СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы к построению современного урока (презентация)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом семинаре Материал представляет собой обобщение личного педагогического опыта работы по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Подходы к построению современного урока (презентация)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Матусовская основная общеобразовательная школа» Методический семинар (обобщение опыта работы) Выполнил: учитель биологии-географии Веселкова С. Г. Матусово, 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матусовская основная общеобразовательная школа»

Методический семинар

(обобщение опыта работы)

Выполнил: учитель биологии-географии

Веселкова С. Г.

Матусово, 2017

 Новые ФГОС требуют от учителя совершенно новых подходов к своей работе. По большому счету, работа учителя должна строиться с учетом следующего: - Учащийся запоминает: 10 % того, что читает; 26 % того, что слышит; 30 % того, что видит; 50 % того, что обсуждает с другими; 80 % того, что основано на личном опыте; 90 % того, что проговаривает в то время, как делает; 95 % того, чему обучается сам.

Новые ФГОС требуют от учителя совершенно новых подходов к своей работе. По большому счету, работа учителя должна строиться с учетом следующего:

- Учащийся запоминает:

10 % того, что читает;

26 % того, что слышит;

30 % того, что видит;

50 % того, что обсуждает с другими;

80 % того, что основано на личном опыте;

90 % того, что проговаривает в то время, как делает;

95 % того, чему обучается сам.

Немного о себе:  Работаю в МБОУ «Матусовская ООШ» седьмой год, преподаю биологию, географию. По ФГОС работаю второй год - в 5 и 6 классах, но некоторые приемы работы использую и в 7 – 9 классах. В своей работе использую деятельностный подход, а так же: Элементы проблемного обучения; Элементы проектного обучения; Технология уровневой дифференциации; Технология здоровьесбережения; Элементы технологии развития критического мышления и др. Так как основной формой работы учителя с учениками все-таки является урок, остановлюсь подробнее именно на принципах организации урока.

Немного о себе:

Работаю в МБОУ «Матусовская ООШ» седьмой год, преподаю биологию, географию. По ФГОС работаю второй год - в 5 и 6 классах, но некоторые приемы работы использую и в 7 – 9 классах.

В своей работе использую деятельностный подход, а так же:

  • Элементы проблемного обучения;
  • Элементы проектного обучения;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Технология здоровьесбережения;
  • Элементы технологии развития критического мышления и др.

Так как основной формой работы учителя с учениками все-таки является урок, остановлюсь подробнее именно на принципах организации урока.

Определение темы, целеполагание, постановка задач, мотивация  Согласно ФГОС, определить тему урока, сформулировать цель и задачи урока должны сами учащиеся. Учитель только направляет деятельность учащихся в правильное русло. Для этого необходима мотивация, бодрый настрой на работу.  Положительный эффект в формировании правильного настроя может дать: Эпиграф к уроку; Интересный факт; Проблемная ситуация (проблемный вопрос); Создание ситуации удивления; Загадка; Ребус и др.

Определение темы, целеполагание, постановка задач, мотивация

Согласно ФГОС, определить тему урока, сформулировать цель и задачи урока должны сами учащиеся. Учитель только направляет деятельность учащихся в правильное русло. Для этого необходима мотивация, бодрый настрой на работу.

Положительный эффект в формировании правильного настроя может дать:

  • Эпиграф к уроку;
  • Интересный факт;
  • Проблемная ситуация (проблемный вопрос);
  • Создание ситуации удивления;
  • Загадка;
  • Ребус и др.
Например: Эпиграф: «Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни: ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!» Загадки:  Учащиеся из слов-отгадок определяют тему урока: «Жизнь в морях и океанах». Проблемная ситуация: разговор учителя и ученика. Ученик утверждает, что поверхность Земли ровная, учитель с ним не согласен. Кто же прав?   Состоит он из морей. Ну давай, ответь скорей! 2. Без конца и края лужа. Не страшна ей злая стужа. Это – не воды стакан, 3. И долга, и коротка, А один одному не верит; А огромный….(океан) В луже ходят корабли, Далеко им до земли. Всяк сам по себе мерит.  (море)  (жизнь) Ученик: Равнина, равнина, - ни яра, ни пади, Равнина на запад, равнина на юг. Учитель: Вокруг земли – крутые горы Как будто гористую землю разгладил С высот небес глядят на нас, Какой-то гигантский утюг! И равнинные просторы Наша Земля имеет ровную поверхность! Завораживают глаз! Наша планета имеет неровную поверхность!

Например:

Эпиграф:

«Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни: ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!»

Загадки:

Учащиеся из слов-отгадок определяют тему урока: «Жизнь в морях и океанах».

Проблемная ситуация: разговор учителя и ученика. Ученик утверждает, что поверхность Земли ровная, учитель с ним не согласен. Кто же прав?

  • Состоит он из морей.

Ну давай, ответь скорей!

2. Без конца и края лужа.

Не страшна ей злая стужа.

Это – не воды стакан,

3. И долга, и коротка,

А один одному не верит;

А огромный….(океан)

В луже ходят корабли,

Далеко им до земли.

Всяк сам по себе мерит.

(море)

(жизнь)

Ученик: Равнина, равнина, - ни яра, ни пади,

Равнина на запад, равнина на юг.

Учитель: Вокруг земли – крутые горы

Как будто гористую землю разгладил

С высот небес глядят на нас,

Какой-то гигантский утюг!

И равнинные просторы

Наша Земля имеет ровную поверхность!

Завораживают глаз!

Наша планета имеет неровную поверхность!

Актуализация опорных знаний Сообщение (например, «Съедобные грибы забайкальских лесов»); Доклад по результатам мини-исследования (например, результаты наблюдения за животными (выяснить, какие движения и с какой целью они совершают)); Кроссворд; Тест; Графический тест; Заполнить пропуски в тексте; «Закодированный текст» и др.

Актуализация опорных знаний

  • Сообщение (например, «Съедобные грибы забайкальских лесов»);
  • Доклад по результатам мини-исследования (например, результаты наблюдения за животными (выяснить, какие движения и с какой целью они совершают));
  • Кроссворд;
  • Тест;
  • Графический тест;
  • Заполнить пропуски в тексте;
  • «Закодированный текст» и др.
Этап изучения нового материала  Главной целью данного этапа является создание наиболее благоприятных условий для добывания и усвоения учащимися новых знаний. Но как это сделать, если учащиеся все разные: они имеют разный уровень подготовки, разные интересы, разный темп работы, по-разному воспринимают изучаемый предмет и учителя.  Достичь этой цели поможет: Дифференциация (разноуровневые задания для учащихся, возможность выбора заданий и др.). Сочетание на уроке различных форм работы: Индивидуальная; Фронтальная; Парная; Групповая и др. 3. Меньше репродукции, больше творчества

Этап изучения нового материала

Главной целью данного этапа является создание наиболее благоприятных условий для добывания и усвоения учащимися новых знаний. Но как это сделать, если учащиеся все разные: они имеют разный уровень подготовки, разные интересы, разный темп работы, по-разному воспринимают изучаемый предмет и учителя.

Достичь этой цели поможет:

  • Дифференциация (разноуровневые задания для учащихся, возможность выбора заданий и др.).
  • Сочетание на уроке различных форм работы:
  • Индивидуальная;
  • Фронтальная;
  • Парная;
  • Групповая и др.

3. Меньше репродукции, больше творчества

4. Оптимальное сочетание и чередование различных видов работы:   - смысловое чтение (чтение с комментариями);  - составление схем;  - заполнение таблиц;  - составление логических цепочек;  - создание модели;  - выполнение учебного мини-проекта;  - выполнение практической работы;  - выполнение лабораторной работы и др.   Выполнение учащимися любого вида работы предполагает развитие у них тех или иных УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. Подбирая задания для работы учащихся, необходимо учитывать равноценность всех групп УУД, а не склоняться к развитию только одной-двух групп, пренебрегая остальными.

4. Оптимальное сочетание и чередование различных видов работы: - смысловое чтение (чтение с комментариями); - составление схем; - заполнение таблиц; - составление логических цепочек; - создание модели; - выполнение учебного мини-проекта; - выполнение практической работы; - выполнение лабораторной работы и др. Выполнение учащимися любого вида работы предполагает развитие у них тех или иных УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. Подбирая задания для работы учащихся, необходимо учитывать равноценность всех групп УУД, а не склоняться к развитию только одной-двух групп, пренебрегая остальными.

 Заинтересовавшись моделированием на уроках биологии и географии, я по-новому открыла для себя пластилин, цветную бумагу, цветные нитки, клей и ножницы. Теперь мои ученики на уроках биологии создают модели различных живых существ (растения, лишайники, паукообразные, кишечнополостные, грибы, вирусы-бактериофаги и др.) и даже некоторых процессов (например, типы развития насекомых – фото с занятия представлены на следующем слайде); на уроках географии – модели гор, речных систем, процессы взаимодействия литосферных плит и др.

Заинтересовавшись моделированием на уроках биологии и географии, я по-новому открыла для себя пластилин, цветную бумагу, цветные нитки, клей и ножницы. Теперь мои ученики на уроках биологии создают модели различных живых существ (растения, лишайники, паукообразные, кишечнополостные, грибы, вирусы-бактериофаги и др.) и даже некоторых процессов (например, типы развития насекомых – фото с занятия представлены на следующем слайде); на уроках географии – модели гор, речных систем, процессы взаимодействия литосферных плит и др.

К вопросу о проведении физкультминуток  Изучив материалы, размещенные в сети Интернет, выслушав мнения различных учителей, психологов, других специалистов, я пришла к выводу о том, что единого подхода к организации физкультминуток нет. Я встретилась с двумя противоположными точками зрения: 1. Физкультминутка – это полное отвлечение от темы урока. Детям необходимо полностью отстраниться от изучаемого материала, психологически «разгрузиться». 2. Физкультминутку полезно «привязать» к теме урока, и тогда она сделает свой вклад в усвоение учащимися материала урока.  В официальных документах никаких жестких рекомендаций по этому вопросу нет, поэтому думаю, можно проводить физкультминутки по своему усмотрению: «прикреплять» их к теме урока или нет.

К вопросу о проведении физкультминуток

Изучив материалы, размещенные в сети Интернет, выслушав мнения различных учителей, психологов, других специалистов, я пришла к выводу о том, что единого подхода к организации физкультминуток нет. Я встретилась с двумя противоположными точками зрения:

1. Физкультминутка – это полное отвлечение от темы урока. Детям необходимо полностью отстраниться от изучаемого материала, психологически «разгрузиться».

2. Физкультминутку полезно «привязать» к теме урока, и тогда она сделает свой вклад в усвоение учащимися материала урока.

В официальных документах никаких жестких рекомендаций по этому вопросу нет, поэтому думаю, можно проводить физкультминутки по своему усмотрению: «прикреплять» их к теме урока или нет.

Например: Физкультминутка с «отвлечением» от темы урока: Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.

Например:

Физкультминутка с «отвлечением» от темы урока:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Например: Физкультминутка, «привязанная» к теме урока:  Моделирование тела лишайника. Первое упражнение: девочки – клетки водорослей, мальчики – гифы гриба. Задание: создать модель тела лишайника. Девочки встают между переплетенными руками мальчиков. Второе упражнение: показать, как лишайник питается. Гифы гриба впитывают воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы. Поэтому мальчики, изображающие гифы, должны присесть. Водоросли фотосинтезируют. Поэтому девочки, изображающие клетки водоросли, должны поднять руки вверх и потянуться к солнышку.

Например:

Физкультминутка, «привязанная» к теме урока:

Моделирование тела лишайника.

Первое упражнение: девочки – клетки водорослей, мальчики – гифы гриба. Задание: создать модель тела лишайника. Девочки встают между переплетенными руками мальчиков.

Второе упражнение: показать, как лишайник питается. Гифы гриба впитывают воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы. Поэтому мальчики, изображающие гифы, должны присесть. Водоросли фотосинтезируют. Поэтому девочки, изображающие клетки водоросли, должны поднять руки вверх и потянуться к солнышку.

Этап осмысления, первичного закрепления Для первичного закрепления знаний используются различные виды заданий: Тест; Графический тест (например, «волна»); Диаграмма Эйлера-Венна (задание на сравнение объектов, явлений, процессов); Вставить в текст пропущенные слова; Найти ошибки в тексте и исправить их; Составить рассказ или сочинить сказку с использованием изученных терминов, характеристик, закономерностей и др. Очень часто на уроках использую взаимопроверку: учащиеся меняются работами и проверяют друг друга, сначала самостоятельно, а затем сверяют с образцом и выставляют отметку.

Этап осмысления, первичного закрепления

Для первичного закрепления знаний используются различные виды заданий:

  • Тест;
  • Графический тест (например, «волна»);
  • Диаграмма Эйлера-Венна (задание на сравнение объектов, явлений, процессов);
  • Вставить в текст пропущенные слова;
  • Найти ошибки в тексте и исправить их;
  • Составить рассказ или сочинить сказку с использованием изученных терминов, характеристик, закономерностей и др.

Очень часто на уроках использую взаимопроверку: учащиеся меняются работами и проверяют друг друга, сначала самостоятельно, а затем сверяют с образцом и выставляют отметку.

Подведение итогов урока Подводя итоги урока, учащиеся: Отвечают на вопрос: достигли ли цели, оставленной в начале урока? Что для этого было сделано? Каждый учащийся определяет для себя, какой вклад он внес в достижение общей цели; Возвращаются к проблемному вопросу или проблемной ситуации, поставленной в начале урока (если таковые были). Могут ли они теперь решить эту проблему, используя знания, полученные на уроке? Возвращаются к факту, удивившему их в начале урока (если урок начался с создания ситуации удивления). Могут ли они теперь объяснить этот факт, используя полученные знания? Формулируют выводы.

Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, учащиеся:

  • Отвечают на вопрос: достигли ли цели, оставленной в начале урока? Что для этого было сделано? Каждый учащийся определяет для себя, какой вклад он внес в достижение общей цели;
  • Возвращаются к проблемному вопросу или проблемной ситуации, поставленной в начале урока (если таковые были). Могут ли они теперь решить эту проблему, используя знания, полученные на уроке?
  • Возвращаются к факту, удивившему их в начале урока (если урок начался с создания ситуации удивления). Могут ли они теперь объяснить этот факт, используя полученные знания?
  • Формулируют выводы.
Рефлексия, само- и взаимооценка  В конце урока обязательно проводится само- и взаимооценка. Ребята отвечают на вопросы: Какой вклад я лично внес для достижения поставленной цели? Насколько хорошо я работал? Усвоил ли я учебный материал? Какую отметку я могу себе поставить? Какой вклад в достижение цели сделали мои товарищи? Кто из них работал хорошо, а кому следует пересмотреть свое отношение к работе? Кому и какие отметки я бы поставил?  Очень эффективным видом «обратной связи» я считаю рефлексию. Именно в ходе рефлексии учащиеся отображают свое отношение к прошедшему уроку, к уровню сложности и видам заданий, к тому, насколько интересным (или неинтересным) для них был материал и проч. Если у большинства ребят рефлексия «окрашена» в негативные тона, то это уже сигнал для учителя о том, что что-то он делает не так.  Так как, в основном, к итогам уроков мы с ребятами подходим позитивно, это дает мне лишний повод радоваться и гордиться своими учениками.

Рефлексия, само- и взаимооценка

В конце урока обязательно проводится само- и взаимооценка. Ребята отвечают на вопросы:

  • Какой вклад я лично внес для достижения поставленной цели? Насколько хорошо я работал? Усвоил ли я учебный материал? Какую отметку я могу себе поставить?
  • Какой вклад в достижение цели сделали мои товарищи? Кто из них работал хорошо, а кому следует пересмотреть свое отношение к работе? Кому и какие отметки я бы поставил?

Очень эффективным видом «обратной связи» я считаю рефлексию. Именно в ходе рефлексии учащиеся отображают свое отношение к прошедшему уроку, к уровню сложности и видам заданий, к тому, насколько интересным (или неинтересным) для них был материал и проч. Если у большинства ребят рефлексия «окрашена» в негативные тона, то это уже сигнал для учителя о том, что что-то он делает не так.

Так как, в основном, к итогам уроков мы с ребятами подходим позитивно, это дает мне лишний повод радоваться и гордиться своими учениками.

Примеры рефлексии: Метод неоконченных фраз: Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне еще хотелось бы узнать…и др. 2. «Метод смайликов»: Оцените свою работу на уроке, изобразив в тетради смайлик, наиболее отражающий вашу оценку. 3. «Восхождение на вершину»: На доске изображается гора, путь на вершину которой разбит на этапы, соответствующие этапам урока. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги изображения человечков. В конце урока необходимо поместить своего человечка на тот этап, до которого учащийся смог «добраться». В идеале, если урок прошел «на ура», все человечки окажутся на вершине горы, и на лицах всех будут изображены улыбки.

Примеры рефлексии:

  • Метод неоконченных фраз:
  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Мне еще хотелось бы узнать…и др.

2. «Метод смайликов»:

Оцените свою работу на уроке, изобразив в тетради смайлик, наиболее отражающий вашу оценку.

3. «Восхождение на вершину»:

На доске изображается гора, путь на вершину которой разбит на этапы, соответствующие этапам урока. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги изображения человечков. В конце урока необходимо поместить своего человечка на тот этап, до которого учащийся смог «добраться». В идеале, если урок прошел «на ура», все человечки окажутся на вершине горы, и на лицах всех будут изображены улыбки.

Домашнее задание Домашнее задание дается дифференцированно: Задание, выполнение которого является обязательным для всех (например, чтение соответствующего параграфа учебника); Разноуровневые задания с правом выбора. Но здесь я могу рекомендовать выполнение более легких заданий ученикам с невысоким уровнем подготовки, более трудных заданий ученикам с высоким уровнем подготовки (естественно, не озвучивая степень трудности заданий); Задания «по желанию» - ориентированы на возможность получить дополнительную отметку (например, подготовить сообщение, провести исследование, подготовить презентацию и т. п.)

Домашнее задание

Домашнее задание дается дифференцированно:

  • Задание, выполнение которого является обязательным для всех (например, чтение соответствующего параграфа учебника);
  • Разноуровневые задания с правом выбора. Но здесь я могу рекомендовать выполнение более легких заданий ученикам с невысоким уровнем подготовки, более трудных заданий ученикам с высоким уровнем подготовки (естественно, не озвучивая степень трудности заданий);
  • Задания «по желанию» - ориентированы на возможность получить дополнительную отметку (например, подготовить сообщение, провести исследование, подготовить презентацию и т. п.)

И еще немного об уроках:

1. Стараюсь придать своим урокам практическую направленность, а также «связать» их с жизненным опытом своих учащихся. Часто отвечаем на вопросы: «Пригодятся ли полученные знания в жизни?» «Зачем нам эти знания нужны?»

Например , при изучении темы «Вегетативное размножение растений» в 6 классе была проведена лабораторная работа «Изучение способов вегетативного размножения на примере комнатных растений».

2. На моих уроках можно проследить межпредметные связи с различными дисциплинами: математикой, русским языком, литературой, историей, искусством, физикой и др.

Например, при изучении темы «Отдел Голосеменные» в 6 классе, мы с ребятами разбирали слово «голосеменные» по составу, искали корни и объясняли, что можем узнать об изучаемом отделе, зная лексическое значение слов.

На уроках географии мы делаем расчеты, например, решая задачи на нахождение среднемесячной температуры воздуха, разницы в атмосферном давлении у подножия и на вершине горы и др.

Часто использую загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, мифы – они делают уроки более яркими и интересными.

 Проведение уроков – не единственная задача современного учителя. Учитель проводит внеклассные и внеурочные занятия, готовит учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, проводит предметные недели, ученические конференции и др. И все это с единственной целью – «вылепить» достойного гражданина нашей Родины. Спасибо за внимание!

Проведение уроков – не единственная задача современного учителя. Учитель проводит внеклассные и внеурочные занятия, готовит учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, проводит предметные недели, ученические конференции и др. И все это с единственной целью – «вылепить» достойного гражданина нашей Родины.

Спасибо за внимание!