Подготовка плана индивидуальной консультации по запросу специалиста ДОО. Текст выступления одной из форм методической работы с педагогами (в форме доклада и медиа презентации)
План индивидуальной консультации с родителями. Проблема: Упрямство и капризы ребенка.
Цель консультации - оказание родителям педагогической помощи, в разрешении проблемы «Упрямство и капризы ребенка»
Задачи:
Ознакомить родителей с возможными причинами упрямства и капризов детей.
Выявить причины изменения в поведении ребенка в данной ситуации.
Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка.
Вопросы к родителям:
Как часто ваш ребенок упрямится и капризничает?
По каким причинам это происходит чаще всего?
Как вы реагируете на упрямство и капризы?
Как проявляется упрямство и капризы ребенка?
Практические рекомендации родителям:
Психолог А.Л. Венгер определял, что капризы детские - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".
Упрямство - особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести... у детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
Проявления упрямства проявляется:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Капризы проявляются:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы; в недовольстве, раздражительности, плаче; в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Для решения проблемы эффективно использовать такие игры и игровые ситуации:
«КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»
Цель игры - коррекция упрямства. Расскажите малышу, который не хочет делать что-либо, сказку про лошадку (или жеребёнка, в зависимости от пола). Сказка обязательно сопровождается действиями ребёнка и родителя.
«В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу (давай ты будешь Лу). Она очень любила брыкаться и капризничать. (Ребёнок размахивает ручками, ножками.) Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька». - «Не хочу, не буду», - отвечала Лу. Она капризничала и цокала копытами. (Ребёнок показывает.) Когда Лу вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой и пошла кушать (одеваться и т.д.).
«БУРАТИНО»
Цель игры - расслабление, снятие напряжения ребенка. Особенно рекомендуется гиперактивным детям. Вы произносите текст и выполняете движения вместе с ребёнком: «представь, что ты превратился (или превратилась) в Буратино. Встань прямо и замри в позе деревянной куклы.
Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. Напряги плечи, руки, пальцы, представь, что они деревянные. Напряги ноги и колени, пройдись так, словно тело стало деревянным. Напряги лицо и шею, сморщи лоб, сожми челюсти. А теперь из кукол мы превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем».
Рефлексия. Итак, мы рассмотрели с Вами проблему детских капризов и упрямства. Скажите, пожалуйста, что Вы будете делать, если Ваш ребенок капризничает, проявляет упрямство: не хочет выходить из магазина и требует новую игрушку? Какую рекомендацию Вы бы применили в этой ситуации? Буду рада, если помогла Вам разобраться в ситуации. Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через неделю. До свидания.