СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры – начало становления физически развитой личности.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к ослаблению иммунитета. Основными задачами физического воспитания в начальной школе являются укрепление здоровья и содействие правильному физическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры – начало становления физически развитой личности.»

Авторы: Бедрицкая С.П., учитель начальных классов высшей категории.

Платонов В.П., учитель физической культуры первой категории.

Подвижные игры – начало становления физически развитой личности.

Современная Россия заинтересована в дальнейшем развитии физической культуры и спорта. Подготовка молодежи к трудовой и здоровой жизнедеятельности – является большой и главной задачей нашего государства.

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к ожирению и ослаблению иммунитета. Начальная школа – первая ступенька формирования личности будущего гражданина, которая закладывает правильную основу развития и совершенствования физически развитого человека.

Основными задачами физического воспитания в начальной школе являются укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение их жизненно важным двигательным и гигиеническим навыкам, воспитание основных физических и морально-волевых качеств.

Чтобы достичь успеха в решении данных задач, необходима правильная организация физического воспитания, предусмотренного школьной программой. В школьных программах по физическому воспитанию учащихся начальной школы большое место отводится подвижным играм.

Именно подвижные игры всесторонне влияют на становление личности ребенка, способствуют решению важнейших педагогических и социальных задач физического воспитания.

Повышение качества урока. Подвижные игры повышают физиологическую и эмоциональную нагрузку урока, развивают интерес детей к физическим упражнениям. Игры на уроке способствуют установлению близкого контакта между учителем и учащимися. Игра приносит ребенку радость, желание не только быть первым, но и воспитывает в нем чувство ответственности и сплоченности с одноклассниками.

Воспитание общественных норм поведения. Подвижные игры способствуют воспитанию социально принятых норм взаимоотношений в коллективе. Каждый игрок должен уметь согласовывать свои действия с действиями других участников, выполнять правила игры. Ребенок, выполняя определенную роль в игре, учится подчиняться и руководить другими. Именно в игре развивается и укрепляется чувство коллективизма, товарищества, дружбы, вежливость, простота, искренность.

Психологическое и эстетическое значение подвижных игр. Соблюдение правил игры в детях воспитывается самообладание, сдержанность, уважение друг к другу. Содержание игр направляет и активизирует наблюдательность, внимание, мышление детей, развивает творческое воображение и сообразительность. Выполняя ту или команду у ребенка развивается быстрота реакции, умение ориентироваться на местности.

Развитие навыков движений. Подвижные игры являются средством укрепления, совершенствования и проверки в процессе обучения физическим упражнениям полученных знаний, умений, качеств и навыков. Например, игра «Челнок» совершенствует навык прыжка в длину. Улучшается не только качество выполнения движений, но и количественные показатели (дальность и высота прыжка, скорость и выносливость в беге).

Правильная осанка. Игровая деятельность укрепляет и развивает основные группы мышц и тем самым способствует улучшению осанки детей. В некоторые игры включены элементы гимнастики, которые воздействуют на улучшение осанки и воспитывают навык правильно держать спинку.

Гигиеническое воспитание в подвижных играх. Подвижные игры для младшего школьника – лучшее средство активного отдыха после напряженных умственных занятий. Подвижная игра вызывает у детей хорошее самочувствие, жизнерадостное настроение.

Знакомство с народностями страны. В нашей многонациональной стране происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих Россию. Народные подвижные игры знакомят учащихся с национальной культурой того или иного народа. Именно учитель помогает понять школьнику, что людей разных национальностей объединяет любовь к России, интерес к ее многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к традициям.

Главная задача педагога научить детей играть активно и самостоятельно. Именно в процессе подвижных игр ученики приобретают важные качества, которые будут им необходимы в будущем.

Планирование подвижных игр.

В младших классах подвижные игры должны включаться в каждый урок. В число игр для каждого класса необходимо вносить:

  1. программные игры данного класса с учетом повторений игры;

  2. повторение пройденных игр;

  3. игры и их варианты;

Планируя игры, необходимо учесть особенности состава класса, условия проведения занятий, основные учебно-воспитательные задачи.

Ниже представлены подвижные игры, которые мы используем на уроках. Данные игры интересны ребятам.

Подвижные игры - рекомендованные в 1-2 классе.

Царь кольца

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

Атрибуты: баскетбольный или волейбольный мяч, баскетбольное кольцо (можно начертить круг на полу, если кольца нет).

Ход игры: по дуге вокруг баскетбольного кольца чертится 9 колец.

Схема бросания мяча

Начиная с крайнего правого, кольца несут такие названия: «царь», «царевич», «боярин», «генерал», «офицер», «купец», «крестьянин», «батрак», «раб».

Все игроки начинают бросать мяч в кольцо, начиная с круга под названием «раб», по очереди. После удачного попадания мячом в кольцо игрок переходит в следующий круг и бросает мяч уже из этого круга. При промахе игрок остается в прежнем круге. Бросает следующий игрок.

Особые замечания: все проигравшие, т. е. не дошедшие до круга «царь», игроки бегают вокруг всех игроков. При этом игроки, оставшиеся в кругу «раб», бегают 8 раз, в кругу «батрак» — 7 раз и т. д.

Охота на куропаток

Цель игры: развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей.

Атрибуты: несколько резиновых мячей среднего размера.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «охотников» и «куропаток». На площадке на расстоянии 15 м по обеим сторонам проводятся линии, за которыми должны стоять «охотники». В центре площадки вычерчиваются еще 2 параллельные линии на расстоянии 5 м одна от другой. Пространство между этими линиями считается полем для «куропаток». Следовательно,-«охотники» располагаются за линиями по краям площадки, а «куропатки» — в центре площадки.

По сигналу «куропатки» начинают ходить по всей площадке в поисках зернышек. «Охотники» с мячами в руках следят за ними. Когда «куропатки» приближаются к краям площадки, подается второй сигнал, после которого «куропатки» быстро бегут на свои места, ближе к центру, а «охотники» стараются осалить их мячом. Если «охотники» поймали больше половины «куропаток», то игра начинается снова, а ее участники меняются ролями.

Особые замечания: за пределы указанных линий выходить нельзя. Если мяч попал в игрока, то он должен без сопротивления переходить на сторону «охотников».

Волшебные волки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки — это волшебные белые «волки». Они делятся на 2 команды. Каждая команда находится в своем логове, рядом с которым находится клетка. Логово — это круг, рассчитанный на то, чтобы все играющие каждой команды поместились в нем свободно. Клетка — тоже круг, предназначенный для пленников. В центре площадки проведена линия — граница между логовами. Команда, выигравшая жребий, начинает первой и поет:

— Белый лютый, серый лютый,

Вы кого хотите схватить?

Другая команда отвечает:

— Нужен нам самый храбрый,

Тот, кто врагов в бою победил,

Тот, кто в походы ходил,

Тот, кто в стременах вставал,

Злому волшебнику рога отрубал!

Белый лютый, серый лютый,

До орды добежит,

К нам от вас (имя игрока) прибежит!

Команда, приглашающая к себе «волка», встает в шеренгу, выставляя вперед руки вверх ладонями. Названный игрок при поддержке криками своих товарищей выбегает из логова, ударяет по ладоням того игрока, кого он считает слабее себя, и бежит обратно к логову. Игрок, задетый храбрым «волком», бежит за ним, стараясь коснуться его рукой, пока «волк» не достигнет границы логова. Если ему это удалось, он забирает с собой «волка» и ведет в свою команду. Если он не успеет дотронуться, то становится пленником и встает в клетку.

Дракончики

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: все игроки — «дракончики». Они берутся за руки, образуя цепь. Один из игроков — «Большой дракон», он должен бежать, увлекая за собой всех остальных игроков, на бегу описывая разные фигуры: бегая по кругу, резко поворачивая, обегая вокруг деревьев или поставленных стульев, перепрыгивая через препятствия. Задача «Большого дракона» — вести игроков за собой змейкой. Он может даже закрутить ее вокруг крайнего игрока, затем раскрутить. В определенный момент «Большой дракон» может даже крикнуть: «Бегите!» На эту команду игроки разбегаются в разные стороны, а по команде: «Дракончики!» — они снова встают в цепочку. Те игроки, которые во время выполнения движений отпустили руки, выбывают из игры.

Особые замечания: игроки должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не распалась. «Большой дракон» не должен бежать слишком быстро.

Лиски

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: небольшие мягкие игрушки по числу игроков.

Ход игры: из игроков выбирается «лис», он будет вести игру. Остальные игроки — дети, они встают в круг и кладут возле себя «лисок» — маленькие мягкие игрушки. «Лис» подходит к одному из игроков и говорит:

— Где был?

— В лесу.

— Кого поймал?

— Лиску.

— Верни лиску. Она моя.

— За так не отдам.

— За что отдашь — скажи сам.

— Если обгонишь, тогда отдам.

После этих слов «лис» бежит в одну сторону по кругу, а игрок — в другую. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, «лисом» — игрок, который остался.

Особые замечания: бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Лягушачье болото

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: 6—8 бейсболок.

Ход игры: на площадке очерчивается круг диаметром 5 м, от которого на расстоянии 8 м линиями обозначается домик. Все игроки делятся на 2 команды по 6—8 детей. Одна команда становится в круг на четвереньки — они «лягушки». «Лягушки» в кругу прыгают, квакают. У них на головах бейсболки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга. Они — расшалившиеся дети, которые стараются снять с «лягушек» шапочки и унести их в домик. Убегающих преследуют «лягушки», у которых сняли шапки. Они стараются осалить убегающих до того, как те вбегут в домик. Каждые 3—4 минуты команды меняются местами.

Особые замечания: «лягушки» не должны выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут бейсболки. В кругу «лягушки» передвигаются на четвереньках, а за его пределами могут встать на ноги и бегом преследовать убегающих. Снимать шапки можно с нескольких «лягушек». Если «лягушка» осалила игрока, он выходит из игры, отдавая головной убор.

Рыбаки и рыбы

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: выбираются 2 "рыбака", остальные  — "рыбы". Они ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья — не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.

"Рыбы" разбегаются, "рыбаки" берутся за руки и ловят "рыб".  Пойманные "рыбы" присоединяются к "рыбакам", отчего "сеть" становится длиннее, и ловят оставшихся "рыб".

Караси и щука

Цель игры: развитие координации движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.


По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».


Ход игры: игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.


День и ночь


Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.


Ход игры: на игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.


Не урони мяч


Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.


Ход игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.


Подвижные игры – рекомендованные в 3-4 классе.

Западня

Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.

Ход игры: играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний — в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

Стрелок

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, меткости.

Ход игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрк – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот в которого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Займи место

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу –

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавших круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановится при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Белый тополь, зеленый тополь.

Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.

Ход игры: играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

Белый тополь, зеленый тополь!

От нас кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь. То он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

Продаем горшки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: играющие делятся на две группы, Дети горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай.

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Колечко

Цель игры: развитие быстроты реакции.

Ход игры: Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко выйди на крылечко!»

Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустив из круга.

Правила игры. После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» - все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Король зверей

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, меткости.

Ход игры: все играющие звери, один из них король зверей. Каждый зверь должен сказать королю свое название, но так, чтобы другие звери не слышали (тигр, волк, заяц, и др.). Звери выстраиваются в один ряд напротив короля, за несколько шагов до него. У ног короля лежит мяч. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а король старается попасть в него мячом. Если мяч попадает в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч и другое). После того, как король назовет двух-трех зверей, он говорит: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь.

Правила игры. Король бросает мяч, не выходя за очерченную линию. Новый король выбирается после того, как пойманы три-четыре зверя.

Немая игра

Цель игры: развитие самообладания.

Ход игры: игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или с левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему.

Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если сосед один раз заговорил или засмеялся, то все игроки смотрят на него, а соседние игроки, то есть сидящие по обе стороны от него, начинают гримасами сами смешить его. Если он не выдержит (засмеется или издаст какой-нибудь звук), то выходит из игры. Выигрывает тот, кто проявил большее самообладание.

Правила игры. Проигравшие должны в конце игры сесть, прочитать стихотворение или станцевать.

Семь камней

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, меткости.

Ход игры: игроки делятся на две команды. В центре площадки чертят круг диаметром 15-20 м, в кругу складывают башню из семи камней (можно прямоугольные плоские предметы). На расстоянии 3-5 м отмечают линию, за которой собираются члены первой команды. Начинающий игру и другие участники его команды поочередно стараются разрушить башню с помощью мяча. Вторая команда расходится по площадке, назначив сторожа у камней.

Если первым удастся разрушить башню, сторож обязан тут же поймать мяч и бросить игрокам из своей команды, чтобы они, передавая мяч друг другу, запятнали мячом убегающих игроков. Последние, добежав до камней, быстро складывают их друг на друга. Выстроив башню, команда выигрывает. Игра начинается сначала.

Правила игры. По башне из камней игроки нападающей команды бьют поочередно. Нельзя бежать за игроком с мячом в руке. Мяч всегда передается. Тот, кого осалили мячом, выбывает из игры.

Ястребы и ласточки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в игре участвует неограниченное играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ласточки, в другом – ястребы. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова отрывно: лас –пауза – точка, или яс…, а окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры. Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой в конце игры окажется больше игроков.



По содержанию все подвижные игры интересны и доступны ребенку. Они способствуют активной работе мысли, расширяют кругозор ребенка, уточняют представление об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника и младшего школьного возраста.

Работая с детьми, учителю необходимо помнить, что детские впечатления очень глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют основу для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.

Литература:

1.В.М.Качашкин «Физическое воспитание в начальной школе», Москва, Просвещение, 1983 год.

2. А.В.Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», Москва, Просвещение, 1988 год.

3. А.А.Бриедис «Подвижные игры», Ленинград, 1961 год.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!