СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Конфликт»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление  с  понятием «конфликт»,  стилях  поведения  в  конфликтной  ситуации и путях разрешения  конфликта

Занятие  с элементами тренинга «Конфликт»

Цель: ознакомиться  с  понятием «конфликт»,  стилях  поведения  в  конфликтной  ситуации и путях разрешения  конфликта.

 

Введение

Упражнение «Знакомство».

 

участники оформляют бейдж, на котором пишут имя (или вариант имени) и номер школы;

 

Упражнение: «Моё имя: почему меня так назвали?»

Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, что бы звали на занятиях.

 

Упражнение «Снежный ком»

 первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам. Ведущий может помогать участникам при выполнении этого упражнения.

 

Правила работы группы.

Перед началом работы тренинга с участниками группы обсуждаются и принимаются следующие правила:

  • Активность
  • Своё мнение
  • Конфиденциальность
  • Стоп

 

Краткое информирование о конфликтах.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или отношениях человека или групп людей.

Плюсы и минусы конфликта.

Конструктивные стороны конфликта:

  • вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях,
  • дает возможность увидеть скрытые отношения,
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции,
  • конфликт дает возможность пересмотреть свои взгляды на привычное.

Деструктивные стороны конфликта:

  • отрицательные эмоциональные переживания,
  • нарушение отношений между людьми,
  • представление о победителях и побежденных как о врагах.

Поле «конфликта»

Упражнение « Скептики и оптимисты».

«Находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, - очень важный навык, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации».

Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновывает его, например: «часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, потому что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ведущий передает слово игроку справа. Участник, который вступил в игру, повторяет заключительную часть фразы ведущего и опровергает её, точнее, находит в ней отрицательные стороны, например: «Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно после этого с человеком не захочется иметь ничего общего». Далее ход передается следующему игроку, который повторяет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней плюсы и т.д. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицательные стороны явления.

 

 

 Краткое информирование о стилях поведения в конфликтной ситуации.

Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • Соперничество (конкуренция)
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Приспособление

Стиль поведения

Уместность применения

Неуместность применения

1.Соперничество –стремление к удовлетворению только своих интересов

ЕСЛИ:

  • критическая ситуация
  • Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений
  • Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты
  • дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится

ЕСЛИ:

  • попытки сотрудничества ещё не были предприняты
  • важно участие других и развитие отношений
  • слишком часто применяется
  • в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе

2.Сотрудничество – стремление обеих сторон найти максимально взаимовыгодное решение

ЕСЛИ:

  • сама проблема также важна, как и отношения
  • важно участие
  • и сотрудничество
  • необходим творческий выход из положения
  • есть время и энергия на обсуждения
  • есть надежда удовлетворить все требования

ЕСЛИ:

  • недостаточно времени
  • проблема маловажная
  • ситуация перегружена «разбирательствами»
  • стремления другой стороны неоправданны

3.Компромисс – готовность обеих сторон идти на уступки для достижения согласия по спорному вопросу

ЕСЛИ:

  • участие других важно, но времени недостаточно
  • хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя
  • попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор

ЕСЛИ:

  • творческий выход из положения совершенно необходим
  • последствия компромисса для Вас неприемлемы

4.Уход от конфликта (уклонение) – склонность физически или психологически выходить из конфликтной ситуации, отказываясь от её решения

ЕСЛИ:

  • проблема маловажная
  • дальнейшее развитие отношений маловажно
  • времени недостаточно и решения необязательны
  • Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ:

  • и само дело, и развитие отношений для вас важны
  • оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)
  • результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций
  • люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу

5.Уступка (приспособление) – готовность жертвовать своими интересами для достижения «мира»

ЕСЛИ:

  • дело Вас практически не трогает
  • Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ:

  • в результате Вы затаите ненависть
  • этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)

 

 

Упражнение « Проход над пропастью».

Процедура проведения упражнения предельно проста: два участника расходятся в разные концы комнаты, между ними с помощью веревки или другим способом выкладывается узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее по тропинке на другую сторону. Тот, кто заступит за веревку, считается упавшим в пропасть. Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

В этом упражнении могут участвовать несколько пар игроков. Пары, не участвующие непосредственно в выполнении задания, можно попросить выйти на время за дверь, исключив тем самым возможность наблюдать за другими парами и демонстрировать социально приемлемое поведение. В этом упражнении важно, чтобы участники вели себя не так, как они считают корректным, а так, а так как они это делали в реальной ситуации.

С помощью этого упражнения выходим на стили поведения в конфликтной ситуации.

 

Упражнение: «Создание коллажа дерева дружбы».

 Каждый участник  обводит свою ладонь  карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным. Затем приклеиваем эти ладошки на дерево, заранее нарисованное на ватмане.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Конфликт»»

Занятие с элементами тренинга «Конфликт»

Цель: ознакомиться с понятием «конфликт», стилях поведения в конфликтной ситуации и путях разрешения конфликта.


Введение

Упражнение «Знакомство».


участники оформляют бейдж, на котором пишут имя (или вариант имени) и номер школы;


Упражнение: «Моё имя: почему меня так назвали?»

Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, что бы звали на занятиях.


Упражнение «Снежный ком»

первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам. Ведущий может помогать участникам при выполнении этого упражнения.


Правила работы группы.

Перед началом работы тренинга с участниками группы обсуждаются и принимаются следующие правила:

  • Активность

  • Своё мнение

  • Конфиденциальность

  • Стоп


Краткое информирование о конфликтах.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или отношениях человека или групп людей.

Плюсы и минусы конфликта.

Конструктивные стороны конфликта:

  • вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях,

  • дает возможность увидеть скрытые отношения,

  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции,

  • конфликт дает возможность пересмотреть свои взгляды на привычное.

Деструктивные стороны конфликта:

  • отрицательные эмоциональные переживания,

  • нарушение отношений между людьми,

  • представление о победителях и побежденных как о врагах.

Поле «конфликта»

Упражнение « Скептики и оптимисты».

«Находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, - очень важный навык, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации».

Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновывает его, например: «часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, потому что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ведущий передает слово игроку справа. Участник, который вступил в игру, повторяет заключительную часть фразы ведущего и опровергает её, точнее, находит в ней отрицательные стороны, например: «Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно после этого с человеком не захочется иметь ничего общего». Далее ход передается следующему игроку, который повторяет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней плюсы и т.д. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицательные стороны явления.



Краткое информирование о стилях поведения в конфликтной ситуации.

Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • Соперничество (конкуренция)

  • Компромисс

  • Сотрудничество

  • Избегание

  • Приспособление

Стиль поведения

Уместность применения

Неуместность применения

1.Соперничество –стремление к удовлетворению только своих интересов

ЕСЛИ:

  • критическая ситуация

  • Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений

  • Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты

  • дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится

ЕСЛИ:

  • попытки сотрудничества ещё не были предприняты

  • важно участие других и развитие отношений

  • слишком часто применяется

  • в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе

2.Сотрудничество – стремление обеих сторон найти максимально взаимовыгодное решение

ЕСЛИ:

  • сама проблема также важна, как и отношения

  • важно участие

  • и сотрудничество

  • необходим творческий выход из положения

  • есть время и энергия на обсуждения

  • есть надежда удовлетворить все требования

ЕСЛИ:

  • недостаточно времени

  • проблема маловажная

  • ситуация перегружена «разбирательствами»

  • стремления другой стороны неоправданны

3.Компромисс – готовность обеих сторон идти на уступки для достижения согласия по спорному вопросу

ЕСЛИ:

  • участие других важно, но времени недостаточно

  • хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя

  • попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор

ЕСЛИ:

  • творческий выход из положения совершенно необходим

  • последствия компромисса для Вас неприемлемы

4.Уход от конфликта (уклонение) – склонность физически или психологически выходить из конфликтной ситуации, отказываясь от её решения

ЕСЛИ:

  • проблема маловажная

  • дальнейшее развитие отношений маловажно

  • времени недостаточно и решения необязательны

  • Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ:

  • и само дело, и развитие отношений для вас важны

  • оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)

  • результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций

  • люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу

5.Уступка (приспособление) – готовность жертвовать своими интересами для достижения «мира»

ЕСЛИ:

  • дело Вас практически не трогает

  • Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ:

  • в результате Вы затаите ненависть

  • этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)



Упражнение « Проход над пропастью».

Процедура проведения упражнения предельно проста: два участника расходятся в разные концы комнаты, между ними с помощью веревки или другим способом выкладывается узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее по тропинке на другую сторону. Тот, кто заступит за веревку, считается упавшим в пропасть. Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

В этом упражнении могут участвовать несколько пар игроков. Пары, не участвующие непосредственно в выполнении задания, можно попросить выйти на время за дверь, исключив тем самым возможность наблюдать за другими парами и демонстрировать социально приемлемое поведение. В этом упражнении важно, чтобы участники вели себя не так, как они считают корректным, а так, а так как они это делали в реальной ситуации.

С помощью этого упражнения выходим на стили поведения в конфликтной ситуации.


Упражнение: «Создание коллажа дерева дружбы».

Каждый участник обводит свою ладонь карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным. Затем приклеиваем эти ладошки на дерево, заранее нарисованное на ватмане.