СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвиг и слава А.П.Маресьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвиг и слава А.П.Маресьева»

Тема: «Подвиг и слава А.П.Маресьева».

Подготовил: классный руководитель 9 класса

Бунериди Светлана Олеговна

Цели: 1. Патриотическое воспитание подростков.

2. Научить уважительно относится к истории своей Родины, к старшему

поколению.

Оборудование: ПК, колонки, текст к слайдам, фотографии, книга Б.Полевого.

Оформление: слайды.

Предварительная подготовка: чтение повести учащимися, чтение дополнительной литературы о героях Великой Отечественной войны и героях войны на Донбассе, знакомство с биографией А. Маресьева, иллюстрации к повести.

Эпиграф: «В жизни всегда есть место подвигу» А.М.Горький


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Я: Здравствуйте! Дежурный, все ли есть на уроке сегодня? На открытом уроке присутствуют гости, учителя других школ.

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

Я: Тема сегодняшнего урока: «Подвиг и слава Алексея Петровича Маресьева».

Песня: «Священная война».

Я: Кто не слышал эту песню?! Кто её не знает?! Это песня звучала на протяжении всей Великой Отечественной войны. Она поддерживала боевой дух защитников Отечества на фронте, призывала весь народ бороться против фашистской «чумы».

Давайте же посмотрим и прочитаем эпиграф к нашему уроку. (ученик читает).

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Задумывались ли вы, что такое подвиг, героизм, мужество? Я хочу задать вам проблемный вопрос. (написан на доске). «Как вы думаете, что такое героизм и мужество?». «Кто такой «Настоящий человек»? Ваши ответы я послушаю в конце урока.

Можно ли распознать героизм и мужество в человеке сразу? Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

Я: Я бы хотела обсудить сегодня с вами ответы на эти вопросы на примере Героя Советского Союза Алексея Маресьева (его фото на доске).

Я: Кто же он такой?

3. Сообщение биографии Алексея Маресьева учеником.

Ученик 1: (Презентация1.)

Я: Кажется, что он абсолютно ничем не отличается от нас с вами. Но в этом человеке скрыта огромная сила воли. И всё это ярко описал в своей книге писатель Борис Полевой. Который, когда впервые встретил Маресьева, был просто поражен этим человеком, а позже по книге был снят фильм «Повесть о настоящем человеке».

Ученик 2: (Презентация 2.)

Я: К сожалению, ему пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Алексей Петрович думал, что больше никогда не сможет подняться в небо. А ведь он так сильно этого хотел. Он хотел сражаться за свою Родину!

Но, несмотря ни на что, Алексей Маресьев научился ходить, танцевать и даже летать на самолёте будучи на протезах. И в этом состоянии он сумел сбить 7 немецких самолётов. Уже после войны, в 1946 году Маресьев был отправлен в отставку. Он получил множество наград.

Ученик 3: (Презентация 3.)

4.Игра «Умники и умницы».

Предварительно готовится плакат, на котором обозначены вопросы трёх уровней сложности: жёлтое поле -1 балл, зелёное поле – 2 балла. Класс делится на две команды. Игрок самостоятельно выбирает номер и сложность вопроса.

Вопросы жёлтого поля:

1. Лётчик А. Мересьев попал в двойные клещи. Что это значит? ( «Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолёта и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром».)

2. Сколько дней добирался раненый летчик до своих? (18 суток.)

3. Алексея выписывают из госпиталя и направляют в сана­торий. «По санаторию распро­странилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик...» Продолжите фразу. (Увлекся танцами.)

4. Алексей лег­ко прошел все испытания комиссии. Врач уже собирался признать его год­ным к службе, но тут прочел в личном деле: "Ампугация ног"». Как дальше разворачивались события? («—Так что же вы, ба­тенька мой, нас морочите? Столько времени отняли. Не ду­маете же вы без ног пойти в ави­ацию?— сказал наконец врач. — Я не думаю: я пойду! — тихо сказал Алексей, и его цыганские глаза сверкнули упрямым вызовом. —Вы с ума сошли! Без ног?
— Да, без ног
 — и буду летать, — уже не упрямо, а очень спокойно ответил Мересьев; он полез в карман своего летного френча старого образца и достал отту­да аккуратно свернутую вырезку из журнала. — Видите, он же ле­тал без ноги, почему же я не могу летать без обеих?.. Вы не пишите ни "да", ни "нет". Приходите сегодня вече­ром к нам на танцы. Вы убеди­тесь, что я могу летать». После танцев врач дает за­ключение — при соответствую­щей тренировке будет летать.)

5. Что поразило инспектора Наумова в поведении Алексея во время первого полета? (От волнения и непривычки Алексей все срывался и никак не мог закинуть ногу в кабину, его даже приняли за пья­ного. Машина шла «грамотно», уверенно. Только странно было, что курсант всё время то делал повороты вправо ,влево, то бросал машину на небольшую горку, то пускал вниз. Он точно проверял свои силы.)

6. Алексей провел в школе тренировочного обучения пять месяцев, после чего был реко­мендован полковником... Про­должите фразу. (Для службы в любой вид авиации как искусный, опытный и волевой летчик.)

7. Расскажите о дальнейшей судьбе Алексея Маресьева. (Ему присвоили звание Героя Совет­ского Союза. Закончив войну, он женился на любимой девушке.

Вопросы зелёного поля
1. Как получилось, что Алек­сей не разбился при падении са­молета? («Падая, самолет задел верхушки сосен. Это смягчило удар.

Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея вырвало из сидения, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он скользнул по вет­кам в глубокий сугроб, наметен­ный ветром у ее подножия. Это спасло ему жизнь...»)

2. В каком году была опубли­кована «Повесть о настоящем человеке»? (В 1946 г.)

3. Комиссар умер 1 мая. Все обитатели 42 палаты стояли у окна, провожая Комиссара в последний путь.«— Хлопцы, ко­го хоронят? — спросил майор». Что ему ответили, и как вы по­нимаете эти слова? (Настоящего человека.)

4. В каком году случилась ис­тория, которая легла в основу произведения? (В 1942 г.)

Вопросы дополнительного уровня
1. «Бензина осталось на три минуты, а до аэродрома надо было лететь минут десять. В подобном положении лётчику по инструкции полагалось прыгать с паращютом». Почему Алексей не сделал этого? («Машина … казалась ему прекрасным, сильным, великодушным и преданным живым существом, бросить которое было бы с его стороны гнусным предательством. И потом: из первых же боевых полётов вернуться без машины, околачиваться в резерве в ожидании новой, снова бездействовать в такое горячее время, когда на фронте уже рождалась наша большая победа».) 

2. Когда Оля – невеста Алексея – узнала о катастрофе и о том, что Алексею ампутировали ноги?
( Сразу. Ей написал Андрей Дягтеренко, приятель Алексея, но она, видя, что Мересьев это скрывает, делала вид, что ничего не знает.) 
3. Какой диагноз был поставлен Алексею в госпитале, и что это значит? (Раздроблены плюсны ног, гангрена обеих ступней, крайнее истощение. Гангрена – омертвление какой-либо части тела.) 
4. «Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей не поддавался ему… Но Комиссар не оставил своих попыток «отомкнуть» его. Однажды, находясь в обычном состоянии равнодушного оцепенения, Алексей услышал комиссарский бас: - Лёша, глянь: тут о тебе написано». Что было в этой статье, которую дал Алексею Комиссар? ( В статье повествовалось о русском лётчике В.А.Карпове. Он был ранен в ногу, ступню ему ампутировали, но офицер изобрёл протез и вернулся в армию.) 

Я: После Великой Отечественной Войны Алексей Маресьев стал воплощением отваги, мужества, доблести, героизма, любви к своей Родине! Но он сам никогда не считал себя героем.

Говоря о Маресьеве мы не можем не упомянуть наших героев теперешней войны. Тех, которые сражались за наш город. За нашу свободу!

Саур-Могила – то место, которое в самые тяжелые годы Великой Отечественной Войны и сейчас, в борьбе за свободу Донбасса, является стратегически важным объектом. Лето 2014 года было «жарким». Нашим ребятам пришлось защищать город от агрессии украинской власти, и вытеснять нападающих из нашей земли. Многие из ребят заплатили своей жизнью за нашу свободу.

Ученик: Стихотворение «Послушай ветры над Саур-Могилой»

Ученики подготовили свои творческие работы. И мы провели параллель между 1941-1945 годами и нашим временем. (фотографии героев и их краткие биографии)

Сейчас проведём блиц-опрос и узнаем, что вы узнали из этого урока, из книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Блиц-опрос:

1. Когда родился Маресьев? (1916, май)

2. Кто такой МЕресьев? (герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

3. Какую специальность получил Алексей Петрович Маресьев? (токарь по металлу).

4. Куда был направлен после учёбы? (1934г. на строительство Комсомольска-на Амуре).

5. какая была его самая заветная мечта? (летать).

6. Когда был призван в армию? (в 1937г.)

7. Кто такой Борис Полевой? (журналист, автор книги о Маресьеве)

8. Главный герой «Повести о настоящем человеке». (лётчик, Алексей Петрович Мересьев).

9. Где упал самолёт Маресьева? (на территории немцев).

10. Сколько дней он пробыл в лесу? (18).

11. Чем питался в лесу? (шишки, ягода, кора).

12. Что случилось с ним после падения? (повредил ноги во время падения и обморозил).

13. Кто нашел Маресьева? (двое детей).

14. Чем закончилось обморожение его ног? (ампутацией).

15. Продолжил ли Маресьев летать или смирился со своей участью? (после долгих тренировок Маресьев на протезах научился управлять самолётом и продолжал сбивать самолёты врагов).

Я: Так что же такое героизм и мужество? Кто же это «настоящий человек»? Я задавала вам этот вопрос в начале урока.

Ученик 1: Я считаю, настоящий человек – это умный, волевой, целеустремленный, честный, трудолюбивый, готовый помочь и выручить товарища из беды.

Ученик 2: Героизм – готовность спасти кого-то, помочь кому-то, быть верным Родине.

Ученик 3: Маресьева как-то спросили, какое человеческое качество он считает главным. Он ответил: «Честность, а главная ценность в жизни – честь и Родина, победа над врагом».

Ученик 4: Стихотворение «Родина».

5. Упражнение «Незаконченное предложение».

1. Я сегодня на уроке… (Что узнал? Чему научился?)

2. Для меня наиболее важным открытием было…

3. На уроке я себя чувствовал…

6.Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Песня: «День победы»

Я: Так вот, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами воспитывали в себе лучшие человеческие качества, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Идите по жизни настоящими людьми, любите Родину!

Домашнее задание. Письменный ответ на один из вопросов: 

- Хотелось бы мне быть похожим (-ей) на Алексея Маресьева?

- Над чем заставила задуматься прочтённая книга?

На сегодняшнем уроке все работали творчески, активно, проявили инициативу. Все творческие работы будут оценены по достоинству.

За презентацию:

За блиц-ответы:

Большое спасибо за активное участие на уроке. Спасибо всем за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!