СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Конфликты и общение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полностью избежать конфликтов невозможно, но свести их количество к минимуму – вполне реально. А еще, можно и надо научиться конфликтами управлять, давать им строй и переживать с наименьшими потерями для психического здоровья, своего и чужого. Овладению этими навыками посвящено воспитательное занятие с элементами тренинга " конфликты и общение»

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Конфликты и общение"»


Конспект воспитательного занятия с элементами тренинга

"Конфликты и общение»


Подготовила воспитатель Беляева Т.В.


Полностью избежать конфликтов невозможно, но свести их количество к минимуму – вполне реально. А еще, можно и надо научиться конфликтами управлять, давать им строй и переживать с наименьшими потерями для психического здоровья, своего и чужого. Овладению этими навыками посвящено воспитательное занятие с элементами тренинга " конфликты и общение»

Цели:

расширить знания учащихся о конфликте; показать эффективные пути решения конфликтных ситуаций; учить использовать в общении с другими людьми тактику сотрудничества, находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций; побуждать школьников к работе над собой;

способствовать взаимопониманию в классе, воспитывать уважение к одноклассникам, чувство ответственности за свои слова и поступки.

Оборудование: листочки с клейкой основой, фломастеры, дерево ассоциаций, корзина, следы «Пять шагов к преодолению конфликтов», эмблемы («Акулы», «Черепахи», «Медвежата», «Лиса», «Мудрые совы»), высказывания о конфликте.

Ход мероприятия

И организационный момент

- Добрый день всем! Сегодня нас ждет интересное занятие с элементами тренинга, тема которого – «Конфликт и общение»

- Пожалуйста, подумайте и запишите на сердцах-стикерах, что бы вы хотели узнать во время нашей с вами встречи, то есть свои ожидания.

- Каждый человек особенный, потому что отличается от другого своими привычками, качествами, взглядами, предпочтениями, чертами характера, мечтами. Я предлагаю познакомиться поближе между собой.

1. Упражнение " круг знакомств»

Каждый из вас должен назвать свое имя, 2 Черты характера и свое восхищение.

(Выполняют упражнение)

- Мы услышали, какие мы все разные и чем каждый из вас особенный.

Чтобы наша встреча была успешной и чтобы у всех было хорошее настроение, нужно придерживаться некоторых правил. Помним о них!


Правила тренинга

* Ценить время

* Говорить по очереди

* Говорить кратко и не часто, по теме

* Говорить только от своего имени

* Быть позитивными к себе и к другим (быть +)

* Правило добавления (Я + Ты + мы)

* Правило уважения

* Правило добровольной активности


II введение

Полностью избежать конфликтов невозможно, но свести их количество к минимуму – вполне реально. А еще, можно и надо научиться конфликтами управлять, давать им строй и переживать с наименьшими потерями для психического здоровья, своего и чужого. Овладению этими навыками и будет посвящено занятие. Вы научитесь отпускать обиды и прощать, находить компромиссы и общий язык с теми, с кем, кажется, это сделать невозможно.

Мы услышали, что все мы разные, и наши интересы часто не отвечают интересам других, нам порой приходится вступать в конфликт. Поэтому в жизни всем нам очень важно уметь общаться с другими, чтобы избежать конфликта

Конфликт.

- Что, по-вашему, означает это слово?

2. Упражнение " Дерево ассоциаций»

- Когда мы говорим "конфликт", у каждого из вас возникают определенные ассоциации. На доске написано слово «конфликт», оно размещено над «Деревом ассоциаций». Пожалуйста, на стикерах напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Чем больше будет слов, тем полнее мы раскроем значение данного слова. (Свои ассоциации участники записывают на стикерах и размещают на «Дереве ассоциаций», озвучивая их).

- Какой заряд имеют эти слова (положительный или отрицательный)?


- Что мы чувствуем во время конфликта?

дискомфорт, дисгармонию, тревожность, страх,замкнутость, конфликт угнетает нас, сковывает, отдаляет от друзей, родных..


- Что такое конфликт? Какое определение можно ему дать?

(Во время конфликта люди ссорятся и оскорбляют друг друга. Итак, конфликт – это спор, который может привести к драке)


Итак конфликт – это столкновение сторон, например двух или более людей с разными мнениям, интересами, взглядами, желаниями

Конфликт в переводе с латинского – столкновение разнонаправленных сил

(ценностей, интересов, взглядов, позиций)

- Поднимите руку те, кто был участником какого-то спора, конфликта?

- Кто может привести пример конфликта, который, к примеру, произошел в вашем классе? Что его повлекло?

(Между детьми конфликты возникают по разным причинам. В частности, кто-то не уступил место; кто-то раскрыл чью-то тайну; кто-то не согласился с мнением другого; кто-то на кого-то придумал прозвище; кто-то победил в игре, а кто-то проиграл, зависть, эгоизм, подлость, неискренность, ревность, лень, лицемерие, корыстолюбие, карьеризм, склонность к сплетням,


Конфликтные ситуации на уроке - ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учителя хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не списывали, не переговаривались, не ленились)


Разные люди по разному ведут себя в конфликтной ситуации: они ориентируются либо на себя, либо на взаимодействие с другими людьми.

Можно выделить пять стратегий поведения в конфликте


1. «Акула» - силовая стратегия. Попытка достичь своего любой ценой, заставить другого принять твои условия. Для сторонников этой стратегии цели очень важны, а вот отношения с другими – нет. Они считают, что конфликты разрешаются лишь как выигрыш одной из сторон и проигрыш другой.


2. «Черепаха» - стратегия прятания под панцирь. Попытка держаться подальше от споров и конфликтных людей, прячущихся в свой панцирь.Такие люди отказываются как от достижения личных целей, так и от отношений с окружением.


3.» медвежата " - стратегия слаживания острых углов. Они готовы отказаться от своей цели в пользу других, только бы сохранить хорошие отношения. Люди, которые руководствуются такой стратегией, хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего они жертвуют целями.


4.» лисы " - стратегия компромисса. Поиски такого решения, которое бы удовлетворило обоих. Таким людям умеренно важны как цели, так и отношения. Сторонники этой стратегии готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить отношения.


5. «Мудрые совы» - стратегия открытой и честной конфронтации.

Это уважение к своим и чужим нуждам, готовность к сотрудничеству, стремление объединить усилия для решения проблемы и максимально удовлетворить потребности каждого. Люди которые руководствуются такой стратегией, ценят и цели, и отношения. Они открыто определяют позиции и ищут выход из сложной ситуации в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, которые удовлетворят всех участников конфликта.

- Подумайте над вопросом: - Почему люди ссорятся?

Причины ссор:

* неприятие чужого мнения;

* пренебрежение правами другого человека;

* стремление доминировать;

* неумение слушать других;

* сознательное стремление обидеть друг друга;

• непонимание;

* неумение управлять эмоциями

Если мы посмотрим на первые пять причин, то поймем, что ссоры чаще всего возникают из-за того, что люди не обладают культурой общения. В связи с этим конфликты могут привести к длительным обидам и возникновению неприятных чувств или даже разрушению отношений. А потому, чтобы построить и сохранить хорошие взаимоотношения с другими, нам нужно соблюдать правила культуры общения.


- Скажите пожалуйста, что по вашему мнению,является основой культуры общения?

(Ответы учеников)

Так что основой культуры общения является уважение к другому человеку. Уважать-значит учитывать мнение другого человека.. Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно принимать другого таким, какой он есть, и иметь желание понять другого человека.

«Не старайтесь перевоспитывать людей, воспитайте сначала себя и будьте примером для других»

А сейчас мы выполним одно упражнение


Упражнение " воздушный шарик»

Предлагаю вам провести опыт с воздушным шариком. Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри него – это ваш гнев. Надуем шарик и отпустим его. Проследите, что с ней происходит. Она летит из стороны в сторону, она совершенно не управляема. Так бывает и с человеком, когда он сердится. Она не контролирует себя, а потому может обидеть кого-нибудь или даже ударить. А теперь надуем шарик и попробуем выпустить из него воздух маленькими порциями.

Обсуждение


- Что происходит с ней? ( Она потихоньку сдувается)


- А что происходит с воздухом внутри нее? (Воздух медленно выходит)

Шариком можно управлять и медленно выпускать из него воздух. Важно научиться понемногу выпускать свой гнев, свою злость наружу, не оскорбляя тех, кто находится рядом.

- Как можно контролировать свой гнев?

( Успокоиться, сделать паузу, расслабиться)

Мы знаем, что при общении с другими людьми необходимо руководствоваться следующим правилом: «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.». Мы живем в одном коллективе. Мы должны с пониманием относиться друг к другу, уважать друг друга, поддерживать, помогать друг другу.

Упражнение " коллектив, в котором царит благоприятная психологическая атмосфера»

Участники объединяются в 5 групп.( с помощью цветов красный, зеленый, желтый. Каждой групп даю лист бумаги карандаши, ручки.)

- Предлагаю вам изобразить любым образом модель коллектива, в котором бы царил позитивный психологический климат, учитывая и то, о чем мы сегодня говорили. На изготовление моделей 5 минут, после этого группы должны сделать презентацию своего проекта.

- Кто был генератором идей?


- Кто исполнителем?


- Что самое ценное в вашем проекте?


После обсуждения участникам предлагают разрушить свои модели. После того, как модели были разрушены, группам предлагают воссоздать их.


- Имеют ли наши модели сейчас такой же вид, как изначально?

- Что легче сделать: восстановить позитивный климат в коллективе или предотвратить его ухудшение?

Упражнение " Власть»

Образуются 2 команды, которые имеют по 4 участника. Используется газета. Это символ власти. Каждый участник берется одной рукой за газету. По команде "начали «каждый должен захватить как можно больше»власти". (Выполнение задания).

- В этой ситуации каждый думал только о себе, а теперь следует подумать и о другом.

Газетный лист стелется на пол. По команде все должны стать на газету. Затем газета сворачивается вдвое. (Выполнение задания).


Вывод: вы выполнили эту задачу, не благодаря силе каждого, а объединив усилия, сумели найти способ решения проблемы в процессе межличностного общения.

Упражнение " Бутерброд»

Представьте себе, что я приехала из другой страны и очень хочу приготовить себе бутерброд. Но я совсем не умею ничего готовить. В магазине я купила такие продукты: батон, масло, колбаса. Но как именно выглядит бутерброд я не знаю.И с чего начинать тоже не знаю. Так что ваша задача.

Напишите мне на листочках технологию приготовления бутерброда

Ученики пишут технологию приготовления бутерброда. Учитель собирает все листочки, перемешивает, выбирает один и по данной технологии изготавливает бутерброд.

Итак мы увидели, для того, чтобы довести до своего собеседника свою точку зрения, свой замысел, свое намерение нужно уметь правильно и подробно его объяснить. А нашему собеседнику внимательно выслушать. Тогда и будет положительный результат нашего разговора и ваше мнение будет выслушано и услышано

А сейчас давайте подвигаемся, снимем мышечное и психологическое напряжение.


Упражнение " австралийский дождь»

Участники становятся в круг. Тренер говорит: "друзья, знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Если мы будем внимательными, то услышим, каков он. Я буду показывать движения, а вы будете повторять их.

- В Австралии поднялся ветер. (тереть ладони).

- Начинает накрапывать дождь

{щелчок пальцами)..

- Дождь усиливается

(поочередные хлопки по груди)

- Начинается настоящий ливень.

(хлопки по ногам)

- А вот гроза, настоящая буря (топанье ногами)

- Но что это? Буря начала утихать

( хлопки по ногам)

- Ливень превращается в дождь

(хлопки ладонями по груди)

- Жидкие капли падают на землю

(щелчок пальцами).

- Утихает ветер (тереть ладони)

- Солнце (руки кверху).

Мы немного расслабились.

Итак, сформулируем правила общения в конфликтной ситуации.


Правила общения в конфликтной ситуации.

* Оставайся спокойным и уравновешенным.

* Будь терпеливым.

* Не отвечай обидой на обиду

* Будь готовым признать свою вину.

* Не надо мстить.

* Стремись развязать конфликт

* Отнесись к проблеме с юмором

* Поставь себя на место своего собеседника

* Умей правильно выразить свое мнение

* Умей услышать своего собеседника.


Упражнение " корзина мусора»

А чтобы не конфликтовать надо постоянно самосовершенствоваться, работать над собой, избавляться от негативных черт характера.

Я предлагаю вам открыть себя с другой стороны. Для этого поиграем в игру

"Корзина мусора".

Люди являются неповторимыми личностями, но не совершенными. Каждый хотел бы что-то изменить в себе: черту характера, привычку, изъян которая может привести к конфликту, или приводит к конфликту, мешает вам в жизни и вы хотели бы от нее избавиться.

(тренер раздает листочки)

Подумайте и на этих листочках, которые вы получили я предлагаю вам продолжить фразу:

«Я хотел бы выбросить в корзину для мусора ... ( участники пишут привычки, качества характера, которые им мешают)»

Лень,принципиальность, упрямство, обман, курить…

Зачитайте, сожмите бумажку и выбросьте ее в корзину

(И бросают в корзину).

Я думаю, что после нашей игры ваши недостатки, привычки или черты характера останутся на всегда в корзине мусора. И в вашей жизни будет возникать меньше конфликтных ситуаций.


Упражнение " обратная связь»

- Оправдались ли ваши ожидания? Если да, то погнездите свою птичку на дерево, если не совсем то птичка до дерева может не долетать.

(Дети отвечают по очереди и перемещают птички на дерево. Это зависит от того на сколько оправдались надежды участников)


Дорогие друзья, давайте на прощание станем в круг возьмемся за руки почувствуем тепло наших ладоней, сложим венчик пожеланий. Подарим друг другу улыбку, ведь смех - продлевает жизнь. А я хочу видеть вас всегда приветливыми в хорошем настроении с улыбкой на лице и подарить вам символический смайлик. Пусть он всегда будет спутником вашей жизненной тропинки.


Здоровья вам, мирного неба, спокойствия, доброты и милосердия и счастливых улыбок. Итак, творите себя, как личность, работайте над совершенствованием своего характера, давайте реальную оценку своим действиям и поступкам.

Спасибо всем за сотрудничество и взаимопонимание. Будем дружелюбными!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!