Система работы с учащимися при подготовке к ГИА по русскому языку.
Сегодня мы имеем данные о том, что уровень знаний выпускников школ по русскому языку не улучшается. Экзамен по данному предмету один из сложных.
Повсеместное введение Единого государственного экзамена по всем предметам школьного курса и замена вступительных экзаменов на ЕГЭ во всероссийских вузах делает более актуальной организацию подготовки к экзамену. В результате такой замены на учителя легла огромная ответственность за результат подготовки обучающегося к ЕГЭ, ведь он должен заменить собой два экзамена – выпускной за полную среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения.
Основываясь на данных особенностях ЕГЭ можно определить ведущую педагогическую идею: организация и проведение эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ на основе системы работы, включающей личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированный подход предполагает помощь выпускникам в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в умении видеть личность в других людях. Спектр этих социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, эмоционально-чувственные. Учитель должен «считывать» эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него, акцентирование внимания на позитивных качествах учащихся. При подготовке к экзаменам учитель может быть исследователем, психотерапевтом, экспертом. Между участниками учебного процесса важно отдавать приоритет диалогическим формам общения; организовывать сотрудничество учеников между собой; поощрять свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики, создавать атмосферу доброжелательности и комфорта.
Подготовка к школьным выпускным экзаменам, и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
Первое, что мы сделали при подготовке к экзаменам – изучили весь материал, посвящённый экзаменам, изучили документы федеральных, региональных, муниципальных органов образования. Ответственными за образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Для учащихся и их родителей проводим совместные родительские собрания, где знакомим с организацией и проведением ОГЭ и ЕГЭ, с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания, с адресами сайтов. На каждом родительском собрании знакомлю родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к экзаменам. С некоторыми родителями и детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке. Сдача родителями ЕГЭ второй год подряд свидетельствует о том, что родители на деле ощущают себя «выпускниками» и впоследствии не демонстрируют своего превосходства над детьми, а встают на позицию сотрудничества.
Подготовку учащихся к экзаменам начинаем с 6 класса. Создаем учебный материал по разным темам курса русского языка, используем готовые печатные и электронные пособия. Через систему дополнительных занятий, индивидуальных консультаций повышаем интерес к предмету и личную ответственность обучающегося за результаты обучения. Никогда не пугаем учащихся предстоящими экзаменами. Убеждаем в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. В течение всего года знакомим детей с материалами экзаменов. Систематически на уроках каждому раздаем тест на повторение по курсу пройденного материала. Просим ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться и выделить те, которые вызывают затруднения, чтобы разобрать на индивидуальных консультациях. Знакомим их с временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена, обучаем строгому самоконтролю времени, ориентируем учащихся внимательно ознакомиться с текстом КИМа и выполнять в начале задания которые не вызывают затруднений, а потом приступать к остальным по степени трудности.
Из урока в урок отрабатываем тесты на скорость. При этом даем тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаем количество человек уложившихся во времени, и сразу анализируем ситуацию. Работая с КИМами, ребята привыкают к структуре теста.
Конечно, за последние годы научились максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9-10-11-х классах систематически проводим углублённую консультационную работу по предмету.
Использование новых информационных технологий оказывают существенную помощь в нашей работе. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей информацией. Наиболее успешных учеников мы привлекаем к созданию презентаций. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего усвоение материала повышается в несколько раз. Для желающих я оставила презентации в помощь при подготовке к ОГЭ, в которых представлены задания № 4, 8 и 11.
В заключение хочется привести небольшой пример из своего опыта работы.
Работа над сжатым изложением в 9 классе происходит следующим образом. На начальном этапе, после объяснения структуры и способов компрессии, я распределяю учащихся в группы по 3-4 человека, позже эту работу они выполняют в парах, а затем уже индивидуально. После двух необходимых прослушиваний учащиеся сверяют записанный план изложения и свои краткие записи. Совместно они создают текст сжатого изложения, учитывая мнения всех. Причём я требую, чтобы они подчёркивали в каждом абзаце микротемы, то есть, ключевые выражения, которые, по их мнению, и должны будут проверяться экспертами. Эта работа проводится регулярно на протяжении нескольких месяцев. Многие ребята среди экзаменов по выбору отдают предпочтение обществознанию. В КИМах по данному предмету есть задание по составлению плана по тексту. Умения и навыки, приобретённые при подготовке к ОГЭ, помогают ребятам легко справиться с этим заданием. На консультациях мы в качестве разминки решаем несколько типовых вопросов в Кимах по обществу. Я чередую занятия, на которых мы работаем над сжатым изложением, тестовыми заданиями и сочинением. Таким образом, достигается успешная сдача ОГЭ по русскому языку.