Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матусовская основная общеобразовательная школа»
Методический семинар
(обобщение опыта работы)
Выполнил: учитель биологии-географии
Веселкова С. Г.
Матусово, 2017
Новые ФГОС требуют от учителя совершенно новых подходов к своей работе. По большому счету, работа учителя должна строиться с учетом следующего:
- Учащийся запоминает:
10 % того, что читает;
26 % того, что слышит;
30 % того, что видит;
50 % того, что обсуждает с другими;
80 % того, что основано на личном опыте;
90 % того, что проговаривает в то время, как делает;
95 % того, чему обучается сам.
Немного о себе:
Работаю в МБОУ «Матусовская ООШ» седьмой год, преподаю биологию, географию. По ФГОС работаю второй год - в 5 и 6 классах, но некоторые приемы работы использую и в 7 – 9 классах.
В своей работе использую деятельностный подход, а так же:
- Элементы проблемного обучения;
- Элементы проектного обучения;
- Технология уровневой дифференциации;
- Технология здоровьесбережения;
- Элементы технологии развития критического мышления и др.
Так как основной формой работы учителя с учениками все-таки является урок, остановлюсь подробнее именно на принципах организации урока.
Определение темы, целеполагание, постановка задач, мотивация
Согласно ФГОС, определить тему урока, сформулировать цель и задачи урока должны сами учащиеся. Учитель только направляет деятельность учащихся в правильное русло. Для этого необходима мотивация, бодрый настрой на работу.
Положительный эффект в формировании правильного настроя может дать:
- Эпиграф к уроку;
- Интересный факт;
- Проблемная ситуация (проблемный вопрос);
- Создание ситуации удивления;
- Загадка;
- Ребус и др.
Например:
Эпиграф:
«Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни: ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!»
Загадки:
Учащиеся из слов-отгадок определяют тему урока: «Жизнь в морях и океанах».
Проблемная ситуация: разговор учителя и ученика. Ученик утверждает, что поверхность Земли ровная, учитель с ним не согласен. Кто же прав?
Ну давай, ответь скорей!
2. Без конца и края лужа.
Не страшна ей злая стужа.
Это – не воды стакан,
3. И долга, и коротка,
А один одному не верит;
А огромный….(океан)
В луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
Всяк сам по себе мерит.
(море)
(жизнь)
Ученик: Равнина, равнина, - ни яра, ни пади,
Равнина на запад, равнина на юг.
Учитель: Вокруг земли – крутые горы
Как будто гористую землю разгладил
С высот небес глядят на нас,
Какой-то гигантский утюг!
И равнинные просторы
Наша Земля имеет ровную поверхность!
Завораживают глаз!
Наша планета имеет неровную поверхность!
Актуализация опорных знаний
- Сообщение (например, «Съедобные грибы забайкальских лесов»);
- Доклад по результатам мини-исследования (например, результаты наблюдения за животными (выяснить, какие движения и с какой целью они совершают));
- Кроссворд;
- Тест;
- Графический тест;
- Заполнить пропуски в тексте;
- «Закодированный текст» и др.
Этап изучения нового материала
Главной целью данного этапа является создание наиболее благоприятных условий для добывания и усвоения учащимися новых знаний. Но как это сделать, если учащиеся все разные: они имеют разный уровень подготовки, разные интересы, разный темп работы, по-разному воспринимают изучаемый предмет и учителя.
Достичь этой цели поможет:
- Дифференциация (разноуровневые задания для учащихся, возможность выбора заданий и др.).
- Сочетание на уроке различных форм работы:
- Индивидуальная;
- Фронтальная;
- Парная;
- Групповая и др.
3. Меньше репродукции, больше творчества
4. Оптимальное сочетание и чередование различных видов работы: - смысловое чтение (чтение с комментариями); - составление схем; - заполнение таблиц; - составление логических цепочек; - создание модели; - выполнение учебного мини-проекта; - выполнение практической работы; - выполнение лабораторной работы и др. Выполнение учащимися любого вида работы предполагает развитие у них тех или иных УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. Подбирая задания для работы учащихся, необходимо учитывать равноценность всех групп УУД, а не склоняться к развитию только одной-двух групп, пренебрегая остальными.
Заинтересовавшись моделированием на уроках биологии и географии, я по-новому открыла для себя пластилин, цветную бумагу, цветные нитки, клей и ножницы. Теперь мои ученики на уроках биологии создают модели различных живых существ (растения, лишайники, паукообразные, кишечнополостные, грибы, вирусы-бактериофаги и др.) и даже некоторых процессов (например, типы развития насекомых – фото с занятия представлены на следующем слайде); на уроках географии – модели гор, речных систем, процессы взаимодействия литосферных плит и др.
К вопросу о проведении физкультминуток
Изучив материалы, размещенные в сети Интернет, выслушав мнения различных учителей, психологов, других специалистов, я пришла к выводу о том, что единого подхода к организации физкультминуток нет. Я встретилась с двумя противоположными точками зрения:
1. Физкультминутка – это полное отвлечение от темы урока. Детям необходимо полностью отстраниться от изучаемого материала, психологически «разгрузиться».
2. Физкультминутку полезно «привязать» к теме урока, и тогда она сделает свой вклад в усвоение учащимися материала урока.
В официальных документах никаких жестких рекомендаций по этому вопросу нет, поэтому думаю, можно проводить физкультминутки по своему усмотрению: «прикреплять» их к теме урока или нет.
Например:
Физкультминутка с «отвлечением» от темы урока:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Например:
Физкультминутка, «привязанная» к теме урока:
Моделирование тела лишайника.
Первое упражнение: девочки – клетки водорослей, мальчики – гифы гриба. Задание: создать модель тела лишайника. Девочки встают между переплетенными руками мальчиков.
Второе упражнение: показать, как лишайник питается. Гифы гриба впитывают воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы. Поэтому мальчики, изображающие гифы, должны присесть. Водоросли фотосинтезируют. Поэтому девочки, изображающие клетки водоросли, должны поднять руки вверх и потянуться к солнышку.
Этап осмысления, первичного закрепления
Для первичного закрепления знаний используются различные виды заданий:
- Тест;
- Графический тест (например, «волна»);
- Диаграмма Эйлера-Венна (задание на сравнение объектов, явлений, процессов);
- Вставить в текст пропущенные слова;
- Найти ошибки в тексте и исправить их;
- Составить рассказ или сочинить сказку с использованием изученных терминов, характеристик, закономерностей и др.
Очень часто на уроках использую взаимопроверку: учащиеся меняются работами и проверяют друг друга, сначала самостоятельно, а затем сверяют с образцом и выставляют отметку.
Подведение итогов урока
Подводя итоги урока, учащиеся:
- Отвечают на вопрос: достигли ли цели, оставленной в начале урока? Что для этого было сделано? Каждый учащийся определяет для себя, какой вклад он внес в достижение общей цели;
- Возвращаются к проблемному вопросу или проблемной ситуации, поставленной в начале урока (если таковые были). Могут ли они теперь решить эту проблему, используя знания, полученные на уроке?
- Возвращаются к факту, удивившему их в начале урока (если урок начался с создания ситуации удивления). Могут ли они теперь объяснить этот факт, используя полученные знания?
- Формулируют выводы.
Рефлексия, само- и взаимооценка
В конце урока обязательно проводится само- и взаимооценка. Ребята отвечают на вопросы:
- Какой вклад я лично внес для достижения поставленной цели? Насколько хорошо я работал? Усвоил ли я учебный материал? Какую отметку я могу себе поставить?
- Какой вклад в достижение цели сделали мои товарищи? Кто из них работал хорошо, а кому следует пересмотреть свое отношение к работе? Кому и какие отметки я бы поставил?
Очень эффективным видом «обратной связи» я считаю рефлексию. Именно в ходе рефлексии учащиеся отображают свое отношение к прошедшему уроку, к уровню сложности и видам заданий, к тому, насколько интересным (или неинтересным) для них был материал и проч. Если у большинства ребят рефлексия «окрашена» в негативные тона, то это уже сигнал для учителя о том, что что-то он делает не так.
Так как, в основном, к итогам уроков мы с ребятами подходим позитивно, это дает мне лишний повод радоваться и гордиться своими учениками.
Примеры рефлексии:
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Мне еще хотелось бы узнать…и др.
2. «Метод смайликов»:
Оцените свою работу на уроке, изобразив в тетради смайлик, наиболее отражающий вашу оценку.
3. «Восхождение на вершину»:
На доске изображается гора, путь на вершину которой разбит на этапы, соответствующие этапам урока. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги изображения человечков. В конце урока необходимо поместить своего человечка на тот этап, до которого учащийся смог «добраться». В идеале, если урок прошел «на ура», все человечки окажутся на вершине горы, и на лицах всех будут изображены улыбки.
Домашнее задание
Домашнее задание дается дифференцированно:
- Задание, выполнение которого является обязательным для всех (например, чтение соответствующего параграфа учебника);
- Разноуровневые задания с правом выбора. Но здесь я могу рекомендовать выполнение более легких заданий ученикам с невысоким уровнем подготовки, более трудных заданий ученикам с высоким уровнем подготовки (естественно, не озвучивая степень трудности заданий);
- Задания «по желанию» - ориентированы на возможность получить дополнительную отметку (например, подготовить сообщение, провести исследование, подготовить презентацию и т. п.)
И еще немного об уроках:
1. Стараюсь придать своим урокам практическую направленность, а также «связать» их с жизненным опытом своих учащихся. Часто отвечаем на вопросы: «Пригодятся ли полученные знания в жизни?» «Зачем нам эти знания нужны?»
Например , при изучении темы «Вегетативное размножение растений» в 6 классе была проведена лабораторная работа «Изучение способов вегетативного размножения на примере комнатных растений».
2. На моих уроках можно проследить межпредметные связи с различными дисциплинами: математикой, русским языком, литературой, историей, искусством, физикой и др.
Например, при изучении темы «Отдел Голосеменные» в 6 классе, мы с ребятами разбирали слово «голосеменные» по составу, искали корни и объясняли, что можем узнать об изучаемом отделе, зная лексическое значение слов.
На уроках географии мы делаем расчеты, например, решая задачи на нахождение среднемесячной температуры воздуха, разницы в атмосферном давлении у подножия и на вершине горы и др.
Часто использую загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, мифы – они делают уроки более яркими и интересными.
Проведение уроков – не единственная задача современного учителя. Учитель проводит внеклассные и внеурочные занятия, готовит учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, проводит предметные недели, ученические конференции и др. И все это с единственной целью – «вылепить» достойного гражданина нашей Родины.
Спасибо за внимание!