатый дореволюционный опыт подготовки национальной интеллигенции. Ещё в 1917 г. оно было преобразовано в Учительский институт им. А.Г. Хусаинова, а в 1921 г. разделено сразу на 4 института народного образования: Татарский, Башкирский, Киргизский (Казахский) и Восточный (для народов Средней Азии).
По мере национально-территориального размежевания региона и открытия новых учреждений профессионального образования на местах происходило постепенное изменение статуса, перемещение, а затем и свёртывание национальных педагогических заведений, созданных на базе оренбургского медресе «Хусаиния». В связи с переносом столицы Казахской АССР в 1925 г. из Оренбурга в Кызыл-Орду были переведены Восточный и Казахский институты народного образования. На базе же Татарского института народного образования был организован Татарский педагогический техникум. Башкирский институт народного образования в 1922 г. был переименован в Башкирский педагогический техникум, который стал готовить учителей для башкирских кантонов37. В 1936 году он был переведен на территорию БАССР в г. Темясово.
Ликвидация национальных педагогических училищ, бывших правопреемниками оренбургского медресе «Хусаиния», отвечала провозглашённой главой Советского государства И. В. Сталиным в середине 1930-х гг. ассимиляторской политике «зональных языков», которая предполагала переход к этнической однородности страны через поглощение крупными народами «малых» и лишение их культурной автономии. В рамках русификации с 1938 г. было введено обязательное изучение русского языка в национальных школах, которые стали реорганизовывать в общеобразовательные учебные заведения без этнокультурного компонента. В этой связи, с точки зрения советских властей, отпала и необходимость в специальной подготовке педагогических кадров для преподавания на национальных языках.
Таким образом, можно сделать вывод, что медресе «Хусаиния» как новометодное учебное заведение, где наряду с религиозными преподавались и общеобразовательные предметы, прекратило свое существование в 1919 году после его реорганизации и появления на его месте Татарского института. Организованные же на базе бывшего медресе «Хусаиния» Татарский, Башкирский, Киргизский (Казахский) и Восточный институты народного образования обеспечили массовую профессиональную подготовку национальных педагогических кадров для создаваемой советской властью сети школ, институтов и органов управления образованием на Южном Урале, в Казахстане и Средней Азии.
1 ГАОО. Ф. 213, оп. 1, д. 13 а, л. 135-150.
2 Денисов Д.Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – Том 152, кн. 3, ч. 2. – С. 68-78.
3 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – С. 164.
4 Там же.С. 163.
5 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – С. 165.
6 ГАОО. Ф. Р-450, оп. 1, д. 933, л. 11.
7 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – С. 166.
8 ГАОО. Ф. 213, оп. 1, д. 13 а, л. 150.
9 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997.– С. 166.
10 Там же. С. 72.
11 Там же.
12 ГАОО. Ф. 213, оп. 1, д. 43, л. 914.
13 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997.– С. 166.
14 Статистический справочник по Оренбургской губернии (статистические данные за 1923, 1924 годы) Оренбург, 1925. – 153 с.
15 ГАОО. Ф. Р-450, оп. 1, д. 933, л. 11-об.
16 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург: ИЧП «Агентство «ПРЕССА», 1998. – С. 167.
17 ГАОО. Ф. Р-450, оп. 1, д. 1002, л. 49 (об).
18 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург: ИЧП «Агентство «ПРЕССА», 1998. – С. 133.
19 Там же. С. 134.
20 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – С. 167.
21 Там же.
22 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург: ИЧП «Агентство «ПРЕССА», 1998. – С. 134.
23 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997. – С. 167.
24 ГАОО. Ф. 450, оп. 1, д. 1025, л. 80.
25 ГАОО. Ф. 450, оп. 1, д. 530, л. 21.
26 ГАОО. Ф. 450, оп. 1, д. 530, л. 21 (об.) – 23.
27 ГАОО. Ф. 450, оп. 1, д. 530, л. 23 – 24 (об.).
28 Болодурин В.С. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870 - 1940 гг.) [Текст] / В. С. Болодурин, А. Д. Сафарова; Межинститутский центр этнополит. исслед. ин-та этнологии и антропологии РАН и ин-та упр. ОГАУ. – Оренбург: ОГПУ, 2010. – С. 139
29 ГАОО. Ф. 450,оп. 1, д. 530, л. 24 (об.).
30 ГАОО. Ф. 450,оп. 1, д. 530, л. 24 (об.).
31 ГАОО. Ф. 450,оп. 1, д. 530, л. 25.
32 Болодурин В.С. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870 - 1940 гг.) [Текст] / В. С. Болодурин, А. Д. Сафарова; Межинститутский центр этнополит. исслед. ин-та этнологии и антропологии РАН и ин-та упр. ОГАУ. – Оренбург: ОГПУ, 2010. – С. 140.
33 Там же.
34 Денисов Д.Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – Том 152, кн. 3, ч. 2. – С. 68-78.
35 ГАОО. Ф. Р-1, оп. 1, д. 766, л. 2-2 (об).
36 ГАОО. Ф. Р-1, оп. 1, д. 766, л. 1.
37 Болодурин В.С. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870 - 1940 гг.) [Текст] / В. С. Болодурин, А. Д. Сафарова; Межинститутский центр этнополит. исслед. ин-та этнологии и антропологии РАН и ин-та упр. ОГАУ. – Оренбург: ОГПУ, 2010. – С. 140.