Линькова Ю.Р.
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ № 57 «Лукоморье»
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Дети с ОНР имеют следующие психологические и физиологические особенности развития:
-недостаток базового слухового восприятия,
-недостаточность некоторых видов восприятия (слуховое, зрительное и пространственное чаще всего),
-зрительные представления не дифференцированы и бедны,
-низкая слуховая память, а также продуктивность запоминания,
-недостаточная устойчивость, быстрая истощаемость, низкая распределяемость и переключаемость внимания,
-речевая деятельность характеризуется недостаточной самоорганизацией,
-общая ослабленность,
-медленное развитие локомоторных функций, что проявляется плохой координацией, низкой скоростью и ловкостью движений,
-слабая, либо недоразвитая мелкая моторика,
-недоразвитие коммуникативных навыков и умения,
-высокая тревожность, низкая самооценка и нарушение самосознания.
После проведения мониторинга физического развития в старшей группе компенсирующей направленности, был сделан вывод о том, что у детей с ОНР различного уровня быстрота и ловкость находятся на уровне ниже среднего. Данные физические характеристики были количественно измерены с помощью следующих упражнений: бег 10 м. (быстрота), прыжок в длину с места (ловкость).
Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства. Подвижные игры направлены не только на физическое, но нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание детей. Они направлены не только на физическое, но нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание детей.
Критерии упражнений, используемых для развития быстроты (скоростных способностей):
-выполнение упражнений с максимальной скоростью,
-упражнение необходимо освоить так хорошо, чтобы не отвлекаться на его алгоритм, а все внимание должно быть направлено на скорость выполнения,
-в процессе выполнения упражнения скорость всегда должна быть на одном уровне, не допускать её снижения.
Для развития ловкости необходимо:
-использование упражнений, при выполнении которых происходит постоянная смена структуры действий,
-упражнения необходимо изменять, либо вносить изменения, сохраняя элемент новизны,
-выполнение заданий и двигательных действий в незнакомой ситуации.
Подвижная игра соответствует всем вышеуказанным критериям, а также приносит положительный психологический эффект, что является важным при учете психологических особенностей детей с ОНР.
Возможности подвижной игры как средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
-развитие коммуникативных навыков и социализация ребенка. Для развития физических способностей (ловкости и быстроты), в первую очередь необходимо мотивировать ребенка на выполнение действий. Если ребенок чувствует себя комфортно в коллективе, то работа будет осуществляться эффективнее. Ни что так не может заинтересовать ребенка и объединить детский коллектив как интересная подвижная игра;
-развитие двигательных способностей (произвольность движений, ловкость, быстрота, выносливость и т.д.). В процессе игры детям приходится выполнять ряд заданий, согласно правилам игры («замри», «беги», «прыгай на одной ноге», «бросай мяч» и т.д.), при выполнении которых у него происходит развитие всего комплекса двигательных способностей, в том числе быстроты и ловкости. В процессе игры дети не испытывают стресса, особенно если убрать соревновательный момент и играть ради удовольствия. Ведь игра является естественным состоянием ребенка дошкольного возраста;
-физическое развитие и развитие двигательных способностей в подвижной игре происходит незаметно. Особенно если ребенок запомнил правила и сосредоточен только на выполнении игровых действий. Коррекция тревожности, страхов и нервного напряжения. При развитии двигательных способностей детей с ОНР немаловажным является комфортное психическое состояние ребенка, так как ряд действий предполагает совершать действия, которые могут вызвать у ребенка страх, тревогу, нервное напряжения (например, страх темноты, одиночества, громких звуков и т.п.). В процессе подвижной игры ребенок увлекается ею и не акцентирует внимание на своих страхах и тревогах. Так, игра «Прятки» может помочь ребенку «победить» страх темноты и одиночества. В подвижных играх, в отличие от специальных физических упражнения, ребенок не отвлекается на свои страхи и тревоги, а занят выполнением необходимых двигательных действий.
Таким образом, можно отметить существенное преимущество подвижной игры в развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Игра в отличие от специальных физических упражнений, направленных на развитие двигательных способностей увлекательна и интересна для ребенка дошкольного возраста. Подвижная игра позволяет решить не только задачи физического воспитания (развитие двигательных способностей), но и предоставляет возможности для решения психических проблем детей с ОНР.