Урок развития речи ИЗЛОЖЕНИЕ 6 класс
Цели:
Развивающие:
Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:
учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;
определить систему языковых средств, использованных в тексте
помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.
Развивать творческие возможности школьников.
Образовательные:
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
Показать школьникам закономерности функционирования простых и сложных предложений в речи, возможности использования особенностей их строения.
Воспитательные:
Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений человека и природы.
Формировать нравственные представления учащихся о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки, о чувствах вины и благодарности.
Коррекционные : соблюдение норм зрительной нагрузки.
Предварительная подготовка
Самостоятельное чтение рассказа М.Зощенко «Сравнительно умная кошка»
Сообщение о писателе (индивидуальное задание)
Выразительное чтение текста изложения (двое учащихся)
Ход урока
1.Орг. момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
2. Знакомство с содержанием текста изложения
3.Анализ содержания и композиции.
4.Определение типа речи.
5.Определение стиля речи.
Языковой анализ текста (синтаксические средства) и составление подробного изложения.
Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к подробному изложению текста: определить его тему, идею, структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические).
6. Сообщение подготовившегося ученика по биографии М. Зощенко:
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Давайте прочтём рассказ – текст изложения. Ребята, слушая, представляйте себе события и героев.
Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка
проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего
хорошего не нашла.
Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:
— Ой, кто там?
Но никто не отвечает.
Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И
хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или
еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос.
Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ушёл. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет.
Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она
легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)
6. Составление плана к изложению.
Предприимчивая кошка-мама
1.Кошка проголодалась.
2.Соседка боялась воров
3.Прекрасный завтрак
4.Пропавшие пирожки
5.Возвращение хозяйки
7. Работа над текстом изложения
8. Д.З. повторить тему «Местоимение»