ПОДСКАЗКИ – «ЗАПОМИНАЛКИ»
как средство развития ассоциативной, зрительной и моторной памяти
(из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» №52 Клименко О.В.)
Данное пособие предлагает в помощь учителям, ученикам и родителям стихотворные переложения некоторых правил по русскому языку. «Запоминалки» помогут младшим школьникам научиться различать члены предложения, а ученикам постарше разобраться в правописании различных частей речи.
Введение
Уважаемые коллеги!
Перед вами методическое пособие «Подсказки–«запоминалки» как средство развития ассоциативной, зрительной и моторной памяти обучающихся» Данное пособие поможет в формировании педагогом у обучающихся регулятивных (работа по алгоритму), коммуникативных (развитие внимания, речи), познавательных (анализ, моделирование, преобразование моделей) универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ООО. Кроме того, предложенный материал предполагает сотрудничество учеников в группах, ученика и учителя, ученика и родителей.
Пособие предлагает интересные и лёгкие для запоминания стихотворные переложения достаточно сложных правил по русскому языку. Показательно, что подобные «правила» запоминаются на очень длительное время и используются учениками не только во время изучения конкретной темы, но и на протяжении всей учебной деятельности. Кому из нас не известны с детства знакомые глаголы исключения: «видеть, слышать и дышать…»? Спектр «запоминалок» достаточно широк: от распознавания членов предложения до трудных случаев орфографии (правописание наречий, причастий, производных предлогов и т.д.). Следует обратить внимание, что некоторые строфы необходимо сопровождать обязательной графической работой, особенно при первом прочтении. Это способствует развитию не только зрительной, но и моторной памяти. Рекомендуется «запоминалки» заучивать наизусть. В качестве проверочной работы по изучаемым темам будет уместен самодиктант с использованием текста соответствующей строфы, а для развития творческих способностей было бы целесообразно предложить обучающимся дополнить материал примерами и иллюстрациями или сочинить собственные стихотворные строки. Использование данного материала способствует развитию интереса к изучению русского языка.
СИНТАКСИС
Главные члены предложения
Подлежащее
В основе предложенья подлежащее лежит.
КТО, ЧТО – вопросы главные. Запомни и скажи,
Что только подлежащее ответит на вопрос:
А КТО там что-то делает?
Иль ЧТО – второй вопрос .
Сказуемое
Сказуемое может нам точно сказать:
ЧТО ДЕЛАТЬ , ЧТО СДЕЛАТЬ,
И как нам узнать,
Предмет наш КАКОВ( КАКОВА, КАКОВЫ),
Теперь всё сначала скажите мне вы.
Второстепенные члены предложения
Определение
На признак нам укажет определение,
Ведь скучное без признака бывает предложенье.
КАКАЯ, КАКИЕ, КАКОЕ,КАКОЙ
И ЧЬИ это вещи у нас под рукой.
Дополнение
Очень важно в предложенье дополнение,
На падежные вопросы даст ответ,
Падежей лишь косвенных касается –
Именительного точно нет!
Обстоятельство
ОбСТОятельство подчёркиваем С ТОчкой,
И вопросов у него почти что сто:
Мы вопросы взяли от наречия
(Обстоятельством является оно),
А ещё местоименье с существительным
На ГДЕ да КАК вполне дадут ответ,
Только не падежные вопросы –
Их не задавайте, их тут нет!
ОРФОГРАФИЯ
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Е//И
(« Правило ослика ИА»)
Если после корня – А ,
Значит, в корне точно И.
Если суффикс А сбежал,
Е пиши, И– убери! ГОР-ГАР
Загар, угар, нагар – приставки лишь меняйте,
И голосом на А покрепче ударяйте,
Горелый, подгорел, сгорю – без ударенья,
Скромняга буква О – не любит напряженья.
ЗОР-ЗАР
Под удареньем пишем О,
Но это только в корне -ЗОР-,
А -ЗАР- без ударенья –
Нельзя без повторенья!
РАСТ-РАЩ-РОС
(«Правило «крючочков»)
Во время первого чтения надо записывать корни, чтобы можно было увидеть «крючочки».
В букве а крючочков много –
не увидеть их нельзя,
Значит, есть у этой буквы
«Крючковатые» друзья.
Буква о – один кружок,
Значит с – её дружок.
КАС-КОС
Буква А, что в корне -КАС-,
Говорила, подбочась:
« Я возьму к себе в друзья
Только суффикс – суффикс -а-,
Только с ним одним дружу,
А от прочих ухожу!»
Правописание наречий
Понятие о наречии
ГДЕ, КОГДА,
КУДА, ОТКУДА,
ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ,
КАК, СКОЛЬКО –
Сто вопросов у наречий,
И зачем им нужно столько?
А затем, чтоб обстоятельно
Обо всём всем рассказать,
Ведь наречие – обстоятельство ,
Это каждый должен знать!
Дефисное написание наречий
Приставка ПО- и суффикс -ЕМУ (-ОМУ)
По-видимому, всем знакомы.
Приставка ВО- и суффикс -ИХ
В наречиях «во-первых», «во-вторых»…
Приставка ПО-, а на конце наречий -(С)КИ:
По-русски, по-немецки, по-французски.
По-дружески, по-свински, например,
На тот же пишутся манер.
Наречия по-птичьи, по-собачьи
Опять через дефис, а не иначе.
Ещё запомнить все должны отныне:
Через дефис мы пишем по-латыни!
Наречия с суффиксом -а
Приставки из-, до-, с-
запомним мы сначала
И, если есть они
в наречиях,
тогда
В конце напишем мы
лишь только
суффикс -а-!
Слитное написание некоторых наречий
-1-
Справа, слева,
Сбоку, снизу,
сверху, кверху, наверху,
И подальше, и поближе,
Попросту и попусту,
Зачастую и вплотную,
И впервые, и вничью,
Навсегда, насквозь, доныне,
Послезавтра и извне,
Донельзя, напропалую,
Врукопашную, вкрутую,
Замертво, слегка, вручную,
Вдвое, втрое, вчетвером,
Сгоряча и нипочём,
Досуха и докрасна
Понемногу, потихоньку –
Выучили навсегда!
-2-
Вдребезги, поодиночке,
Спозаранку, набекрень,
Натощак, дотла, насмарку,
Ввек, недаром и тотчас,
Исподлобья, понаслышке,
Вдоволь, кстати, налегке,
Понарошку, вообще ,
И вдогонку, и спросонья,
Чересчур, исподтишка –
Слитно пишутся всегда!
Раздельное написание некоторых наречий
В общем, в открытую, на мировую,
Идти на попятную, по одному,
Под мышкой, бок о бок,
В отместку, в упор,
В обрез и в охапку,
С размаху, в укор,
В обмен, без оглядки,
С разбегу и с лёту,
И с глазу на глаз,
И на днях ,и с налёту,
без толку, без устали и до упаду –
Наречия эти запомнить бы надо!
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
НЕ и НИ в местоимениях и местоименных наречиях
Нигде и негде,
Некто и никто –
В словах подобных трудно разобраться,
Запомнить прочно мы должны одно ,
Что слитно все они должны писаться.
Где НЕ, где НИ – порой не разобрать,
Но здесь опять поможет ударенье,
И чтобы лучше это нам понять,
Начало мы прочтём стихотворенья.
НЕ с причастиями
Не выученный вовремя урок,
Невыученное стихотворенье –
Ну просто невозможно взять нам в толк,
Где слитно НЕ писать, а где раздельно…
Но если повнимательней взглянуть,
То сразу вы, конечно же, поймёте –
Раздельно НЕ нам надобно писать
Лишь только где?
В причастном обороте!
Требует НЕ и отдельной закладки:
Пишем раздельно с причастием кратким!
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
-1-
Слово «неправда» заменим мы – «ложь»,
Предмет «некрасивый» на «страшный» похож,
«Немного» на «мало» легко заменить –
Теперь это правило нам не забыть:
Уж если синоним мы подобрали,
То правильно слитно мы слово писали!
-2-
«Не правда, а ложь»,
«Не красивый, а страшный», -
Всё это запутать нас может ужасно.
«Не много, а мало», - раздельно опять!
Ну как, подскажите, нам это понять?
--Два РАЗНЫХ понятия мы написали,
И с помощью «а» это всем доказали,
И значит, коль разного смысла слова, -
Напишем раздельно – поможет нам «а»!
-Н- и -НН- в разных частях речи
Причастие
Двойную букву Н в причастии пишу,
Во-первых, если в нём приставку нахожу,
Иль вижу ( во-вторых) зависимое слово,
И третий случай есть : то суффикс -ова- (-ёва-),
Коль действие уже, мы видим, совершилось,
Четвёртый случай здесь. Всё, правило сложилось.
Прилагательное
В суффиксе -ин-, а также -ан-, -ян-
Одну Н напишем. Запомнилось нам.
-онн-, -ённ- или -енн- содержат секрет:
Здесь буква двойная – вот верный ответ!
Словарные слова
Деланный, неслыханный, невиданный, нежданный,
Нечаянный, негаданный, священный и желанный.