Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красногвардейский агропромышленный техникум»
Методическая разработка урока
по предмету Математика
для обучающихся II курса.
Тема: «Подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний».
Разработал преподаватель математики
Шерстобитова Вероника Андреевна
2022 г.
Тема: «Подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний».
Цели:
Образовательные: отработать навыки вычисления размещения, перестановки и сочетания; научиться распознавать задачи на нахождение размещений, перестановок, сочетаний; решить простейшие комбинаторные задачи с помощью этих формул.
Воспитательные: формировать у обучающихся культуру математической речи, информационную и коммуникативную культуру, логическое мышление, умение применять знания в изменённой ситуации.
Развивающие: развивать познавательный интерес студентов, развивать умения сравнивать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Тип занятия: комбинированный урок.
Инструменты и оборудование: рабочие тетради, доска и мел, учебник Алгебра и начала математического анализа 10 класс под редакцией С.М.Никольского.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Усвоение новых знаний.
5) Закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
1) Организационный этап: приветствие; отметить отсутствующих.
2) Постановка цели и задач урока.
На прошлом занятии мы научились вычислять вычислять размещения, перестановки и сочетания. Сегодня научимся применять полученные знания для решения задач из курса Теории вероятностей.
3) Актуализация знаний.
1. Что называют факториалом? (произведение натуральных чисел от 1 до n, обозначают n!)
2. Что называют перестановкой? (расположение элементов в определенном порядке, количество перестановок вычисляется по формуле
).
3. Что называют размещением? (любой упорядоченный набок k элементов, составленный из n элементов, вычисляют
).
4. Что называют сочетанием? (любую группу из k элементов, составленную из n элементов, вычисляют
).
4) Усвоение новых знаний.
Давайте здороваться, т.е. все пожмем друг другу руки. Рядом сидящим пожмем руку, а с остальными будем здороваться мысленным рукопожатием.
Вопрос: Сколько было всего рукопожатий?
Допустим нас 25.
Каждый из 25-и человек пожал руки 24-м. Однако произведение 25 * 24 = 600 дает удвоенное число рукопожатий (так как в этом расчете учтено, что первый пожал руку второму, а затем второй первому, на самом же деле было одно рукопожатие). Итак, число рукопожатий равно: (25 * 24) : 2 = 300.
– Мы с вами столкнулись с комбинаторной задачей.
Поиском ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или другом случае, занят целый раздел математики, и мы познакомимся с ним. Особая примета подобных задач – это вопрос, который можно сформулировать таким образом, что он начинался бы словами:
-
Сколькими способами…?
-
Сколько вариантов…?
Комбинаторикой называют область математики, которая изучает вопросы о числе различных комбинаций (удовлетворяющих тем или иным условиям), которые можно составить из данных элементов.
В чем же отличия между размещениями, перестановками, сочетаниями спросите вы? Давайте разбираться.
Перестановки - соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок.
Размещения - соединения, содержащие по k предметов из числа n данных, различающиеся либо порядком предметов, либо самими предметами.
Сочетания - соединения, содержащие по k предметов из n, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом.
Рассмотрим задачи:
З1. Сколько вариантов различных 3техзначных чисел можно составить из цифр 2, 5, 8 без повторения данных цифр в числе?
- на первое место мы можем поставить любую цифру из трех;
- на второе место мы можем поставить любую цифру, но уже из двух оставшихся, ведь оду цифру мы уже поставили на первое место;
-ну и на третье место мы можем поставить последнюю не задействованную цифру.
Тогда количество перестановок будет равно 3*2*1=6. Давайте попробуем составить все возможные числа, чтоб проверить правильность наших расчетов: 258, 285, 528, 582, 825, 852. Других чисел без повторения составить не получится.
Ответ: всего 6 трехзначных чисел.
З2. Рассмотрим похожую задачу. Сколько вариантов различных трехзначных чисел можно составить из цифр 2, 5, 8 если допускается повторения данных цифр в числе?
На любое место в трехзначном числе мы можем поставить любую из трех цифр. Значит количество вариантов 3*3*3=27. Обучающимся предлагается составить все перестановки и убедиться в правильности вычислений.
Ответ: 27 трехзначных чисел
№1.60 (а) стр.27 Сколькими различными способами можно распределить между 6 лицами 2 различные путевки в санатории?
Обратим внимание, что разным людям предлагают путевки в разные санатории. Когда важен порядок, в таких случаях и используют размещения.
Людей 6, путевок 2. И имеет значение Иванов поедет в санаторий Чайка или Радуга.
Ответ: 30 способами.
З3. Изменим условие. Сколькими различными способами можно распределить между 6 лицами 2 путевки в один санаторий?
Обратим внимание, что разным людям предлагают путевки в один санатории. Т.е. не важно Иванову предложат путевку №1 или №2, они ведь одинаковые. Когда не важен порядок, в таких случаях и используют сочетания.
Ответ: 15 способами.
5) Закрепление.
З4. Сколько вариантов различных 3техзначных чисел можно составить из цифр 2, 5, 8, 9, 0 без повторения данных цифр в числе; если допускаются повторения?
Обучающимся предлагается самостоятельно выполнить данную задачу
5*4*3=60
5*5*5=125
Ответ: 60 трехзначных чисел без повторения цифр, 125 трехзначных чисел если учитывать с повторяющимися цифрами.
№1.60(б) стр.27
Решение:
Ответ: 120 способами.
№1.66 стр.29
Решение:
Ответ: 20 способами.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
№1.60 (а) стр.27, №1.67 стр.29.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
- что называют перестановками?
-в чем заключаются отличия между размещениями и перестановками?
-Метопредметные связи:
Как вы думаете в каких областях еще можно применять знания, поученные на сегодняшнем уроке?
-
учебные заведения (составление расписаний)
-
сфера общественного питания (составление меню)
-
лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
-
география (раскраска карт)
-
спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
-
производство (распределение нескольких видов работ между рабочими)
-
агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
-
азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
-
химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
-
экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
-
криптография (разработка методов шифрования)
-
доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)