СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка школьников к итоговой аттестации по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это работа о подготовке школьников к итоговой аттестации. Рекомендован учителям и репетиторам по физике.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка школьников к итоговой аттестации по физике»


Выполнила:


Евченко Эльмира Хамидулловна

Программа: Математика, Физика


ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТЕСТАЦИИ

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 1.1.Особенности подготовки выпускников
  • ЕГЭ не рассчитан на выпускников, прошедших обучение на базовом уровне при 2 часах в неделю (хотя минимальный балл соответствует стандарту базового уровня);

  • В классах с базовой подготовкой можно добиться высоких результатов только при систематической дополнительной работе;

  • Добиваться повышения уровня подготовки учащихся нужно не расширением круга изучаемых вопросов, а углублением курса за счет решения большего количества задач различной сложности, в том числе экспериментальных и исследовательских

Обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше - с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе

Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ОГЭ, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.Но одним применением тестовой технологии добиться успеха в ЕГЭ невозможно. Те знания, которые понадобятся учащимся выпускных классов на ЕГЭ, закладываются в основном только в 10-11 классах, когда начинается изучение разделов физики более углубленно. Поэтому к процессу подготовки учащихся 11-х классов к Единому Государственному Экзамену по физике необходимо подходить очень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое и повторить старое.

1.2. Формирование практических умений при подготовке учащихся к ОГЭ

Также большое внимание приходится уделять проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории. Кроме этого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии. В кабинете имеется необходимое компьютерное оборудование и доступ к сети Интернет .Каждый вариант экзаменационной работы ОГЭ по физике содержит  экспериментальное задание, которое  проверяет[10]

1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;

3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Для выпускников основной школы экспериментальные задания оказываются сложными. Здесь следует отметить, что современные подходы к формированию методологических умений претерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой. В настоящее время от учащихся требуется не овладение частными практическими умениями (например, пользоваться рычажными весами или динамометром), а освоение обобщённых представлений о проведении целостного наблюдения, опыта или измерения (от постановки цели до формулировки выводов

Полное правильное выполнение задания такого типа должно включать следующие элементы:

1) схематичный рисунок экспериментальной установки;

2) правильно записанные результаты прямых измерений;

3) сформулированный правильный вывод.

2.1 Образец оформления экспериментальных заданий

1.Измерение плотности вещества

Комплект № 1

1) весы рычажные с набором гирь

2) измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с = 1мл

3) стакан с водой

4) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

5) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №1 или №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1 (№2).

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

  2. запишите формулу для расчета плотности;

  3. укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра


1. Схема экспериментальной установки:

2)  ,

3)

V2=90 cм3

V=90cм3-70см3=20 см3

m=156 г, ( m = 170 г)

4) ρ= =7,8 =7800  ρ= =8,5 =8500 )

2.2. При подготовке к ОГЭ

•Провести все возможные варианты экспериментальных заданий

•Провести ПЕРЕД экзаменом дополнительные консультации, отработав

повторно предполагаемые (по № комплектов) экспериментальные задания(не менее 2-х раз)

•При проведении тренировочных работ использовать РАЗНЫЕ приборы для снятия возможной ситуации их «не узнавания»

При планировании практической части программы необходимо обращать внимание не столько на тематическую принадлежность лабораторных работ, сколько на такие виды деятельности, которые формируются в процессе их проведения. Желательно, чтобы у учащихся в процессе выполнения различных практических работ была возможность освоить алгоритмы выполнения всех перечисленных выше типов экспериментальных заданий. Так, желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей, поскольку это вид деятельности недостаточно отражён в типовом наборе лабораторных работ.




Глава 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ 2.1.Решение задач

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

Задания экзаменационной работы делятся по уровню сложности и содержанию физического материала. Для заданий разного уровня сложности (базового, повышенного) можно выделить общие приемы выполнения, не зависящие от содержания знаний и умений, связанные с конкретным физическим материалом. Задания базового уровня требуют либо воспроизведения формулировки какого-либо элемента знаний, либо его применение в известной учащемуся (стандартной) ситуации. Каждое такое задание проверяет известный набор элементов физического знания.

Казалось бы, что при подготовке к выполнению каждого из заданий базового уровня необходимо вспомнить формулировки соответствующих элементов знаний и решить задачи на каждый элемент, причем, чем больше, тем лучше. Однако это означало бы повторное изучение курса физики. Разумно, приступая к решению задач базового уровня, выделить общий план поиска решения задач на применение отдельных элементов знаний. После этого решить по одной задачи на каждый элемент, и таким образом установить, какие элементы знания усвоены недостаточно. И уже, исходя из этой информации, подобрать задачи для индивидуальной тренировки.

Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (ЕГЭ-декабрь; ОГЭ-январь), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных олимпиадах и научно-практических конференциях. Чтобы владеть картиной готовности к ЕГЭ каждого учащегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике.

2.2. Система подготовки к итоговой аттестации

В самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.

1.   Изучение нормативных документов, определяющих государственную итоговую аттестацию в текущем году, спецификации экзаменационной работы, кодификатор элементов содержания работы. На этом этапе учителю необходимо составить  календарно – тематическое планирование консультаций по подготовке к экзамену.

2.Знакомство обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы. Это необходимо для того, чтобы участники экзамена понимали смысл предлагаемых заданий и владели методами их выполнения, умели правильно оформить результаты выполненных заданий, рационально распределять время экзамена, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Всю необходимую информацию беру на сайте «Федеральный институт педагогических измерений» в разделе ОГЭ и ЕГЭ

3.Кроме того, для успешной сдачи экзамена по физике необходимо на достаточном уровне знать математику. Для повторения формул математики, необходимых для решения физических задач помогают книги И.Л. Касаткиной

Задача хорошо подготовиться к экзамену вполне выполнима. Отвести для собственных занятий часа по полтора два раза в неделю: прочитать тему по учебнику и решить соответствующие задачи в конце параграфа. Если не сошлось с ответом, еще раз перечитать теорию. Если же остались не поддающиеся пониманию вопросы - надо обратиться к учителю. При такой самостоятельной работе ученика, встречаясь с ним в консультационном режиме, он сможет помочь гораздо больше и за меньшее время. Умение справляться с любой задачей по физике и понимание предмета приходят через формирование особого физического мышления.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА использую:

1. Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач. На консультациях часть времени отвожу на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящаю отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий. В первую очередь формирую умение анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт. В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. (Приложение 1-3) На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до заданий раздела 2 части. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень

Организую учебную деятельность на уроках. Уделяю 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. Для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Для этих целей использую сборники: «ОГЭ 2018, автор Н.К. Ханнанов и ЕГЭ 2018,авторы Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. По этим-же сборникам можно давать и домашнее задание.

Со второго полугодия домашнее задание- вариант ЕГЭ или ОГЭ. Даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения. Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку, я их анализирую, а результаты, сообщаю каждому учащемуся.

Тренировочные работы –важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена.

Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.

Контроль можно провести в различных формах: при опросе у доски, во время фронтальной беседы, с помощью физического диктанта, с помощью теста, так и проведение тестирования по образцу ЕГЭ после изучения каждого раздела. так и проведение тестирования по образцу ЕГЭ после изучения каждого раздела, так и проведение тестирования по образцу ЕГЭ после изучения каждого раздела. ). Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня об ученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Компьютерные регламентированные тесты по всему курсу физики 7-11 класс, которые применяю на данном этапе повторения (ограничение по времени не даёт возможности ребятам отвлекаться, поэтому подсказки, списывания отсутствуют).

Подготовка к ЕГЭ на консультациях по физике.

На консультациях, проводимых 2 раза в неделю, решаем задачи различного уровня сложности из демоверсий КИМов ЕГЭ. Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по подготовке к ЕГЭ.[8-9]  Большую роль при подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, а также в сети Интернет. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения, рекомендации по выбору сайтов в сети, где собран теоретический материал и сайтов, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки.

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, сайт «Решу ЕГЭ. Гущин» http://phys.reshuege.ru/ http://fipi.ru/view/sections/154/docs/, http://www.ege.edu.ru/ http://www.ctege.org/ http://www.ege.ru/

Анализируя результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по которым ученик получает самый низкий процент решения. Поэтому на консультациях особо обращаю внимание учащихся именно на эти темы. В течение всего года консультацию по физике провожу в виде групповой формы и в виде взаимообучения. Веду работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания.

Новое в ЕГЭ и ОГЭ

Тема изменений в ЕГЭ и ОГЭ всегда волнует школьников: ведь каждый год в задания по ряду предметов вносятся изменения, и их надо принимать в расчет при подготовке к экзаменам..Экзаменационные материалы по физике в 2018 году будут дополнены еще одним заданием базового уровня (№ 24), за счет чего первичный балл возрастет с 50 до 52.

В часть 1 экзаменационной работы добавлено одно задание с множественным выбором, проверяющее элементы астрофизики.

Расширено содержательное наполнение линий заданий 4, 10, 13, 14 и 18.

Часть 2 оставлена без изменений. Из заданий полностью удалены тесты, оставляющие возможность бездумного выбора ответа. Вместо них ученикам предложены задания с коротким либо развернутым ответом. В 2017-2018 учебном году ЕГЭ по физике не будет сильно отличаться по структуре и объему заданий от прошлого года. а это значит, что: на выполнение работы будет отведено 235 минут; всего выпускникам предстоит справиться с 32 заданиями; І блок ЕГЭ (27 заданий) – задачи с кратким ответом, который может быть представлен целым числом, десятичной дробью либо числовой последовательностью; ІІ блок (5 заданий) – задачи, требующие подобного описания хода мысли в процессе решения и обоснования принятых решений с опорой на физические законы и закономерности; минимальный проходной порог – 36 баллов, что эквивалентно 10 правильно решенным заданиям из І блока. Именно последние пять задач, с 27 по 31, представляют наибольшую сложность на ЕГЭ по физике и многие школьники сдают работу с пустыми полями в них. Но есть очень важный нюанс – если прочитать правила оценки этих задач, то станет ясно, что написав частичное пояснение задачи и показав правильное направление хода мыслей можно получить 1 или 2 балла, которые многие теряют просто так, не дойдя до полного ответа и ничего не записав в решении....



Проект структуры КИМ ЕГЭ в 2018 г.

Общее число заданий -32

Часть 1 – 24 задания

Структура заданий 1-23 – без изменений

Задание 24 – на множественный выбор, 2 балла

Часть 2 – 8 заданий

Структура – без изменений

25-27 – с кратким ответом

28-32 – с развернутым ответом

Максимальный балл – 52.

Время выполнения работы 3 ч 55 мин

Проект структуры КИМ ЕГЭ в 2018 г.

2 часть

8 задач:

  • 2 задачи по механике

  • 2 задачи по МКТ и термодинмике

  • 3 задачи по электродинамике

  • 1 задача по квантовой физике

№25 – механика, МКТ

№26 - МКТ и термодинамика, электродинамика

№27 – электродинамика, квантовая физика

№28 (качественная) - механика – квантовая физика

№29 – механика

№30 – МКТ и термодинамика

№31 – электродинамика

№32 – электродинамика, квантовая физика

4.2 Изменения в Кодификаторе ЕГЭ

п. 5.4.1: знать строение Солнечной системы, основные отличия планет земной группы от планет-гигантов и отличительные признаки каждой из планет; понимать причины смены дня и ночи и смены времен года, уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости

п. 5.4.2: различать спектральные классы звезд, понимать взаимосвязь основных звездных характеристик (температура, цвет, спектральный класс, светимость), уметь пользоваться диаграммой Герцшпрунга–Ресселла, различать звезды главной последовательности, белые карлики и гиганты (сверхгиганты)

п. 5.4.3: знать основные этапы эволюции звезд типа Солнца и массивных звезд, сравнивать продолжительность «жизненного цикла» звезд разной массы, представлять эволюционный путь звезды на диаграмме Герцшпрунга–Ресселла

п. 5.4.4: знать строение и основные масштабы нашей Галактики, виды галактик, понимать смысл физических величин: астрономическая единица,



4.3 Расширение содержания отдельных линий

Добавляются следующие элементы содержания:

  • Задание 4 – момент силы относительно оси вращения и кинематическое описание гармонических колебаний.

  • Задание 10 – тепловое равновесие и температура, внутренняя энергия одноатомного идеального газа.

  • Задание 14 – закон сохранения электрического заряда и связь напряжённости поля и разности потенциалов для однородного электростатического поля.

  • Задание 18 – элементы СТО. (В этой линии могут встретиться задания на проверку основных формул по этой теме, представленных в пунктах 4.2 и 4.3 кодификатора).

Изменения в КИМ 2018 по физике(ОГЭ)

В 2018 году изменилось распределение проверяемых элементов содержания по теме «Механические явления» для заданий 2-4 в первой части работы.

Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов.

Детализирован кодификатор элементов содержания и требований к уровню

Подготовки обучающихся для проведения основного государственного

экзамена по физике

Детализация кодификатора

Включены формулы (как в ЕГЭ)


Перестройка блока заданий по механическим явлениям

(задания 2-7)


2) Кинематика (ВСЕ виды движения)

3) Законы Ньютона

4) Законы сохранения импульса и энергии. Простые механизмы

5) Давление. Гидростатика

6) Анализ процессов

7) Расчетная задача


2.3.Советы выпускникам
  • Не пытайтесь запомнить сложные формулы, пытайтесь понять их природу. Зная, как выведена формула, вы без труда распишете ее в черновике, тогда как бездумное запоминание чревато механическими ошибками. Решение задачи начинайте с выведения конечного выражения в буквенном виде и лишь потом ищите ответ математически.

  • «Набивайте руку». Чем больше разнотипных задач по теме вы решите, тем легче будет справиться с заданиями ЕГЭ.

  • Начинайте готовиться к ЕГЭ по физике как минимум за год до экзамена. Это не тот предмет, который можно взять «нахрапом» и выучить за месяц другой, даже занимаясь с лучшими репетиторами.

  • Не зацикливайтесь на однотипных простых заданиях. Задачи на 1-2 формулы – это только 1 этап. К сожалению, многие учителя в школах просто не идут далее, спускаясь к уровню большинства учеников или рассчитывая на то, что учащиеся гуманитарных классов не выберут не профильный для них предмет при сдаче ЕГЭ. Решайте задачи, объединяющие в себе законы из разных разделов физики.

  • Еще раз повторите физические величины и их преобразование. При решении задач будьте особенно внимательны к тому, в каком формате представлены данные и при необходимости не забывайте их приводить к нужному виду.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех. Результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Необходимо суметь сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Ханнанов, Н.К, Никифоров Г.Г., Орлов В.А. ЕГЭ 2017.Физика: сборник заданий/ Н.К Ханнанов, Г.Г. Никифоров, В.А Орлов-М: Эксмо,2017.-256с.

  2. Ханнанов, Н.К, ОГЭ 2018. Физика: сборник заданий: 9 класс/ Н.К Ханнанов.-М: Эксмо,2017.-352с.

  3. Демидова, М.Ю., Гиголо А.И., Грибов В.А. ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты:30 вариантов/под ред. М.Ю. Демидовой. - Издательство «Национальное образование»,2018-352с.

  4. Демидова, М.Ю., Камзеева Е.Е. ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов/под ред. М.Ю. Демидовой. - Издательство «Бином. Лаборатория Знаний»,2018-288с.

  5. Громцева,О.И. Тесты по физике 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина, Гутник «Физика. 9 класс».ФГОС(к новому учебнику)/О.И. Громцева.-7-е изд., перераб. и доп.-М: Издательство «Экзамен»,2015.-173с.

  6. Касаткина, И.Л. Задачи по физике: подготовка к ЕГЭ и олимпиадам/ И.Л. Касаткина.- Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2009.-281 с.: ил.-(Абитуриент).

  7. Касаткина, И.Л. Физика. Полный курс подготовки: Разбор реальных экзаменационных заданий// И.Л. Касаткина.-М.: АСТ:Астрель,2010.-366,

  8. Зорин, Н.И. контрольно- измерительные материалы(КИМы): 11 класс/ под ред. В. Черноруцкого.-М..ВАКО,2017-112 с.

  9. Лукашева, Е.В. Тематические тестовые задания/ Е.В. Лукашева, Н.И. Чистякова.-М., Издательство «Экзамен»,2016.-190с.

( Серия «ЕГЭ. ФИПИ. Тематические тестовые задания»)

  1. Никитина,А.В. Урванцева Л.Д. Выполнение экспериментальных заданий ОГЭ по физике: методические рекомендации/ А. В. Никитина, Л. Д. Урванцева.-К., Изд-во КРИПКиПРО,2016.- 79 с

В процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации можно предложить следующие интернет - ресурсы, посвященные изучению и обучению физике.

Приложение 1

Экспериментальные задания 1-го типа

Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин:

1. плотности вещества

2. силы Архимеда

3. коэффициента трения скольжения

4. жесткости пружины

5. периода и частоты колебаний математического маятника 19 5. периода и частоты колебаний математического маятника

6. момента силы, действующего на рычаг

7. работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока 8. работы силы трения

9. оптической силы собирающей линзы

10.электрического сопротивления резистора

11.работы электрического тока

12.мощности электрического тока


Экспериментальные задания 2-го типа

Цель задания: проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:

1. Зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

2. Зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити

3. Зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

4. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления

5. Свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы


Экспериментальные задания 3-го типа

Цель работы: проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий:

1. Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

2. Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока








Приложение 2


Эксперементальное исследование ЕГЭ(задание 26)

1.Для определения КПД наклонной плоскости использовано оборудование, изображенное на рисунке. Ученик с помощью динамометра поднимает брусок с двумя грузами равномерно вдоль наклонной плоскости. Данные эксперимента ученик занес в таблицу. Чему равен КПД наклонной плоскости? Ответ выразите в процентах и округлите до целого числа.

Показания динамометра при подъеме груза, Н

1,5

Длина наклонной плоскости, м

1,0

Масса бруска с двумя грузами, кг

0,22

Высота наклонной плоскости, м

0,15

Решение.

КПД любого механизма определяется как отношение работы полезной к работе затраченной: В случае с наклонной плоскостью полезная работа заключается в подъёме груза на высоту и равна по величине изменению его потенциальной энергии:

 

Затраченную на подъём груза работу можно найти при помощи показаний динамометра :

 

Отсюда, для КПД наклонной плоскости имеем:

 

Ответ: 22.

2. В недавнем прошлом для точных электрических измерений использовались «магазины» сопротивлений, представляющие собой деревянный ящик, под крышкой которого помещалась толстая медная пластина (1) с разрывами (2), в которые могут вставляться медные штекеры (3) (см. рисунок). Если все штекеры плотно вставлены, то электрический ток течет через них напрямую по пластине, сопротивление которой ничтожно мало. Если же какой-либо из штекеров отсутствует, то ток течет через проволоки (4), которые замыкают разрывы и обладают точно измеренным сопротивлением.

Определите, чему равно сопротивление, установленное на магазине сопротивлений, показанном на следующем рисунке, если (Ответ дать в омах.)

Решение.

Из устройства магазина сопротивлений видно, что все известные, точно измеренные сопротивления и подключены последовательно друг к другу. Поскольку сопротивлением медной пластины и сопротивлениями штекеров можно пренебречь, заключаем, что штекеры попросту закорачивают соответствующие сопротивления. Если некоторый штекер вставлен в магазин, это означает, что соответствующее сопротивление выключено, его можно не рассматривать. Схему магазина сопротивлений можно перерисовать следующим образом. Здесь надо считать, что ключ замыкается, если соответствующий штекер вставлен.

На последнем рисунке видно, что нас интересует ситуация, когда вставлены штекеры 1 и 4, при этом вклад в общее сопротивление дают только сопротивления и Общее сопротивление оказывается равным:

 

Ответ: 8.

2. Для определения относительной влажности воздуха используют разность показаний сухого и влажного термометров (см. рисунок). Используя данные рисунка и психрометрическую таблицу, определите, какую температуру (в градусах Цельсия) показывает сухой термометр, если относительная влажность воздуха в помещении 60 %.

Решение.

В таблице есть всего лишь одна клетка, соответствующая влажности 60%. Она стоит в таблице напротив значения температуры сухого термометра в Это и есть искомая величина.

 

Ответ: 21.

3. Метеорит массой 10 тонн приближается к сферической планете. Радиус этой планеты 2,5 106 м. График зависимости силы F гравитационного взаимодействия планеты с метеоритом от расстояния d между их центрами изображён на рисунке (сплошная линия). Каково ускорение свободного падения на поверхности этой планеты? (Ответ дать в метрах в секунду в квадрате с точностью до 0,5 м/с2.)

Решение.

Ясно, что размерами метеорита можно пренебречь по сравнению с радиусом планеты. Действительно, объект массой 10 тонн, имеет размеры порядка 10 м, что, конечно, мало рядом с 2,5·106 м.

Далее заметим, что график обрывается с левой стороны как раз на расстоянии, равном радиусу планеты. Таким образом, значение силы F в крайней точке графика дает как раз значение силы тяжести, действовавшей на метеорит у поверхности планеты. Снимая показания с графика, имеем Следовательно, ускорение свободного падения на поверхности этой планеты примерно равно

 

Ответ: 3,5.


4. Имеется набор грузов массой 20 г, 40 г, 60 г и 80 г и пружина, прикреплённая к опоре в вертикальном положении. Грузы поочередно аккуратно подвешивают к пружине (см. рисунок 1). Зависимость удлинения пружины от массы груза, прикрепляемого к пружине, показана на рисунке 2.

Груз какой массы, будучи прикреплённым к этой пружине, может совершать малые колебания вдоль оси с угловой частотой ? (Ответ дать в килограммах.) Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

Решение.

Используя график, определим коэффициент жесткости пружины. Из второго закона Ньютона для груза массой имеем: График представляет линейную зависимость, взяв любую удобную точку для жесткости пружины, имеем:

Частота колебаний груза связана с массой груза и жесткостью пружины соотношением: Следовательно, с необходимой частотой будет колебаться грузик массой

 

Ответ: 0,04

5. Показания сухого и влажного термометров, установленных в некотором помещении, соответственно равны и Используя данные таблиц, определите абсолютную влажность воздуха в помещении, где установлены данные термометры. В первой таблице приведена относительная влажность, выраженная в %. (Ответ дать в г/м3, округлив до десятых.)


Решение.

Абсолютная влажность − это плотность водяных паров. Она связана с относительной влажностью и плотностью насыщенных паров при данной температуре соотношением:

Используя первую таблицу определим относительную влажность. Разность показаний сухого и влажного термометров составляет Находим в таблице пересечение соответствующих строки и столбца и получаем, что относительная влажность равна Используя вторую таблицу находим, что при температуре плотность насыщенных паров равна Следовательно, абсолютная влажность равна:

6. Ученик при помощи осциллографа изучал вынужденные колебания в колебательном контуре, состоящем из последовательно соединенных проволочной катушки, конденсатора и резистора с небольшим сопротивлением. Индуктивность катушки равна 5 мГн. На рисунке показан вид экрана осциллографа при подключении его щупов к выводам конденсатора для случая резонанса. Также на рисунке изображён переключатель осциллографа, который позволяет изменять масштаб изображения вдоль горизонтальной оси: поворачивая этот переключатель, можно устанавливать, какому промежутку времени соответствует одно деление экрана осциллографа. Определите, чему равна ёмкость используемого в колебательном контуре конденсатора? (Ответ дать в мкФ, округлив до целых.)

Решение.

Резонансный период колебаний колебательного контура рассчитывается по формуле Из рисунка видим, что переключатель установлен в положение 1 мс, то есть одно деление экрана осциллографа соответсвует 1 миллисекунде. Период колебаний равен четырём делениям осциллографа, то есть 4 мс. Найдём из выражения для периода колебаний ёмкость конденсатора и рассчитаем её:

 

7. Необходимо экспериментально изучить зависимость ёмкости плоского конденсатора, между пластинами которого помещён диэлектрик, от расстояния d между пластинами. На всех представленных ниже рисунках S — площадь пластины конденсатора. Какие две установки следует использовать для проведения такого исследования?

Решение.

Емкость конденсатора прямо пропорциональна площади его пластин, диэлектрической проницаемости и обратно пропорциональна расстоянию между обкладками:

Для экспериментального изучения емкости конденсатора в зависимости расстояния между пластинами необходимо выбрать два конденсатора с разным расстоянием между пластинами, но с одинаковыми остальными параметрами. Для этого подходят конденсаторы под номерами 2 и 3.

 

Ответ: 23.







Приложение 3

Погрешность прямых измерений(задание 22)


1. Объём жидкости измерили при помощи мензурки (см. рисунок). Погрешность измерения объёма при помощи данной мензурки равна её цене деления. Укажите объём воды с учётом погрешности измерения. В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.

Решение.

Найдём цену деления: (50 − 40) мл/5 = 2 мл. Значит, погрешность прямого измерения составляет 2 мл. Из рисунка ясно, что объём воды составляет 46 ± 2 мл.

 

Ответ: 462.

2. 2. Чему равно напряжение на лампочке (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения составляет половину цены деления вольтметра? В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.

Решение.

Из рисунка видно, что между метками «4» и «5» укладывается 5 делений, значит, цена деления равна 0,2 В. Погрешность по условию составляет половину цены деления, т. е. 0,1 В. Показания прибора округлим до ближайшей риски: 4,6 В. Напряжение равно (4,6 ± 0,1) В.

 

Ответ: 4,60,1.

3. 3. При помощи миллиамперметра измеряется ток в некоторой электрической цепи. Миллиамперметр изображён на рисунке. Чему равен ток в цепи, если погрешность прямого измерения тока составляет половину цены деления миллиамперметра? Ответ приведите в миллиамперах. В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.

Решение.

Заметим, что между нулём и десятью пять делений, следовательно, цена деления миллиамперметра: 10 мА/5 = 2 мА. Значит, погрешность прямого измерения составляет 1 мА. Из рисунка ясно, что показание миллиамперметра составляет (14 ± 1) мА.

 

Ответ: 141.


Приложение 4

Погрешность косвенных измерений (задание 22)

1. Чтобы оценить, с какой скоростью упадет на землю мяч с балкона 6-го этажа, используем для вычислений на калькуляторе формулу По оценке «на глазок» балкон находится на высоте над землей. Калькулятор показывает на экране число 17,320508. Чему равна, с учетом погрешности оценки высоты балкона, скорость мяча при падении на землю? (Ответ дайте в м/с, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)

Решение.

Поскольку высота балкона известна неточно, значение скорости мяча при падении на землю, вычисленное по формуле также будет иметь погрешность. Согласно правилам вычисления погрешностей, в конечном выражении для погрешности необходимо оставлять одну значащую цифру

 

 

а вычисляемая величина должна даваться с такой же точностью, как погрешность. Таким образом, запись для скорости мяча с учётом погрешности оценки высоты балкона:

 

 

Ответ: 17,30,6.

2. Из куска тонкого медного провода длиной 2 м собираются согнуть окружность. Предварительно вычисляют диаметр окружности с помощью калькулятора и получают на экране число 0,6369426. Чему будет равен диаметр окружности, если точность измерения длины провода равна 1 см? (Ответ дайте в метрах, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)

Решение.

Поскольку длина провода известна неточно, значение диаметра окружности, вычисленное по формуле также будет иметь погрешность. Согласно правилам вычисления погрешностей, в конечном выражении для погрешности необходимо оставлять одну значащую цифру

 

 

а вычисляемая величина должна даваться с такой же точностью, как погрешность. Таким образом, запись для диаметра окружности с учётом погрешности измерения длины провода:

 

 

Ответ: 0,6370,003.

3. Чтобы определить массу гвоздя, на рычажные весы несколько раз кладут по таких гвоздей. Взвешивание показывает, что их общая масса Чему равна масса одного гвоздя? (Ответ дайте в граммах, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)

Решение.

Погрешность измерения массы 50 гвоздей делится поровну между погрешностями масс отдельных гвоздей, поскольку относительная погрешность для массы всех гвоздей и для массы одного гвоздя совпадают. Таким образом, масса одного гвоздя равна

 

Ответ: 6,00,1.

4. Толщина пачки из 200 листов бумаги равна Чему равна толщина одного листа бумаги? (Ответ дайте в мм, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)

Решение.

Погрешность измерения толщины пачки бумаги делится поровну между погрешностями толщин отдельных листов: Таким образом, толщина одного листа бумаги равна

 

Ответ: 0,1000,005






Приложение 4

Журнал посещаемости консультаций 11 класс

Дата

Ф.И.О.









1.










2.










3.










4.










5.










6.










7.










8.










9.










10.












Журнал посещаемости консультаций 9 класс

Дата

Ф.И.О.



















1.










2.










3.










4.










5.










6.










7.










8.










9.










10.










12.










11.










12.










13.










14.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!