Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия
по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа
для детей с ОНР I уровня речевого развития
Лексическая тема: «Дикие птицы»
Цель: расширение словарного запаса детей по лексической теме «Дикие птицы», развитие звукоподражания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить, пополнить и активизировать словарь по лексической теме, формировать понятие «птицы»; учить согласовывать существительные мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени; учить узнавать и называть птиц по их голосам; формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос; учить плавному, долгому и резкому, короткому выдоху.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, память, мышление, мелкую, общую, артикуляционную моторику, навыки звукоподражания голосам птиц (воробья, синицы, голубя).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание помогать птицам, слушать речь логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Материалы и оборудование: конверт со снежинками по количеству детей; фланелеграф; сюжетная картинка «Птицы в городском дворе»; вырезанные по контуру изображения вороны, воробья, синички и голубя; предметные картинки (воробей, голубь, ворона, синичка); зеркала по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, нам пришло письмо. А что же в этом письме?
Педагог открывает конверт, в нем лежат снежинки.
Логопед: Что это?
Дети: Снежинки.
Логопед: А почему в письме лежат снежинки?
Дети: Потому, что сейчас зима, и на улице много снежинок.
Логопед: Давайте подуем на снежинки, пусть они летят.
Педагог раздаёт детям по снежинке.
2. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
Произвести вдох через нос и подуть на снежинку. Воздушная струя длинная и холодная, без надувания щек при выдохе.
3. Упражнение «Кто прилетает к нам во двор?»
Логопед: Отгадайте загадку: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это?
Дети: Птица.
На фланелеграфе картинка с изображением городского двора. Прочитать стихотворение и по мере ответов детей выставлять на фланелеграф вырезанные по контуру изображения птиц.
Логопед: Это дом. Это двор.
Мы идем гулять во двор.
Чик-чик, чик-чирик...
Кто во двор к нам летит?
По дорожке скачет, крылышками машет?
Кто прилетел?
Дети: Воробей прилетел.
Логопед: Это дом. Это двор.
Мы идем гулять во двор.
Уль, уль, уль...
Кто к нам летит, по дорожке спешит?
Кто прилетел?
Дети: Голубь прилетел.
Логопед: Это дом. Это двор.
Мы идем гулять во двор.
Кар-кар-кар...
Кто к нам летит, к нам во двор спешит?
Кто прилетел?
Дети: Ворона прилетела.
Логопед: Это дом. Это двор.
Мы идем гулять во двор.
Тинь-тинь-тинь...
Кто к нам летит, к нам во двор спешит?
Кто прилетел?
Дети: Синичка прилетела.
Логопед: Кто во двор к нам прилетел, на ребяток посмотрел?
Дети: Во двор прилетел(а) воробей (голубь, ворона, синичка).
Логопед: Кто знает, кто они все вместе?
Дети: Птицы.
Логопед: Кто прилетел во двор?
Дети: Во двор прилетели птицы.
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Нашему язычку так понравились птички, что он захотел изобразить их. Давайте присядем за стол.
Дети садятся за столы перед зеркалом.
Логопед: Язычок попрыгал так же, как птички.
Дети поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней.
Логопед: Язычок изобразил, как птички клюют зёрнышки.
Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и слегка постукивают по нему зубами.
Логопед: Язычок полетал, как птички.
Дети выполняют круговые движения языком по верхней и нижней губам.
5. Упражнение «Узнай, назови и покажи»
Предложить детям узнать птиц по голосу, назвать и показать их. При затруднениях помогать вызванному ребёнку.
Логопед: Кто так кричит: уль-уль-уль?
Ребёнок: Голубь. Вот голубь.
Логопед: Как кричит голубь?
Ребёнок подражает крику голубя.
Логопед: Кто так кричит: чик-чирик?
Ребёнок: Воробей. Вот воробей.
Логопед: Как кричит воробей?
Ребёнок имитирует крик воробья.
Логопед: Кто так кричит: тинь-тинь-тинь?
Ребёнок: Синичка. Вот синичка.
Логопед: Как кричит синичка?
Ребёнок подражает крику синицы.
Логопед: Кто так кричит: кар-кар-кар?
Ребёнок: Ворона. Вот ворона.
Логопед: Где птицы?
Дети: Вот птицы.
Логопед: Птичкам очень холодно зимой. Давайте представим, что у нас в руках птичка, поможем ей согреться.
6. Дыхательная и звуковая гимнастика «Согреем птичку»
Логопед: Птичек пожалеем – дыханием согреем.
Дети складывают ладошки так, как будто в них лежит птичка, и делают резкий выдох на ладони с произнесением звука «х».
Логопед: А, кто какую птичку согревал?
Ответы детей.
7. Подвижная игра «Веселые птицы»
Дети выполняют инструкции логопеда.
Логопед: Вокруг себя оборотитесь, в воробьев все превратитесь.
Воробьи летают, песни распевают:
Дети: «Чик-чик, чик-чирик!».
Логопед: Раз, два, три – замри.
Вокруг себя оборотитесь, в голубей все превратитесь.
Голуби летают, песни распевают:
Дети: «Уль, уль, уль!».
Логопед: Раз, два, три – замри.
Вокруг себя оборотитесь и в синичек превратитесь.
Синички летают, песни распевают:
Дети: «Тинь-тинь-тинь!».
Логопед: Раз, два, три – замри.
Раз, два, три – на место тихонько, спокойно лети.
8. Игра «Кто улетел?»
На фланелеграфе – картинки с изображениями воробья, вороны, голубя.
Логопед: Погостили птицы в нашем дворе и стали улетать домой. Закройте глаза. (Убрать одну картинку.) Откройте глаза. Кто улетел?
Дети: Голубь улетел.
И так далее.
Логопед: Молодцы, справились с таким сложным заданием!
9. Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось наше занятие? Хочу вас похвалить: на занятии все были активные, старательные, заботливые. У нас на участках висят кормушки, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц.
Занятие окончено.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. 2 младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 224 с.
2. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120 с. + цв. вкл. 96 с.
3. Рыжова, Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н. В. Рыжова. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 64 с.
4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
5. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». /Автор-сост. Артемова Н.П. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.
6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (3-4 года) /Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Кожушко Н.Б. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.
7. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М. : Книголюб, 2006. – 144 с.
Самоанализ подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей
с ОНР I уровня
Занятие носит коррекционно-развивающий характер: на занятии были использованы задания на развитие фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, упражнения на развитие всех видов моторики, дыхания, звукоподражания (во время подвижной игры).
Я считаю, что структура занятия соответствовала поставленным задачам. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Во время занятия я использовала следующие методы и формы работы:
1. Игровой: использование сюрпризных моментов (конверт со снежинками).
2. Наглядный: использование фланелеграфа, контурных изображений птиц, иллюстраций и т.д.
3. Словесный: напоминания, указания, вопросы, художественное слово, похвала.
4. Создание проблемной ситуации (птичек пожалеем – дыханием согреем) позволило в игровой форме настроить детей на выполнение упражнения на развитие речевого дыхания.
5. На занятии осуществляла индивидуальный подход к детям (привлекала к ответам малоактивных детей).
Во время занятия я отрабатывала также навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку, хотя в этом возрасте дети отвечают хором). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Старалась следить за собственной речью: говорить внятно, доступно, эмоционально, не спеша, использовала простые предложения.
На мой взгляд, занятие было результативным, дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей.
Анализ подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей
с ОНР I уровня
Лексическая тема: «Дикие птицы»
Цель: расширение словарного запаса детей по лексической теме «Дикие птицы», развитие звукоподражания.
Задачи: коррекционно-образовательные: уточнить, пополнить и активизировать словарь по теме, формировать понятие «птицы»; учить узнавать и называть птиц по их голосам, давать полный ответ на поставленный вопрос, согласовывать существительные мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени; учить плавному, долгому и резкому, короткому выдоху;
коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую, общую, артикуляционную моторику, навыки звукоподражания голосам птиц (воробья, синицы, голубя);
коррекционно-воспитательные: воспитывать желание помогать птицам, умение слушать речь логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.
Оборудование: конверт со снежинками по количеству детей; фланелеграф; сюжетная картинка «Птицы в городском дворе»; вырезанные по контуру изображения вороны, воробья, синички и голубя; предметные картинки (воробей, голубь, ворона, синичка); зеркала по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Присутствовало 6 детей с ОНР I уровня. Продолжительность занятия 15 минут.
Тема занятия соответствовала календарно-тематическому плану учителя-логопеда. Цель, задачи и содержание занятия соответствовали уровню речевого развития детей, этапу коррекционно-развивающей работы, возрастным и умственным особенностям детей, лексической теме недели. Намеченный план занятия был выполнен полностью, его этапы соответствовали плану, были расположены в логической последовательности и взаимосвязаны.
Время было использовано рационально, выполнялись основные психологические требования.
Было правильно подобрано оборудование (соответствующее возрасту детей, достаточно яркое и красочное, с хорошей цветопередачей), оно использовалось целесообразно и эффективно.
На занятии были использованы следующие методы и формы работы: игровой (сюрпризный момент, подвижная игра); наглядный (использование различных иллюстраций); словесный (вопросы, указания, похвала, художественное слово); деятельностный (выполнение заданий и упражнений); создание проблемной ситуации (птичек пожалеем).
Использовались здоровьесберегающие технологии, поддерживался режим смены поз, смены видов деятельности, обеспечивался достаточный уровень двигательной активности.
Осуществлялся индивидуальный подход к детям (привлекались к ответам малоактивные дети).
Занятие носило коррекционно-развивающий характер: были включены задания на развитие фонематического слуха и восприятия, внимания, памяти, мышления, упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, звукоподражания (в ходе подвижной игры).
Учитель-логопед уделяла основное внимание решению речевых задач, её собственная речь была внятной, доступной, эмоциональной, неспешной, использовались простые предложения.
Кроме того, в ходе занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку), регулировалось и направлялось поведение детей на занятии.
Всё изложенное стимулировало умственную активность детей, позволило сохранить у них положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию на всём его протяжении. Материал детьми был усвоен, задания выполнены в полном объёме. В целом занятие можно оценивать как хорошее и продуктивное, проведенное на достаточном профессиональном уровне.