Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»
ПРИНЯТО Решением педагогического совета МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом Директора МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _______________ Э.В. Игошин от 31 августа 2021 г. №454 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
Разработчик:
Дубоносов Денис Викторович.
учитель физической культуры
МБОУ «Лицей №1
им. А.С. Пушкина»
г. Нижневартовск, 2021 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Целесообразность программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Цель программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к народному творчеству.
Расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Отличительной особенностью данной программы является более обширное изучение подвижных и народных игр за счет увеличения объёма (количество часов) на период обучения в начальной школе.
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы.
Срок реализации программы - программа рассчитана на 4 года
Основная форма работы – практические занятия, групповая.
Формы занятий: беседы, практические занятия, анкетирование и тестирование.
Учебная нагрузка – 1 год: 1час в неделю – 33 часа в год; 2-4 год: 1 час в неделю – 34 часа в год
Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий с детьми.
Особенности набора детей: ученики 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению медицинского работника).
Способы определения результативности.
Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля:
- предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);
- текущего (в конце каждого раздела разученных игр проводятся эстафеты, соревнования, на которых дети показывают полученные знания, физические умения по заданной теме. Дети оценивают результаты свои, товарищей, объясняют, что получается, а над чем ещё надо поработать. Дети играют в игры, объясняют, чем понравилась та или иная игра.)
- итогового (дети сами придумывают игры, участие в спортивных соревнованиях, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.
Тематическое планирование в 1 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Общее коли-чество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеауди торных, активныхзанятий |
По плану | Фактически |
| сентябрь | | Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Игра малой подвижности "Затейники". | Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать технику метания малого мяча | 1 | 1 | |
| сентябрь | | Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». | 1 | | 1 |
| сентябрь | | Комплекс ОРУ в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». | 1 | | 1 |
| сентябрь | | Упражнения на координацию движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу» | 1 | | 1 |
| октябрь | | Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели» | 1 | | 1 |
| октябрь | | Упражнения на укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». | 1 | | 1 |
| октябрь | | Упражнения на укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Гонка мячей», «Бегуны и метатели» | 1 | | 1 |
| октябрь | | Броски и ловля мяча. Игра «Бегуны и метатели». Игра "Удочка". | 1 | | 1 |
| октябрь | | Игра «Почта», «Коршун», «Пчёлки и ласточки». | | 1 | | 1 |
| ноябрь | | Беседа «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде». Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Разведчик» | Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивать физические качества. | 1 | 1 | |
| ноябрь | | Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». Игра «Лягушата и цапля». | 1 | | 1 |
| ноябрь | | Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра "Кто быстрее?". | 1 | | 1 |
| декабрь | | Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушата и цапля». | Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. | 1 | | 1 |
| декабрь | | Упражнения на совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу» | 1 | | 1 |
| декабрь | | Упражнения на крепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Мяч по полу» | 1 | | 1 |
| декабрь | | Игры «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши». | 1 | | 1 |
| январь | | Беседа «Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении». Игра малой подвижности "Затейники". | 1 | 1 | |
| январь | | Игра «Черепахи». Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге". | 1 | | 1 |
| январь | | Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». | 1 | | 1 |
| февраль | | Игра «Гонка с шайбами». "Лепка снежков и бросание их вдаль". | Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивать физические качества Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. | 1 | | 1 |
| февраль | | Игра «Гонки снежных комов». Игра «Скатывание шаров». | 1 | | 1 |
| февраль | | Игра «Гонка с шайбами». Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль". | 1 | | 1 |
| март | | Игра «Черепахи». Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге". | 1 | | 1 |
| март | | Игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами» | 1 | | 1 |
| март | | Беседа «Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма» Игра малой подвижности "Затейники". Игра "Кто быстрее?". | 1 | 1 | |
| март | | Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». | 1 | | 1 |
| апрель | | Игра «Два мороза». Эстафеты с примерами на сложение и вычитание. | Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать технику бега различными способами. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности. | 1 | | 1 |
| апрель | | Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель». | 1 | | 1 |
| апрель | | Беседа: «История возникновения игр с мячом». Игры «Кот и мыши». «Разведчик» | 1 | 1 | |
| апрель | | Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее» | 1 | | 1 |
| май | | Игры «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Зайка». | 1 | | 1 |
| май | | Игры. «Мяч капитану», «Подвижная цель». Спортивная игра: мини-футбол. «Кот и мыши». | 1 | | 1 |
| май | | Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи» Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками). | 1 | 1 | |
Содержание программы.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
1 год обучения (33 часа)
1.Беседы - 6 часов
Беседа «Возникновение подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни»
Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде».
Беседа: «История возникновения игр с мячом».
Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи»
Беседа «Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении»
Беседа «Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма»
2.Игры на взаимодействие между учащимися - 10 занятий
Цель: воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
3.Игры на развитие двигательных качеств - 10 занятий
Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
4.Игры по выбору учащихся – 4 занятий
5.Зимние забавы – 3 занятия
2 – 4 года обучения
(34 часа в год)
1.Беседы - 5 часов
Беседа «Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр»
Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде»
Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи»
Беседа «Первая помощь при обморожении»
Беседа «Профилактика детского травматизма»
2.Игры с элементами спортивных игр – 8 часов
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
3. Народные игры – 5 часов
Цель: Знакомство с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности. Воспитание толерантности при общении в коллективе.
4. Игры на развитие двигательных качеств – 8 часов
Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
5.Игры – Эстафеты – 4 часов
Цель: познакомить с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.
6.Зимние забавы – 4 часов
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками организации разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста игр, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
Технические средства: музыкальный центр, интернет, ноутбук.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи.
Учебно - практическое оборудование:
1. Стенка гимнастическая
2. Скамейка гимнастическая жёсткая
3. Мячи: мяч малый (теннисный), мячи набивные, волейбольные, баскетбольные (на каждого ученика).
4. Палка гимнастическая
5. Скакалка
6. Мат гимнастический (на 5-6 человек).
7. Рулетка.
8. Лыжи
9. Кубики.
10. Кегли.
11. Секундомер.
12. Свисток.
13.Аптечка.
Ожидаемые результаты:
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами:
—организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;
— обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
— представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Рекомендуемая литература.
Используемая литература:
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе:
Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Патрикеев А.Ю., Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост.– М.: ВАКО, 2007.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
Тихомирова Л.Ф. Зимние подвижные игры: 1–4 классы, Вако, 2007
Интернет-ресурсы в помощь учителю:
http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.
http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.
http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizol Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.
http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
http://portfolio. 1 september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту.
http://spo. 1 september.ru Газета в газете «Спорт в школе».
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 176 с., ил.
2. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г. Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80с., ил.
3. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
4.. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
5. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.