СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подросток и конфликты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между  подростками в пределах школы  чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликты между воспитанниками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. Простая обида, может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих сверстников.

И сегодня данную тему мы стараемся, всё  чаще рассматривать на классных часах и во внеурочное время.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного и воспитательного процессов.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение  конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье воспитанников и педагогов.

В-третьих, именно в школе у воспитанников формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«"Подросток и конфликты"»

Воспитательное мероприятие «Подросток и конфликты» Возраст детей 14-16 лет Актуальность Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между подростками в пределах школы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликты между воспитанниками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. Простая обида, может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих сверстников.

И сегодня данную тему мы стараемся, всё чаще рассматривать на классных часах и во внеурочное время.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного и воспитательного процессов. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье воспитанников и педагогов. В-третьих, именно в школе у воспитанников формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.







Цель: создание условий для коммуникативной компетентности воспитанников и способности толерантного поведения.

Задачи:

  • формировать представление о различных стилях человеческого общения;

  • знакомить воспитанников с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

  • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

  • формировать социально правильные формы поведения.

  • развить познавательные интересы воспитанников;

  • развить толерантные отношения между воспитанниками



Ожидаемые результаты: воспитанники знают правила поведения в общественных местах, умеют правильно разрешать конфликтные ситуации.

Методы: Беседа, игра, проблемные ситуации, просмотр мультфильма

Формы: фронтальная, коллективная, групповая, парная



Средства :

-Мультфильм «Конфликт», мультимедиа

- инструментальная музыка;

- реквизит для игры «Перетягивание каната»;

- карточки с описанием конфликтных ситуаций;

- квадратики черного, красного, зеленого цвета;

- Памятка «Правила предупреждения конфликтов»

- оформление доски с понятиями «конфликт» и «компромисс»

Время: 45мин.

Предварительная подготовка: Воспитателю до начала мероприятия проанализировать взаимоотношения между воспитанниками в группе, в школе. Подготовить карточки, памятки, оформление доски с понятиями «конфликт» и «компромисс»

Технологическая карта воспитательного мероприятия

этап

Деятельность педагога

время

Деятельность воспитанников


1.

Орг. момент

Организует воспитанников

1мин.

Настраиваются на

мероприятие

2.

притча «Коробочка»

Читает,

задаёт вопросы

4мин.

Слушают,

отвечают

3.

Просмотр мультфильма

«Конфликт». По эпизодам

Показывает

1 эпизод мультфильма,

Задаёт вопросы

Показывают

2 эпизод

Задаёт вопросы

Показывает

3 эпизод

Задаёт вопросы

Показывает

4 эпизод

Задаёт вопросы


16мин.

Смотрят,



Отвечают

Смотрят


Отвечают

Смотрят


Отвечают

Смотрят


Отвечают



4.

Знакомство с понятием

«Конфликт»

Игра «перетягивание каната»

знакомит с понятием, объясняет игру, контролирует,

Задаёт вопросы



5мин.

Слушают,



играют,

отвечают

5.

Упр. «Да – нет»

Предлагает разыграть ситуацию, объясняет,

задаёт вопросы

3мин

Слушают,

разыгрывают,


отвечают

6.

Тренинг «Конфликт и компромисс»

Объясняет, разбивает детей на группы, контролирует,

задаёт вопросы


7 мин

Слушают,

делятся на группы, обсуждают,


отвечают



7.

Знакомство с понятием

«Компромисс»

Знакомит с понятием,

Читает ситуацию,

задаёт вопросы

раздаёт памятки

5мин

Слушают,



отвечают,

знакомятся с памятками

8.

рефлексия

Задаёт вопросы, объясняет

2мин

Слушают,

выполняют.

9.

итог

Подводит итог

2мин

слушают









Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы воспитанники могли образовывать группы сменного состава.

Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)

Ребята, давайте создадим, друг другу хорошее настроение, улыбнитесь, пожалуйста, мне, а теперь улыбнитесь друг другу.

2. Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Воспитатель:

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

(ответы воспитанников)

Воспитатель:

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

-Скажите, к чему могут привести разные мнения на один и тот же вопрос? (К конфликту).

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс. Поможет нам в этом мультфильм Гарри Бардина, который так и называется «Конфликт».

3. Просмотр первого эпизода

1) 00.00. – 1.05. минут

  • Из-за чего произошла конфликтная ситуация?

  • Вы обратили внимание, что головки спичек разного цвета. О чём это говорит?

  • Похоже, что первоначально спички жили дружно в одном коробке. Что же помешало этой дружбе и мирной жизни?

  • Попробуйте предположить, как события будут развиваться дальше?


Просмотр второго эпизода

2) 1.05 – 2.15. минут

  • Какие черты характера проявила спичка с серой головкой, ведь граница не нарушена, её линия восстановлена? (агрессия, нежелание уступать)

  • Что нужно делать в таких ситуациях? (Садиться за стол переговоров, искать компромиссное решение)



Просмотр третьего эпизода

3) 2.15 – 3.25. минут

  • Что должно было остановить конфликтующие стороны?

  • Почему этого не произошло?

  • К чему может привести такой конфликт? Ваше предположение. (Захват чужой территории, война)

  • Сейчас мы досмотрим мультфильм, но я прошу вас обратить внимание на поведение серой спички-забияки.


Просмотр четвёртого эпизода

3.25 – до конца

Воспитатель:

  • Конец печальный. А что стало причиной такого ужасного конца?

  • (ответы воспитанников)


Воспитатель:

  • Можно сказать, что конфликт в данной ситуации был пустым, без него вполне можно было обойтись. Пустых конфликтов следует избегать, т.к. при этом раздражение и болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

-Так что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Воспитанники: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

4. знакомство с понятием «конфликт»

Воспитатель:

- Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.

Уильям Линкольн

- КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Игра « Перетягивание каната».

Воспитатель:

-Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната.

(Играют)


Воспитатель:

-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

-А из – за чего он мог возникнуть?

Воспитанники:

- Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

Воспитатель:

-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Воспитанники дают варианты ответа.

Воспитатель:

- Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

5. Упражнение «Да – нет»

Воспитатель:

-А теперь разыграем другую ситуацию.

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

Воспитатель:

-Конфликт ли это? Почему?

Дети дают варианты ответа.

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

6. Тренинг «Конфликт или компромисс»

Воспитатель:

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий, и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

(Работа с привязками……………………………………………………………………………)


Задание для 1 группы

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Задание для 2 группы

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Задание для 3 группы

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Задание для 4 группы

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.


Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

Подводя итоги, воспитатель подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

7. Знакомство с понятием «компромисс»

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

Воспитатель:

-Послушайте ситуацию

                 Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались, очень довольны.

Ответьте на вопрос:

-Благодаря чему удалось избежать конфликта? (ответы детей)

Воспитатель:

-Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов. Вот эти правила (детям раздаются памятки).

8. Рефлексия

Воспитатель: - У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.


Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зеленый

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение воспитанников к данной теме.

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшнее мероприятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Воспитатель:

-Наше мероприятие мне хочется закончить такими словами:

На свете можно по - разному жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям

А я вам всем хочу подарить маленький сюрприз - апельсин. Мы делили апельсин, много нас, а он один!

Я желаю вам разделить его без конфликта!





Задание для 1 группы

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Задание для 2 группы

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Задание для 3 группы

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Задание для 4 группы

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.





ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.



Литература:



  • Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Фалькович, Т.А. Высоцкая, Н.В. Толстоухова, Н.С. Издательство «Вако», 2006г.



  • Ваш беспокойный подросток. .Байярд, Р.Т. Москва, 1991г.



  • Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов, В.Н. Москва, 1999г.



  • Рабочая книга школьного психолога. Дубровина, И.В. Акимова, М.К. и др. Москва, «Просвещение», 1991г.

  • Файлы из «Интернета»













11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!