СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подожди, не спеши, у березы посиди....

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подожди, не спеши, у березы посиди....

Цели урока: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Подожди, не спеши, у березы посиди....»

Урок № 1 _________________

Подожди, не спеши, у березы посиди....

Цели урока: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.

Ход урока.

Вход учащихся в класс под песню «Отчего так в России бе¬резы шумят?» в исполнении группы «Любэ».

О чем говорила музыка, прозвучавшая сейчас? (О России, о березах, о том, что они выражают.)

- Сегодня у нас очень интересная тема и необычный урок. Послушайте внимательно задание. Кто сумеет быстрее опреде¬лить тему урока в зашифрованной надписи, получит право отве¬чать первым.

На доске - таблица: Англия наша берегу его сосны

Русь Германия твоя моя люблю храню мои твои

березы ели

- Составьте фразу, где:• первое слово - междометие;• второе - частица;• третье - глагол;• четвертое - существительное;• пятое - глагол.

На выполнение - минута. («Подожди, не спеши, у берез посиди…».)

- Молодцы, справились с заданием. Скажите, знакомы ли вам эти символы? (Это герб и государственный флаг России.) Демонстрация изображения флага и герба России.

-А какой символ ни потрогать, ни увидеть нельзя? (Гимн России.)

Исполняется фрагмент гимна нашей страны.

-В 120 странах мира есть кроме флага и герба еще один официальный символ страны, взятый у природы. Как вы думае¬те, что это за символ? (Ответы детей.)

-Давайте попробуем определить, какие деревья олицетво¬ряют страны мира.

Учитель раздает заранее напечатанные карточки.

- Задание на 2 минуты.

https://learningapps.org/watch?v=psbhxx70t23

- Сейчас мы с вами послушаем музыку в исполнении одного музыкального инструмента. Назовите его. (Береста.)

Звучат «Плясовые наигрыши», исполненные на бересте.

- Никто не узнал звучащий инструмент, да и неудивительно: ведь это береста - тонкая кора березы. На кусочке бересты можно играть, как на музыкальном инструменте, можно изготавливать из нее коробочки, шкатулки, украшения.

Береза, дающая нам бересту, - удивительное дерево. Она тоже на многое способна. Например, в теплый весенний день береза поможет человеку утолить жажду. Кто знает, каким образом? (Даст березовый сок.) Только нужно не навредить березке, когда берешь ее сок.

-А еще вот такой произошел интересный случай. Принесли люди из леса упавшую березку и решили распилить ее на дрова. Начали пилить, и вдруг пила завизжала и ни туда, ни сюда. Вытащили пилу и увидели, что в стволе березки пуля застряла, а когда ее вынули, то разглядели на ней выбитые нерусские буквы.

Когда-то как раз в этих местах на подступах к Москве шли жестокие бои с фашистами. Представляете, березка спасла жизнь русскому солдату, приняла на себя его пулю.

Советский поэт Сергей Васильев в своих стихах воспел русскую березу не только как невольного участника войны, но и как символ нашей победы. А композитор Анатолий Новиков придал его стихам задушевную мелодию, сделав новую песню одной из самых любимых песен послевоенного времени.

Я помню - ранило березу И рано-раненько весной

Осколком бомбы на заре. Береза белая опять

Студеный сок бежал, как слезы, Оделась новою листвою

По изувеченной коре. И стала землю украшать.

За лесом пушки грохотали, И с той поры на все угрозы

Клубился дым пороховой, Мы неизменно говорим:

Но мы столицу отстояли, Родную русскую березу

Спасли березы под Москвой. В обиду больше не дадим!

- У нашего народа береза - прекрасный лекарь. Березовым веником в русской баньке можно выгнать любую хворь. Березовыми угольками в старину очищали воду, используя их как фильтр, а листьями и почками лечили многие заболевания: болезни печени, органов дыхания; настойка на листьях березы дезинфицирует лучше йода.

мелодию песни «Во поле береза стояча».

- Кому знакома эта мелодия? (Это русская народная песня «Во поле береза стояла».)

- Какое настроение создала она нам? (Светлое, радостное, доброе.)

- Кто поет эту песню? Спойте от его лица первый куплет.

Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла».

-Давайте представим себе, что второй куплет споет нам... медведь!

Я пойду, пойду, погуляю, Белую березу заломаю!

- Как медведь мог бы это спеть - нежно, ласково? Нет? А как? (Грозно, сердито.)

- А как громко? (Очень громко.)

- В музыке громкий звук называется форте (запись на доске: «f»), иногда - фортиссимо (на доске: «ff»). Поем песню.

Исполнение второго куплета.

- А кто у нас будет исполнять третий куплет, какой персонаж? (Ответы детей.) Хорошо, пусть зайчик. Как он споет? (Мягко, плавно.)

- И громкость звука будет другая - музыканты говорят пиа¬но (на доске: «р»), а иногда - пианиссимо (на доске: «рр»). Так и поем.

Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла» (третий куплет).

- Исполняем три куплета с разной интонацией, в разных темпах, с различной динамикой.

Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла».

- Мы спели мелодию известной русской песни, а затем исполнили ее варианты. Кто помнит, как называется такая музыкальная форма, в которой есть основная тема и ее видоизменение, то есть варианты? (Вариации.)

- Сейчас мы услышим фрагмент сложного музыкального произведения. Я проверю, насколько вы умеете слушать музыку непростого содержания. Прошу вас подгото¬виться к ответу: есть ли в музыке что-то знакомое и кто ее исполняет?

Прослушивание фрагмента финала симфонии № 4 П. И. Чайковского.

Вопросы учителя:

- Что вам было знакомо в этой музыке?

- Услышали ли вы знакомую форму?

-Что изменялось в звучании музыки?

- Какие инструменты участвовали в исполнении?

- Какие динамические оттенки вы смогли услышать?

Музыкальные произведения подобного рода носят назва¬ние симфония. В симфониях языком музыки рассказывается о больших и важных проблемах в жизни человека, о борьбе добра и зла. Можем мы сказать, что прозвучавшая музыка тоже носила в себе отголоски такой борьбы? В чем это выразилось? (Наверное, отразилась война - было много громких звуков тру-бы, жесткое, грозное звучание.)

- На территории какой страны была эта война? Близки ли вам музыкальные интонации? (Война была в России, музыка близка нам.)

- Посмотрите, любимая народная песня вместе со всем народом проходит те же испытания, что и люди, становится крепкой, сильной. Скажите, может быть, она стала злобной, агрессивной к концу войны? (Нет.)

Повторное слушание песни.

- Как же в конце звучала песня? (Радостно, мирно, светло.)

-Вот вам и песня о природе! В ней заключен совсем другой смысл, куда более глубокий: человек и природа его родного края неразделимы. Кстати, попробуйте угадать имя автора сегодняшней музыки. Это тот, кто когда-то написал для нас... (исполняется мелодия марша из балета «Щелкунчик»).

- Узнали? (Его зовут Петр Ильич Чайковский.)

-Да, это П. И. Чайковский. Он услышал, что под Клином, где было у него имение, началась активная вырубка деревьев под строительство новой фабрики. Композитор начал бить тревогу, обращался к разным ответственным лицам, даже сделал попытку выкупить леса, идущие под топор, но денег у него не хватило. Чайковский хорошо понимал» что наша жизнь немыслима без природы и ее лучшего представителя - русской березки.

В разных видах искусства - музыке, живописи, литературе - берёзе отводится значительное и почётное место, заслуженная любовь. Послушайте нашу новую песню, в которой понятие Родины неразлучно связано с образами матери и березы.

Звучит песня Г. Струве и Н. Соловьевой «Моя Россия».

Вокальная работа над песней группы «Любэ» «Отчего так в России березы шумят?».

И. Матвиенко — М. Андреев


Отчего так в России березы шумят,

Отчего белоствольные все понимают?

У дорог, прислонившись по ветру, стоят,

И листву так печально кидают.


Я пойду по дороге - простору я рад.

Может это лишь все, что я в жизни узнаю.

Отчего так печальные листья летят,

Под рубахою душу лаская.


А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от веток.


Посидим на дорожку, родная, с тобой.

Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.

И старуха махнет на прощанье рукой,

И за мною калитку закроет.


Отчего так в России березы шумят,

Отчего хорошо так гармошка играет?

Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,

А последняя, эх, западает.


А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от веток.


А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал,

Он, как я, оторвался от веток.