СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры 1 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»




ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»

Протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

Директора МБОУ «Лицей №1

им. А.С. Пушкина»


_______________ Э.В. Игошин

от 31 августа 2021 г. №454



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Подвижные игры»





Разработчик:

Дубоносов Денис Викторович.

учитель физической культуры

МБОУ «Лицей №1

им. А.С. Пушкина»












г. Нижневартовск, 2021 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Целесообразность программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность.

Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.


Цель программы:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

  • Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

  • Формирование интереса к народному творчеству.

  • Расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:

    • Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;

    • Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

    • Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

    • Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.


Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни;

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительной особенностью данной программы является более обширное изучение подвижных и народных игр за счет увеличения объёма (количество часов) на период обучения в начальной школе.

Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы.

Срок реализации программы - программа рассчитана на 4 года

Основная форма работы – практические занятия, групповая.

Формы занятий: беседы, практические занятия, анкетирование и тестирование.

Учебная нагрузка – 1 год: 1час в неделю – 33 часа в год; 2-4 год: 1 час в неделю – 34 часа в год

Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий с детьми.

Особенности набора детей: ученики 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению медицинского работника).


Способы определения результативности.

Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля:

- предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);

- текущего (в конце каждого раздела разученных игр проводятся эстафеты, соревнования, на которых дети показывают полученные знания, физические умения по заданной теме. Дети оценивают результаты свои, товарищей, объясняют, что получается, а над чем ещё надо поработать. Дети играют в игры, объясняют, чем понравилась та или иная игра.)

- итогового (дети сами придумывают игры, участие в спортивных соревнованиях, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.



Тематическое планирование в 1 классе.


п/п

Дата


Тема

Характеристика видов деятельности учащихся

Общее коли-чество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеауди

торных, активныхзанятий

По плану

Фактически


сентябрь


Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Игра малой подвижности "Затейники".

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении

упражнений.


Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.


Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении упражнений.


Осваивать технику бега различными способами.


Осваивать технику метания малого мяча

1

1


сентябрь


Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору».

1


1

сентябрь


Комплекс ОРУ в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

1


1

сентябрь


Упражнения на координацию движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу»

1


1

октябрь


Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели»

1


1

октябрь


Упражнения на укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».

1


1

октябрь


Упражнения на укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Гонка мячей», «Бегуны и метатели»

1


1

октябрь


Броски и ловля мяча. Игра «Бегуны и метатели». Игра "Удочка".

1


1

октябрь


Игра «Почта», «Коршун», «Пчёлки и ласточки».


1


1

ноябрь


Беседа «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде».

Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Разведчик»

Осваивать умения выполнять

универсальные физические

упражнения.


Развивать физические качества.

1

1


ноябрь


Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». Игра «Лягушата и цапля».

1


1

ноябрь


Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра "Кто быстрее?".

1


1

декабрь


Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушата и цапля».

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.


Описывать разучиваемые

технические действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр.


Моделировать технические действия в игровой деятельности.


Взаимодействовать в парах и группах при выполнении

технических действий из спортивных игр.


1


1

декабрь


Упражнения на совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу»

1


1

декабрь


Упражнения на крепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Мяч по полу»

1


1

декабрь


Игры «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши».

1


1

январь


Беседа «Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении». Игра малой подвижности "Затейники".

1

1


январь


Игра «Черепахи». Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге".

1


1

январь


Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».

1


1

февраль


Игра «Гонка с шайбами». "Лепка снежков и

бросание их вдаль".

Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.

Осваивать умения выполнять

универсальные физические

упражнения.

Развивать физические качества

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Описывать разучиваемые

технические действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и

группах при выполнении

технических действий из

спортивных игр.

Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.

1


1

февраль


Игра «Гонки снежных комов». Игра «Скатывание шаров».

1


1

февраль


Игра «Гонка с шайбами». Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль".

1


1

март


Игра «Черепахи». Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге".

1


1

март


Игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами»

1


1

март


Беседа «Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма»

Игра малой подвижности "Затейники". Игра "Кто быстрее?".

1

1


март











Упражнения на развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».

1


1

апрель


Игра «Два мороза». Эстафеты с примерами на сложение и вычитание.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать технику бега различными способами. Описывать разучиваемые

технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические действия в игровой деятельности.

1


1

апрель


Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».

1


1

апрель


Беседа: «История возникновения игр с мячом».

Игры «Кот и мыши». «Разведчик»

1

1


апрель


Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее»

1


1

май


Игры «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Зайка».

1


1

май


Игры. «Мяч капитану», «Подвижная цель». Спортивная игра: мини-футбол. «Кот и мыши».

1


1

май


Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи»

Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками).

1

1





Содержание программы.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.


1 год обучения (33 часа)


1.Беседы - 6 часов

Беседа «Возникновение подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни»

Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде».

Беседа: «История возникновения игр с мячом».

Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи»

Беседа «Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении»

Беседа «Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма»


2.Игры на взаимодействие между учащимися - 10 занятий

Цель: воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.

В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.


3.Игры на развитие двигательных качеств - 10 занятий

Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.

Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.

4.Игры по выбору учащихся – 4 занятий

5.Зимние забавы – 3 занятия


2 – 4 года обучения

(34 часа в год)

1.Беседы - 5 часов

Беседа «Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр»

Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде»

Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи»

Беседа «Первая помощь при обморожении»

Беседа «Профилактика детского травматизма»

2.Игры с элементами спортивных игр – 8 часов

Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.

3. Народные игры – 5 часов

Цель: Знакомство с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности. Воспитание толерантности при общении в коллективе.

4. Игры на развитие двигательных качеств – 8 часов

Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.

5.Игры – Эстафеты – 4 часов

Цель: познакомить с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.

6.Зимние забавы – 4 часов


Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками организации разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста игр, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  1. Технические средства: музыкальный центр, интернет, ноутбук.

  2. Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи.

  3. Учебно - практическое оборудование:

1. Стенка гимнастическая

2. Скамейка гимнастическая жёсткая

3. Мячи: мяч малый (теннисный), мячи набивные, волейбольные, баскетбольные (на каждого ученика).

4. Палка гимнастическая

5. Скакалка

6. Мат гимнастический (на 5-6 человек).

7. Рулетка.

8. Лыжи

9. Кубики.

10. Кегли.

11. Секундомер.

12. Свисток.

13.Аптечка.

Ожидаемые результаты:

В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Универсальными компетенциями:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами:

—организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;

— обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;

— представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— формировать навыки здорового образа жизни;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Рекомендуемая литература.


Используемая литература:

  1. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе:

  2. Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.

  3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

  5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

  6. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005

  7. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

  8. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

  9. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989

  10. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

  11. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

  12. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

  13. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

  14. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

  15. Патрикеев А.Ю., Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост.– М.: ВАКО, 2007.

  16. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

  17. Тихомирова Л.Ф. Зимние подвижные игры: 1–4 классы, Вако, 2007


Интернет-ресурсы в помощь учителю:

  • http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.

  • http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.

  • http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.

  • http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.

  • http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizol Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.

  • http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.

  • http://portfolio. 1 september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту.

  • http://spo. 1 september.ru Газета в газете «Спорт в школе».


Литература, рекомендуемая для детей и родителей:


1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 176 с., ил.

2. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г. Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80с., ил.

3. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

4.. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.

5. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.