СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробное изложение "Хитрый заяц" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективный вариант развития УУД на основе работы над изложением. 

Просмотр содержимого документа
«Подробное изложение "Хитрый заяц" (5 класс)»

Подробное изложение «Хитрый заяц» (2ч)

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранить повторы

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты: предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений, озаглавить текст, выделять части текста, составлять простой план

метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне

личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая и фронтальная работа

Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура урока

Ход урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово:

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания. Совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях


























Прослушивание текста, выделение микротем

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.


Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?


Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»


Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит

(Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы)

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль)

- Прослушайте текст и определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»?

- Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения










































4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного текста

Обсуждение содержания текста, осмысление






























Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности





Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам


Анализ текста

- О чем говорится в тексте (его тема)?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

- От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?

- Опишите внешний вид зайца.

- Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательность повествования.

- Как автор связывает предложения?

- Подберите синонимы к слову «заяц».

- Почему автору стало стыдно убивать зверька?





- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным?










Работа над планом

Примерный план

1. Случай на охоте

2. Куда зайцу спрятаться?

3. «Не выдавай меня»

4. Экзамен на хитрость сдал

Учитель повторно читает текст изложения, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся































Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением




Составляют план изложения совместно с учителем



Индивидуальная, групповая
































Индивидуальная, групповая











Групповая, индивидуальная


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
















Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач




Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!