урок по творчеству И.А.Крылова в 5 классе
ПОДРУГА ЖИЗНИ - БАСНЯ
Цель:
учить учащихся осознавать нравственный, жизненный смысл басни, учить правильно понимать мораль, выразительно читать басни .
Задачи:
развивать умение давать оценку чтения товарищей по классу и самооценку;
учить объективному подходу к выставлению отметок;
развивать в детях чувство взаимовыручки, умения работать в группе и коллективе.
Оборудование:
-аудиозаписи басен «Волк и ягненок», «Тришкин кафтан»;
-иллюстрации к басням;
-книжка-раскладушка о басне ка эпическом жанре;
-таблички с названием групп учащихся: «Фольклористы», «Фразеологисты», « Моралисты».
Ход урока
1.Вступительная часть. Создание эмоционального настроя.
Звучит увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
-Послушайте увертюру. Какие вы слышите темы?
-Что такое увертюра? (это вступительная часть какого- либо музыкального произведения . В ней обычно звучат все темы, которые будут в произведении).
(Тема Черномора, тема Людмилы, Руслана, народа.)
-А вот если бы вам надо было написать увертюру к опере «Басни Крылова», какие бы темы вы передали музыке?
(Слон-большой, умный, но немного глупый;
Лев - грозный, беспощадный;
Мартышка - легкая, беспечная;
Волк - злой и лживый и так далее).
-Вы хорошо себе представили образы крыловских басен.
Я думаю, увертюра получилась бы хорошей, интересной.
2 Постановка целей и задач урока.
-Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А. Крылова, будем совершенствовать своё умение анализировать и выразительно читать басни и ещё ,что очень важно,будем учиться давать оценку своему чтению и чтению своих товарищей.
3.Работа по теме: басня как эпический жанр.
1. «Басня-подруга жизни»(1-я страница книжки – раскладушки)
-Имеем ли мы право так утверждать?
-Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга?
Вывод: название басни на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.
-Зачем И.А.Крылов писал басни?
2. Басня «Среди сестёр» (2-я страница книжки – раскладушки)
Учитель демонстрирует книжку- раскладушку,где жанры устного народного творчества и литературы изображены символически:каждому жанру соответствует фигура девушки в русском народном костюме,но выражение лица и положение тела различны.
-Какая иллюстрация напоминает нам о сказке? О пословице? Докажите.
-Какая иллюстрация символизирует басню? По каким признакам вы это определили? (Лукавый взгляд, девушка с хитрицой смотрит на зрителя.)
Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель отмечает ответы ,основанные не на догадках, а на знаниях особенностей жанров.
3. «Хотя животные , а всё-таки цари» (А.С.Грибоедов)
(3 страница книжки – раскладушки)
Беседа.
-Кто является героями басен? Кто подразумевается под ними?
-как вы думаете, прав был Грибоедов?
-Кто обычно в баснях олицетворяет правителей, чиновников (Волк,Лев,Слон,Осёл)
-Приведите примеры басен, подтверждающие ваши слова. («Рыбьи пляски», «Слон на воеводстве»,Волк на псарне»)
Чтение по ролям басни «Волк и ягнёнок».
После чтения учащиеся – слушатели дают оценку исполнительскому мастерству.
А теперь давайте послушаем эту же басню в исполнении заслуженных артистов. Детям предлагается аудиозапись.
Закончив обсуждение исполнения басен, учащиеся приходят к выводу: чаще всего в образах животных предстают обычные люди с какими- то своими пороками ,недостатками.
Чтение басни «Две собаки»
-Послушайте басню «Две собаки». Теперь ваша задача усложняется: вам необходимо не только оценить исполнительское мастерство, но и найти в басне мораль, фразеологизм, пословицу.
Пришло время начинать работу творческим группам.
Возможные варианты ответов творческих групп:
Моралисты
-Так счастье многие находят
Лишь тем, что на задних лапах ходят.
Фразеологисты
-На задних лапах я хожу.
-Фольклористы (их задача - подобрать соответствующую пословицу):
-Так зазнался ,что чёрт не брат.
-Хвалёного берегись пуще хаяного.
-Хорошо поёт-где-то сядет!
-Похвала—молодцу пагуба!
Чтение басни «Лягушка и вол»
Моралисты
--Не берись за непосильное дело.
Фразеологисты
--С натуги лопнула и –околела.
Фольклористы
-Вздулся пузырь да и лопнул.
Моралисты
-Высоко летаешь, да нужно садиться.
Фразеологисты
-Гроша не стоит, а глядит рублём.
Фольклористы
-Залетела ворона в царские хоромы.
Чтение басни «Зеркало и обезьяна».
Моралисты
-Чем кумушке считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Фразеологисты
-Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Фольклористы
-Всякая жаба себя хвалит.
-В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.
-Куда конь с копытами, туда и рак с клешнёй.
4. «Моя любимая басня» (4-страница книжки – раскладушки)
-Не всегда героями басен И.А.Крылова являются животные. Часто люди сами предстают перед нами со своими пороками и недостатками.
Инсценировка басни «Демьянова уха».
Моралисты
-Знай во всём меру.
Фразеологисты
-Демьянова уха.
Фольклористы
-Самолюб никому не люб.
-Кошку чем больше гладишь,тем больше хвост дерёт.
-Не хвались сам, а жди ,когда другие похвалят.
Инсценировка басни «Кот и повар»
Моралисты
-Не доверяй ненадёжному человеку.
-Там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Фразеологисты
-А Васька слушает да ест
Фольклористы
-Врёт и глазом не моргнёт.
-Вывести на чистую воду.
-На чужой каравай рот не разевай.
-Стыдливый покраснеет, бесстыжий побледнеет.
-У него совесть в рукавичках ходит.
-У него стыда, что волос на камне.
-Пустить козла в огород.
-Пустить щуку в воду.
Инсценировка басни «Крестьянин и змея»
Моралисты
-Как хочешь ты меняй личину,
Себя под нею не спасёшь.
Фразеологисты
-Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же.
Фольклористы
-Весь бы прост, да лисий хвост.
-Волк в овечьей шкуре.
-Вьётся ужом, а топорщится ежом.
Инсценировка басни «Тришкин кафтан».
Моралисты
-Иногда иные господа, запутавши дела, их поправляют:
Посмотришь - в Тришкином кафтане щеголяют.
Фразеологисты
-Тришкин кафтан.
Фольклористы
-Семь раз отмерь, один отрежь.
-Делавши, смеялись, а сделавши, наплакались.
-Авось да небось доводят до того ,что хоть брось.
4. Подведение итогов урока.
Беседа.
--Можем мы назвать басню подругой жизни, взять некоторые басни с собой в жизненную дорогу?
--Чему лично тебя научила какая-то басня?
--Итак, для чего нужна нам в жизни басня?
Учащиеся отвечают.
Конкурс на лучшего знатока басен.
«Моралисты» и «фразеологисты» задают вопросы,а учащиеся класса угадывают,из какой басни мораль или фразеологизм
Лучшему знатоку басен вручается приз—книга.
Викторина по басням И.А.Крылова
1.Укажите названия басен, откуда взяты эти строчки:
А) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Только мука . ( «Лебедь, щука и рак»)
Б) А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь" ( «Квартет»)
В) У сильного всегда бессильный виноват. ( «Волк и ягнёнок»)
Г) А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой . ( «Волк и ягнёнок»)
Д) Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут,то всё у них пустяк. ( «Петух и жемчужное зерно»)
2.По аннотации определите , о каком произведении идёт речь.
А) Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния. ( «Ворона и лисица»)
Б) В занимательной форме автор решает проблему воспитания .Особенно актуально поставлен вопрос о средствах воспитания, об убеждении и наказании ( «Кот и повар»)
3.Прочитайте басню.
Однажды лебедь, рак да щука,
Проказница- мартышка,
Осёл, козёл
Да косолапый мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки-
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого что силы стало,
В ушах у гостя затрещало-
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,-сказать несложно,
Тебя без скуки слушать можно»
--Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких басен И.А.Крылова они взяты. Запишите ответ. («Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Соловей».)
4.В этой « басне» тоже «перемешаны» герои из трёх басен И.А.Крылова. Можете определить ,из каких?
Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко , чуть дыша:
«Голубушка , как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так прямо сказки!
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
(«Щука икот», «Ворона и лисица», «Волк и журавль».)
5.Герои басен «потерялись». Попробуйте найти пару.
Ворона (Лисица)
Стрекоза (Муравей)
Зеркало (Обезьяна)
Орёл (Пчела)
Кукушка (Петух)
Осёл (Соловей)
Листы (Корни)