СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросткам о подростках. Психологический урок-рефлексия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы понять, как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. На данном психологическом занятии уч-ся 8-х кл. предлагается самостоятельно найти ответы на следующие вопросы:

- Кого в современном мире называют подростками?

- Почему подростковый возраст называют критическим, переходным, переломным?

- Почему в разные исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?

Просмотр содержимого документа
«Подросткам о подростках. Психологический урок-рефлексия»

Тема: Подростковый возраст: задачи и проблемы

Ход занятия

  1. Организационный момент

Знакомство с темой

- Кого в современном мире называют подростками?

- Почему подростковый возраст называют критическим, переходным, переломным?

- Почему в разные исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?

III. Основное содержание занятия

Учитель: подростку каждый день приходится сталкиваться с множеством проблем:

- родители не всегда понимают…

А какие ещё проблемы вы можете назвать из собственной жизни? (Ответы учеников)

Учитель: Чтобы понять, как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. Психологи называют несколько таких задач и первая из них «Принятие своей внешности».

Что же такое внешность? (Ответы учеников)

Учитель: как иногда трудно принимать себя таким, как есть. Нравиться самому себе. У кого-то уши торчат, у кого-то веснушки, кто-то считает себя слишком толстым, кто-то – слишком худым. Да ещё если кто – ни будь об этом скажет… Всё, беда! Самокритика хороша, но в меру.

Необходимо принимать себя такими, какие вы есть. Каждый красив и хорош по-своему. Если человек жестокий, грубый, завистливый, кто захочет с ним общаться? (Ответы учеников)

А если он открыт, доброжелателен, обладает чувством юмора, умеет искренне интересоваться другими? То … (Ответы учеников)

Работа по группам.

Задание: составить из 5-10 предложений словесный портрет идеального человека (мужчины, женщины).(3-5 минут)

Обсуждение.

Учитель зачитывает суждение Л.Н. Толстого: «Существует странное укоренившееся заблуждение о том, что шитьё, стряпня, стирка, няньчанье составляют исключительно женскую долю и что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая женщина через силу стирает, стряпает и нянчит больного ребёнка».

Так каким, согласно этому суждению, должен быть настоящий мужчина? Согласны ли вы с Л.Н.Толстым?

Учитель: вторая задача – формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

Учитель: если вы обижаете слабых, стараясь продемонстрировать свою силу, или дёргаете девочек за волосы, вместо того, чтобы помочь однокласснице поднять стулья в классе. То вы ещё не справились с решением второй задачи. В жизни есть и другие более приемлемые формы общения, например, говорить людям приятное.

В конце тренинга учитель говорит о том, что формирование зрелых отношений – это очень важная задача и ею не стоит пренебрегать, так как на этой стадии подросток учится общаться.

Учитель: следующая задача – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Она относится к сфере самопознания, самосовершенствования и познания окружающего мира. Во время решения этой задачи вырабатывается своя единая система мировоззрений. Формируется отношение других людей к вам. 

Что такое эмоции? Какого человека мы называем эмоциональным? Что такое мировоззрение? Что такое собственное мнение? Как его можно выражать? (На данные вопросы учащимся можно предложить ответить совместно, предварительно обсудив их в малых группах. Возможна дискуссия.)

Учитель: Следующая задача – подготовка к трудовой деятельности. Что такое «трудовая деятельность»? О какой подготовке ведётся речь? Как вы относитесь к выражению «Труд сделал из обезьяны человека»?

Учитель: другой не менее важной задачей является подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Учитель приводит утверждение Артура Шопенгауэра: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

  1. Что хотел подчеркнуть этой фразой немецкий философ?

  2. Что же такое семья?

Учитель: подросток не только учится нести ответственность за свои поступки, у него появляется потребность нести ответственность за общество. Человек в этом возрасте выстраивает собственную систему моральных ценностей и этических принципов. И это ещё одна задача.

Учитель: решение жизненных задач – это тяжёлый повседневный труд над собой.

Учитель: процесс преодоления подростковых трудностей можно изобразить схематически.

О ЦЕНКА СИТУАЦИИ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ +

+ ОЖИДАЕМАЯ ПОДДЕЖКА СО СТОРОНЫ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ И

ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Работа в группах.

Задание: постройте схему своего поведения в случае:

1 группа - конфликта с одноклассником;

2 группа - вы хотите познакомиться с человеком (девушкой, парнем);

3 группа – на улице вас останавливает группа незнакомых подростков;

4 группа – вас останавливает сотрудник полиции;

5 группа – вам предлагают попробовать наркотики.

Учитель: следуя по пути взросления, подростки нередко совершают серьёзные ошибки. Последствия, которых сказываются на всей его дальнейшей жизни. Ребятам можно предложить дополнить схему. Или выполнить работу по заполнению схемы в группе.

предательство наркомания прекращение обучения

грубость алкоголизм совершение преступлений

(Могут быть и другие варианты.)

IV. Подведение итогов

  1. Перечислите задачи, которые необходимо решить в подростковом возрасте.

  2. Какие задачи вы считаете главными, а какие второстепенными?

  3. Чему должен научиться подросток?

  4. Могут ли ошибки совершённые в подростковом возрасте, повлиять на дальнейшую жизнь?

  5. Можно ли избежать подростковых поблеем?