СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. "Подвиг". Урок ОРКСЭ . Модуль православная культура. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся устойчивую систему  знаний, вовлекает в выполнение всего комплекса универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Тип урока ОНЗ соответствует теме и поставленным целям урока, так как учащимся было не знакомо понятие «подвиг»   с точки зрения православной религии.

Просмотр содержимого документа
«. "Подвиг". Урок ОРКСЭ . Модуль православная культура. 4 класс.»

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка





Разработка конспекта урока ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

по теме «ПОДВИГ»



Подготовила:

учитель начальных классов

Митина Людмила Валерьевна




Предмет: ОДНКНР и ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема урока: « Подвиг»

Участники: учащиеся 4б класса.

Тип урока: Открытие нового знания

Название УМК «Перспектива»

Педагогические цели урока:

- создание условий для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига;

- формирование потребности быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Планируемые результаты:

Личностные

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение соотносить поступки героев с нравственными нормами.

  • эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Предметные результаты

  • создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

  • показать жертвенную, бескорыстную сторону подвига, чтобы появилось желание быть внимательным к людям, преодолевать эгоизм.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык



Образовательные ресурсы и оборудование:

  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2014.

  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2014.

  • Комарова Т. В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.

  • Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.

  • Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование.

  • Интернет-ресурсы:

http://www.wisdomcode.info/

www.stihi.ruor/iruss

http://www.pravoslavie.ru/










Технологическая карта урока

Этап урока ОНЗ

УУД, формирующиеся

на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащегося



I. Мотивация

к учебной деятельности

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Личностные:

- самоопределение к деятельности

- внутренняя позиция школьника

- учебно-познавательная мотивация

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Наш урок мне хочется начать со стихотворения.

Есть люди, что правду в страданьях несут,

Они за неё умирают и верят.

Подвижники света, что гордо идут

С мечом, побеждая лютого зверя.

Люди такие куются как сталь,

Им небо даёт высшие силы,

Их души одна бесконечная даль,

И так же они бесконечно красивы.

А мы как всегда, в делах и быту,

Забыли про душу, её красоту,

Забыли, что значит отвага.

Что подвиг бессмертен, что подвиг высок.

Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах,

Что подвиг нам крылья даёт для полёта

Что подвиг семья, доброта и забота.

Что подвиг здоровье, быть нужным родным

Что подвиг в себе сохранить человечность.

(Ирина Никитюк)

- Какое слово часто повторяется в этом стихотворении?

- слушание

- чтение стихотворения про себя

- определение главного слова















Подвиг

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


- Вспомните, какие события, примеры из жизни вы связываете со словом «подвиг».

- Назовите имена защитников Отечества, которые причислены к лику святых.

- Почему мы чтим подвиг защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны?










- А в мирное время, люди совершают подвиги? Приведите примеры из литературных произведений, из жизни, кому-то ответ подскажут строки стихотворения.

Верно, гласит народная мудрость: « Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами, полезными трудами». А ёщё и подвигами, которые бывают разными: воинский подвиг, трудовой подвиг, подвиг ежедневного труда, подвиг жизни.

- построение грамотных устных ответов

Подвиги совершают люди, защищая своё Отечество, трудовые подвиги.

Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, стал монахом.

Князь Александр Невский – великий воин в православном мире считается святым.

Адмирал Фёдор Ушаков, провёл десятки морских сражений и ни разу не проиграл.

Все люди нашей страны поднялись на защиту родной земли и совершали неисчислимое количество воинских и трудовых подвигов.


-Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.

III. Выявление места и причины затруднения


Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации


Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.


- А каком подвиге шла речь в начале стихотворения?

- Люди совершают и духовные подвиги (Стояние за веру, молитвенный подвиг, подвиг благочестия)

- Ради кого человека может совершать подвиг?

- В каком направлении движется душа человека, совершающего подвиг?

Можем мы ответить на эти вопросы?

Значит, какую цель мы поставим перед собой?




- И, тема нашего урока «Подвиг».

Сегодня мы расширим наши представления об этом понятии и приобретём, надеюсь, пользу для своей души.














На примере стихотворения увидеть, что подвиг может быть и духовным.



Испытывают затруднения.




Формулируют цель:

«Узнать, ради кого человек совершает подвиги.

Что движет им во время совершения подвига».


Определяют тему: «Подвиг».


IV. Построение проекта выхода из затруднения


Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.


Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой, предлагаю работать по следующему плану:

1. Поработать в группах со справочным материалом и выяснить значение слова «Подвиг», подобрать к нему ряд однокоренных слов, выяснить значение неизвестных слов.

2. Обратиться к материалу учебника, проанализировать дополнительный материал и выяснить, ради кого человек совершает подвиг.

3. Составить таблицу с примерами поступков и дел на основе полученной информации.

Учащиеся, с помощью учителя формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


- Сверить его с тем, какое определение даётся в толковом словаре, в научных текстах.

V. Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

знаково-символическое – моделирование

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,



Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.









Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.



Приступаем к реализации построенного проекта.

- Первая группа работает со словарями и выясняет значение слова «Подвиг».

- Вторая группа подбирает ряд однокоренных слов к слову подвиг и ряд синонимов к этому слову.

-Третья группа объясните слово «подвижник», « подвижничество»

- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО»

- Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл.

- После работы с информацией, каждая группа представляет свою работу.

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством;

самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;

принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.

Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице. Про таких людей мы не скажем, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели, навстречу Богу.

Послушаем представителей 3 группы

Выясним, кто такой подвижник.

- Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.

Приведите примеры подвижников



-Значит, подвиг – это какое-то движение.

Но что подразумевает это движение?

- Для реализации второго пункта плана обратимся к учебнику и выясним, ради кого совершает подвиг человек.

- В духовном плане, подвиг это движение от чего? Найдите ответ в тексте.

- Как вы поняли, какое это должно быть движение? Прочитайте.

- Действительно, когда человек ведёт работу в своей душе, укрепляет силу воли, жертвуя чем-то ради другого человека. Это движение в сторону от эгоизма, от привычки считать свои интересы выше интересов других людей.

- Поработайте в группах с дополнительным материалом и выясните, ради кого совершает подвиг ваш геройили должен совершить.

1 группа знакомится с информацией из рубрики учебника «Это интересно».

2 группа читает в учебнике рассказ о подвижнике Акакии.

3 группа прочитает текст о современном подвижнике

Тексты даны в приложении

1 группа.

Подвиг – это героический поступок.

Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины.

•словарь Ожегова,

•словарь Ушакова,

•словарь Кузнецова,

•Словарь Православной церковной культуры"

Г.Н. Скляревской

Выявление общего в толкованиях слов

2 группа

Подбор однокоренных слов и синонимов к слову «подвиг»:

  1. Движение, двигаться.

2.Поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.



3 группа

ПОДВИЖНИК,

1. Тот, кто изнуряет себя лишениями, постом, молитвами во имя служения Богу.

2. Тот, кто самоотверженно трудится, борется за достижение высоких целей на каком-либо тяжёлом поприще.




Чтение материала учебника Урок №19 с.62-63


Подвиг - это движение.

Это движение от своих недостатков, пороков, умение видеть их и стараться исправить.


- Бескорыстное, жертвенное, без сожаления и принуждения.

Это то, что требует напряжения и воли, преодоление эгоизма.

Жертва человека по имя любви к Богу.






Чтение текстов по группам, сообщение от каждой группы главной мысли текста и вывод, ради кого совершался тот или иной подвиг.

VI . Первичное закрепление во внешней речи


Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.


Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Опираясь на приобретённые на уроке знания , заполните таблицу с примерами поступков и дел, которые считаются подвигом и человек может совершить ради себя, ради другого человека, ради Бога.

Таблица


Подвиг ради себя

Подвиг ради другого человека

Подвиг ради Бога









Учащиеся комментируют и записывают в таблицу примеры поступков и дел, используя информацию учебника и прочитанного дополнительного материала.



























VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.


Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические – моделирование


Познавательные:

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,


Поработайте самостоятельно и ответьте на вопросы:

1.Когда можно совершить настоящий подвиг?

1. Один раз в жизни

2. Только в войну

3. В любой день

2. Подвиг совершается когда:

1. Люди, помогая кому-то, ищут себе славы.

2.Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.

3. Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность.

3.Отметь правильные утверждения.

1. Жертвовать чем-то надо только ради близких и родных.

2. Жертвенность – это проявление любви.

3. Подвиг ради себя укрепляет силу воли.

4. Подвиг обязательно должен вознаграждаться признанием и благодарностью.

5. Отказ от своих грехов является подвигом, который человек совершает ради себя.

Самостоятельная работа

Ученики выполняют самостоятельную работу и сверяют с образцом, аргументируют свой выбор.
















VIII. Включение в систему знаний и повторение



1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Личностные:

действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Регулятивные УУД :

в сотрудничестве с

учителем учитывают

выделенные педагогом

ориентиры действия

в учебном материале.


В истории всегда было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды, справедливости, но величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается какой подвиг?

Как вы понимаете слова Ефрема Сирина:

«Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг. Да взираем на виновника веры Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей, ибо на Иордане Он начал борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф. 4:1), и окончил ее в Иерусалиме на Кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями».









Подвиг Христа.


Высказывания учащихся о том, что главный подвиг совершил Спаситель. Люди должны всегда помнить эту жертву Христа и быть благодарным Богу и стараться жить по Его заповедям.



























IX. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания





Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Подведем итог нашего занятия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, удалось нам найти ответы на вопросы?

- Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце.

- Изменилось ли ваше понимание? Как?

- Почему оно стало другим в вашем понимании?

- Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

Ваше домашнее задание поразмышлять, чем вы жертвуете ради других. Замечаете ли вы, что кто-то жертвует ради вас?

Кого тема нашего урока заинтересовала и взволновала, я предлагаю написать краткий поучительный рассказ, который должен заканчиваться словами: «Любить – значит уметь жертвовать собой». Нарисуй к нему иллюстрацию.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Нужно стремиться, чтобы наша жизнь материальная, видимая, не лишала нас возможности быть подвижниками духа. Тогда мы, соединяя божественное начало и человеческое, сможем двигаться по единственно правильному жизненному пути!»

Спасибо за урок.

Ученики озвучивают поставленную в начале урока цель.

Высказывают суждения, смогли они найти ответы на поставленные вопросы.









Запись и осмысление домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!