Подростковый кризис: когда начало, когда конец
Современное образование в школе строится на реализации ФГОС, которые ставят главной целью – развитие личности ребенка и формирование ключевых компетенций. Для того, чтобы достигнуть данных целей, необходимо не только знать требования стандартов, строить свою работу профессионально, но и уметь преодолевать такой период, как подростковой кризис.
Что же подразумевается под данным понятием. Подростковый кризис (— возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества. Согласно некоторым концепциям существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, в то время как в других концепциях указывается на непрерывность кризиса в подростковом возрасте.
Что же характерно ля данного возраста?
Подростковый возраст – период формирования осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения, заинтересованность в социальных проблемах, формирование ценностей и жизненной позиции. Именно в это время появляется стремление к самореализации своих способностей, укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.
Подростковый кризис: когда начало, когда конец- данный вопрос задает себе каждый учитель, когда готовится к работе в классе данной возрастной категории.
В основном на данный период приходится: 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Важно отметить, что у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.
Особенность подросткового кризиса - самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности.
Как подготовиться к общению с подростками педагогов:
1. Внимательно слушать. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
2. Возложить на него роль лидера и руководителя над младшими
3.Спокойное и демократическое общение с подростком
4.Важно искать положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
5. Минимизировать давление на подростков.
6. Нацеливать на ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
7.Общаться и учить находясь в хорошем настроении, ощущая спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.
8.Учиться доброжелательному взаимодействияю
9. Учите в доброжелательной атмосфере и немедленный ободряющий отклик.
10. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.
11.Оценивайте поступок, а не личность
12. Педагог должен быть твердым, но добрым.
13. Организуйте атмосферу `успеха`, важно помогать детям учиться, обретать уверенность в своих силах и способностях
В работе с подростками важно соблюдаться определенные границы личностного подхода и искать индивидуальный подход.