СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробное изложение научного текста "Липа" в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал разработан для урока русского языка в 4 классе по развитию речи.

Просмотр содержимого презентации
«Подробное изложение»

Цели урока:

Цели урока:

  • Развивать умения различать художественный и научный стили речи.
  • Формировать умения составлять план научного текста.
  • Формировать умения пользоваться лексическими средствами научного стиля речи.
Прочитайте первый текст  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

Прочитайте первый текст

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

Прочитайте второй текст  Липа  Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы. Мы любили играть под ними. В их зелёных вершинах пели птицы, свистели скворцы и дрозды.  В начале лета сладким медовым духом наполнялся весь сад. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип.  Под одинокой развесистой липой в жаркие дни мы обедали, пили чай. Я любил забираться на эту старую липу, сидеть в тени зелёного шатра, читать книжки и мечтать о далёких путешествиях.  (По И. С. Соколову-Микитову) Если позволяет время на уроке, можно посмотреть презентацию про лапти или послушать и посмотреть сказку «Чудесные лапоточки», послушатьмузыку. Весь материал есть в папке.

Прочитайте второй текст

  • Липа

Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы. Мы любили играть под ними. В их зелёных вершинах пели птицы, свистели скворцы и дрозды.

В начале лета сладким медовым духом наполнялся весь сад. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип.

Под одинокой развесистой липой в жаркие дни мы обедали, пили чай. Я любил забираться на эту старую липу, сидеть в тени зелёного шатра, читать книжки и мечтать о далёких путешествиях.

(По И. С. Соколову-Микитову)

Если позволяет время на уроке, можно посмотреть презентацию про лапти или послушать и посмотреть сказку «Чудесные лапоточки», послушатьмузыку. Весь материал есть в папке.

Картинная галерея Чаплыгин Н. Липовая аллея. 2003 Гурин Н. Липы Крымов Н. П. Когда цветут липы. 1947       Масалыгин С. Осенний пейзаж с вековой липой

Картинная галерея

Чаплыгин Н. Липовая аллея. 2003

Гурин Н. Липы

Крымов Н. П. Когда цветут липы. 1947      

Масалыгин С. Осенний пейзаж с вековой липой

Толковый словарик Невзрачные –  непривлекательный с виду, некрасивый Аромат  – душистый, приятный запах Лыко – крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору « в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок … Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности Миски - посуда в форме маленького таза, таз - широкий и неглубокий сосуд

Толковый словарик

Невзрачные непривлекательный с виду, некрасивый

Аромат – душистый, приятный запах

Лыко – крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору « в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок …

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности

Миски - посуда в форме маленького таза, таз - широкий и неглубокий сосуд

Сравнение художественного и научного текста -Одинаковые ли тексты? -В чем видите разницу? -Определите, какой текст художественный, а какой научный. -Какую задачу ставил перед собой автор каждого текста? В научном – рассказать о том, как выглядит дерево, чем отличается от других деревьев, чем ценится, то есть сообщить научную информацию о дереве. В художественном – рассказать, за что любит он липу, выразить своё отношение к этому дереву.  - Найдите слова, которые передают отношение автора к липе. -Встречаются ли в научном тексте такие слова? -Почему? Главная задача автора - сообщить сведения о липе.

Сравнение художественного и научного текста

-Одинаковые ли тексты?

-В чем видите разницу?

-Определите, какой текст художественный, а какой научный.

-Какую задачу ставил перед собой автор каждого текста?

В научном – рассказать о том, как выглядит дерево, чем отличается от других деревьев, чем ценится, то есть сообщить научную информацию о дереве.

В художественном – рассказать, за что любит он липу, выразить своё отношение к этому дереву.

- Найдите слова, которые передают отношение автора к липе.

-Встречаются ли в научном тексте такие слова?

-Почему?

Главная задача автора - сообщить сведения о липе.

Анализ научного текста - Будем писать сочинение научного текста о липе. -Как вы думаете , в чем трудности изложения научного текста? -Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов. -Почему предложила составить план в виде вопросов?  Вопросы помогают полнее передать информацию.

Анализ научного текста

- Будем писать сочинение научного текста о липе.

-Как вы думаете , в чем трудности изложения научного текста?

-Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов.

-Почему предложила составить план в виде вопросов?

Вопросы помогают полнее передать информацию.

Анализ научного текста Прочитайте первую часть.  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)   -На какой вопрос отвечает первая часть текста? -Значит, первый пункт нашего плана будет называться «Как узнать липу?

Анализ научного текста

Прочитайте первую часть.

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

-На какой вопрос отвечает первая часть текста?

-Значит, первый пункт нашего плана будет называться

«Как узнать липу?

Анализ первой части текста.  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко. (Многим) - Кому знакома липа? - Почему знакома? - Как можно узнать липу? - Какую фору имеют листья? - Почему так говорят? - Как называют плоды липы? - Почему? - Собраны = соединённые в одном месте - Как собраны плоды-орешки? - На отдельном стебельке. На каком? Что есть у каждого стебелька? Что это такое? Для чего? -Читайте и запоминайте первую часть. (Её знают, её узнают) (По листьям, по плодам) (сердцевидную) (напоминают по форме сердце) (орешки) (напоминают внешне орешки) (По несколько, не по одному) (Крылышко) (Плоды распространяются ветром)

Анализ первой части текста.

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

(Многим)

- Кому знакома липа?

- Почему знакома?

- Как можно узнать липу?

- Какую фору имеют листья?

- Почему так говорят?

- Как называют плоды липы?

- Почему?

- Собраны = соединённые в одном месте

- Как собраны плоды-орешки?

- На отдельном стебельке. На каком?

  • Что есть у каждого стебелька?
  • Что это такое? Для чего?
  • -Читайте и запоминайте первую часть.

(Её знают, её узнают)

(По листьям, по плодам)

(сердцевидную)

(напоминают по форме сердце)

(орешки)

(напоминают внешне орешки)

(По несколько, не по одному)

(Крылышко)

(Плоды распространяются ветром)

Анализ научного текста Прочитайте вторую часть.  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)   -На какой вопрос отвечает вторая часть текста? -Значит, второй пункт нашего плана будет называться «Какие у липы цветки?»

Анализ научного текста

Прочитайте вторую часть.

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

-На какой вопрос отвечает вторая часть текста?

-Значит, второй пункт нашего плана будет называться

«Какие у липы цветки?»

Анализ второй части текста.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде. - Когда цветёт липа? Какие цветки у липы? - Почему третье предложение начинается со слова но? - Что противопоставляет автор? - Какой цветки имеют аромат? - Замечательный. Какой? - Чем богаты цветки липы? - Нектар - сладкий сок, выделяемый растениями. - За чем прилетают к липе множество пчёл? - Множество. Сколько? - Когда пьют липовый чай? - Читай и запоминай часть . ? (небольшие, бледно-желтые) (Замечательный) (очень приятный) (Нектаром) (за нектаром) (Очень большое количество) (При простуде)

Анализ второй части текста.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

- Когда цветёт липа?

Какие цветки у липы?

- Почему третье предложение начинается со слова но?

- Что противопоставляет автор?

- Какой цветки имеют аромат?

- Замечательный. Какой?

- Чем богаты цветки липы?

- Нектар - сладкий сок, выделяемый растениями.

- За чем прилетают к липе множество пчёл?

- Множество. Сколько?

- Когда пьют липовый чай?

- Читай и запоминай часть .

? (небольшие, бледно-желтые)

(Замечательный)

(очень приятный)

(Нектаром)

(за нектаром)

(Очень большое количество)

(При простуде)

Анализ научного текста Прочитайте третью часть.  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)   -На какой вопрос отвечает третья часть текста? -Значит, третий пункт нашего плана будет называться «Что делают из коры и древесины липы?»

Анализ научного текста

Прочитайте третью часть.

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

-На какой вопрос отвечает третья часть текста?

-Значит, третий пункт нашего плана будет называться

«Что делают из коры и древесины липы?»

Анализ третьей части текста.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски. - Издавна. Когда? Каким деревом издавна считалась липа? - В чём польза липы? - Когда получали лыко и плели лапти? - Из чего получали лыко и плели лапти? - Кора = наружная ткань ствола - Из чего делали ложки, миски? - Древесина = плотная твёрдая часть дерева - Читай и запоминай часть .  (с давних пор) (Полезным деревом) (Получали лыко, плели лапти, делали ложки, миски) (в Древней Руси) (из коры) (Из древесины)

Анализ третьей части текста.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

- Издавна. Когда?

  • Каким деревом издавна считалась липа?

- В чём польза липы?

- Когда получали лыко и плели лапти?

- Из чего получали лыко и плели лапти?

- Кора = наружная ткань ствола

- Из чего делали ложки, миски?

- Древесина = плотная твёрдая часть дерева

- Читай и запоминай часть .

(с давних пор)

(Полезным деревом)

(Получали лыко, плели лапти, делали ложки, миски)

(в Древней Руси)

(из коры)

(Из древесины)

Анализ научного текста Прочитайте четвертую часть.  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)   -На какой вопрос отвечает четвертая часть текста? -Значит, четвертый пункт нашего плана будет называться «Чем липа полезна для леса?»

Анализ научного текста

Прочитайте четвертую часть.

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В. В. Петрову)

-На какой вопрос отвечает четвертая часть текста?

-Значит, четвертый пункт нашего плана будет называться

«Чем липа полезна для леса?»

Анализ четвертой части текста.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением. (опавшими листьями) - Чем липа полезна для леса? - Опавшие. Какие? - Что происходит с опавшими листьями? - Перегнивают = разрушаются - Чем служат? - Удобрение = то, что питает почву - Читай и запоминай часть . (те, что упали на землю) (перегнивают) (удобрением)

Анализ четвертой части текста.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

(опавшими листьями)

- Чем липа полезна для леса?

- Опавшие. Какие?

- Что происходит с опавшими листьями?

- Перегнивают = разрушаются

- Чем служат?

- Удобрение = то, что питает почву

- Читай и запоминай часть .

(те, что упали на землю)

(перегнивают)

(удобрением)

Анализ научного текста Прочитайте пятую часть.  Липа  Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.  Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.  Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.  Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города . (По В. В. Петрову)   -На какой вопрос отвечает пятая часть текста? -Значит, пятый пункт нашего плана будет называться «Почему люди специально высаживают липу?»

Анализ научного текста

Прочитайте пятую часть.

  • Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетают к липе множество пчёл. Цветы липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города . (По В. В. Петрову)

-На какой вопрос отвечает пятая часть текста?

-Значит, пятый пункт нашего плана будет называться

«Почему люди специально высаживают липу?»

Анализ четвертой части текста.  Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города - Люди высаживают липу специально. Специально = исключительно для чего-то - Для чего высаживают липу? - Украшают = придать красивый вид - Что украшают липовые парки? - Читай и запоминай часть . (Города)

Анализ четвертой части текста.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города

- Люди высаживают липу специально. Специально = исключительно для чего-то

- Для чего высаживают липу?

- Украшают = придать красивый вид

- Что украшают липовые парки?

- Читай и запоминай часть .

(Города)

План  Как узнать липу? 1  Какие у липы цветки? 2  Что делают из коры и древесины липы? 3  Чем липа полезна для леса? 4  Почему люди специально высаживают липу? 5

План

Как узнать липу?

1

Какие у липы цветки?

2

Что делают из коры и древесины липы?

3

Чем липа полезна для леса?

4

Почему люди специально высаживают липу?

5

Орфографическая подготовка с… рдцевидная форма пл….ды – оре…ки  бледно – ж…лтые нектар пр…л…тают В Древней Руси др…в…сина  ло…ки п…р…гнивают укр…шают е о ш е и е е е ж е е а

Орфографическая подготовка

с… рдцевидная форма

пл….ды – оре…ки

бледно – ж…лтые

нектар

пр…л…тают

В Древней Руси

др…в…сина

ло…ки

п…р…гнивают

укр…шают

е

о

ш

е

и

е

е

е

ж

е

е

а

Просмотр содержимого презентации
«Сказка Чудесные лапоточки»

Русская народная сказка «Чудесные лапоточки»

Русская народная сказка

«Чудесные лапоточки»

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал брата Степана в дальнем селе проведать

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал брата Степана в дальнем селе проведать

День был жаркий, дорога пыльная. Идёт Иван, идёт — устал. «Дойду, — думает, — до речки. Там водички попью, отдохну».

День был жаркий, дорога пыльная. Идёт Иван, идёт — устал. «Дойду, — думает, — до речки. Там водички попью, отдохну».

Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает.

Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает.

Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку: «Ты, дедушка, далеко ли собрался!» — «Далеко, милый. Я в Москву иду». Удивился Иван: «В Москву? Пешком! Да ты, дедушка, полгода протопаешь!»

Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку: «Ты, дедушка, далеко ли собрался!» — «Далеко, милый. Я в Москву иду». Удивился Иван: «В Москву? Пешком! Да ты, дедушка, полгода протопаешь!»

А дедушка отвечает: «Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, ноги у меня сами и побегут».

А дедушка отвечает: «Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, ноги у меня сами и побегут».

Посидели они рядом, побеседовали. Потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает: «Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да и обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату мигом добегу».

Посидели они рядом, побеседовали. Потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает: «Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да и обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату мигом добегу».

Снял он свои лапти, под берёзу поставил, а дедовы то взял потихоньку да обулся.

Снял он свои лапти, под берёзу поставил, а дедовы то взял потихоньку да обулся.

Только он обулся — как подхватило нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе

Только он обулся — как подхватило нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе

понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит: «Ноги, вы куда! Стойте!» А лапти его так и несут. Не может Иван остановиться.

понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит: «Ноги, вы куда! Стойте!» А лапти его так и несут. Не может Иван остановиться.

Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата.

Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата.

Влетает в сени — ведро опрокинул, на метлу наскочил

Влетает в сени — ведро опрокинул, на метлу наскочил

да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает. «Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спросу взял. Надо поскорее лапти сбросить!»

да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает. «Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спросу взял. Надо поскорее лапти сбросить!»

Развязал он лапти, скинул с ног — ноги остановились. Стыдно стало Ивану. «Как же это я дедушку обидел! Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему лапти. Ну, а теперь в избу пойду».

Развязал он лапти, скинул с ног — ноги остановились. Стыдно стало Ивану. «Как же это я дедушку обидел! Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему лапти. Ну, а теперь в избу пойду».

Входит он в избу, лапти в рунах несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом.

Входит он в избу, лапти в рунах несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом.

Увидали Ивана, смеются: «Ты что это, босой идёшь, а лапти в руках тащишь!» Отвечает Иван: «А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял».

Увидали Ивана, смеются: «Ты что это, босой идёшь, а лапти в руках тащишь!» Отвечает Иван: «А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял».

Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки, думает: «Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном»

Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки, думает: «Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном»

Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо,

Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо,

сел да обулся. Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне .

сел да обулся. Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне .

Бежит - бежит, бежит - бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит: «Люди добрые, ловите меня! Остановите меня!»

Бежит - бежит, бежит - бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит: «Люди добрые, ловите меня! Остановите меня!»

Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают: «Тятенька, ты куда поскакал - то!»

Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают: «Тятенька, ты куда поскакал - то!»

А Аким кричит: «Домой бегу!» А мальчики опять: «Да что ты, тятенька, ты куда поскакал - то!»

А Аким кричит: «Домой бегу!» А мальчики опять: «Да что ты, тятенька, ты куда поскакал - то!»

На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям: «Маменьку скорее зовите!»

На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям: «Маменьку скорее зовите!»

Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху, кричат: «Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!»

Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху, кричат: «Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!»

Выбежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит: «Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!»

Выбежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит: «Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!»

Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги сами и остановились.

Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги сами и остановились.

Понесли его жена и дети на себе в избу.

Понесли его жена и дети на себе в избу.

Повалился Аким на лавку. «Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану».

Повалился Аким на лавку. «Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану».

Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер. «Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, заблудились. Можно у тебя переночевать!»

Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер. «Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, заблудились. Можно у тебя переночевать!»

«Можно, барин, ночуй», — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин: «Да ты что, мужичок, больной!»

«Можно, барин, ночуй», — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин: «Да ты что, мужичок, больной!»

«Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили». — «Какие лапти!» — спрашивает барин. Аким рассказал ему, что с ним случилось.

«Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили». — «Какие лапти!» — спрашивает барин. Аким рассказал ему, что с ним случилось.

Барин как схватит лапти — да к дверям. «Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!» Оттолкнул он Акима, а сам скорее - за лапти.

Барин как схватит лапти — да к дверям. «Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!» Оттолкнул он Акима, а сам скорее - за лапти.

Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил: «Держите, помогите, остановите!» А вся деревня уже спать легла, никто его не видит.

Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил: «Держите, помогите, остановите!» А вся деревня уже спать легла, никто его не видит.

И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил.

И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил.

А потом потащили его лапти в лес. В лесу - то темно, звери спят, только вороны: «Каррр! Каррр!»

А потом потащили его лапти в лес. В лесу - то темно, звери спят, только вороны: «Каррр! Каррр!»

В лесу река бежит — глубокая, берега высокие, не удержался барин

В лесу река бежит — глубокая, берега высокие, не удержался барин

да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только брызги во все стороны.

да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только брызги во все стороны.

Потонул барин. А лапоточки то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.

Потонул барин. А лапоточки то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.

Видит дедушка — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются: не бегут, коли ему не надо.

Видит дедушка — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются: не бегут, коли ему не надо.

Презентацию выполнила учитель начальных классов I категории  МБОУ СОШ г.Курильска Сахалинской области Олейниченко Наталья Михайловна

Презентацию выполнила

учитель начальных классов I категории

МБОУ СОШ г.Курильска

Сахалинской области

Олейниченко Наталья Михайловна

При использовании шаблона просим Вас оставить эту страницу.  При использовании шаблона (элементов дизайна) полностью или частично, обязательно укажите в источниках гиперссылку на сайт автора: http://vneuroka.ru/      Авторы шаблона: © Кривоногова Анастасия Евгеньевна © Кривоногова Лариса Алексеевна 2011 год. Вы можете свободно пользоваться материалом, создавая разработки на основе имеющегося шаблона, править и исправлять его по мере необходимости. Запрещается распространение данного материала с извлечением коммерческой выгоды без согласия авторов!

При использовании шаблона

просим Вас оставить эту страницу.

При использовании шаблона (элементов дизайна) полностью или частично,

обязательно укажите в источниках гиперссылку на сайт автора:

http://vneuroka.ru/

Авторы шаблона:

© Кривоногова Анастасия Евгеньевна

© Кривоногова Лариса Алексеевна

2011 год.

Вы можете свободно пользоваться материалом, создавая разработки

на основе имеющегося шаблона, править и исправлять его

по мере необходимости.

Запрещается распространение данного материала с извлечением коммерческой выгоды

без согласия авторов!