СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подруга жизни-басня.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учим учащихся правильно понимать мораль басен

Просмотр содержимого документа
«Подруга жизни-басня.»

урок по творчеству И.А.Крылова в 5 классе

ПОДРУГА ЖИЗНИ - БАСНЯ

Цель:

учить учащихся осознавать нравственный, жизненный смысл басни, учить правильно понимать мораль, выразительно читать басни .

Задачи:

развивать умение давать оценку чтения товарищей по классу и самооценку;

учить объективному подходу к выставлению отметок;

развивать в детях чувство взаимовыручки, умения работать в группе и коллективе.

Оборудование:

-аудиозаписи басен «Волк и ягненок», «Тришкин кафтан»;

-иллюстрации к басням;

-книжка-раскладушка о басне ка эпическом жанре;

-таблички с названием групп учащихся: «Фольклористы», «Фразеологисты», « Моралисты».

Ход урока

1.Вступительная часть. Создание эмоционального настроя.

Звучит увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

-Послушайте увертюру. Какие вы слышите темы?

-Что такое увертюра? (это вступительная часть какого- либо музыкального произведения . В ней обычно звучат все темы, которые будут в произведении).

(Тема Черномора, тема Людмилы, Руслана, народа.)

-А вот если бы вам надо было написать увертюру к опере «Басни Крылова», какие бы темы вы передали музыке?

(Слон-большой, умный, но немного глупый;

Лев - грозный, беспощадный;

Мартышка - легкая, беспечная;

Волк - злой и лживый и так далее).

-Вы хорошо себе представили образы крыловских басен.

Я думаю, увертюра получилась бы хорошей, интересной.

2 Постановка целей и задач урока.

-Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А. Крылова, будем совершенствовать своё умение анализировать и выразительно читать басни и ещё ,что очень важно,будем учиться давать оценку своему чтению и чтению своих товарищей.

3.Работа по теме: басня как эпический жанр.

1. «Басня-подруга жизни»(1-я страница книжки – раскладушки)

-Имеем ли мы право так утверждать?

-Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга?

Вывод: название басни на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.

-Зачем И.А.Крылов писал басни?

2. Басня «Среди сестёр» (2-я страница книжки – раскладушки)

Учитель демонстрирует книжку- раскладушку,где жанры устного народного творчества и литературы изображены символически:каждому жанру соответствует фигура девушки в русском народном костюме,но выражение лица и положение тела различны.

-Какая иллюстрация напоминает нам о сказке? О пословице? Докажите.

-Какая иллюстрация символизирует басню? По каким признакам вы это определили? (Лукавый взгляд, девушка с хитрицой смотрит на зрителя.)

Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель отмечает ответы ,основанные не на догадках, а на знаниях особенностей жанров.

3. «Хотя животные , а всё-таки цари» (А.С.Грибоедов)

(3 страница книжки – раскладушки)

Беседа.

-Кто является героями басен? Кто подразумевается под ними?

-как вы думаете, прав был Грибоедов?

-Кто обычно в баснях олицетворяет правителей, чиновников (Волк,Лев,Слон,Осёл)

-Приведите примеры басен, подтверждающие ваши слова. («Рыбьи пляски», «Слон на воеводстве»,Волк на псарне»)

Чтение по ролям басни «Волк и ягнёнок».

После чтения учащиеся – слушатели дают оценку исполнительскому мастерству.

А теперь давайте послушаем эту же басню в исполнении заслуженных артистов. Детям предлагается аудиозапись.

Закончив обсуждение исполнения басен, учащиеся приходят к выводу: чаще всего в образах животных предстают обычные люди с какими- то своими пороками ,недостатками.

Чтение басни «Две собаки»

-Послушайте басню «Две собаки». Теперь ваша задача усложняется: вам необходимо не только оценить исполнительское мастерство, но и найти в басне мораль, фразеологизм, пословицу.

Пришло время начинать работу творческим группам.

Возможные варианты ответов творческих групп:

Моралисты

-Так счастье многие находят

Лишь тем, что на задних лапах ходят.

Фразеологисты

-На задних лапах я хожу.

-Фольклористы (их задача - подобрать соответствующую пословицу):

-Так зазнался ,что чёрт не брат.

-Хвалёного берегись пуще хаяного.

-Хорошо поёт-где-то сядет!

-Похвала—молодцу пагуба!

Чтение басни «Лягушка и вол»

Моралисты

--Не берись за непосильное дело.

Фразеологисты

--С натуги лопнула и –околела.

Фольклористы

-Вздулся пузырь да и лопнул.

Моралисты

-Высоко летаешь, да нужно садиться.

Фразеологисты

-Гроша не стоит, а глядит рублём.

Фольклористы

-Залетела ворона в царские хоромы.

Чтение басни «Зеркало и обезьяна».

Моралисты

-Чем кумушке считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Фразеологисты

-Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Фольклористы

-Всякая жаба себя хвалит.

-В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.

-Куда конь с копытами, туда и рак с клешнёй.

4. «Моя любимая басня» (4-страница книжки – раскладушки)

-Не всегда героями басен И.А.Крылова являются животные. Часто люди сами предстают перед нами со своими пороками и недостатками.

Инсценировка басни «Демьянова уха».

Моралисты

-Знай во всём меру.

Фразеологисты

-Демьянова уха.

Фольклористы

-Самолюб никому не люб.

-Кошку чем больше гладишь,тем больше хвост дерёт.

-Не хвались сам, а жди ,когда другие похвалят.

Инсценировка басни «Кот и повар»

Моралисты

-Не доверяй ненадёжному человеку.

-Там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

Фразеологисты

-А Васька слушает да ест

Фольклористы

-Врёт и глазом не моргнёт.

-Вывести на чистую воду.

-На чужой каравай рот не разевай.

-Стыдливый покраснеет, бесстыжий побледнеет.

-У него совесть в рукавичках ходит.

-У него стыда, что волос на камне.

-Пустить козла в огород.

-Пустить щуку в воду.

Инсценировка басни «Крестьянин и змея»

Моралисты

-Как хочешь ты меняй личину,

Себя под нею не спасёшь.

Фразеологисты

-Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя всё то же.

Фольклористы

-Весь бы прост, да лисий хвост.

-Волк в овечьей шкуре.

-Вьётся ужом, а топорщится ежом.

Инсценировка басни «Тришкин кафтан».

Моралисты

-Иногда иные господа, запутавши дела, их поправляют:

Посмотришь - в Тришкином кафтане щеголяют.

Фразеологисты

-Тришкин кафтан.

Фольклористы

-Семь раз отмерь, один отрежь.

-Делавши, смеялись, а сделавши, наплакались.

-Авось да небось доводят до того ,что хоть брось.

4. Подведение итогов урока.

Беседа.

--Можем мы назвать басню подругой жизни, взять некоторые басни с собой в жизненную дорогу?

--Чему лично тебя научила какая-то басня?

--Итак, для чего нужна нам в жизни басня?

Учащиеся отвечают.

Конкурс на лучшего знатока басен.

«Моралисты» и «фразеологисты» задают вопросы,а учащиеся класса угадывают,из какой басни мораль или фразеологизм

Лучшему знатоку басен вручается приз—книга.

Викторина по басням И.А.Крылова

1.Укажите названия басен, откуда взяты эти строчки:

А) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело,

Только мука . ( «Лебедь, щука и рак»)

Б) А вы, друзья, как ни садитесь, 
Всё в музыканты не годитесь" ( «Квартет»)

В) У сильного всегда бессильный виноват. ( «Волк и ягнёнок»)

Г) А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой . ( «Волк и ягнёнок»)

Д) Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут,то всё у них пустяк. ( «Петух и жемчужное зерно»)

2.По аннотации определите , о каком произведении идёт речь.

А) Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния. ( «Ворона и лисица»)

Б) В занимательной форме автор решает проблему воспитания .Особенно актуально поставлен вопрос о средствах воспитания, об убеждении и наказании ( «Кот и повар»)

3.Прочитайте басню.

Однажды лебедь, рак да щука,

Проказница- мартышка,

Осёл, козёл

Да косолапый мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки-

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало-

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно,- говорит,-сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно»

--Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких басен И.А.Крылова они взяты. Запишите ответ. («Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Соловей».)

4.В этой « басне» тоже «перемешаны» герои из трёх басен И.А.Крылова. Можете определить ,из каких?

Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко , чуть дыша:

«Голубушка , как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать так прямо сказки!

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

(«Щука икот», «Ворона и лисица», «Волк и журавль».)

5.Герои басен «потерялись». Попробуйте найти пару.

Ворона (Лисица)

Стрекоза (Муравей)

Зеркало (Обезьяна)

Орёл (Пчела)

Кукушка (Петух)

Осёл (Соловей)

Листы (Корни)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!