СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыт процесс подготовки педагога к реализации деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Баранова Г. А.

Доцент, кандидат педагогических наук

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

г. Тула, Российская Федерация



Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья


Аннотация

В статье рассмотрен процесс подготовки педагога к реализации деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Ключевые слова: подготовка педагога к реализации деятельностного подхода; деятельностный метод; коррекционно-развивающее обучение; дети с ограниченными возможностями здоровья; принцип субъектности образования; ведущие виды деятельности и законы их смены; сензитивные периоды развития; определение зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности педагога и детей; принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития; принцип мотивированности, рефлексивности любого вида деятельности; нравственного обогащения; сотрудничества, при организации и управлении различными формами деятельности.


Keywords: preparation of teachers to implement the activity approach; activity method; remedial and developmental education; children with disabilities; the principle of subjectivity education; leading the activities and laws of their change; sensitive periods of development; definition of the zone of proximal development and organization in her joint activity of teacher and children; the principle of amplification (gain, amplification, deepening) child development; the principle of motivation of reflexivity any kind of activities; moral development; cooperation in the organization and management of various forms of activity.


В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется реализации деятельностного подхода – организованной и управляемой педагогом деятельности ребенка при решении им тех или иных учебных задач.

Становление деятельностного подхода в педагогической мысли тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в детской психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Значительный вклад в создание данной теории внес А.Н. Леонтьев, изложивший основные положения общепсихологической теории деятельности. По словам А.Н.Леонтьева, «…деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а динамическая система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»[4,57].

В рамках деятельностного подхода важны исследования Д.Б. Эльконина, одного из отечественных основоположников деятельностной педагогики, раскрывающего содержание понятия ведущей деятельности, так как именно она отвечает за психическое развитие ребенка. Поэтому в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина каждый возрастной этап однозначно характеризуется свойственной ему ведущей деятельностью. Переход от одной ведущей деятельности к другой - это и есть переход с одной ступени возрастного развития на другую.

При анализе организации деятельности детей в процессе воспитания и обучения особое значение имеют представления о ее структуре. В работах С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина деятельность чаще всего представлена следующими компонентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Нужно отметить, что развитие личности происходит в процессе деятельности. Эта закономерность и положена в основу деятельностного подхода в организации образовательного процесса. Сущность данного подхода заключается в том, чтобы активно вовлекать детей в посильную и интересную для каждого деятельность.

Опираясь на основные положения Федерального государственного образовательного стандарта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, деятельность рассматривается, как средство становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования различных форм, методов образовательного процесса рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Суть образовательного процесса с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что «…в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач» [3,31]. Педагог не просто передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Поэтому в самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, понимания смысла воспитания и обучения, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.

Очевидным является то, что «…деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть сориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон»[1, 23]. Для этого педагог должен знать следующий комплекс требований по организации различных видов деятельности детей:

- каждый вид деятельности должен содержать все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний и переживаний; одна деятельность не может заменить все остальные, в образовательном процессе следует использовать комплекс видов деятельности;

- любой вид деятельности должен иметь «личностный смысл» для ребенка;

- в результате педагогических воздействий у детей с ограниченными возможностями здоровья должна формироваться готовность к выбору цели и способов деятельности, так как цель определяет способ и характер действий;

- при управлении деятельностью детей необходимо сочетать различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей в выполнении различных видов деятельности, формирование опыта общественного поведения;

- при организации совместной деятельности педагога и детей, педагог не просто должен передавать готовые образцы нравственной и духовной культуры, а вырабатывать их вместе с детьми; совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Следует подчеркнуть, что в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья педагог применяет следующие принципы деятельностного подхода: субъектности образования; учета ведущих видов деятельности и законов их смены; учета сензитивных периодов развития; «…определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности педагога и детей; принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития»[2,11]; обязательной результативности, высокой мотивированности, рефлексивности любого вида деятельности; нравственного обогащения; сотрудничества, при организации и управлении различными формами деятельности.

Помимо этого, при осуществлении деятельностного подхода немаловажно опираться на деятельностный метод, который предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельность, создание благоприятных условий для воспитания и обучения. Важно помнить, что педагог должен находиться рядом с ребенком, взаимодействовать, но ни в коем случае не диктовать собственные установки и правила.

Использование деятельностного подхода создаёт условия для развития умений детей мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению той или иной проблемы.


Литература

1. Баранова Г.А. – Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – Тула: Изд-во ТулГУ. – 2016. – № 1. – С.23.

2. Баранова Г.А., Андреева Е.И. – Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 8(53). – С. 11.

3. Баранова Г.А., Львутина Т.Н. – Содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивной практики //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 5-3. – С. 31.

4. Леонтьев А.Н. – Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. – С.57.