Синяева Александра Юрьевна
Преподаватель хореографии,
магистр "Теории и методики дополнительного образования"
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается подготовка специалистов сферы культуры и искусства в современной системе художественного образования. Выявляется проблема направлений качественного обновления содержания и процесса хореографического,
педагогического образования. На всех этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания человека, гармонизации личности. Изучение вопросов взаимовлияния культур в современном обществе являются весьма значимым и актуальным.
Ключевые слова: культура и искусство, хореографическое образование, педагогическое образование, воспитательный процесс, художественное образование.
В наш стремительный век, в современном обществе, возможно слишком поспешно и не всегда достаточно продумано, как уже показала практика, создается много различных инновационно-образовательных программ, таким образом делаются активные попытки усовершенствовать систему обучения и ориентировать образование на европейский стандарт. Одна из многих задач современного образования в России заключается в приближении нынешнего образовательного уровня страны к европейскому стандарту, приобщении студенческой молодежи к мировой культуре и ее ценностям, поскольку культура правомерно считается носителем национального духа любого этноса, создает представление о нем, является показателем развития страны и важнейшим средством идентификации каждого человека и народа, выражением ценности и смысла жизни.
Культура является фактором, направляющим, определяющим и гуманизирующим современное общество; становится важнейшим социальным регулятором и источником развития: использование культурного потенциала нации может успешно формировать
систему ценностей, традиций, творческую деятельность людей, а значит – обеспечивать
движение к творческому прогрессу. Эта актуальная проблема требует рассмотрения, так как молодое поколение волнует,
какое будущее им приготовлено государством в виде нововведений и принятия законов об образовании. Студенты, а завтра – молодые специалисты – задумываются, что будет с последующими поколениями, каким будет искусство и творчество, какая культура ждет их в будущем? И смогут ли они в полной мере реализовать полученные знания, умения и навыки
в новом образовательном пространстве. Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере культуры и искусства –
главная задача сегодняшнего дня. Художественное педагогическое образование осуществляется в узком направлении – подготовка преподавателей хореографических дисциплин для институтов, колледжей и детских школ искусств, руководителей
любительских хореографических коллективов, и широкого направления – подготовка бакалавров и магистров художественного образования, для которых поле профессиональной деятельности и профессиональные квалификации на государственном уровне пока еще не четко определены.
В сложившейся сегодня ситуации специалистами были зафиксированы некоторые противоречия:
– между динамикой роста требований рынка педагогического труда к уровню
профессиональной компетентности педагога-руководителя и отсутствием согласованности
этих требований к выпускникам специализированных высших и средних учебных заведений;
– между возрастающими требованиями к профессионально значимым личностным
качествам педагога-хореографа и традиционными формами профессиональной ориентации и
профотбора молодежи на педагогически- творческую деятельность в системе
дополнительного образования;
– между необходимостью осуществления непрерывной профессиональной
подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов в области
художественного образования в условиях развивающейся профессии «педагог-хореограф»,
отсутствием научно-методического и учебного обеспечения, позволяющего создавать и
реализовывать вариативные профессионально-образовательные программы,
индивидуализировать содержание и процесс педагогического образования хореографов.
Таким образом, проблема заключается в поиске и обосновании направлений качественного обновления содержания и процесса хореографического, педагогического образования, обусловленного существенными изменениями в педагогических профессиях,
ориентированных на усилие взаимосвязи педагогического образования с развивающейся сферой педагогического труда хореографов. Подготовка специалистов сегодня требует организации учебного процесса, в основе которого использование педагогических технологий, инновационных методов и научных исследований. Педагогическая работа хореографов, непосредственно находится во взаимодействии с воспитательным процессом – сложная, многогранная деятельность. Она связана с реализацией программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Важнейшим аспектом воспитания формирования эстетической и художественной культуры личности, является хореографическое искусство. К сожалению, сейчас действительно мало молодых специалистов, которые в полной мере подготовлены к работе с
детьми в творческом коллективе. А многие и вовсе не имеют представления о том, как работать с детьми разных возрастных групп. Эта проблема касается не только выпускников высших и средних учреждений культуры и искусств, но и преподавателей, читающих курс лекций таких дисциплин как: психология, педагогика и методика работы с творческим коллективом. Но было бы
ошибочно обвинять только преподавателей вышеупомянутых дисциплин и выпускников, так как проблема эта значительно шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. В высших и средних образовательных учреждениях культуры и искусств недостаточное количество часов педагогики, психологии и методики работы с творческим коллективом, и это может привести к тому, что специалисты в области художественного творчества не будут понимать особенностей индивидуального подхода к ребенку или подростку. Имеет место и тот факт, что работодатели не всегда компетентно подходят к подбору профессиональных кадров для работы с детскими танцевальными коллективами. Зачастую с детьми занимаются люди, не имеющие специального образования или студенты начальных курсов обучения вузов и колледжей культуры и искусств, которые еще сами нуждаются в получении знаний и умений. Это не может остаться без должного внимания. Как показывает практика, молодой педагог-хореограф сталкивается с проблемой – как учить детей? Теоретических знаний не вполне достаточно для правильной подачи ими
материала. Этот опыт обычно приобретают в процессе работы с детьми. Естественно нельзя обойтись без базовых знаний психологии и педагогики, которые должны быть для педагога своеобразной «азбукой». Ведь знания, умения и навыки – это своеобразная интеллектуальная и творческая «мозаика», все, чему научился педагог, он передает своим воспитанникам. Дети
– как чистое полотно художника, они впитывают все, что им показывают и рассказывают, от
«руки мастера» зависит, какая картина получится. Проблема проявляется и тогда, когда нужно провести работу с родителями, это особая группа, где нужен, возможно неординарный подход, даже можно сказать индивидуальный. Этот подход не каждый способен найти самостоятельно. Ecть множество книг и справочников по педагогике и психологии, но специализированных книг, где в синтезе существовали бы педагогика, психология и хореография – недостаточно. В современном мире пытаются найти новые подходы к преподаванию, но нельзя забывать, что все новое основывается на уже доказанных истинах, их нельзя игнорировать. Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что необходимо серьезнее подходить к профессиональной практике студентов-хореографов на базе детских танцевальных коллективов. Только так будущий специалист может закрепить полученные теоретические знания и приобрести необходимый для самостоятельной работы практический опыт. Нельзя утрачивать искусства «Быть педагогом!», это искусство обращать внимание на каждого маленького человечка, и оно было у педагогов старшего поколения. Дети, которые смотрят на взрослых преданными глазами – будущее страны. Те, кто сегодня готовит новых специалистов в сфере культуры и искусства, должны максимально проявить внимательность и бдительность к возникшим проблемам в сфере художественного образования. Конечно, есть колледжи, институты и университеты искусств и культуры, которые дают просто потрясающий и необычный материал и к тому же хорошо готовят к практической деятельности. Но этого достаточно только для того, чтобы заниматься исполнительской деятельностью, танцевать в профессиональном коллективе, либо учить основам хореографии, но не достаточно для педагогической деятельности. Существуют, безусловно, исключения – вузы, в которых достаточно уделяется времени для прохождения студентами педагогической практики. И это очень правильный подход к подготовке высококвалифицированных специалистов педагогов-хореографов. Кафедры хореографического творчества, теории и методики хореографического искусства государственных институтов искусств и культуры находятся в поиске новых форм и методов организации учебного процесса, объединения учебного и научного потенциала, обеспечивающего степень качества подготовки специалистов нового поколения. В системе организации непрерывного процесса обучения и профессионального
становления студентов-хореографов обращается внимание на привитие им не только любви к танцу вообще, веры в себя, но и развитие и воспитание широты взглядов, нестандартности мышления, формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, стремление к постоянному самосовершенствованию. Открыть новый мир – мир хореографического творчества. Создать эмоционально- привлекательную среду для всех и каждого, чтобы жизнь посредством искусства танца приобрела новые тона. Предоставить возможность воспарить над обыденностью жизни, увидеть небывалые дали и сверкающие горизонты в творческом самовыражении, полном фантазии – цель педагогической творческой деятельности.
Литература
1. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: дисс. ... д-ра пед.
наук. Санкт-Петербург, 2008. – 452 с.
2. Карпенко В.Н. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов
социокультурной сферы: дисс. ... к-та пед. наук. Краснодар, 2011. – 176 с.
3. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки
студентов технических вузов: дисс. ... д-ра пед. наук. Самара, 2009. – 410 с