СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подсолнечник: «происхождение, история и применение

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подсолнечник – Helianthus annulus.

Морфология. Однолетник 60-400см высота стебля. Стебель прямой, грубый, покрыт жесткими волосками, преимущественно не ветвящийся.                    Листья с длинными черенками, крупные, овально-сердцевидные, опущенные, с пильчатыми краями.                                                                     Корзинки 8-10см. в диаметре. Краевые цветки язычковые, оранжево-желтые, обычно бесплодные. Срединные цветки многочисленные (500-2000), обоеполые. Семянки длиной 8-25см, с кожистым околоплодником, белые, бурые, черные. фиолетовые или полосатые.

Просмотр содержимого документа
«Подсолнечник: «происхождение, история и применение»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»









Методическая разработка.







Тема урока: «Подсолнечник: «происхождение, история и применение».













Разработала: Хаткевич А.А.

преподаватель спецдисциплин









Кожевниково 2019



Подсолнечник – Helianthus annulus.

Морфология. Однолетник 60-400см высота стебля. Стебель прямой, грубый, покрыт жесткими волосками, преимущественно не ветвящийся. Листья с длинными черенками, крупные, овально-сердцевидные, опущенные, с пильчатыми краями. Корзинки 8-10см. в диаметре. Краевые цветки язычковые, оранжево-желтые, обычно бесплодные. Срединные цветки многочисленные (500-2000), обоеполые. Семянки длиной 8-25см, с кожистым околоплодником, белые, бурые, черные. фиолетовые или полосатые.

Хозяйственное значение и использование. Семянки подсолнечника содержат 29-59% масла, которое широко используется непосредственно в пищу, а также для изготовления маргарина, кулинарных жиров, применяется при производстве консервов, идет на изготовление олифы, мыла. Семена употребляются как лакомство. Жмых-ценный концентрированный корм для скота. В 100кг зеленой массы подсолнечника содержится 18 корм. единиц и 1,4кг переваримого протеина. Возделывается как кормовая культура на силос. Используется и как лекарственное растение: из сухих листьев и краевых цветков готовят настойку для повышения аппетита.

История и распространение культуры. Подсолнечник в диком виде не известен. Культура возникла в Северной Америке, где обитает несколько десятков дикорастущих видов подсолнечника, ни один из которых не может быть назван непосредственным предком культурного подсолнечника.

Первыми подсолнечник начали культивировать индейцы. Они готовили из семян своеобразный концентрат в виде шариков и использовали его во время длительных переходов и на охоте. Кроме того, из подсолнечника выпекали хлеб. Использовали растение при лихорадках и болях в груди, а также как средство от змеиных укусов. Из лепестков и пыльцы получали пурпурно-фиолетовую краску для татуировок и тканей, маслом смазывали волосы, соцветиями, как символом бога Солнца, украшали храмы.

Сорт 'Intermedius Sanguineus'

Ученые расходятся во мнении, в какие годы подсолнечник попал в Европу. Однако все называют XVI век. Так, наиболее признанный монограф рода подсолнечник академик П.М. Жуковский указывает, что первые семянки растения были привезены в Европу испанцами, возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику, и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду, а первое описание подсолнечника было дано Лобелем в 1576 году под наименованием "цветок солнца". Потому-то ботаническое название растения Helianthus произведено от двух греческих слов helios - Солнце и anthos — цветок. Считается, что из Испании подсолнечник проник в Италию и Францию, а к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии.  

В Старом Свете его впервые вырастили в 1510г. в Мадридском ботаническом саду из семян, привезенных из Америки; затем подсолнечник распространился в Европе, преимущественно как декоративное растение. В Россию подсолнечник попал в XVII в. и долго оставался декоративным и огородным «грызовым» растением. В 1979г. в «Академических известиях» было напечатано сообщение о возможности добывания масла из семян подсолнечника. Начало возделывания подсолнечника как масличной культуры обычно связывают с именем крестьянина Воронежской губернии Д.И. Бокарева, который в 1829г. впервые получил подсолнечное масло на ручной маслобойке. Вскоре после этого посевы подсолнечника широко распространились, началась селекция масличных сортов.

В середине XVII века в Англии молодые корзинки подсолнечника было модно варить и печь на углях, а потом есть с маслом и уксусом, как артишоки. В Германии в VIII веке подсолнечник возделывался в качестве заменителя кофе, но это продолжалось недолго.

В Россию подсолнечник попал в XVIII веке. Вполне допустимо предположение, что его завезли к нам немецкие поселенцы-колонисты. Впрочем, существует и другая версия. Диковинный заморский цветок обратил на себя внимание молодого Петра I, когда царь находился в Голландии. Петр распорядился послать семянки подсолнечника на родину, где они были радушно приняты. В России подсолнечник долгое время оставался растением, выращиваемым в качестве грызового и декоративного. Начало его использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева, смекалистого крепостного крестьянина из Воронежской губернии, принадлежавшего Шереметевым. В 1829 году Бокарев с помощью сконструированного им ручного отжимного станка впервые получил масло из подсолнечных семян. Через четыре года в той же слободе появилась уже первая маслобойка на конном приводе, а в 1865 году — первый паровой маслобойный завод. Расширение посевов подсолнечника началось с Воронежской и Саратовской губерний. В дальнейшем культура стала распространяться на прилегающих территориях, проникла на Северный Кавказ, Украину и даже в Зауралье.
  
Повсеместному распространению подсолнечного масла способствовало признание его Русской Православной Церковью постным продуктом. Подсолнечное масло пришлось так кстати, что к середине XIX века в некоторых областях на юге до половины площадей было засеяно подсолнечником.

Общепризнан факт, что культурный масличный подсолнечник, каким мы его знаем сегодня, сформировался именно в России. И лучшее тому свидетельство — возделывание в Америке сортов нашей отечественной селекции, таких как 'Русский мамонт', 'Русский гигант' и 'Русский великан'. Видный американский ботаник Чарльз Хейзер так констатирует этот факт: "Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России". Кстати, не стоит считать, что здесь наши достижения остались лишь в прошлом. В последние годы Россия укрепила свои позиции на мировом рынке по производству семян подсолнечника. В сезоне 1999/2000 гг. наша страна занимала второе после Аргентины место по объему валового сбора этой культуры, а в 2000/2001 стала самым крупным производителем в мире.

В кулинарии используют в основном подсолнечное масло. Но опытные хозяйки добавляют полезные и вкусные семечки в салаты и печенья. А известный идеолог и практик питания пророщенными семенами Энн Вигмор считает семидневные проростки подсолнечника, выращенные по ее методике, основой многих необыкновенных блюд, которые позволяют ей и в 90 лет сохранять здоровье и бодрость. Прославленные чайные компании "Дау Эг-бертс" добавляют сухие "лепестки" подсолнуха в ароматизированные экзотические сорта чая.

Подсолнечники радуют многих, но только поэты и художники способны запечатлеть свое восхищение "цветами солнца". Еще знаменитый Ван Дейк (1599-1641) на одном из автопортретов изобразил себя с любимым золотистым цветком в руке. С тех пор подсолнечники писали многие и многие художники, но лишь одно имя прочно связано с этим цветком. Винсент Ван Гог прожил неимоверно трудную жизнь, однако в ней был период очень солнечный, проведенный на Юге Франции, в Арли. В полотнах художника преобладал тогда желтый цвет, и конечно, подсолнечники. Семь картин стали эмблемой Ван Гога. Тяжелые соцветия, напоминавшие автору "готические розетки", "вылепленные" мазками, гибко поворачиваются вслед за солнцем. Эти цветы, по мнению многих исследователей, воплощали для Ван Гога связь с Солнцем, о которой он так мечтал.

из статьи Е.Терентьевой "Подсолнечники" // "В мире растений" - 2002 г. - №10 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!