СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей детей с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра.»

Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра.

Многие специалисты отмечают важность использования музыкальных средств в коррекционной работе с аутичными детьми. Это направление выделяется как подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.

Целью программы является предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы почувствовать свои возможности, которые для нормального младенца являются естественным видом коммуникации, и таким образом создать паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу. Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.

Совместные занятия ребенка с учителем и позволяют: во-первых, формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку. Учитель в дальнейшем может использовать в своей работе ритмы и диалоги, проработанные в музыкальной комнате. Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.

С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.

Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта. В коррекции РДА (раннего детского аутизма) занятия музыкой будут способствовать: повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку музыка – эффективное средство в деле обучения и общего развития ребёнка. Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского развития. Для ребёнка с РДА музыка может оказаться важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать. Дети с рождения обладают разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности.
Все существующие работы, посвященные изучению детского аутизма, отмечают одну особенность, присущую всем детям с аутизмом, а именно их восприимчивость к музыке. Занятия музыкой с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.
Музыка может благотворно содействовать способности к обучению и восприятию чего-то нового. Она помогает приобретать социальные и речевые навыки, одновременно повышает творческий потенциал и оказывает позитивное воздействие на ментальное, физическое и социальное развитие ребёнка.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом способствует развитию моторики и координации, что позволяет контролировать процессы психического торможения и возбуждения. Этот контроль необходим для обучения детей с РДА управлять своими спонтанными эмоциональными реакциями. Игра на большинстве музыкальных инструментах требует хорошо развитой координацией между телом и разумом. Поэтому не удивительно, что во всех странах мира существуют детские пляски, песни и ритмы.
Вовлечение ребёнка с аутизмом в мир музыки способствует развитию пространственной координации. Во время занятий музыкой ребёнок должен задействовать все формы памяти, в зависимости от вида занятий.

Музыка – очень эффективное средство для закрепления в мозгу ассоциаций, связанными с обширными массивами информации. Доказано, что человек на генетическом уровне предрасположен к запоминанию длинных и сложных музыкальных отрывков, они «западают» в голову гораздо быстрее, чем текст.
Музыка способствует развитию речевых навыков детей с РДА. Дети рождаются на свет со способностью устанавливать связи с окружающими людьми, позже появляется младенческий язык. Музыка – это язык, данный нам от рождения. Суть музыкальных фраз – в тонкой взаимосвязи с образами доречевого и речевого характера. Эти образы формируют основу почти всех достижений в области речевых навыков, которые появляются уже на сознательном уровне. По своей природе музыка очень похожа на яркое, эффективное сочетание принципов математики и физики. Музыка выстраивается из компонентов, которые можно описать математическими терминами, следовательно, является эффективным средством для разъяснения принципов математики. Музыка способствует пониманию и воспроизведению абстрактных идей. Математические гении в своё время помогли понять людям, каким образом возникает музыкальная гармония, а отдельные композиторы построили свои великолепные произведения, полностью опираясь на математические принципы. Даже навыки координации в пространстве могут проявляться как навыки видения абстрактного математического пространства.
У детей с аутизмом музыка развивает социальные навыки. Первая связь между младенцем и его родителями проявляется в виде «музыкального» диалога. Это помогает развивать речевые навыки у ребёнка. Музыка помогает включиться в окружающую среду, а также выделяет наши отличия от других людей. Дети очень любят выделять свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки. При помощи музыки они учатся выражать и утверждать свои музыкальные вкусы и предпочтения по мере своего взросления. Музыка помогает выражать своё отношение к различным видам культуры, тем самым резко очертив контуры собственной личности, определить своё место в жизни.
Музыка может положительно воздействовать и на физическое здоровье детей с аутизмом. Учёными доказано, что музыка снижает в организме уровень вызывающих стресс гормонов, а также служит толчком, который приводит в действие нейротрансмиттеры эндорфины, вызывающие чувство удовольствия. Когда в действие вступают эндорфины, ребёнок чувствует себя счастливым. А если ребёнок испытывает счастье, то это всегда положительно влияет на его организм. С точки зрения физического здоровья музыка – это прекрасный стимул для множества видов полезной физической деятельности. Даже самые маленькие дети испытывают побуждение инстинктивно двигаться под музыку. Поэтому музыка может быть использована для физических упражнений или упражнений на развитие координации движений.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы. Это способствует развитию координации движений и абстрактного мышления, концентрации внимания, укреплению краткосрочной и долговременной памяти. А ещё важнее тот фактор, что занятия на музыкальных инструментах придаёт аутичному ребёнку больше уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, даёт дополнительную возможность в установлении социальных связей. 
Дети с аутизмом воспринимают зрительные образы не так хорошо, как тактильные ощущения. Это относится и к слуховому восприятию. Поэтому это важно учитывать при использовании музыки в качестве специфического средства, способствующего развитию ребёнка с аутизмом. 
Когнитивные нарушения влекут за собой больше, чем проблемы интеллектуального уровня. Они провоцируют у ребёнка потерю способности к установлению эмоциональных и социальных отношений, лишая его возможности стать частью окружающего мира или понять, как именно соотносятся между собой части его собственного тела. 
Ребёнок с аутизмом страдает от неспособности в понимании логики происходящих явлений, несмотря на то, что он в силах до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Именно здесь и обнаруживается ценность музыки, потому что её ребёнок может воспринять на конкретном уровне, без постижения абстрактных процессов. 
Все участники коррекционного воздействия – психиатр, психолог, педагог, учитель музыки и родители, должны стимулировать ребёнка к тому, чтобы он использовал полученную из окружающей среды информацию. По причине того, что ребёнок с аутизмом развивается дезинтегрировано, необходимо использовать музыку в качестве интегрирующего воздействия, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные факторы, оказывающие влияние на ребёнка на уровне интеллекта и эмоций. Такая коррекция в итоге должна способствовать развитию соответственно своим темпам. 
Эта методика должна, в конечном счете, сыграть свою роль и способствовать тому, чтобы ребенок развивался в соответствии со своими темпами. Важно помнить и осознавать, что каждый ребёнок с аутизмом – это, прежде всего, уникальная личность, чьи «рассыпающиеся» способности нужно (насколько это возможно) собрать в единое целое. Возможно, дети с аутизмом испытывают тягу к музыке из-за внутренних ощущений полной погруженности в музыкальное пространство и из чувств внутреннего комфорта, целостности внутри него. 
Существует три главных этапа в музыкальном развитии детей, достаточно определенных, чтобы связать их с развитием в других областях. Точно так же и ухудшение в какой-либо из областей связано с движением музыкального развития в обратном порядке.
На первом этапе музыка может на какое-то время миновать когнитивный процесс и непосредственно проникнуть в те области эмоций и личностного самоощущения, где имеются нарушения. Конкретность и спонтанное влияние – эти аспекты музыкального опыта могут «обойти стороной» вербальный язык и удовлетворить потребность ребёнка с аутизмом в невербальном самовыражении.
На втором этапе наблюдается рост у ребёнка осознания всё более тесных музыкальных и человеческих взаимоотношений, на которых строится процесс занятий.
Третий этап выявляет достаточно определённый путь к той конкретной области, в которой ребёнок с аутизмом может найти индивидуальные, подходящие для него и успешные средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений, возможно, на много лет вперед. 
Музыкальная терапия может служить страдающему аутизмом ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем он мучительно нуждается, а также средством самовыражения себя на доступном ему уровне. Обстановка, в которой находится ребёнок во время коррекционных музыкальных занятий, может оказывать влияние на его способность к активному действию.

Среда играет очень важную роль в ощущении музыкальной свободы, которую важно дать ребёнку. Имеется в виду свобода шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в полной безопасности. Это не только возможность вести себя определённым образом и как-то организовать себя, но и освобождение от страхов и навязчивых состояний, которые могут создавать эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры.
Цель в данном случае – установить позитивный контакт между ребёнком, страдающим аутизмом и окружающей средой, стимулировать его и дать толчок к положительным переменам. 
При музыкальной коррекции детей с аутизмом можно успешно использовать простые действия, имеющие четкую структуру и подкрепляющиеся положительными перцептивными впечатлениями. Эти действия могут стимулировать некоторые когнитивные процессы, необходимые для того, чтобы свести вместе разные «компоненты музыки», которые ребёнок соотносит друг с другом, например предметы, инструменты, звуки, движения и даже слова. Ему можно предложить также выбрать вид деятельности и способы, с помощью которых он реализовал бы свои предпочтения. Слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их производить, и таким образом мы приходим к активной методике, которая способствует раскрепощению ребёнка.
Музыкальная коррекция детей, страдающих аутизмом, в целом должна оказать положительный результат, который можно оценить. Но важно принять во внимание, что у детей с аутизмом слишком слабая мотивация к достижениям и нет понимания своих личных норм успешного развития, хотя они могут считать за вознаграждение одобрение взрослыми их действий.

Источники:
1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. СПб., 2001.
3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. М., 1997.
5. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Руководство для родителей. Мн: Попурри, 2009.