СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры народов Севера для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры народов Севера для детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 98»

города Магнитогорска









Подвижные игры народов Севера
для детей старшего дошкольного возраста























Подготовила:

Соломкина Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории





Магнитогорск, 2023 год

Игра - высшая форма исследования


Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, а так же, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью.

Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все хантыйские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Основным условием успешного внедрения игр народов ханты в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в игры народов ханты.

Итак, хантыйские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.


1. «Гонки на оленьих упряжках»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение взаимодействовать в мини- коллективе.
Оборудование:
- «Упряжка для оленя»- обруч с колокольчиком

- «Хорей»- длинная палка с круглым наконечником (1 м 10 см)

- «снежные сугробы» - конусы

Методика проведения: Игра проводится в форме эстафеты, играющие делятся на 2 команды, команды делятся на пары, где один ребенок изображает «оленя», другой – «пастуха-оленевода».

По сигналу первые упряжки бегут, объезжая «сугробы», передают эстафету следующей «оленьей упряжке».

Выигрывает команда, которая раньше закончит гонки.


2. «Гонки на лыжах»

Цель: упражнять в передвижениях на лыжах, умении быстро реагировать на изменения внешних условий.

Оборудование:
- лыжи на обычных креплениях

- флажки – ориентиры

Методика проведения: Игра проводится по принципу эстафеты. Участвуют 2 команды.

По сигналу первые участники надевают лыжи, добегают до флажка, возвращаются, предают лыжи следующему участнику.

Выигрывает команда, быстрее преодолевшая дистанцию.


3. «Перетягивание на палках»

Цель: Умение взаимодействовать в парах, развивать координацию, ловкость, силу.
Оборудование: - деревянная палка

Методика проведения: Двое играющих сидя на полу, упираются ступнями ног друг другу, берутся за палку 2 руками.

По сигналу пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.

Побеждает тот, кто сделает это первым. (Участники должны быть равными по силе).


4. «Борцы силачи»

Цель: Развивать ловкость, координацию, умение взаимодействовать в парах.
Оборудование: - круг, начерченный на полу

Методика проведения: Двое детей встают в круг, руки сцеплены за спиной, стараются вытолкнуть друг друга из круга (усложнение: стоять на 1 ноге)

Побеждает тот, кто останется в круге (или встанет на 2 ноги).


5. «Саамский футбол»

Цель: Умение взаимодействовать в мини - коллективе,

- развивать ловкость, координацию движений,

- развивать меткость и глазомер.

Оборудование:
- «саамский мяч»

- ворота

- специальная одежда (юбки)

Методика проведения: Участвуют 2 команды, целью которых является большее количество забитых голов в ворота соперника.


6. «Хейро»
Цель:
- умение взаимодействовать в коллективе

- способствовать развитию координации, ловкости, быстроты

Методика проведения:Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад, и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

7. Льдинки, ветер и мороз

Цель: - развивать ловкость, умение взаимодействовать в парах и мини-коллективе,
- умение применять разновидности бега, прыжков, ходьбы в соответствии с сигналом.

Методика проведения: Играющие встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

— Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинъ, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку.

На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движе­ния: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.


8.«Полярная сова и евражки»

Цель: Воспитывать выдержку, терпение, умение быстро реагировать на сигнал.
Методика проведения: Полярная сова (1 ребенок) находится в углу площадки, остальные дети – евражки.

Под тихие ритмичные удары бубна дети – евражки бегают по площадке, на громкий удар в бубен дети – евражки останавливаются и стоят «столбиком» не шевелясь.

Полярная сова облетает и смотрит, кто пошевелится или стоит не «столбиком»,уводит к себе. После 3-4 повторений отметить детей, показавших хорошую выдержку и терпение.

Правила игры: Дети должны быстро реагировать на смену ударов; громкие удары в бубен не должны длиться долго.


9. «Важенка и оленята»

Цель :Выполнение движений в соответствии с текстом, умение быстро реагировать на сигнал. Упражнять в ходьбе и беге не мешая друг другу.

Методика проведения: На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из которых находится важенка и 2 оленят. Волк сидит за сопкой (на другом краю площадки).
На слова ведущего: « Бродит в тундре важенка, с нею – оленята, объясняет каждому все, что непонятно, топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.»

Выполняются ходьба и бег по площадке в соответствии с текстом; по сигналу « волк идет» - оленята и важенка убегают в свои домики – круги.
Правила игры: волк может ловить только после слов « волк идет», ловит на площадке, нельзя ловить тех, кто уже встал в свой круг. Пойманных оленей волк отводит к себе за сопку.


10. «Охота на куропаток»

Цель: Упражнять в беге не наталкиваясь, в метании в движущую цель.
Методика проведения: Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется. Игру можно проводить на природе.

Правила игры: Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.


11. «Рыбаки»
Цель: Упражнять в выполнении движений по показу. Развивать внимательность.

Методика проведения: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры: Тот, кто повторит движение неправильно, временно выбывает из игры.


12. «Рыбаки и рыбки»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием; развивать ловкость, быстроту реакции;
Методика проведения: На полу лежит шнур в форме круга, это – сеть. В центре круга стоят 3 детей, это – рыбаки. Остальные играющие находятся за кругом, это – рыбки. По сигналу рыбки бегают по всей площадке, переодически забегая в круг. Дети - рыбаки стараются запятнать того, кто забежал в круг – сеть.

Правила игры: Бегать по всему залу не мешая друг другу, обязательно забегать в круг – сеть. Рыбаки могут ловить рыбок только в сети (кругу). Кто больше поймал рыбы, то лучший рыбак.


13. «Отбивка оленей»

Цель: Упражнять в метании в цель. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Методика проведения: Играющие находятся в заранее очерченном большом кругу, это – олени. Трое (или по желанию) детей находятся за кругом, это – пастухи. По сигналу «Раз, два, три, отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленя. Тот, в кого попадает мяч, считается пойманным («отбитым от стада») оленем. Каждый пастух «отбивает 5-6 раз. Подсчитывается количество «отбитых» оленей у каждого пастуха.

Правила игры: Бросать мяч только в ноги и только по сигналу в движущуюся цель.

14. «Бег в снегоступах»

Цель: Упражнять в беге с нестрандартным оборудованием. Развивать ловкость, быстроту, умение взаимодействовать в коллективе.
Методика проведения: Играющие делятся на 2 равные команды. Строятся в колонны за линией старта. У каждой команды оп паре снегоступов.

По сигналу ведущего первые игроки в каждой команде надевают снегоступы и бегут в них до линии финиша, обозначенного флажком, возвращаются и передают снегоступы следующему участнику.

Выигрывает команда, первой закончившая соревнование.
Правила игры: Проводятся по принципу эстафеты. Передавать снегоступы только за линией старта. Огибать линию финиша, не уронив флажок.
Выигрывает команда, первой и без замечаний закончившая эстафету.

15.«Оленьи упряжки»

Цель: Упражнять в беге с преодолением препятствий, умении быстро реагировать на сигнал; взаимодействовать в парах.

Методика проведения: Играющие стоят парами вдоль одной из сторон площадки или зала. Один из них – олень, второй – каюр.

По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до проти­воположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!», каждый игрок – каюр ловит свою пару.

Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.


16. «На новое стойбище»

Цель: Упражнять в беге парами; Умение быстро реагировать на сигнал. Развивать внимание.
Методика проведения: Играющие стоят парами: один – олень, второй – каюр. Упряжки стоят друг за другом.

По сигналу ведущего «Оленеводы переезжают на новое стойбище», упряжки бегут на другую сторону площадки, огибая препятствия. Во время движения каюры издают характерный для оленеводов - тундровиков звук «кхх, кхх». По сигналу ведущего упряжки останавливаются на привал. Каюры отпускают своих оленей, которые бегают врассыпную. По сигналу «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры: Выполнять движения только по сигналу. Упряжки не должны обгонять друг друга. После привала последовательность передвижения сохраняется.

17. «Волк и олени»

Цель: Упражнять в беге с уворачиванием, в быстром реагировании на сигнал.
Методика проведения: Из числа играющих выбирается волк, остальные дети – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка, на противоположном конце «пасутся олени».

По сигналу ведущего «волк», волк просыпается, выходит из своего логова и широким шагом начинает обходит вокруг стада, постепенно круг, где находятся олени, сужается. По сигналу «рычание волка», олени разбегаются в разные стороны. Волк старается поймать оленей (коснуться рукой до игрока). Пойманного оленя волк отводит к себе.

Правила игры: действовать по сигналу. Пойманный олень уходит в логово волка.

18. «Ловкий оленевод»

Цель: упражнять в метании в цель.

Методика проведения: В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выиг­равшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры: бросать мяч только с условленного расстояния.







Используемая литература:

1.Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке»

2.О. Е. Громова «Подвижные игры для детей», Сфера, 2018 г.

3. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.

Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада»

5.Лучшие игры для детей 2 до 7/ Сост. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил

6.Осейкова Н.О. «Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке»

7.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.

8.«Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск, 2002 г.
9.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А.Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.

10.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.

11.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В.Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!