СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей с ОНР I уровня речевого развития. Лексическая тема: «Дикие птицы»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей с ОНР I уровня речевого развития. Лексическая тема: «Дикие птицы». Самоанализ и анализ к нему.

 

Просмотр содержимого документа
«Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей с ОНР I уровня речевого развития. Лексическая тема: «Дикие птицы»»

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия

по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа

для детей с ОНР I уровня речевого развития


Лексическая тема: «Дикие птицы»

Цель: расширение словарного запаса детей по лексической теме «Дикие птицы», развитие звукоподражания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить, пополнить и активизировать словарь по лексической теме, формировать понятие «птицы»; учить согласовывать существительные мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени; учить узнавать и называть птиц по их голосам; формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос; учить плавному, долгому и резкому, короткому выдоху.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, память, мышление, мелкую, общую, артикуляционную моторику, навыки звукоподражания голосам птиц (воробья, синицы, голубя).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание помогать птицам, слушать речь логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.

Материалы и оборудование: конверт со снежинками по количеству детей; фланелеграф; сюжетная картинка «Птицы в городском дворе»; вырезанные по контуру изображения вороны, воробья, синички и голубя; предметные картинки (воробей, голубь, ворона, синичка); зеркала по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, нам пришло письмо. А что же в этом письме?

Педагог открывает конверт, в нем лежат снежинки.

Логопед: Что это?

Дети: Снежинки.

Логопед: А почему в письме лежат снежинки?

Дети: Потому, что сейчас зима, и на улице много снежинок.

Логопед: Давайте подуем на снежинки, пусть они летят.

Педагог раздаёт детям по снежинке.

2. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»

Произвести вдох через нос и подуть на снежинку. Воздушная струя длинная и холодная, без надувания щек при выдохе.

3. Упражнение «Кто прилетает к нам во двор?»

Логопед: Отгадайте загадку: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это?

Дети: Птица.

На фланелеграфе картинка с изображением городского двора. Прочитать стихотворение и по мере ответов детей выставлять на фланелеграф вырезанные по контуру изображения птиц.

Логопед: Это дом. Это двор.

Мы идем гулять во двор.

Чик-чик, чик-чирик...

Кто во двор к нам летит?

По дорожке скачет, крылышками машет?

Кто прилетел?

Дети: Воробей прилетел.

Логопед: Это дом. Это двор.

Мы идем гулять во двор.

Уль, уль, уль...

Кто к нам летит, по дорожке спешит?

Кто прилетел?

Дети: Голубь прилетел.

Логопед: Это дом. Это двор.

Мы идем гулять во двор.

Кар-кар-кар...

Кто к нам летит, к нам во двор спешит?

Кто прилетел?

Дети: Ворона прилетела.

Логопед: Это дом. Это двор.

Мы идем гулять во двор.

Тинь-тинь-тинь...

Кто к нам летит, к нам во двор спешит?

Кто прилетел?

Дети: Синичка прилетела.

Логопед: Кто во двор к нам прилетел, на ребяток посмотрел?

Дети: Во двор прилетел(а) воробей (голубь, ворона, синичка).

Логопед: Кто знает, кто они все вместе?

Дети: Птицы.

Логопед: Кто прилетел во двор?

Дети: Во двор прилетели птицы.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Нашему язычку так понравились птички, что он захотел изобразить их. Давайте присядем за стол.

Дети садятся за столы перед зеркалом.

Логопед: Язычок попрыгал так же, как птички.

Дети поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней.

Логопед: Язычок изобразил, как птички клюют зёрнышки.

Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и слегка постукивают по нему зубами.

Логопед: Язычок полетал, как птички.

Дети выполняют круговые движения языком по верхней и нижней губам.

5. Упражнение «Узнай, назови и покажи»

Предложить детям узнать птиц по голосу, назвать и показать их. При затруднениях помогать вызванному ребёнку.

Логопед: Кто так кричит: уль-уль-уль?

Ребёнок: Голубь. Вот голубь.

Логопед: Как кричит голубь?

Ребёнок подражает крику голубя.

Логопед: Кто так кричит: чик-чирик?

Ребёнок: Воробей. Вот воробей.

Логопед: Как кричит воробей?

Ребёнок имитирует крик воробья.

Логопед: Кто так кричит: тинь-тинь-тинь?

Ребёнок: Синичка. Вот синичка.

Логопед: Как кричит синичка?

Ребёнок подражает крику синицы.

Логопед: Кто так кричит: кар-кар-кар?

Ребёнок: Ворона. Вот ворона.

Логопед: Где птицы?

Дети: Вот птицы.

Логопед: Птичкам очень холодно зимой. Давайте представим, что у нас в руках птичка, поможем ей согреться.

6. Дыхательная и звуковая гимнастика «Согреем птичку»

Логопед: Птичек пожалеем – дыханием согреем.

Дети складывают ладошки так, как будто в них лежит птичка, и делают резкий выдох на ладони с произнесением звука «х».

Логопед: А, кто какую птичку согревал?

Ответы детей.

7. Подвижная игра «Веселые птицы»

Дети выполняют инструкции логопеда.

Логопед: Вокруг себя оборотитесь, в воробьев все превратитесь.

Воробьи летают, песни распевают:

Дети: «Чик-чик, чик-чирик!».

Логопед: Раз, два, три – замри.

Вокруг себя оборотитесь, в голубей все превратитесь.

Голуби летают, песни распевают:

Дети: «Уль, уль, уль!».

Логопед: Раз, два, три – замри.

Вокруг себя оборотитесь и в синичек превратитесь.

Синички летают, песни распевают:

Дети: «Тинь-тинь-тинь!».

Логопед: Раз, два, три – замри.

Раз, два, три – на место тихонько, спокойно лети.

8. Игра «Кто улетел?»

На фланелеграфе – картинки с изображениями воробья, вороны, голубя.

Логопед: Погостили птицы в нашем дворе и стали улетать домой. Закройте глаза. (Убрать одну картинку.) Откройте глаза. Кто улетел?

Дети: Голубь улетел.

И так далее.

Логопед: Молодцы, справились с таким сложным заданием!

9. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось наше занятие? Хочу вас похвалить: на занятии все были активные, старательные, заботливые. У нас на участках висят кормушки, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц.

Занятие окончено.





ЛИТЕРАТУРА


1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. 2 младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 224 с.

2. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120 с. + цв. вкл. 96 с.

3. Рыжова, Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н. В. Рыжова. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 64 с.

4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

5. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». /Автор-сост. Артемова Н.П. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.

6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (3-4 года) /Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Кожушко Н.Б. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

7. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М. : Книголюб, 2006. – 144 с.






Самоанализ подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей

с ОНР I уровня


Занятие носит коррекционно-развивающий характер: на занятии были использованы задания на развитие фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, упражнения на развитие всех видов моторики, дыхания, звукоподражания (во время подвижной игры).

Я считаю, что структура занятия соответствовала поставленным задачам. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Во время занятия я использовала следующие методы и формы работы:

1. Игровой: использование сюрпризных моментов (конверт со снежинками).

2. Наглядный: использование фланелеграфа, контурных изображений птиц, иллюстраций и т.д.

3. Словесный: напоминания, указания, вопросы, художественное слово, похвала.

4. Создание проблемной ситуации (птичек пожалеем – дыханием согреем) позволило в игровой форме настроить детей на выполнение упражнения на развитие речевого дыхания.

5. На занятии осуществляла индивидуальный подход к детям (привлекала к ответам малоактивных детей).

Во время занятия я отрабатывала также навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку, хотя в этом возрасте дети отвечают хором). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Старалась следить за собственной речью: говорить внятно, доступно, эмоционально, не спеша, использовала простые предложения.

На мой взгляд, занятие было результативным, дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. 





Анализ подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию речи во II младшей группе компенсирующего типа для детей

с ОНР I уровня


Лексическая тема: «Дикие птицы»

Цель: расширение словарного запаса детей по лексической теме «Дикие птицы», развитие звукоподражания.

Задачи: коррекционно-образовательные: уточнить, пополнить и активизировать словарь по теме, формировать понятие «птицы»; учить узнавать и называть птиц по их голосам, давать полный ответ на поставленный вопрос, согласовывать существительные мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени; учить плавному, долгому и резкому, короткому выдоху;

коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую, общую, артикуляционную моторику, навыки звукоподражания голосам птиц (воробья, синицы, голубя);

коррекционно-воспитательные: воспитывать желание помогать птицам, умение слушать речь логопеда и товарищей, навыки организованного поведения.

Оборудование: конверт со снежинками по количеству детей; фланелеграф; сюжетная картинка «Птицы в городском дворе»; выре­занные по контуру изображения вороны, воробья, синички и голубя; предметные картинки (воробей, голубь, ворона, синичка); зеркала по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.


Присутствовало 6 детей с ОНР I уровня. Продолжительность занятия 15 минут.

Тема занятия соответствовала календарно-тематическому плану учителя-логопеда. Цель, задачи и содержание занятия соответствовали уровню речевого развития детей, этапу коррекционно-развивающей работы, возрастным и умственным особенностям детей, лексической теме недели. Намеченный план занятия был выполнен полностью, его этапы соответствовали плану, были расположены в логической последовательности и взаимосвязаны.

Время было использовано рационально, выполнялись основные психологические требования.

Было правильно подобрано оборудование (соответствующее возрасту детей, достаточно яркое и красочное, с хорошей цветопередачей), оно использовалось целесообразно и эффективно.

На занятии были использованы следующие методы и формы работы: игровой (сюрпризный момент, подвижная игра); наглядный (использование различных иллюстраций); словесный (вопросы, указания, похвала, художественное слово); деятельностный (выполнение заданий и упражнений); создание проблемной ситуации (птичек пожалеем).

Использовались здоровьесберегающие технологии, поддерживался режим смены поз, смены видов деятельности, обеспечивался достаточный уровень двигательной активности.

Осуществлялся индивидуальный подход к детям (привлекались к ответам малоактивные дети).

Занятие носило коррекционно-развивающий характер: были включены задания на развитие фонематического слуха и восприятия, внимания, памяти, мышления, упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, звукоподражания (в ходе подвижной игры).

Учитель-логопед уделяла основное внимание решению речевых задач, её собственная речь была внятной, доступной, эмоциональной, неспешной, использовались простые предложения.

Кроме того, в ходе занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку), регулировалось и направлялось поведение детей на занятии.

Всё изложенное стимулировало умственную активность детей, позволило сохранить у них положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию на всём его протяжении. Материал детьми был усвоен, задания выполнены в полном объёме. В целом занятие можно оценивать как хорошее и продуктивное, проведенное на достаточном профессиональном уровне.