СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковый буллинг: влияние на формирование личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подростковый буллинг: влияние на формирование личности»

21



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………………………………………...3

РАЗДЕЛ1 Характеристика подросткового буллинга…………………………………...6

1.1 Буллинг как объект исследований и культурный феномен………………………...6

1.2 Психологические особенности подростков-участников травли…………………...9

1.3 Влияние буллинга на формирование личности подростка………………………..13

ВЫВОДЫ...........................................................................................................................16

РАЗДЕЛ 2 Исследование негативного влияния буллинга на становление личности.................................................................................................................………17

2.1 Социальная структура буллинга обучающихся 10 класса………………………..17

2.2 Выявление распространенности и специфики буллинга в коллективе обучающихся 10 класса………………………………………………………………….23

2.3 Практические рекомендации. Памятка «Как не стать жертвой буллинга?»…….26

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………… ………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… …………………...31

ПРИЛОЖЕНИЯ



























ВВЕДЕНИЕ

Школьный социум устроен определенным образом и живет по своим давно выстроенным правилам и законам. Подростки сегодня, как и 30 лет назад, постигают науки, дружат, влюбляются, учатся правильно выстраивать отношения с людьми разных возрастов и складов характера. Они знакомятся с понятиями уважения, толерантности, чуткости и терпения. Так формируется личность. При этом в процессе становления индивидуальности проявляются и негативные явления, значение которых, к сожалению, нельзя преуменьшать. Одним из них является особо распространенная среди школьного общества подростковая травля.

В настоящее время в школьной подростковой среде существует большое количество разнообразных форм проявления агрессии и конфликтов. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств сверстников. Необычная внешность, резко бросающаяся в глаза худоба или, наоборот, полнота, недостатки наружности, наличие которых часто вовсе не зависит от их обладателя – это те особенности, которые могут сделать подростка жертвой травли, агрессии и насилия сверстников. Причиной издевательства в подростковом социуме может стать и неблагозвучная фамилия или редкое имя, развитый не по годам интеллект или же только стремление к его развитию, странное в общепринятом для коллектива понятии хобби, привычки или взгляды на жизнь. Достаточно незначительного отличия от окружения, чтобы стать жертвой заклевательского отношения. Такое явление сегодня принято называть английским словом «буллинг», обозначающим издевательство, травлю и запугивание.

Большинство детей не раз в процессе своего взросления сталкивались с насмешками и издёвками. Кого в свое время не дразнили братья, сестры или друзья? Если это происходит в игровой, дружеской форме, обоюдно и в форме баловства, то такие обиды не приносят вреда, а становятся просто ступенью на пути социализации ребёнка среди своего окружения. Но когда словесные уколы начинают быть злыми, грубыми и обидными, когда они становятся системными и меняют свой характер, тогда они превращаются в самые настоящие издевательства и их необходимо прекратить. Кроме того, часто словесная травля дополняется нанесением физического вреда. Все это оказывает огромное разрушительное влияние на формирование душевной организации подростка, его личности, приводит к появлению психических травм, которые остаются с человеком на всю его жизнь. Самые трагичные последствия травли отражаются в сводках новостей в виде суицидов или массовых убийств. Это крайняя точка, но от буллинга до нее всего несколько шагов, всего несколько моментов, которых надорванная психика жертвы выдержать уже не сможет.

Буллинг – это оскорбительное поведение, агрессия и преследование одного из членов коллектива (например, школьного) со стороны остальных участников коллектива или какой-то его части. В этом явлении примечательно еще и то, что жертва оказывается бессильна перед нападками, что кардинально отличает буллинг от стандартной конфликтной ситуации, в которой силы сторон будут примерно равны.

Современные исследования психологов и социологов говорят о том, что школьная травля – это проблема, масштаб которой слабо осознается обществом, и число жертв буллинга с каждым годом все увеличивается. «Каким бы человек ни был: кривым, косым, некрасивым. Неважно, какой он! Надо относиться к нему как к человеку. Мы все люди», – говорит одна из жертв издевательств. И с этими словами трудно не согласиться. Современным подросткам необходимо понять, что воздействие любого вида насилия оказывает абсолютно негативное влияние на всех участников травли, как жертв, так и нападающих. Перед законами общества и психологии все люди одинаковы.

В данной работе мы предпримем попытку проанализировать влияние подросткового буллинга на формирование и становление личности человека.

Из вышесказанного вытекает актуальность нашего исследования, которая проявляется в следующем:

  • подростковый буллинг – одна из насущных проблем сегодняшней школы;

  • травля как проявление агрессии – распространенное явление среди современных подростков, каждый третий является его участником;

  • в процесс буллинга включены все участники коллектива без исключения, в том числе и наблюдатели;

  • несомненно негативными являются последствия буллинга для формирования личности подростка.

Цель исследования: проследить влияние подросткового буллинга на формирование личности современного человека.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1. Познакомиться с понятием «буллинг».

2. Изучить литературу по теме исследования.

3. Выяснить психологические особенности участников травли.

4. Проследить социальную структуру буллинга обучающихся 10 класса.

5. Составить рекомендации по защите подростков от издевательств.

6. Проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы.

Объект исследования: буллинг в подростковой среде.

Предмет исследования: отрицательное влияние феномена буллинга на формирование устойчивой, сильной и здоровой личности.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической литературы.

2. Анкетирование.

3. Наблюдение.

4. Анализ и систематизация результатов.

Методики исследования:

1. Опросник Д. Олвеуса на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде.

2. Анкета «Выявление буллинг-структуры».

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать педагогам и психологам образовательных учреждений для анализа буллинг-структуры в образовательном пространстве.





РАЗДЕЛ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА



1.1 Буллинг как объект исследования и культурный феномен

Буллинг – довольно сложная для исследования тема, потому что носит неоднозначный характер. С одной стороны, практически каждый человек в свое время так или иначе попадал в ситуацию травли. С другой стороны, с этим явлением связаны такие спорные переживания страха, отчаяния, беспомощности, ненависти, которые являются слишком личными и мало обсуждаются в обществе.

В психологической литературе под термином «буллинг» (англ. «травля») принято понимать «совокупность различных социальных, психологических и педагогических проблем, обуславливающих процесс длительного (группового или индивидуального) физического или психического насилия в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [1, с. 241]. Такая совокупность в школьной среде характеризуется взаимоотношениями между формирующимися личностями, где с одной стороны конкретное лицо (или группа лиц) является угнетателем или агрессором по отношению ко второй стороне, которая является жертвой, подвергающейся постоянному моральному или физическому насилию.

Другими словами, мы характеризуем буллинг, в первую очередь, как преднамеренное, систематически повторяющееся жестокое поведение, характеризующееся абсолютным неравенством его участников. Агрессивные участники данного взаимодействия обычно получают наслаждение и повышают самооценку посредством издевательств. Пострадавший подросток обычно испытывает отчаяние и стыд, не позволяющий рассказать о насилии старшим, в том числе родителям или педагогам.

В Европе, США и Скандинавии проблема буллинга – проблема номер один, которой занимаются на самом высоком исследовательском уровне. Первая опубликованная работа, посвященная школьной травле, принадлежит К. Дьюксу (1905). Но принято считать, что начало систематическому научному исследованию проблем буллинга было положено скандинавскими учеными, среди них: Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас и Е. Роланд [1].

Несмотря на то, что отечественные психологи всегда остро ощущали особую значимость проблемы буллинга, научно и практически разрабатывать её стали только в начале 2000-х гг. Тема травли в школьном социуме представлена работами Е. Н. Ожиевой (2001), С. Ю. Чижовой (2005), И. С. Кона (2006), И. А. Фурманова (2007), О. Л. Глазмана (2009), В. С. Собкина (2014), С. Е. Кривцовой (2016) и других, которые особое внимание в своих исследованиях акцентируют на феномене подросткового буллинга. Сегодня все еще существует значительный недостаток в освещении данной проблемы средствами массовой информации.

Следует отметить ключевые характеристики, которые психологи выделяют при исследовании вопросов буллинга. Среди них можно выделить следующие:

1. Периодичность, перетекающая в систематичность. Обидчик неоднократно вредит жертве. Это вызывает у жертвы постоянное ощущение страха из-за потенциально опасности в будущем.

2. Нанесение вреда. Буллинг направлен на причинение физического или психологического вреда жертве, её здоровью, общему эмоциональному состоянию. Для жертв это становится тяжелейшим испытанием, последствия которого выражаются в депрессии, угнетенном состоянии и низкой самооценке. «Можно говорить о том, что для жертвы буллинга, и без того склонной к тревожности и самообвинениям, травля становится очередным подтверждением собственной слабости и некомпетентности, подкрепляя низкую самооценку, депрессию и другие проблемы» [3, с. 4].

3. Умысел. Обидчик, безусловно, отдает себе отчет в своих действиях и совершает поступки преднамеренно. Он специально старается унижениями и физическим вредом понизить статус жертвы среди группы сверстников и повысить тем самым свой.

4. Злоупотребление силой или влиянием. Издеваясь, агрессор чувствует свое превосходство (часто мнимое) и злоупотребляет силой. Это может быть преимущество физической силы, уверенности в себе, остроумии, возрасте, уровне интеллекта или социальном статусе обидчика. Такое превосходство определяется внутри коллектива, отстаивается и поддерживается его участниками. Поддерживается в том числе и с помощью буллинга – унижения и подчинения тех, кто слабее.

5. Отсутствие контроля. Это значит, что жертва травли не может самостоятельно выйти из ситуации, она вынуждена реагировать на действия обидчика. При этом подросток, подвергающийся издевкам, не может, в отличие от свидетелей, выйти за пределы ситуации, контролировать её течение [3].

Все вышеуказанные черты характерны для всех разновидностей буллинга. В настоящее время используют разные основания для их классификации: по возрасту, полу, социальному статусу, состоянию, социальной среде и др. Наиболее распространенной является классификация на основе насильственных действий. Здесь выделяют физический, вербальный и социальный буллинг.

Физический буллинг – физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом (подростка пинают, подставляют подножки, стягивают с него одежду).

Вербальный (словесный) буллинг – это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.) (насмешки, обзывания, использование нецензурной лексики, обидные слова, касающиеся родных и близких жертвы).

Социальный буллинг – социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность (игнорирование человека, изоляция его от общего коллектива, демонстративное исключение жертвы из социума) [4].

Одним из самых авторитетных и значимых в исследовании буллинга ученых и сегодня остается Д. Олвеус. Анализируя то, что буллинг является разновидностью насилия и может выражаться различными способами, он предлагает выделять следующие виды буллинга:

– вербальный буллинг;

– буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию;

– физические издевательства;

– издевательство с помощью лжи или лживых слухов о жертве;

– агрессии: отбирание денег или других вещей, их порча издевающимися;

– угрозы или принуждение выполнять какие-либо действия;

– расистский буллинг и др. [2].

Другие исследователи выделяют иные варианты классификаций. Так, например, одной из наиболее упрощенных и лёгких для понимания является классификация буллинга по Д. Лейну, который выделяет всего два вида – психический и физический. Все эти виды травли можно разделить на два типа – непосредственный и косвенный. Последний представляет не меньшую опасность, хотя прямого воздействия на жертву не происходит. Причем прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальный – для девочек. Стоит отметить, что мальчики значительно чаще принимают участие в травле, нежели девочки.

Все эти особенности характерны в большей степени для нарушения личностного развития в подростковом возрасте. Поэтому проблему буллинга наиболее продуктивно рассматривать именно в сфере школьных взаимоотношений. Подчеркнем, что вне зависимости от вида или типа буллинга, он несет разрушительные последствия для формирования и становления личности подростка. При этом ощущают негативный след этого явления, как жертвы, так обидчики и даже свидетели травли.



1.2 Психологические особенности подростков-участников травли

Проблема буллинга в подростковой среде с каждым днем становится все более актуальной. Ребёнок проводит в стенах образовательного учреждения большую часть дня. В школьном пространстве формируются его будущее восприятие мира и себя в нем. Одной из основных предпосылок насилия в образовательном пространстве является неуважительное отношение к личности подростка. Взаимоотношения формирующейся личности в школе является естественным этапом социализации и развития ребёнка. Эта система связей со внешним миром определяет характер его поведения в будущем. Все переживания и проблемы подростка, с которыми он сталкивается в образовательной среде, оставляют отпечаток на его душевной организации. Оказывает отрицательное разрушающее влияние на становление личности подростка и школьная травля.

Подростковый возраст Л. С. Выготский характеризует «…критическим для формирования дифференцированной самооценки, освоения социальных ролей, выработки нравственных принципов и регуляции нормативного поведения»
[5, с. 11]. Исходя из этого, любой вид насилия оставит свой отпечаток на дальнейшей жизни школьника. Насилие в подростковом возрасте может влиять на закрепление в самопознании негативного представления о себе, поскольку именно в это время происходит личностный рост, поиск идеального образа, строительство жизненных планов, формирование модели семейных взаимоотношений и др.

По мнению психолога О. Л. Глазмана, для того чтобы лучше понять индивидуально-психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют [6].

Буллинг-структура школьного подросткового социума состоит из:

1. Инициаторов, обладающих высоким уровнем агрессивности и склонности к насилию. Могут нападать не только на своих одноклассников, но и на педагогов и родных.

2. Помощников инициатора, которые всегда стремятся подражать и угодить своей деятельностью ему. Они используют прямой буллинг (обзывают, бьют, проявляют различные виды насилия).

3. Защитников «жертвы». Эти подростки обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Они реже подвергаются буллингу и проявляют его. Пытаются с помощью своего авторитета оградить жертв от насилия.

4. Жертв, испытывающих психологическое насилие, изолированность и одиночество, страдающих от ощущения опасности и тревоги. Им свойственны отрицательные эмоциональные проявление, наличие симптомов депрессии, высокий уровень тревожности. Обычно это подростки хоть как-то выделяющиеся из общей массы школьников, либо те, кого по собственному желанию выделяет инициатор.

5. Наблюдателей – свидетелей, в роли которых находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности [6].

Эти роли нигде жестко не закреплены и теоретически способны изменяться в зависимости от ситуации. Однако, по мнению исследователей, существуют внутренние предпосылки, способствующие тому, что подросток в структуре занимает определенное место. Участники буллинга часто обладают специфическим набором личностных и поведенческих черт.

Травля в классе начинается одним человеком, обычно это формальный или неформальный лидер. Он может быть «лучшим» учеником в классе, успевающим по всем предметам или, наоборот, агрессивным неучем. Лидер собирает возле себя небольшой круг своих «помощников», которые, подчиняясь сильному характеру инициатора, вынуждены участвовать в травле, чтобы угодить. За ситуацией травли спокойно следят так называемые наблюдатели. В их функции входит исключительное невмешательство и нейтралитет, которые вызваны нежеланием оказаться в роли жертвы. Они могут вовсе не испытывать удовольствия от унижения других, но вынуждены терпеть и молча следить за происходящим. Наиболее смелые наблюдатели переходят в разряд защитников. Но пассивное принятие и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертвой буллинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Иногда для того чтобы стать жертвой буллинга не нужно совершенно нечего, достаточно просто не понравится агрессору.

Инициаторы буллинга – это подростки авторитарного склада характера. Это помогает им подчинять «помощников», является внутренним оправданием их агрессивных действий. ««Преследователи», несмотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть еще менее добрыми, чем они есть» [6, с. 162]. Тем не менее, это по большей части самые настоящие трусы, выбирающие для своих нападок более слабых, тех, кто гарантировано не сможет дать им отпор. Основными мотивами буллинга для них становятся самоутверждение, удовлетворение от причинения боли другим, потребность во власти. Очень часто такие подростки сами страдают от насилия в семье и затем отыгрываются на сверстниках.

Помощники преследователей имеют более низкий статус в среде подросткового коллектива. Помогая инициаторам, они не добиваются уважения в классе. ««Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создает у них внутренний дискомфорт» [6, с. 162]. Именно они прибегают к активным действиям и являются исполнителями, в то время как инициаторы лишь выбирают цель и продумывают варианты травли.

Защитники занимают высокую позицию в классе. Их уважают, к ним прислушиваются, с ними все хотят общаться. Они сами довольны своим положением в классе и имеют довольно стойкую позицию, позволяющую им заступаться за других. Из всех составляющих буллинг-структуру они реже всех подвергаются травле и проявляют её в отношении одноклассников. «У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надежности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т. е. доброта для них – настоящая ценность» [6, с. 162]. Эти особенности позволяют им понимать слабую сторону и пытаться помочь ей.

Жертвы, как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Они не удовлетворены общением в классе, зависимы от мнения остальных, наиболее слабы по сравнению с другими участниками буллинга. Они очень недовольны собой и хотят меняться. Жертва не может дать отпор агрессору по нескольким причинам. Во-первых, присутствует страх получить в ответ еще большую агрессию. Во-вторых, родители таких детей часто запрещают им драться в школе (все конфликты можно решить словами). Еще одна причина – это отсутствие поддержки в семье, доверительных отношений с родными.

Нейтральную позицию наблюдателей занимает большая часть участников ситуаций буллинга. Наблюдатели смотрят со стороны, но это не всегда хорошо, поскольку они являются теми самыми зрителями, для которых и играется этот спектакль под названием «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует травлю, потому что инициатору есть для кого сочинять представление [7].

Таким образом, можем говорить о том, что индивидуально-личностные психологические особенности каждого подростка создают предпосылки для включения его в буллинг-структуру под определенной ролью. Эта роль может изменяться, но только под влиянием очень сильных преобразований. Помимо индивидуальных особенностей возникновению буллинга способствуют особенности социального контекста, такие как домашнее насилие, обращение педагога, насилие, транслирующиеся в СМИ, опасность среды и общества.



1.3 Влияние буллинга на формирование личности подростка

Высокий риск возникновения буллинга проявляется именно в подростковом возрасте. Этот период в жизни человека характеризуется перестройкой не только всего организма, но и внутреннего внутреннего психологического состояния. Часто у подростков появляется тревожность, раздражительность и агрессия. Это происходит из-за того, что подросток все идеализирует, старательно стремиться к тому, чтобы превзойти всех и во всем. При этом проигрывать они еще не научились и каждую неудачу воспринимают очень остро и болезненно. Из-за чего и возникают указанные выше отрицательные эмоции.

Развитию буллинга способствует воспитание в семье, установки, привитые с детства, микроклимат образовательного учреждения. При этом главным фактором и живой средой зарождения травли является все-таки подростковый коллектив, часто ограничивающийся рамками класса.

Отношения ребенка со сверстниками – самая содержательная часть подросткового возраста. Подросток стремиться занять выгодное для себя положение в группе сверстников, поэтому полностью принимает её правила и нормы, подчиняется тому принципу поведения, который устоялся в коллективе. Это становится опасным, когда сообщество сверстников является негативным по своему существу. Стремление к самовыражению способствует возникновению межличностных конфликтов. Общение со сверстниками выходит на первый план, отодвигая на второй план учение, семейное общение. При этом любые проблемы в межличностном общении со сверстниками воспринимаются очень тяжело, вызывают сильные переживания и расцениваются как личные драмы.

Особо велико в подростковом возрасте влияние насилия на личность. Воздействие любого вида насилия, прямое или косвенное, накладывает отпечаток на восприятие человеком картины мира. Усвоив определенную модель поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга несет разрушительные последствия как для жертвы, так и для её обидчика, потому что часто последний становится на путь криминала и асоциального поведения.

Общение со сверстниками занимает большую часть жизни современного подростка. Если это общение состоит из ситуаций буллинга (как в случае жертвы), то опыт переживания подобных ситуаций является травмирующим и негативно сказывается на становлении личности в целом. «В частности, негативное влияние сказывается на формировании его Я-концепции, самооценке, на системе ценностей, стиле взаимодействия со сверстниками» [8, с. 40].

Самое негативное влияние постоянной травли реализуется в формировании асоциальной (не соответствующей общепринятым в социуме правилам поведения и поступкам) личности подростка. Постоянное насилие, унижение, издевательство формирует скрытое чувство ненависти, враждебности и агрессии, вызывает желание мстить. У обидчика (так называемого буллера) при систематическом сознательном унижении жертвы формируется стойкое ощущение вседозволенности и безнаказанности. Он быстро теряет понимание законности и противозаконности своих действий, поскольку наказание или совсем не приходит, или является совсем незначительным.

Следует обозначить ряд факторов, провоцирующих развитие буллинга в школьной среде. Психологи выделяют следующие: низкий уровень воспитания, заниженная самооценка, злоупотребление вредными привычками, личностная агрессивность подростка, желание самоутвердиться за счет более слабых сверстников, необходимость соответствовать коллективу, низкая успеваемость по учебным предметам, внутрисемейные конфликты, семейное насилие, наблюдение аналогичных агрессивных проявлений в ближайшем окружении, низкий социальный статус семьи, завышенные требования к подростку со стороны родителей, гиперопека или равнодушие родителей и другое [8]. Разрушающая сила, заложенная этими факторами, усиливается в ситуации буллинга. Из этого следует, что перед ближайшим окружением подростка стоит задача вовремя распознать негатив и устранить его в той мере, в которой это возможно.

Буллинг приводит к неблагополучному будущему всех его участников (в разной мере). Жертве, которая в подростковом возрасте испытывала страх и отчаяние, взрослея будет тяжело избавиться от чувства тревожности, тяжело будет заводить новые знакомства и привыкать к новому коллективу. Еще более разрушительными последствиями являются неуверенность в себе, замкнутость, страх общения с людьми и даже суицидальные мысли. Буллер так же испытывает трудности во взаимоотношениях с людьми, но с другой точки зрения. Все асоциальные способы поведения, которыми он пользовался в школьном коллективе, перестают действовать во взрослом мире, и преследователь оказывается на дне жизни и социальных взаимоотношений. Он либо попадает в криминальные ситуации, либо становится диктатором в семейной среде. Конечно, все названные последствия имеют преувеличенно негативный характер. Но такой исход вполне возможен.



ВЫВОДЫ

Итак, подводя итоги, необходимо подчеркнуть следующее. Буллинг – это феномен разрушающего воздействия в коллективе, сопровождающийся проявлением насилия, жестокости и агрессивности. Особенно точно можно проследить воздействие травли на примере подросткового коллектива в рамках школьной среды. Поскольку практически в каждом классе в наше время можно встретиться этим явлением. Этот феномен в западной психологии изучается с начала века, а в отечественной научной литературе он стал актуальным только в последнее десятилетие. Буллинг характеризуется наличием таких особенностей, как периодичность и постоянство, нанесение вреда, умысел, злоупотребление силой и отсутствие контроля.

Сегодня принято выделять физический, психологический и социальный буллинги, каждый из которых характеризуется своими особенностями и способами проявления. Кроме того, достаточно четко выстроена структура взаимоотношений участников травли. Все они делятся на инициаторов, помощников обидчика, жертв, защитников и сторонних наблюдателей. Каждый из них неосознанно выполняет свою роль и имеет определенные функции. Также прослеживается зависимость индивидуальных психологических особенностей личности и роли, которую она будет выполнять в школьном социуме. Качество этих социальных ролей может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Буллинг производит негативное воздействие на его участников. Психологи отмечают, что на развитие буллинга в школьной среде влияет целый ряд факторов, которые родителям или специалисту необходимо распознать и исключить. Тем не менее, жизненные реалии показывают, что травля и унижение приводят к разрушающим для формирующейся личности последствиям, как для чем-то отличающегося от сверстников подростка, так и для его обидчика. Ведь именно в подростковом возрасте закладываются те основы, с которыми человек будет жить дальше.





РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ БУЛЛИНГА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



2.1 Социальная структура буллинга обучающихся 10 класса

Мы выяснили, что индивидуально-психологические особенности каждого участника подросткового буллинга лучше раскрываются, если определить, какую позицию они занимают и какие роли в коллективе играют.

Для выявления такой структуры мы воспользовались авторской методикой определения буллинг-структуры, составленной современными молодыми исследователями, изучающими психологию на высшем уровне. Данный тест предназначен для подростков, т.е. детей 12-16 лет. Состоит он из 25 вопросов (см. Приложение 1), три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов [9].

Для исследования мы взяли школьный коллектив 10 класса. В тестировании приняли участие 20 человек. Нами был выбран именно этот коллектив, поскольку возраст участников (15-16 лет) является одним из наиболее трудных и особенных периодов в формировании и становлении сильной здоровой личности. Как раз в это время закладываются основы моральных и социальных установок, выстраиваются отношения с окружающими людьми, формируются модели поведения в разных коммуникативных ситуациях и при взаимодействии с социумом. Кроме того, в прошлом в этом классе отмечались ситуации, которые мы можем охарактеризовать, как конфликтные стычки одних обучающихся с другими. Со временем их частота снизилась, поэтому особенно важно сегодня определить позиции подростков в буллинг-структуре, чтобы знать, как контролировать данную ситуацию.

Задача, которую мы поставили перед собой, была не только в выявлении структуры буллинга и неблагополучия ребенка в подростковом коллективе, но и доказательство негативного влияния явления травли на всех ребят, участвующих в нем. Десятиклассников попросили отвечать на вопросы максимально честно.

Чтобы подсчитать результаты, мы воспользовались специальной шкалой-ключом. За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов. По результатам проведенного тестирования была составлена таблица. Согласно ключу, некоторые ответы подходят для нескольких позиций. Это говорит о том, что некоторые психологические особенности разных категорий структуры схожи или совпадают.

«Таблица 2.1.»

Инициатор

Помощник

Защитник

Жертва

Наблюдатель

1

9

2

9

2

5

2

0

0

15

2

15

3

4

4

2

9

4

4

3

6

3

8

3

5

1

0

19

19

0

6

0

1

8

8

8

7

4

12

4

1

12

8

8

5

3

8

4

9

0

3

10

3

7

10

10

0

10

2

6

11

1

9

5

4

4

12

4

0

10

10

6

14

10

10

4

5

1

15

5

2

4

8

5

16

3

7

5

1

7

18

6

3

7

4

6

19

9

0

9

2

8

21

5

7

5

1

6

22

0

0

16

16

4

23

3

1

4

11

3

24

1

3

15

0

15

25

6

0

11

6

3



Проанализировав таблицу, мы отметили следующие особенности:

1. Первый вопрос позволил нам выяснить, что большинство подростков дружат со всеми одноклассниками. Значительно меньшее количество детей имеют всего несколько товарищей и явно испытывают по этому поводу дискомфорт.

2. Практически для всех десятиклассников (15 из 20) внешность товарища не имеет значения, предпочтение они отдают интересной личности. Двое учеников сами страдают из-за своей внешности.

3. Благодаря этому вопросу нам удалось выяснить, что в классе есть ребята, которые неприятны большинству. Такое восприятие может возникать из-за страха, поэтому такая психологическая особенность присуща роли жертвы.

4. Меньше половины опрошенных имеют немного заниженную самооценку, поскольку считают себя в чем-то хуже своих одноклассников.

5. Для наших ребят не являются важными в установлении хороших отношений со сверстником его физические недостатки (ношение очков из-за плохого зрения).

6. Больше половины обучающихся отметили, что их класс в основном дружный, если не считать некоторых отдельных личностей. Остальные также считают, что в классе есть ребята, которые всех задирают. Анализ этого вопроса свидетельствует о том, что в коллективе все-таки присутствуют проблемы межличностных отношений.

7. Этот вопрос показывает, что 12 человек иногда испытывают чувство одиночества и тревоги. Но это вполне объясняется эмоциональными скачками на данном этапе развития. Это чувство присуще не только ребятам, которые в буллинг-структуре исполняют роль жертвы, но и всем остальным.

8. Анализ следующего вопроса показал, что большее количество (40%) обучающихся класса никак не отреагируют на проявление жестокости по отношению к однокласснику. Еще часть опрошенных будет придерживаться нейтралитета и радоваться тому, что их это не касается. Такое положение указывает нам на то, что в классе существует психологическое напряжение между отдельными группами обучающихся.

9. Следующие три вопроса показали такую ситуацию: 50% подростков выражают стремление проводить больше времени с одноклассниками. Это положительный момент, поскольку в сообществе имеется стремление быть более сплоченными, устранить негативные моменты. Кроме того, эти же обучающиеся справедливо считают, что в целом их взаимоотношения со сверстниками построенные на дружелюбии. Так же они не видят в коллективе реальных лидеров, на которых бы могли равняться или которым должны подчиняться.

10. 50% обучающихся честно ответили, что иногда испытывают чувство гнева, когда их ругают. Согласно методике, психологическая особенность, выявленная при помощи вопроса № 12, в буллинг-структуре присуща как защитнику, так и жертве. Можем говорить о том, что гнев – это одно из чувств, проявление которого могут испытывать люди, занимающие противоположные социальные роли в коллективе.

11. Половина обучающихся класса не имеет желания изменить свою образовательную среду. Подростков все устраивает в своем классе и школе. Только один обучающийся полностью не доволен сложившимся коллективом. Считаем это положительным момент в нашем исследовании. Несмотря на имеющиеся сложности и проблемы, дети не хотят менять свой классный социум.

12. Благодаря следующим нескольким вопросам нам удалось выяснить, что десятиклассники не исключают применения физической силы для решения проблем, если не найдется другого выхода. Это указывает нам на наличие в классе так называемых жертв.

13. В целом, основной костяк класса (их составляют наблюдатели) не считают, что в классе есть подростки, с которыми никто не дружит. Всего 2 человека из опрошенных выделяют таких ребят, но относятся к ним с сочувствием. Это прекрасно отображает такую позицию структуры, как защитники. Наличие такой стойкой позиции подтверждается и анализом ответов на вопрос № 18. Подростки (35%) указали, что в случае буллинг-ситуации попытаются остановить драку и выяснить в чем дело.

14. На девятнадцатый вопрос отрицательно ответила практически половины испытуемых. Они не считают, что в классе их кто-то недооценивает. Еще 35 % опрошенных заметили равнодушное состояние окружающих, которые иногда их недооценивают. Данное же количество обучающихся видят себя в роли помощника капитана в ситуации, если бы класс был на корабле. Это ярко демонстрирует нам наличие обучающихся, определяющих себя в структуре буллинга на месте помощников обидчика, т.е. людей, способных выполнять чужие приказы, подчиняться чужим желаниям.

15. Практически каждого из испытуемых не беспокоят те или иные изъяны во внешности человека. Они не составляют явной преграды, не позволяющей подросткам общаться со сверстниками. В то же время, ответ на следующий вопрос является в целом негативным, поскольку большая часть опрошенных указали, что пройдут мимо, если увидят, что кто-то при них подвергается унижению.

16. 80% процентов обучающихся 10 класса вовсе не огорчаются, в моменты, когда не пользуются успехом в классе. Это твердая позиция защитников и наблюдателей. Ответ является очень показательным. Значит, большинство обладает твердым стойким характером и не ощущает дискомфорта среди сверстников даже когда находится в ситуации неуспеха. К тому же, 55% обучающихся совсем не нуждаются в поддержке или защите одноклассников.

Отдельно нами были проанализированы ответы на вопросы № 13, 17, 20. В таблицу-ключ к методике они не включены и должны быть рассмотрены отдельно.

На вопрос № 13 («В нашем классе несколько ребят, которых все боятся») 90 % (18 обучающихся) подростков класса ответили отрицательно. Это говорит о том, что преимущественно ученический коллектив не видит в классе явных агрессоров, создающих ситуации буллинга. Можем говорить о том, что обучающиеся, способные занять позицию агрессора, в классе присутствуют, но в состояние системной травли не переходят, так как сегодня этот этап в жизни класса уже пройден ранее в 7-8 классах. Оставшиеся 10 % согласны с наличием таких ребят в классе, но не видят в этом ничего странного.

Если выделить отдельных обидчиков классный коллектив не может, то значительная часть не отрицает акты насилия в классе. Вопрос № 17 («Мне кажется, что в нашем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит») показал, что 50% обучающихся замечают отдельные вспышки издевательств (обзывания, насмешки, обидные действия или жесты). Следовательно, те позиции, которые мы старались выделить во время проведения этой методики, все же имеют место быть в коллективе, хотя и не всегда четко выделяются, либо сверстники не всегда в состоянии их проследить.

И, наконец, вопрос № 20 («По-моему, педагоги в школе унижают и оскорбляют обучающихся») показал, что 20% (4) обучающихся считают, что иногда подвергаются унижению со стороны учителей. Этот вопрос наиболее субъективный, поскольку часто строгость и критику педагога обучающиеся воспринимают как агрессию в свою сторону.

Таким образом, подводя итоги исследования буллинг-структуры по данной методике, мы можем провести примерный расчет количества обучающихся, занимающих ту или иную позицию. Этот расчет был составлении исходя из количества совпавших ответов по всем вопросам.

«Таблица 2.2.»

Позиция в буллинг-структуре

Инициатор

Помощник

Защитник

Жертва

Наблюдатель

Количество детей, занимающих эту позицию

1 учащийся

1 учащийся

10 учащихся

4 учащихся

4 учащихся



Безусловно, в таблице представлено примерное распределение, поскольку отдельно взятая методика не может с достоверной точностью расставить позиции подростков в структуре буллинга, необходима комплексная работа с применением разнообразных методик и приемов, работы специалиста. Но при этом на нашем уровне мы можем выделить те психологические особенности, присущие той или иной позиции, которыми обладает каждый отдельно взятый ученик коллектива 10 класса.

Исходя из данных, представленных в таблице, в классе выделяется один возможный обидчик, столько же помощников. Наибольшее количество обучающихся позиционируют себя как защитники, что является положительным моментом. Эти обучающиеся обладают достаточно крепким складом, независимы, могут влиять на ситуацию конфликта в классе. Еще четверо обучающихся выступают как сторонние наблюдатели. Они не вмешиваются в ситуацию буллинга из-за страха стать жертвами, либо из-за равнодушия. К сожалению, 4 человека определили себя в позиции жертв. Это могут быть подростки, действительно страдающие от разного вида буллинга, а также дети, имеющие характерные психологические особенности, но не страдающие от конкретного агрессора.



2.2 Выявление распространенности и специфики буллинга в коллективе обучающихся 10 класса

С целью выявления распространенности и специфики буллинга в образовательной среде мы воспользовались анкетой – опросником одного из самых известных исследователей подростковой травли Д. Олвеуса. В опроснике есть вопросы на буллинг (проявление агрессии) и виктимизацию (т. е. подверженность агрессии, пассивный буллинг) (см. Приложение 2).

Следует отметить следующие моменты:

  • прямой активный буллинг – проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, кража или порча вещей, обидные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;

  • косвенный активный буллинг – проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;

  • прямой пассивный буллинг – подверженность физической и вербальной агрессии;

  • косвенный пассивный буллинг - подверженность социальным лишениям, невозможности удовлетворить свои потребности.

Анкетирование проводилось тоже среди обучающихся 10 класса. Необходимо было прочитать утверждения и выбрать один из предложенных вариантов ответа. Далее полученные баллы мы сгруппировали в соответствии с ключом и подсчитали количество баллов по каждой шкале. Сумму баллов поделили на количество вопросов по данной шкале.

Ключ к опроснику предполагает наличие следующих шкал:

– активный буллинг (проявление агрессии) в прямом проявлении – вопросы № 1, 3, 5, 6;

– активный буллинг (проявление агрессии) в косвенном проявлении – вопросы № 2, 4;

– пассивный буллинг (подверженность агрессии) в прямом проявлении – вопросы № 7, 10, 11, 13;

– пассивный буллинг (подверженность агрессии) в косвенном проявлении – вопросы № 8, 9, 12.

По каждой шкале мы выяснили показатель выраженности проявлений активного и пассивного буллинга, который колеблется в диапазоне от 0 до 4:

  • 0 – 1 балл – показатель слабо выражен;

  • более 1 балла – менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически);

  • 3-4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически) [10].

«Таблица 2.3.»

Шкала

Активный буллинг в прямом проявлении

Показатель выраженности проявлений буллинга

0 – 1 балл – показатель слабо выражен

более 1 балла – менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически)

3-4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически)

Количество учащихся 10 класса

10 (50%) учащихся

8 (40%) учащихся

2 (10%) учащихся

«Таблица 2.4.»

Шкала

Активный буллинг в косвенном проявлении

Показатель выраженности проявлений буллинга

0 – 1 балл – показатель слабо выражен

более 1 балла – менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически)

3-4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически)

Количество учащихся 10 класса

14 (70%) учащихся

5 (25%) учащихся

1 (5%) учащихся

«Таблица 2.5.»

Шкала

Пассивный буллинг в прямом проявлении

Показатель выраженности проявлений буллинга

0 – 1 балл – показатель слабо выражен

более 1 балла – менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически)

3-4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически)

Количество учащихся 10 класса

11 (55%)учащихся

8 (40%) учащихся

1 (5%) учащихся

«Таблица 2.6.»

Шкала

Пассивный буллинг в косвенном проявлении

Показатель выраженности проявлений буллинга

0 – 1 балл – показатель слабо выражен

более 1 балла – менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически)

3-4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически)

Количество учащихся 10 класса

19 (95%) учащихся

1 (5%) учащихся

0

Таким образом, по итогам исследования можем сделать выводы:

1. Показатель выраженности активного буллинга в его прямом проявлении слабо выражен у половины подростков класса. Еще чуть меньше половины подростков эпизодически используют в отношении своих одноклассников умышленные толчки, удары, оскорбления. Удалось выделить двух обучающихся, для которых проявление буллинга – систематическое явление. Наличие активного агрессора и его деятельность нужно брать под контроль педагогам.

2. 70% обучающихся не склонны к тому, чтобы устраивать заговоры, распускать сплетни и игнорировать «жертв». Сравнительно положительным моментом является то, что только один из подростков использует активный косвенный буллинг регулярно.

3. Жертвами прямого буллинга эпизодически определяются 40% десятиклассников. Положительное явление – минимальный показатель систематической травли в школьном социуме.

4. В целом положительный результат показало исследование пассивного косвенного буллинга в классе. Было установлено, что в отношении 95% обучающихся его проявление выражено слабо (или не выражено вовсе). Из этого следует, что в классе практически отсутствует социальное ограничение одних участников сообщества другими.

5. Итак, можем говорить о том, что показания выраженности проявлений буллинга и подверженности травли в целом совпали. Это значит, что в классе ситуация буллинга снижена до минимума. Если подростки и проявляют агрессию, то в большинстве случаев это происходит эпизодически. Конечно, систематическое проявление травли необходимо держать во внимании и под контролем.



2.3 Практические рекомендации. Памятка «Как не стать жертвой буллинга?»

Благодаря практическим исследованиям мы определили буллинг-структуру и уровень проявлений травли. Изучив необходимую научную литературу по психологии развития личности, а также по итогам нашего исследования на базе подросткового коллектива 10 класса мы предприняли попытку составить практические рекомендации по предотвращению буллинга, которые представляем в виде памятки. Эту памятку рекомендуем для ознакомления, как подросткам, так и их родителям, и учителям.

Памятка «Как не стать жертвой буллинга?»

1. По возможности постараться преобразовать свой видимый или надуманный недостаток в своё достоинство. Не искать в себе новые негативные черты.

2. Если у тебя имеются какие-либо недостатки, то обязательно необходимо найти в себе достоинства, то, чем можно гордиться.

3. Попытаться найти себе хотя бы 1-2 друзей в классе. Всегда найдется человек в коллективе, с которым у тебя будет что-то общее.

4. Не бояться быть искренним с другими, проявлять дружелюбие и открытость.

5. Не замыкаться в себе, если появились проблемы. Нужно обязательно поделиться своими трудностями с родителями или учителем, которому ты доверяешь.

6. Без повода не пытаться выделиться среди сверстников, наоборот, стараться найти что-то общее с большинством из них.

7. Найти себе достойное хобби, которому можно будет посвятить большое количество свободного времени. Более того, если все же не получится найти друзей среди одноклассников, то друзья по интересам придут им на замену.

8. Не стоит ябедничать учителям, выдавать общие для всего класса секреты (естественно, если они не составляют ничего противозаконного), если не хочешь стать изгоем. Не льсти учителям и не выслуживайся перед ним, так ты не заработаешь уважение ни среди одноклассников, ни среди учителей.

9. Если имеешь хроническое заболевание или физические дефекты, не пытайся вызвать этим жалость.

10. Обладая значительной физической силой (или наоборот слабостью) не стремись продемонстрировать её каждому.

11. По мере возможности участвуй в мероприятиях класса, чтобы твои таланты пошли на пользу всему коллективу. Тогда твоими достоинствами будут гордиться уже все одноклассники.

12. Никогда не мирись с ролью жертвы. Твой обидчик – всего лишь сверстник, имеющий такие же страхи и проблемы. Можно попробовать озадачить его неожиданной реакцией на агрессию. (Например, на его обидные слова или сплетни можно ответить: «Я и сам все про себя знаю, но то, что ты говоришь неправда. Зато я знаю о тебе, что ты на самом деле добрый человек»). Главное говорит уверенно, с доброжелательной улыбкой и твердостью голоса.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате исследования, которое проводилось на базе обучающихся 10 класса, мы определили структуру буллинг в этом сообществе, а также выявили уровень выраженности проявлений активной и пассивной травли.

Мы выяснили, что в 10 классе можно выделить всех участников буллинг-структуры: инициаторов, помощников, защитников, жертв и наблюдателей. Это распределение происходит на основе психологических особенностей участников классного коллектива. Также мы заметили, что ответы на некоторые вопросы, предполагающие проявление своих личностных качеств, перекликаются в разных социальных позициях. Например, много совпадений в ответах защитников и инициаторов, или помощников и наблюдателей. Из этого следует, что несмотря на схожесть психологических особенностей, позиция участника буллинга все же формируется под влиянием окружающих.

Результаты уровня проявления агрессии показали, в целом, достаточно положительную картину. Большая часть десятиклассников не испытывает проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Подростки не попадают в ситуации буллинга, а если такое случается, то крайне редко. Конечно, в классе есть и инициатор травли, но его деятельность ярко не выражена, так как ситуация находится под контролем учителя.

Результатом нашего исследования стало создание памятки «Как не стать жертвой буллинга?», куда мы поместили практические рекомендации обучающимся, предрасположенным к роли жертвы.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время исследования темы буллинга мы познакомились со специальной научной литературой по этой теме. В результате анализа статей по психологии мы выяснили, что буллинг – это систематическое преднамеренное проявление агрессии и жестокости одними участниками (или участником) коллектива по отношению к другим. В нашей работе мы раскрывали особенности травли именно подростковых коллективов, заключенных в школьные рамки. Подростковый возраст является наиболее восприимчивым к проявлениям насилия, потому что в это время идет активное развитие и становление будущей здоровой и сильной личности. Мы постарались объяснить, какое негативное влияние производит буллинг на формирование личности.

Благодаря исследованиям психологов, принято определять позиции структуры буллинг-ситуации. Они обладают набором психологических особенностей, типичных для каждой из позиций. Отсюда следует, что благодаря схожим внутренним качествам, участники социума могут менять свою роль.

Жертвой буллинга может стать любой подросток. Для этого достаточно просто оказаться в более слабой позиции или чем-то отличаться от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, характером. Безусловно, буллинг – это отрицательное явление, которое сильно влияет на формирование личности подростка. Это влияние всегда негативное: жертву оно делает еще слабее, приводит к замкнутости, заниженной самооценке. Агрессор становится на путь саморазрушения, поскольку привыкший унижать, издеваться, он не может выстраивать продуктивные отношения, становится не готов к реалиям взрослой жизни.

Наше исследование показало, что обучающиеся 10-го класса занимают все позиции буллинг-структуры. Следовательно, каждый из них выполняет свою социальную роль. При этом, несмотря на наличие агрессоров, ситуация в классе достаточно положительна, количество конфликтов между участниками снижено к минимуму. В противовес 1-2-м инициаторам практически половина коллектива ощущают себя защитниками или обладают присущими им качествами. Это значит, что обучающиеся пытаются предотвратить негативные ситуации, заступаются за жертв. Они стремятся к общению и большей сплоченности коллектива. Кроме действий самих детей, контроль над положением разных участников буллинг-структуры проводит классный руководитель, которым по возможности пресекаются попытки инициатора проявить насилии по отношению к кому-либо.

Воспользовавшись изученной литературой, проанализировав наше исследование, мы сделали попытку составить памятку, состоящую из практических рекомендаций как не стать жертвой буллинга. Основная задача этих рекомендаций – попытка личности перестроить свои внутренние психологические особенности, попытаться изменить свою социальную роль. Это нужно сделать для того, чтобы предотвратить негативное влияние подросткового насилия на формирование личности. В этом желании изменить ситуацию подростку невозможно обойтись без активного участия родителей и педагогов.

































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. – СПб.: Питер, 2001. –
С. 240–274.

2. Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. [Электронный ресурс]. – 2019. – Спецвыпуск № 6. – Режим доступа: URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. - ISSN 2413-4066

3. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // «Вестник Мининского университета». – 2016. – № 2. – С. 3-9.

4. Бажор Е. Буллинг и как его преодолеть // Информационный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://womo.ua/bulling-i-kak-ego-preodolet/

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Книга по требованию, 2012. – Т. 4. 431 с.

6. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // «Психология» . – 2009. – № 3.– С. 159-165.

7. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. №3. – С. 149-159.

8. Аптикиева Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2 (214). – С. 39-46.

9. Норкина Е. Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 3(8). – С. 170-174.

10. Д. Олвеус Буллинг в школе / Dan Olweus: Gewalt in der Schule. – Bern 1996.

11. Кисилева К. Буллинг: выйти из роли «жертвы» // Психологический журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/bulling-vyiyti-iz-roli-jertvyi/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя