СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы м. р. деметрадзе и т. зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальными представляются инструментальные подходы М.Р. Деметрадзе и Т. Зварта к проблеме взаимодействия традиционных и либеральных ценностей как методологического инструментария цивилизационного дискурса, снимающего конфликтогенность данных ценностей на уровне политического дискурса. Применимость представленных концепций в международной практике позволит оптимизировать диалог по проблеме соотношения универсальности и уникальности традиционных ценностей и прав человека, прийти к цивилизационному консенсусу западных и незападных альянсов цивилизаций. Важным является обращение к оценке кризиса традиционной культуры у К. Клакхона и М. Мида с позиций этнопсихологической школы антропологии и концепции культурных паттернов.   Концепты «центральной зоны социокультурных ценностей» М.Р. Деметрадзе и рецепторный подход к традиционным ценностям Т. Зварта являются важными в понимании механизма влияния дискурсов глобализации, разрушающих структуры традиционных культур. Обосновывается установка на отказ от негативных коннотатов в либеральном и алиберальном прочтении научных терминов – традиция, ценности, цивилизационный дискурс, что повышает потенциал и перспективы цивилизационного диалога в мире. Проводимая модернизация российского общества будет гораздо успешней, если в идеологии общества будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей общества, сакральные идеи цивилизационного идеала России.

Просмотр содержимого документа
«Подходы м. р. деметрадзе и т. зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций»

УДК 130.2:170.3: 124.5:17.022.1:172.3:248.145


Мишучков А. А.

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

E-mail: [email protected]


ПОДХОДЫ М. Р. ДЕМЕТРАДЗЕ И Т. ЗВАРТА

В ОТНОШЕНИИ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ

В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


Актуальными представляются инструментальные подходы М.Р. Деметрадзе и Т. Зварта к проблеме взаимодействия традиционных и либеральных ценностей как методологического инструментария цивилизационного дискурса, снимающего конфликтогенность данных ценностей на уровне политического дискурса. Применимость представленных концепций в международной практике позволит оптимизировать диалог по проблеме соотношения универсальности и уникальности традиционных ценностей и прав человека, прийти к цивилизационному консенсусу западных и незападных альянсов цивилизаций. Важным является обращение к оценке кризиса традиционной культуры у К. Клакхона и М. Мида с позиций этнопсихологической школы антропологии и концепции культурных паттернов. Концепты «центральной зоны социокультурных ценностей» М.Р. Деметрадзе и рецепторный подход к традиционным ценностям Т. Зварта являются важными в понимании механизма влияния дискурсов глобализации, разрушающих структуры традиционных культур. Обосновывается установка на отказ от негативных коннотатов в либеральном и алиберальном прочтении научных терминов – традиция, ценности, цивилизационный дискурс, что повышает потенциал и перспективы цивилизационного диалога в мире. Проводимая модернизация российского общества будет гораздо успешней, если в идеологии общества будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей общества, сакральные идеи цивилизационного идеала России.

Ключевые слова: традиционные ценности, центральная зона социокультурных ценностей, рецепторный подход, культура, цивилизационный дискурс, права человека, институционализация ценностей, институты общества, кризис идентичности, научный консенсус, диалог цивилизаций.


Одной из важнейших проблем в развитии диалога цивилизаций является включенность традиционных ценностей и прав человека в общий цивилизационный дискурс, позволяющий раскрыться потенциалу обоих ценностных систем в цивилизационной коммуникации. Этой теме посвящены инструменталистские концепции рецепторного подхода к традиционным ценностям Т. Зварта и концепции «центральной зоны социокультурных ценностей» М.Р. Деметрадзе. Рассмотрение данных концепций актуализируется все более политизирующейся ситуацией в России, когда традиционные ценности становятся предметом разногласия в цивилизационных дискуссиях с западным научным сообществом.

Опираясь на позиции либерального конструктивизма и инструментализма американских исследователей К. Клакхона и М. Мида, политолог М.Р. Деметрадзе трактует концепт центральной зоны социокультурных ценностей как «информационно-коммуникативный феномен», «как современный способ и инструмент изучения традиционализма в различных сферах жизни общества (социальной, правовой, политической и т.д.)» [1, с. 22]. По К. Клакхону, культура – «целостный образ жизни людей, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы, перечень поведенческих и регулятивных моделей» [3, с. 37]. К. Клакхон считает, что потеря американцами симбиотических связей с традиционными культурами, их мультикультурность привела к потере корней, к кризису идентичности: «Беспрецедентный экономический рост и следующий за ним общий экономический подъем, недостаток внимания к проблемам человека в индустриальной цивилизации, обезличенность социальной организации городов, «плавильный котел» культуры, постоянная смена мест обитания, социальная подвижность, ослабление религиозности – все эти общие тенденции лишили американцев каких-либо корней, предоставили их стихийной воле течения» [3, с. 283]. Традиционное общество направлено на аккумуляцию нематериальных ценностей, их сакрализацию, включенность человека в коллективную солидарность на основе абсолютных ценностей, американское общество устало от гипертрофии производства и потребления материальных ценностей. По К. Клакхону, американцы как «невротические личности» нуждаются в здоровом глотке традиционализма: «Подавляющее большинство из нас, не участвующих в любой необязательной или культурно бесплодной совместной деятельности, удовлетворяя непосредственные желания разума, еще более не способны ни к стимуляции, ни к участию в творчестве неутилитарных ценностей. Одну часть времени мы – ломовые лошади, остальное время мы – безразличные потребители товаров, получивших не меньший отпечаток нашей личности. Другими словами, наши души ходят голодными большую часть времени, почти все время» [3, с. 285]. Такой критический дискурс этнопсихологической американской школы антропологии приводит к пониманию важности традиционных ценностей в социализации личности и устойчивости институтов общества. М.Р. Деметрадзе развивает идеи данной школы, модернизируя используемые концепты применительно к социокультурной реальности России.

У М.Р. Деметрадзе, в отличие от Э. Шилза [4] и Ш. Айзенштадта [5], центральная зона традиционных ценностей является не центром общества (ядром традиций), а «надобщественным феноменом», как зоной институционализации этих ценностей, информационно-коммуникативной сеткой внутри социума и сетевой оболочкой вокруг самого общества, как некоторым защитным механизмом традиционного капитала, центром формирования традиционализма в разных областях жизни общества, конкретных политических, правовых, культурных, социальных, экономических традиций [2, с. 93]. Возникает критическое замечание по поводу научности «надобщественности» данного ядра, поскольку оно не метафизично, а инструментально (по типу Интернета), то происходит своеобразная технократическая мифологизация данного ядра и наделение его своеобразной функции сакральной легитимности – институционализацией традиционных ценностей. Историческая реальность уже доказала эффективность институтов общества (церковь, семья, государство) и их роли в институционализации. Передача этой функции коммуникативному ядру является гипотетическим концептом. По М.Р. Деметрадзе, данная сетевая оболочка зоны ценностей, как информационно-коммуникативный феномен, обладает сетевыми каналами с высокой пропускной способностью и образует прямые, обратные и горизонтальные связи между обществом и собственным ядром, имеет свои «входы» и «выходы», не допускающие проникновения «чуждых» ценностей, свои механизмы хранения ценностей в виде коллективных представлений, формирующих общественные запросы, имеющих историческую давность и общенациональное значение, свои функции (ценностно-аккумулирующая; ценностно-запускающая; ценностно-программирующая) [2, с. 94]. Первый этап функционирования центральной зоны – это аккумуляция и легитимация традиционных символов и коллективных представлений. Второй этап – формирование ядра зоны, наделение ее и границ культур статуса сакральности (кристаллизация ядра – придание «иконности», «освященности», «стерильности» ценностям), что приводит к разграничению «своих» и «чужих» национальных идеалов и ценностей, к усилению сопричастности и подражания в группе ценностей. Третий этап – расшифровка ценностей, их репрезентативность, сохранение «статус-кво» общества через адаптацию ценностей в обществе, открытие каналов «выхода» ценностей в общество по принципу «стимул – установка – реакция», по принципу «воображаемого соприкосновение с прошлым» [2, с. 95]. Через традиционные ценности реанимируется мобилизационная функция традиционализма – пусковой механизм традиционалистских действий. Первичные каналы способствуют сохранению, воспроизводству и преемственности традиционных ценностей, их концентрацию в ядре центральной зоны, выполняют функции аккумуляции, запуска и программирования ценностей; вторичные обусловливают действенность и функциональность таких ценностей в обществе, вызывая конкретные реакции, стимулы и установки действия, выполняют функции адаптивную, стимулирующую и установочную [2, с. 101]. Опираясь на секулярный дискурс, М.Р. Деметрадзе рассматривает ядро центральной зоны традиционных ценностей как зону мифотворчества, где миф – устное предание, а его сакральный двойник – «священное писание» имеет письменную традицию. Но миф и религия для нее – есть формы одного и того же превращенного сознания, обладающего функцией «надстройки» в системе общества. Данная терминология навеяна уже формационной марксистской методологией, которая близка к постлиберальной методологии своим секулярным дискурсом. Для М.Р. Деметрадзе в неолиберальном чувствовании не находится теплых слов в отношении традиционных ценностей, поскольку «нет свободы выбора в традиции», отсюда желание скорейшей демаркации ценностей и деконструкции традиционных ценностей. Легитимными и законными могут быть только либеральные посттрадиционные ценности, традиционные надо вывести за рамки не просто легитимных в обществе, но и нравственно допустимых: «Привнося иррациональность в запросы индивидов, центральная зона допускает возможность нарушения принципов законности, так как не официальная конституция и право, не социальные запросы и не стремление к улучшению жизни, а чувство принадлежности к группе, мифология «золотого прошлого» объединяет людей, вытесняя критическое мышление и осмысление реальности. Оно внедряет сверхоптимизм, недостаток бдительности, некритичность в отношении собственного поведения и собственных достижений, лозунговое утверждение собственной правоты и неправоты оппонентов и т.д.», она «перекрывает каналы проникновения новых социокультурных ценностей в общества традиционного типа» [2, с. 96]. Такое субъективное прочтение взаимодействия традиционных и посттрадиционных ценностей, их конфликтогенности носит явно идеологический, а не научный характер. Если убрать идеологический коннотат, то в целом концепт «центральной зоны социокультурных ценностей» является эффективным и эвристичным в понимании функционирования традиционных ценностей и их взаимодействия с другими ценностно-коммуникативными системами.

В 2012 г. в Женеве на площадке консультативного комитета Совета по правам человека в ООН состоялась дискуссия по традиционным ценностям и принятие соответствующей резолюции [6]. На этой площадке выступил с докладом профессор из Нидерландов Том Зварт (Zwart) с темой «Как традиционные ценности и права человека могут усилить друг друга: рецепторный подход» [7]. Научную и политическую важность подхода Т. Зварта отметил в своем докладе верховный комиссар ООН по правам человека Пиллэй Нави [8]. По Т. Зварту, с позиции «теории рецепторов», проникновение международных норм в ткань национального законодательства происходит через принципы, отстаивающие традиционные ценности, которые он сравнивает с рецепторами. Если эти нормы противоречат традиционным ценностям, они не приживаются, не проникают в эту ткань законодательства. Поэтому государства могут и должны опираться на местные культурные практики для выполнения международных обязательств в области прав человека. Подход «рецепторов» состоит из трех элементов: легитимности, культурной текучести и коренных реформ [7]. Легитимность выражается в уважении и признании равенства каждой культуры, в законности осуществления договорных обязательств через традиционные социальные механизмы, наряду с законом и правами человека. Культурная текучесть и реформы отражают включенность этих традиционных механизмов в динамику социальных процессов. Том Зварт вскрывает заблуждения политического дискурса Запада в отношении международных прав человека. Первое – это дискриминация через приоритет международного законодательства местных национальных систем права, основанных на традиционных ценностях. Второе, международное право в области прав человека требует от государств на Востоке и Юге отказаться от своих традиций и институтов, чтобы освободить место для западных ценностей и институтов, которые, как предполагается, лежат в основе прав человека. Правительства государств в реализации своих обязательств в области прав человека имеют полное право в выборе соответствующих средств на основе традиционных ценностей для реализации прав [7]. Сближает позиции Т.Зварта и М.Р. Деметрадзе общая релятивистская картина, где традиционные ценности уподобляются как инструментальные акторы как бы некоторым точкам на теле культурного организма общества – «рецепторам», не дающими заразиться организму чужеродными ценностями. Надо отдать должное, что профессора Зварта поддержали другие представители стран, участвующие в дискуссии и отстаивающие значимость традиционных систем ценностей для своих стран. В частности, представитель Китая заявил, что концепция прав человека не может быть монополизирована западными странами, что Китай эффективно использует традиционную систему ценностей в целях содействия развития идеи универсальности прав человека. Подход «рецепторов», как подчеркнул представитель Китая, в настоящее время концептуально разрабатывается командой ученых Института международного права Китайской академии социальных наук, во главе профессором Чен Цехиан (Zexian) и научно-исследовательским центром по правам человека юридического факультета университета провинции Шаньдун во главе с профессором Яньпин Ци [6].

Таким образом, данная резолюция по традиционным ценностям и прошедшая дискуссия стала показательной в плане конфликта двух парадигм современности в отношении прав человека – традиционалистской и модернистской. Но к данной модели западной социологии и политологии необходимо обращаться в аспекте диалога цивилизаций, чтобы понять методологическое расхождение сторон диалога (мира глобализации и традиционных обществ); идеологическим расхождением данных сторон является приверженность секулярному и религиозному дискурсам. Но при всем идеологическом различии возможен научный консенсус сторон, научная и философская площадка диалога. Если отказаться от негативных коннотатов в либеральном и алиберальном прочтении терминов диалога (традиция, ценности, цивилизационный дискурс), то перспективы такого цивилизационного диалога значительно увеличиваются. Дальнейшая модернизация российского общества станет значительно успешней, если будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей, сакральные идеи цивилизационного идеала России. Актуальным остается проблема соотношения инноваций и традиций в различных сферах общественной жизни, их диалектическая связь, обоюдная социальная значимость как взаимоусиливающих факторов общественного развития уже становится аксиомой гуманитарного корпуса наук. Цивилизационные типы традиционных ценностей, обнаруживающие открытость и универсальность друг к другу в диалоге, позволяют говорить в рамках политического дискурса об альтернативности универсальным ценностям либерального дискурса прав и свобод человека в сфере международного права, защите цивилизационной идентичности и идеологии в многополярном мире цивилизаций. В построении правового государства исторический опыт подсказывает, что необходимо проводить модернизацию социально-правового пространства в согласии, а не вопреки традиционным ценностям, поскольку последнее может усилить антиглобализм, фундаментализм и нигилистические настроения в обществе.


Список использованной литературы:

  1. Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. – М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. – 121 с.

  2. Деметрадзе М.Р. Центральная зона традиционных социокультурных ценностей как информационно-коммуникативный феномен. Новые методы исследования традиций и традиционализма обществ постсоветского пространства // Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука», 2011. Том 4. Закон. Политика. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 90-102.

  3. Клакхон Клайд Кей Мейбен. Зеркало для человека. Введение в антропологию / пер. с англ. Панченко А.А. СПб.: Евразия, 1998. С. 37.

  4. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

  5. Shils E. Tradition - Essays on Modernity: The Indian situation. The Hague. 1961.

  6. Поощрение прав человека и основных свобод посредством более глубокого понимание традиционных ценностей человечества. Резолюция консультативного комитета Совета по правам человека 6-10.08.2012г. ООН / HRC / AC / 9/2. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/AdvisoryCom/Session9/A.HRC.AC.9.2_ru.pdf - (дата обращения: 25.02.2015).

  7. Зварт (Zwart) Том. «Как традиционные ценности и права человека могут усилить друг друга: рецепторный подход». [Электронный ресурс]: доклад, Школа исследований по правам человека, Нидерланды. 04.10.2010 г. URL: http://www.chinahumanrights.org/messages/focus/59/6/t20111011_803080_2.htm - (дата обращения: 25.02.2015).

  8. Пиллэй Нави. Доклад верховного комиссара ООН по правам человека на рабочем совещании, посвященном традиционным ценностям и правам человека. A / HRC / 16/37, 13.12.2010 г. С. 13. [Электронный ресурс]: URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/16session/A-HRC-16-37_ru.pdf - (дата обращения: 25.02.2015).



Сведения об авторе:


Мишучков Андрей Александрович, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, докторант РУДН по кафедре истории философии.

E-mail: [email protected]

Моб. т.: 89878765225

Место работы: 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1204. Тел.: (3532) 72-91-04.


Mishuchkov Andrey Alexandrovich, candidate of Science (Philosophy), docent, senior Researcher Office of Scientific Research of the Orenburg State University, Peoples' Friendship University doctoral student in the department of the history of philosophy.

E-mail: [email protected]

Mob.t .:89878765225

Workplace: aud.1204, Pobedy Str., 13, Orenburg, Russia, 460018

Tel .: (3532) 72-91-04

[email protected]



«Статья публикуется впервые»________________ 27.02.2015.




UDC 130.2:170.3: 124.5:17.022.1:172.3:248.145


Mishuchkov А.А.

DEMETRADZE M.R. AND ZWART T. APPROACHES

TO TRADITIONAL VALUES

IN THE DIALOGUE OF CIVILIZATIONS





Instrumental approaches M.R. Demetradze and T.Zwarta are actual to the problem of interaction between traditional and liberal values ​​as the methodological tools of civilized discourse, which removes conflict potential data values ​​at the level of political discourse. The applicability of these concepts in the international practice will optimize the dialogue on the relation of universality and uniqueness of traditional values ​​and human rights, to come to a consensus of Western civilization and non-Western alliance of civilizations. It is important to appeal to the assessment of the crisis of traditional culture in C. Kluckhohn and M. Mead, from the perspective of ethno-psychological school of anthropology and the concept of cultural patterns. The Concepts of "socio-cultural values ​​of the central zone" M.R. Demetradze and receptor approach to traditional values ​​T.Zwarta are important in understanding the mechanism of the effect of discourses of globalization, destroying the structure of traditional cultures. Setting the refusal of negative connotations in the liberal and aliberalnom reading scientific terms is proved - tradition, values, civilizational discourse, which increases the potential and prospects of civilizational dialogue in the world. Current modernization of Russian society will be much more successful if the ideology of the society will be used civilizational potential of traditional values ​​of the society, the sacred ideas of civilization ideal Russia.

Key words: traditional values, the central zone of social and cultural values, culture, civilizational discourse, human rights and freedoms, identity crisis.



References:

1. Demetradze M.R. The central zone of modern socio-cultural values. Socialization as a way to improve the human factor in the post-Soviet societies. - M.: OOO «NB-Media», 2012. - 121 p.

2. Demetradze M.R. The central zone of traditional social and cultural values ​​as information and communicative phenomenon. New methods of research traditions and post-Soviet societies traditionalism // material and international scientific practical conference «Dinamikata svremennata on Science», 2011. Volume 4. Act. Policy. Sofia: «Byal GRAD-BG» Ltd. - S. 90-102.

3. Kluckhohn Clyde Kay Mabe. Mirror for man. Introduction to Anthropology / lane. from English. Panchenko A.A. SPb.: Eurasia, 1998, - p. 37.

4. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

5. Shils E. Tradition - Essays on Modernity: The Indian situation. The Hague. 1961.

6. Promotion of human rights and fundamental freedoms through a better understanding of traditional values ​​of humankind. Resolution Advisory Committee of the Human Rights 6-10.08.2012g. UN / HRC / AC / 9/2. [Electronic resource]: Mode of access: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/AdvisoryCom/Session9/A.HRC.AC.9.2_ru.pdf - (Date accessed: 25.02.2015).

7. Zwart Т. «As traditional values ​​and human rights can reinforce each other: the receptor approach». [Electronic resource]: report of the School for Human Rights Studies, the Netherlands. 04.10.2010 Mode of access: http://www.chinahumanrights.org/messages/focus/59/6/t20111011_803080_2.htm - (Date accessed: 25.02.2015).

8. Navi Pillay. Report of the UN High Commissioner for Human Rights at the workshop on traditional values ​​and human rights. A / HRC / 16/37, 13.12.2010, S. 13. [Electronic resource]: Mode of access: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/16session/A-HRC-16- 37_ru.pdf - (Date accessed: 25.02.2015).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!