Страница3
ЗАНЯТИЕ «ССОРА»
Задачи:
1) обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;
2) формирование адекватных форм поведения.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна и я школьный психолог. Сегодня у нас с вами будет занятие на тему «Ссоры». А начнем мы наше занятие со знакомства. Я называю букву, встают те, у кого имя начинается на эту букву и представляются. А, И, О, К, М, Б, С, Д, П, З, Я, Н, Г, Л, В кто еще остался?
Отлично. Вы ведь знаете, что такое ссора? Из-за чего обычно она возникает? Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется "Да и нет".
Встаньте со своим соседом по парте друг напротив друга. Решите, кто в вашей игре хочет говорить: "Да", а кто — "Нет". Один из вас начинает игру, произнеся слово "Да". Второй сразу же отвечает ему: "Нет!". Тогда первый снова говорит: "Да!", может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: "Нет!", и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или "Да", или "Нет". Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, один раз или несколько. Попробуйте сделать так, чтобы ваш сосед по парте начал повторять ваше слово за вами. Важно, никто никого не обижает, мы только играем. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать.
Ребята, закончили, можете сесть на места. Какие чувства у вас возникали, когда вы слышали ответ соседа? А кто не слушал соседа вообще, а только повторял свое слово? А у кого сосед стал повторять за вами?
То, во что вы сейчас играли, называется спор (ссора), а по-другому конфликт. Все мы люди, которые имеют свое мнение, желания, чувства, поэтому иногда наши чувства и желания могут не совпадать, и из-за этого возникают ссоры. Иногда бывает, что мы пытаемся отстоять свое мнение, доказать свою правоту или добиться желаемого, не учитывая желаний и чувств окружающих. Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес и понаблюдаем за одной такой ссорой. Закройте глаза, вздохните глубоко-глубоко и выдохните два раза.
ССОРА (Е.В. Белинская)
Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.
- Эй, Медвежонок, давай играть! - прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.
- Давай, а во что мы будем играть?
- В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!
Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок - поймать Зайчонка не мог.
- Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!
- А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как черепаха!
Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчонок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Бобренок с Барсучонком замок из песка строят.
- Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, - воскликнул Зайчонок.
- Хорошо, только сначала тебе нужно воды из речки принести, чтобы песок намочить, - ответили зверята.
- Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.
С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.
- Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!
- Подумаешь, - сказал Зайчонок, - не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие противные! - И Зайчонок прыгнул в самую середину песочного замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где зверята играли в футбол.
- Эй, во что это вы здесь играете?
- В футбол. Хочешь с нами играть?
- Тоже мне, футболисты нашлись! Смотрите, как надо!
Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, сделал подножку Лисенку, затем схватил мяч в лапы и побежал к воротам.
- Ты что маленьких обижаешь?! - закричал Волчонок. - Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как дам сейчас!
Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.
С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только с обидой говорил всем, что ему никто и не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду. Течение реки подхватило Зайчонка и понесло в даль от берега.
- Спасите, помогите, тону! - закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.
Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Бобренок вытащил его из воды, а Лисенок с Медвежонком помогли дойти до дома.
И тогда задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? А они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и даже стали дружить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, и делать другие добрые дела. Все лесные увидели, какой Зайчонок смелый и сообразительный и даже стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.
***
На этом сказка закончилась. А теперь давайте немного поговорим: расскажите, пожалуйста, о чем была эта сказка? Какие герои вам запомнились? Что происходило? Что сделал Зайчик, когда понял, что обижал других зверей? Чем закончилась сказка?
В нашей культуре для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». А вот англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, а извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел кого-то, он попросит извинения: «I am sorry», он услышит в ответ «I am sorry». Первое «I am sorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «I am sorry», означает «Простите, что я встал у вас на пути». Потому что в любом конфликте, споре, ссоре, виноваты оба. Если же кто-то специально и назло задевает другого, потому что у него, например, плохое настроение, он услышит в ответ «Sorry?», что означает: «Мне жаль, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Давайте теперь, когда кто-то кого-то толкнет нечаянно на переменке, не захочет играть вместе или не поделится конфетами, мы будем говорить друг другу «Извини» («I’m sorry»). И произносить это будут оба.
Но иногда бывает, когда слово «Извини», к сожалению, не помогает. Если вы очень обиделись или разозлились на кого-нибудь (например, одноклассников, маму, брата-сестру), то что вы делаете в такой ситуации? А кто начинает обзываться?
Так вот, сейчас мы с вами поиграем в игру «Овощные обзывалки», вы должны будете называть друг друга овощами и фруктами. Например, «Ты – капуста!» Встаем, поворачиваемся лицом к соседу и начинаем.
Достаточно. Садитесь на места. Скажите, какое у вас сейчас настроение? Приятно ли вам, когда вас обзывают, пусть даже и яблоком или морковкой? Молодцы! Вы такие умные, все правильно говорите, абсолютно верно! Приятно слышать такие слова в свой адрес? Тогда давайте скажем друг другу приятные комплименты («Ты красивый, умный, смелый, загадочный, приятный, веселый, сообразительный, сильный, быстрый, аккуратный, вдумчивый»). Повернитесь к своему соседу и по очереди скажите друг другу по два комплимента (похвалите друг друга).
Ребята, а после таких слов какое настроение у вас?
Тогда пожалуйста запомните, что каждому человеку очень неприятно, когда его обзывают или толкают. А там более бьют. Если у вас плохое настроение и очень хочется кому-нибудь сказать что-нибудь противное, то вспомните про овощные обзывалки и скажите: «Ах, ты, огурец». Или, как мы сегодня тренировались «I’m sorry» («извини»). Потому что разрушить хорошие отношения можно легко всего одним необдуманным словом или действием, а потом вернуть к себе доверие и расположение человека – очень сложно. Берегите друг друга.
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»