Ознакомление с понятием «конфликт», стилях поведения в конфликтной ситуации и путях разрешения конфликта
Занятие с элементами тренинга «Конфликт»
Цель: ознакомиться с понятием «конфликт», стилях поведения в конфликтной ситуации и путях разрешения конфликта.
Введение
Упражнение «Знакомство».
участники оформляют бейдж, на котором пишут имя (или вариант имени) и номер школы;
Упражнение: «Моё имя: почему меня так назвали?»
Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, что бы звали на занятиях.
Упражнение «Снежный ком»
первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам. Ведущий может помогать участникам при выполнении этого упражнения.
Правила работы группы.
Перед началом работы тренинга с участниками группы обсуждаются и принимаются следующие правила:
- Активность
- Своё мнение
- Конфиденциальность
- Стоп
Краткое информирование о конфликтах.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или отношениях человека или групп людей.
Плюсы и минусы конфликта.
Конструктивные стороны конфликта:
- вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях,
- дает возможность увидеть скрытые отношения,
- дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции,
- конфликт дает возможность пересмотреть свои взгляды на привычное.
Деструктивные стороны конфликта:
- отрицательные эмоциональные переживания,
- нарушение отношений между людьми,
- представление о победителях и побежденных как о врагах.
Поле «конфликта»

Упражнение « Скептики и оптимисты».
«Находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, - очень важный навык, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации».
Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновывает его, например: «часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, потому что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ведущий передает слово игроку справа. Участник, который вступил в игру, повторяет заключительную часть фразы ведущего и опровергает её, точнее, находит в ней отрицательные стороны, например: «Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно после этого с человеком не захочется иметь ничего общего». Далее ход передается следующему игроку, который повторяет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней плюсы и т.д. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицательные стороны явления.
Краткое информирование о стилях поведения в конфликтной ситуации.
Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
- Соперничество (конкуренция)
- Компромисс
- Сотрудничество
- Избегание
- Приспособление
Стиль поведения
|
Уместность применения
|
Неуместность применения
|
1.Соперничество –стремление к удовлетворению только своих интересов
|
ЕСЛИ:
- критическая ситуация
- Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений
- Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты
- дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится
|
ЕСЛИ:
- попытки сотрудничества ещё не были предприняты
- важно участие других и развитие отношений
- слишком часто применяется
- в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе
|
2.Сотрудничество – стремление обеих сторон найти максимально взаимовыгодное решение
|
ЕСЛИ:
- сама проблема также важна, как и отношения
- важно участие
- и сотрудничество
- необходим творческий выход из положения
- есть время и энергия на обсуждения
- есть надежда удовлетворить все требования
|
ЕСЛИ:
- недостаточно времени
- проблема маловажная
- ситуация перегружена «разбирательствами»
- стремления другой стороны неоправданны
|
3.Компромисс – готовность обеих сторон идти на уступки для достижения согласия по спорному вопросу
|
ЕСЛИ:
- участие других важно, но времени недостаточно
- хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя
- попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор
|
ЕСЛИ:
- творческий выход из положения совершенно необходим
- последствия компромисса для Вас неприемлемы
|
4.Уход от конфликта (уклонение) – склонность физически или психологически выходить из конфликтной ситуации, отказываясь от её решения
|
ЕСЛИ:
- проблема маловажная
- дальнейшее развитие отношений маловажно
- времени недостаточно и решения необязательны
- Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента
|
ЕСЛИ:
- и само дело, и развитие отношений для вас важны
- оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)
- результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций
- люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу
|
5.Уступка (приспособление) – готовность жертвовать своими интересами для достижения «мира»
|
ЕСЛИ:
- дело Вас практически не трогает
- Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента
|
ЕСЛИ:
- в результате Вы затаите ненависть
- этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)
|
Упражнение « Проход над пропастью».
Процедура проведения упражнения предельно проста: два участника расходятся в разные концы комнаты, между ними с помощью веревки или другим способом выкладывается узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее по тропинке на другую сторону. Тот, кто заступит за веревку, считается упавшим в пропасть. Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.
В этом упражнении могут участвовать несколько пар игроков. Пары, не участвующие непосредственно в выполнении задания, можно попросить выйти на время за дверь, исключив тем самым возможность наблюдать за другими парами и демонстрировать социально приемлемое поведение. В этом упражнении важно, чтобы участники вели себя не так, как они считают корректным, а так, а так как они это делали в реальной ситуации.
С помощью этого упражнения выходим на стили поведения в конфликтной ситуации.
Упражнение: «Создание коллажа дерева дружбы».
Каждый участник обводит свою ладонь карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным. Затем приклеиваем эти ладошки на дерево, заранее нарисованное на ватмане.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Конфликт»»
Занятие с элементами тренинга «Конфликт»
Цель: ознакомиться с понятием «конфликт», стилях поведения в конфликтной ситуации и путях разрешения конфликта.
Введение
Упражнение «Знакомство».
участники оформляют бейдж, на котором пишут имя (или вариант имени) и номер школы;
Упражнение: «Моё имя: почему меня так назвали?»
Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, что бы звали на занятиях.
Упражнение «Снежный ком»
первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам. Ведущий может помогать участникам при выполнении этого упражнения.
Правила работы группы.
Перед началом работы тренинга с участниками группы обсуждаются и принимаются следующие правила:
Активность
Своё мнение
Конфиденциальность
Стоп
Краткое информирование о конфликтах.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или отношениях человека или групп людей.
Плюсы и минусы конфликта.
Конструктивные стороны конфликта:
вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях,
дает возможность увидеть скрытые отношения,
дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции,
конфликт дает возможность пересмотреть свои взгляды на привычное.
Деструктивные стороны конфликта:
отрицательные эмоциональные переживания,
нарушение отношений между людьми,
представление о победителях и побежденных как о врагах.
Поле «конфликта»
Упражнение « Скептики и оптимисты».
«Находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, - очень важный навык, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации».
Ведущий произносит какое-либо утверждение и обосновывает его, например: «часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, потому что можно увидеть истинное лицо человека». Затем ведущий передает слово игроку справа. Участник, который вступил в игру, повторяет заключительную часть фразы ведущего и опровергает её, точнее, находит в ней отрицательные стороны, например: «Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно после этого с человеком не захочется иметь ничего общего». Далее ход передается следующему игроку, который повторяет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней плюсы и т.д. В итоге получается диалог, в котором чередуются утверждения, описывающие положительные и отрицательные стороны явления.
Краткое информирование о стилях поведения в конфликтной ситуации.
Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
Стиль поведения | Уместность применения | Неуместность применения |
1.Соперничество –стремление к удовлетворению только своих интересов | ЕСЛИ: критическая ситуация Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится | ЕСЛИ: попытки сотрудничества ещё не были предприняты важно участие других и развитие отношений слишком часто применяется в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе |
2.Сотрудничество – стремление обеих сторон найти максимально взаимовыгодное решение | ЕСЛИ: сама проблема также важна, как и отношения важно участие и сотрудничество необходим творческий выход из положения есть время и энергия на обсуждения есть надежда удовлетворить все требования | ЕСЛИ: недостаточно времени проблема маловажная ситуация перегружена «разбирательствами» стремления другой стороны неоправданны |
3.Компромисс – готовность обеих сторон идти на уступки для достижения согласия по спорному вопросу | ЕСЛИ: участие других важно, но времени недостаточно хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор | ЕСЛИ: творческий выход из положения совершенно необходим последствия компромисса для Вас неприемлемы |
4.Уход от конфликта (уклонение) – склонность физически или психологически выходить из конфликтной ситуации, отказываясь от её решения | ЕСЛИ: проблема маловажная дальнейшее развитие отношений маловажно времени недостаточно и решения необязательны Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента | ЕСЛИ: и само дело, и развитие отношений для вас важны оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений) результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу |
5.Уступка (приспособление) – готовность жертвовать своими интересами для достижения «мира» | ЕСЛИ: дело Вас практически не трогает Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента | ЕСЛИ: в результате Вы затаите ненависть этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе) |
Упражнение « Проход над пропастью».
Процедура проведения упражнения предельно проста: два участника расходятся в разные концы комнаты, между ними с помощью веревки или другим способом выкладывается узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее по тропинке на другую сторону. Тот, кто заступит за веревку, считается упавшим в пропасть. Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.
В этом упражнении могут участвовать несколько пар игроков. Пары, не участвующие непосредственно в выполнении задания, можно попросить выйти на время за дверь, исключив тем самым возможность наблюдать за другими парами и демонстрировать социально приемлемое поведение. В этом упражнении важно, чтобы участники вели себя не так, как они считают корректным, а так, а так как они это делали в реальной ситуации.
С помощью этого упражнения выходим на стили поведения в конфликтной ситуации.
Упражнение: «Создание коллажа дерева дружбы».
Каждый участник обводит свою ладонь карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным. Затем приклеиваем эти ладошки на дерево, заранее нарисованное на ватмане.