Для вас, родители, мы создали этот буклет, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе.
На что нужно обратить особое внимание:
1) Ежедневно занимайтесь развитием ребенка:
• Обращайте внимания на различные явления природы (учите названия: рассвет, закат, дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря);
• Тренируйте умения определять время года на улице и картинках, выучите названия времен года;
• Учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• Развивайте связную речь ребенка. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов, составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией малыша. Проговаривайте с ребенком скороговорки;
• Занимайтесь с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
• Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
• Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
• Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте его с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
• Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
2) Тренируйте руку ребенка:
• Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
• Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
• Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
5) Формируйте у ребенка умение общаться:
• Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
Если все ваши занятия с ребенком оказываются малоэффективными, не теряя времени, обратитесь за помощью к специалистам.
Почему необходимо заниматься со специалистами:
С детьми, имеющими задержку психического развития, занимаются учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед. Каждый специалист вносит свой профессиональный вклад в развитие и коррекцию ребенка.
Специалист работает по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка и способствующей систематическому поступательному развитию психических процессов и формированию необходимых умений и навыков.
На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к ребенку, что способствует активизации познавательной деятельности, снижению утомляемости, развитию и коррекции всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи.
Регулярные занятия со специалистами позволят ребенку на достаточном уровне овладеть программным материалом и в значительной степени компенсировать отставание в развитии.
Педагог способен научить родителя, как правильно заниматься и общаться с ребенком, имеющим особенности развития, осуществить при необходимости коррекцию детско-родительских отношений.
ГБОУ «Центр «Дар»
Отделение психолого-педагогического сопровождения
Подготовка ребенка
с задержкой психического развития к обучению в школе
г.Реж