МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия
Тема занятия: «Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования».
ПМ 04.Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больным. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.
Специальность: Сестринское дело курс 1
Цели занятия, мотивация:
Учебная:
Освоение профессиональных и общих компетенций;
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий:
1). Научить технике подготовки пациента к различным методам рентгенологического обследования (бронхографии, гастроскопии, холецистографии холангиографии, ирригоскопии, в\в урографии, ретроградной урографии);
2). Научить технике подготовки к эндоскопическим методам обследованиям (бронхоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, цистоскопии, ФГС);
Воспитательная:
1).Понимать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры;
2).Уметь организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.
3).Уметь анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4).Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
5).Уметь организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, противопожарной безопасности и санитарно-противоэпидемического режима.
6)Воспитать у студентов ответственность, внимательность при выполнении своих обязанностей, уделять внимание этике и деонтологии.
Развивающая:
1).Развить клиническое и логическое мышление;
2).Развить самостоятельность;
3).Развить профессиональные навыки.
Междисциплинарные связи: Обеспечивают: «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
Обеспечиваем: ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Внутридисциплинарные связи:
Обеспечивают: МДК 04.01«Теория и практика сестринского дела», МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и медперсонала».
Обеспечиваем внутри МДК 04.03:
«Катетеризация мочевого пузыря»,
«Клизмы. Газоотводная трубка»,
«Проведение туалета тяжелобольному пациенту»,
«Внутривенные инъекции и техника инъекции»
Место проведения: КДП.
Тип занятия: практическое занятие
Количество часов: 6
Обеспечение занятия (средства обучения): газоотводные трубки разные; грушевидные баллоны разные; грелки; системы для промывания желудка; кружки Эсмарха; клизменные наконечники; мочевые катетеры разные; перчатки медицинские; шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий, бланки медицинской документации, манипуляционный столик, емкости для дезинфицирующих средств; различные дезинфицирующие средства* с методическими рекомендациями (*Дезинфицирующие средства – порошки или жидкости, имитирующие дезинфицирующие средства);
Литература
Основная:
1.Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела»
Ростов-на-Дону «Феникс» 2014; стр.459-471;
2.С.А. Мухина, И.И.Тарновская Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»
Москва «Медицина» 2016год; стр140-151
Дополнительная:
4. «Основы сестринского дела»
Алгоритмы манипуляций
Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей
Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2013стр.137
Студент должен знать:
Правила подготовки пациента к рентгенологическому обследованию (бронхов, желудка, желчного пузыря и желчных ходов, толстого кишечника, почек;
Контрастные вещества, назначенные для разных видов рентгенологического обследования;
Подготовку пациента к эндоскопическому обследованию (бронхоскопия, эзофагодуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия, цистоскопия);
Возможные проблемы пациента, связанные с рентгенологическим, и эндоскопическим методами обследованиями.
Студент должен уметь:
Подготовить пациента к различным методам рентгенологического обследования (бронхографии, гастроскопии, холецистографии холангиографии, ирригоскопии, в\в урографии, ретроградной урографии);
Подготовить к эндоскопическим методам обследованиям (бронхоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, цистоскопии, ФГС);
Решать, возникшие проблемы пациента, связанные с рентгенологическим, и эндоскопическим методами обследования.
У студента должны формироваться:
Общие компетенции
1. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
3. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
7. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию;
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Структура занятия:
1.Организационный момент 5 мин.
2.Мотивация (цели) занятия 1 мин.
3.Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) 25 мин.
4.Практическая часть 210 мин.
5.Итоговый контроль 20 мин.
6.Задание на дом 4 мин.
7.Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 5 мин.
Ход занятия
1.Организационный момент: Проверка присутствующих, контроль внешнего вида, состояние учебной комнаты, инструктаж по охране труда.
2.Мотивация (цели) занятия:
Освоение профессиональных и общих компетенций;
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
3.Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану).
Тесты 1-20, вопросы к индивидуальному опросу.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работ:
Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях:
Выполнить (в рабочих тетрадях):
1.Составить алгоритмы действий:
подготовка пациента к бронхографии;
подготовку пациента к гастроскопии;
подготовку пациента к в\в холецистографии и холангиографии;
подготовку пациента к ирригоскопии;
подготовку пациента к в\в урографии;
подготовку пациента к бронхографии;
подготовку пациента к эзофагодуоденоскопии;
подготовку пациента к колоноскопии;
подготовку пациента к ректороманоскопии;
подготовку пациента к цистоскопии.
2.Доклад на тему «Магнитно-резонанстная томография» ( Назначает преподаватель на оценку)
в) подведение итогов контроля:
4.Практическая часть:
а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий). Работа парами, подготовка рабочего места, соблюдение правил асептики и антисептики при выполнении манипуляции, выполнение манипуляции с учетом сестринского процесса, набор необходимого инструментария и лекарственных препаратов.
б) самостоятельная работа студентов:
Отработать алгоритмы действий:
подготовка пациента к бронхографии;
подготовку пациента к гастроскопии;
подготовку пациента к в\в холецистографии и холангиографии;
подготовку пациента к ирригоскопии;
подготовку пациента к в\в урографии;
подготовку пациента к бронхографии;
подготовку пациента к эзофагодуоденоскопии;
подготовку пациента к колоноскопии;
подготовку пациента к ректороманоскопии;
подготовку пациента к цистоскопии.
в) подведение итогов самостоятельной работы Демонстрация умений по отработанным манипуляциям.
5.Итоговый контроль:
Решение проблемно-ситуационных задач
6.Задание на дом:
Подготовить тему: «Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования. Пункции»
Изучить теоретический материал:
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела»
Ростов-на-Дону «Феникс» 2014; стр.471-474;
2.Лекция по теме
Дополнительная:
3. «Основы сестринского дела»
Алгоритмы манипуляций
Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей
Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2013стр104-109;
4.Интернет http://bibliotekar.ru/449/51.htm
Выполнить (в рабочих тетрадях):
1.Составить алгоритмы действий:
-участие медсестры в проведении плевральной пункции;
-участие медсестры в проведении люмбальной пункции;
-участие медсестры в проведении стернальной пункции;
-участие медсестры в проведении абдоменальной пункции.
2. Доклад по теме: «Особенность проведения плевральной пункции при пневмотораксе»
(Назначает преподаватель на оценку).
7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов: выставление оценок с обоснованием.
Преподаватель Чаплина Г.Ю.