СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура - инвариантная составляющая базовой и вариантной части содержание общего образования функции физической культуры в обучении, воспитании и оздоровлении подрастающих поколений обуславливают потребность в постоянном поиске путей повышения качества и результативности учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников»


ДОКЛАД

на тему:



«АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР»



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Физическая культура - инвариантная составляющая базовой и вариантной части содержание общего образования функции физической культуры в обучении, воспитании и оздоровлении подрастающих поколений обуславливают потребность в постоянном поиске путей повышения качества и результативности учебного процесса.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20 % имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях.Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья

Дети любят бегать, играть. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса.

Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.Для здоровья ребенка очень важно, научиться определенным двигательным действиям, выполнять их и правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.

Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Рабочая гипотеза. В исследовании мы предположили, что применение подвижных игр различной интенсивности на занятиях по физической культуре значительно повысит его оздоровительный и учебно-тренировочный процесс в начальной школе.

Цель исследования. Проанализировать в педагогическом эксперименте эффективность подвижных игр в развитии физических качеств детей младшего школьного возраста, освоения и закрепления ими навыков физических упражнений.

Объект исследования ученики начальных классов МБОУ гимназии №38 г. Махачкала. Возраст учеников от 6 до 11 лет.

Задачи исследования:

1. Уточнить и конкретизировать сущность и содержание понятия “физическое воспитание” относительно начальной школы.

2. Исследовать психолого-педагогический механизм влияния подвижных игр на развитиефизических качеств младших школьников.

3. Использовать разнообразные формы и методы работы учителя с подвижными играми;

Методы исследования: Анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач использовали также наблюдение, беседу, анкетирование, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций. Эти методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли одних или других методов на отдельных этапах исследовательской работы. Однако ведущим методом исследования является опытная работа.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что ее результатами могут воспользоваться студенты, учителя начальных классов и другие специалисты.

Научная новизна.

- разработка структуры, интенсивности и объема специальных игр, упражнений, направленных на развитие физических качеств детей;

- определение эффективности игрового метода занятий в освоениенавыков различных сложных физических упражнений (метания, прыжки).

Практическая значимость исследования. Разработанные комплексы игр и игровых упражнений создают условия для формирования необходимых двигательных качеств детей: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и повысит интерес учащихся к занятиям физической культуры.

На защиту выносится следующее положение: комплексы специализированных игр и игровых упражнений являются более эффективными в развитии основных физических качеств и морфофункциональных показателей детей младшего школьного возраста, чем занятия, проводимые по общепринятой программе.

Структура работы

Работа состоит из трех глав введения и заключения. В данной работе присутствуют три диаграммы и 19 таблиц, в которых раскрыты основные показатели по исследуемой теме. В первой главеавтором рассматривается и изучается основная литература по исследуемой теме. Раскрыты особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста основные понятия, выявлены актуальные проблемы развития физических качеств у детей 6-11 лет. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Так же в первой главе раскрыты социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

Оздоровительные задачи

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

  2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

  3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

  4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи

  1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков (З.И.Кузнецова, 1968): 1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

  2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи

  1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьникусвое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

  2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы.

Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

  1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

  2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

  3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

  4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

  5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.В возрасте 6—11 лет начинают формироваться интересы и предпочтения к определенным видам физической деятельности, выявляется особенность индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. По нашему мнению, все это создает условия, которые способствуют успешной физкультурно-спортивной направленности детей младшего школьного возраста, определению для каждого из них наиболее рационального пути физического развития.

Средства физического воспитания детей младшего школьного возраста

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений, которые составлены в соответствии с ФГОС -3. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания[9].

Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).

Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятельности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами являются прежде всего циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Во второй главе раскрывается роль игр в психическом и физическом развитии детей младшего школьного возраста

«В игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а,следовательно, и на будущую судьбу». К.Д Ушинский

Игровая теория возникла из наблюдений за природой. Английские философы Г. Спенсер и Ф. Шиллер на рубеже XIX и XX столетий утверждали, что человек, подобно животному играет, бегает, прыгает, потому что избыток сил, имеющийся у него, необходимо израсходовать.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.

Методика ознакомления детей младшего школьного возраста

с природой игровой задачи и ее значения

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.





Обучение основным двигательным навыкам детей младшего школьного возраста

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать детям игры с незнакомыми движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, игры с выносливостью, ловкостью.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

В данной исследовательской работе дано педагогическое обоснование разработки специальных игр-упражнений на занятиях физической культуры в начальной школе. В силу того, чтограмотно продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи, мною был разработан специальный комплекс игр, направленных на развитие тех или иных физических качеств.




Группировка игр по развитию у занимающихся физических качеств

Качества проявляемые в игре

Характеристика игровых действий

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с уворачиванием)

Быстрота

Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

Гибкость

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах



Подвижные игры различной направленности

ВЫНОСЛИВОСТЬ

СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ

БЫСТРОТА

КООРДИ-НАЦИОННЫЕ

КОМПЛЕКСНЫЕ

Мяч от стены

Создавай круг

Накорми птиц

Загони шайбу

Косарь

Опасная прогулка

Отними ленту!

Угадай погоду

Бросай первым

Карусели

Прыжок за прыжком

Кто больше осилит!

Кому, что надо

Попади в цель

Конек-горбунок

Догони!

Помоги, друг!

Чего не бывает

Два капитана

Нора лисы

Кто быстрее!

Создавай пару!

Угадай, что это

Кто первый

Дровосек

Регулировщик

Будь готов!

Кузнечики

Кто дальше

Погреемся

Колобок

Салки в круге

Хитрый лис

Попади в корзину

Радуга Силач

Казаки-разбойники

Лабиринт

Снегири

Мяч водящему

Пружинка

Кто найдет

Борьба за мячами

Кто быстрее

Мячи в корзину

Лестница

Кит

Занимай место!

Лучший снайпер

Прогулка с мячом

Стоп

Гуси-лебеди

Гонка мячей

Лишний в кругу

С горки вниз

Горячий мяч

Заблудились

Передачи по кругу

Партизаны

Лови комара

Большие-маленькие

Охота за мячом

Передача мяча

Картошка

Медведь

Ель, елка, елочка

Ловля рыбы



Червяк

Пойди, не упади



Исходя из вышеизложенного, нами был проведен анализ динамики развития двигательных навыков у детей младшего школьного возраста, который показал влияние подвижных игр на развитие физических качеств учеников младших классов.

В третьей главе автор описывает проведенный эксперимент, анализирует результаты своих исследований. Подтверждая тем самым рабочую гипотезу данного исследования.

Нами была проведена научно–исследовательская работа по анализу динамики развития физических качеств младших школьников через подвижные игры, по выявлению сформированности или несформированности физического развития у детей младшего школьного возраста.

Для диагностики интересующей нас проблемы были взяты несколько классов с учащимися от 6 до 11.

Краткая характеристика участников.

Ребята активные участники классных, общешкольных и районных мероприятий, дружные, сильные. Интересы у детей разносторонние. Ребята участвуют в разных конкурсах, посещают танцевальные кружки, спортивные секции.

Исследование проводилось в три этапа:

1. констатирующий эксперимент;

2. формирующий эксперимент;

3. контрольный эксперимент.

Цель исследования на констатирующем эксперименте – выявить уровень физического развития младших школьников в школе.

Цель формирующего эксперимента – формирование физических качеств младших школьников через подвижные игры.

Цель исследования на контрольном эксперименте – выявить путем повторного эксперимента то, насколько изменился уровень физического развития через подвижные игры.

На основе констатирующего эксперимента были такие результаты критерия выносливости;

25 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

50 % - учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

25 % - учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности.

По критерию скорости в %;

12,5 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

50 % - учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

37,5 % - учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности

По критерию ловкости %;

25 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

50 % - учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

25 % - учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности.

Проанализировав полученные данные, мы выяснили результативность развития физических качеств. Результаты показывают, что у большинства детей средний уровень физического развития.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент.

На нем были разработаны и проведены разнообразные подвижные игры, направленные на формирование физических качеств младших школьников. Мы использовали игры на выносливость, ловкость и скорость.

Анализ результатов, полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента, показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению физической воспитанности младших школьников.

Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент. Эксперимент проводился аналогично констатирующему эксперименту.

На основе контрольного эксперимента были следующие результаты;

По критерию выносливости %;

25 % - учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

62,5 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

12,5 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности.

По критерию скорости %;

25 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

75 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

0 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности;

По критерию ловкости %;

12,5 %- учащихся обладают высоким уровнем физической воспитанности;

75 %- учащихся обладают средним уровнем физической воспитанности;

12,5 %- учащихся обладают низким уровнем физической воспитанности;

Таким образом, можно сделать следующий вывод: у учащихся уровень физического развития повысился. Значит, разработанная нами методика по развитию физических качеств посредством подвижных игр эффективна.

В результате проведенного эксперимента вырос интерес учащихся к занятиям физической культурой, к подвижным играм, дисциплинированность, сплоченность класса, ребята научились контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

В результате анализа результатов видно, что в каждой возрастной группе присутствуют дети с высоким уровнем сформированности физических качеств, но в основном у всех детей уровень сформированности физических качеств по всем показателям средний. В группах есть дети, у которых уровень сформированности физических качеств низкий. Низкий уровень по упражнениям выносливости и ловкости. Хотя на констатирующем этапе низкий уровень был еще больше, а на контрольном этапе процент уменьшился. Это говорит о том, что подвижные игры повлияли на критерии по выносливости и ловкости. Для более эффективного результата, нужно применять больше игр, чтобы результат повысился.

Проведённый нами анализ шкалы отношений по физическому развитию и по физической подготовленности показал, что уровень физического развития и физической подготовки как девочек, так и мальчиков по каждому виду роста достижений имеет свои особенности, в одних видах идет неуклонное нарастание, в других более равномерное. Детальный анализ каждого вида физического развития, испытаний по физической подготовленности позволяет выявить возрастно-половые особенности, закономерности и влияние проведенного эксперимента на результат

Длина тела (мальчики).

Положительная динамика увеличения показателей длины тела наблюдается в возрастные периоды с 8 до 9 лет, с 9 до 10 лет, с 10 до 11 лет.

Длина тела (девочки).

Небольшое увеличение показателей длины тела происходит в возрастном интервале с 6 до 8 лет. Далее с 8 до 11 лет рост показателей идет более интенсивно.

Масса тела (мальчики).

Для развития массы тела мальчиков характерен относительно равномерный постоянный рост в показателях в сторону их улучшения.

Как и в показателях массы тела у мальчиков, у девочек до 11 лет идет медленный прирост в развитии показателей массы тела.

В период с 6 до 11 лет характеризуется относительно равномерной динамикой роста.

Окружность грудной клетки (девочки).

Примерно эта же картина, что и у мальчиков до 11 лет развитие показателей в сторону их увеличения медленными темпами.

В возрастном периоде с 6 до 11 лет мальчики несущественно, но опережают в показателях девочек.

Бег за 6 минут (мальчики).

В возрастной период с 6 до 10 лет развитие показателей бега за 6 минут в сторону их увеличения идет достаточно равномерно, за исключением возрастных интервалов с 10 до 11 лет. Именно тогда отмечается всплеск в приросте результатов.

Бег за 6 минут (девочки).

До 11 лет у девочек рост в показателях бега за 6 минут идет интенсивно. С Максимальное увеличение в развитии показателей отмечается замедленно.

На всем протяжении с 6 до 11 лет показатели бега за 6 минут у мальчиков были выше, чем у девочек.

Бег за 10 секунд (мальчики).

Анализ полученных данных показывает постоянное увеличение в развитие показателей бега за 10 секунд. Наиболее интенсивные результаты в беге за 10 секунд приходятся на периоды с 9 до 11 лет.

Бег за 10 секунд (девочки).

Постоянный рост показателей бега за 10 секунд идет у девочек до 11лет.

Сравнивая данные о результатах бега за 10 секунд в обеих половозрастных категориях, можно заменить увеличивающийся с возрастом разрыв в показателях, а именно, отставания показателей девочек от показателей мальчиков.

Прыжок в длину с места (мальчики).

Скачкообразный рост показателей присутствует на протяжении от 6 до 11 лет.Два периода умеренного, медленного прибавления в результатах, чередуются с двумя периодами интенсивной прибавке в показателях, С 6 до 7 лет, с 8 до 10 лет - это возрастные интервалы, которым присуща медленная и умеренная прибавка в показателях прыжка в длину с места. С 7 до 8 лет, с 10 до 11 лет- это периоды интенсивной прибавкивпоказателях прыжка в длину с места.

Прыжок в длину с места (девочки).

У девочек в возрастном интервале с 9 -10 лет идет интенсивная прибавка в результатах. В интервалы с 6-9, с 10-11 лет идет замедленный рост результатов.

При сравнении результатов прыжка в длину с места мальчиков и девочек, видно, что периодически результаты мальчиков выше. Чем у девочек, затем девочки догоняют их по результатам.

Челночный бег (мальчики).

Данному испытанию характерна неравномерность в динамике показателей. Интенсивная прибавка результатов отмечается в возрастном интервале с 8-9 лет и с 10-11 лет.

Челночный бег (девочки).

Интенсивной прибавкой в показателях отмечены возрастные интервалы с 6-8 лет. Медленная прибавка в результатах или отсутствие динамики зафиксировано с 8-11 лет.

Изучая развитие показателей челночного бега 3x10 в обеих половозрастных категориях, можно выделить несколько особенностей. С 6 до 8 лет и с 10 до 11 лет показатели мальчиков немного выше, чем у девочек. В эти периоды показатели изменяются по большей части параллельно. С 8 до 10 лет показатели челночного бега у мальчиков уже существенно выше, чем у девочек.

Подтягивание на перекладине (мальчики).

Наиболее ярким примером скачкообразного роста показателей может служить именно это испытание. Интенсивная прибавка в показателях приходится на период с 8 до 9 лет. Регрессия отмечена в период с 7 до 8 лет. Медленно увеличиваются показатели подтягивания с 10 до 11 лет



Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки).

У девочек показатели сгибания и разгибания рук в упоре лежа развиваются следующим образом. Интенсивная прибавка показателей с 6 до 7 лет. Медленный рост показателей с 9 до 11 лет. Регрессия в возрастном интервале с 7 до 8 лет. Показатели не изменяются с 8 до 9 лет.

Сравнивая показатели в обеих половозрастных категориях, видно, что наибольшее опережение в показателях мальчиков от показателей девочек зафиксировано в 9 лет. В период с 6 до 8 лет показатели девочек выше, чем у мальчиков. В остальные возрастные интервалы показатели мальчиков ненамного выше показателей девочек.

Рассматривая динамику уровня развития физических качеств очевиден прирост, который к концу исследования наблюдался по всем проведенным измерениям.

Исходя из полученных результатов, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Сравнительный анализ физического развития показывает, что уровень физической подготовки как мальчиков, так и девочек, значительно повышается по всем видам испытаний. Это объясняется их возрастными особенностями.

  2. Показатели прироста результатов в конце эксперимента у мальчиков и девочек значительно выше в гибкости и по координационным способностям.

  3. По силовым показателям мальчики и девочки имеют положительные сдвиги.

  4. В показателях выносливости у мальчиков наблюдался заметный прирост, а у девочек не наблюдалось расхождений.

Итак, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр. Подтвердилась выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы:

  • Улучшилась физическая подготовка детей.

  • Повысилась посещаемость занятий.

  • Сформировались навыки к самостоятельным занятиям физической культурой.

  • Развились организационные способности.

  • Укрепилось здоровье, повысилось сопротивляемость к заболеваниям.

  • Расширился кругозор, узнали много нового о жизни других народов.

Исходя из вышеуказанного, автор предлагает практические рекомендации учителям, родителям, работникам образования:

  1. Следует активно вводить в практику школ «Часы игр» в урочное и внеурочное время.

  2. Придерживаться правила: «От простого к сложному».

  3. При организации игр необходим учет возрастных особенностей младших школьников, их физических возможностей.

  4. Чтобы расширить кругозор детей при разучивании народных игр нужно коротко рассказывать о жизни, быте, культуре того народа, в чью игру им предстоит играть, можно показать иллюстрации, предметы быта и искусства, национальный флаг и одежду.

  5. Необходимо помнить, что внедрение национального компонента в область физического воспитания помогает укрепить межнациональные отношения, способствует появлению понимания, уважительного отношения к культуре, традициям и жизненному укладу других народов.

  6. Научить детей играть активно и самостоятельно, соблюдая правила игры.

  7. Регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться общей цели и при этом испытывать радость.

  8. Как известно, дети – самые лучшие распространители и пропагандисты игр, поэтому желательно создать в школе кружок затейников-организаторов веселого досуга.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога его практических умений и навыков, от создания условий в школьном учреждении. Данная работа имеет практическую значимость, так как имеет материалы работы, которые можно предложить в помощь учителю для проведения подвижных игр и их организации.

Изучив программу, содержания и формы работы с детьми младшего школьного возраста по развитию психофизических качеств посредством подвижных игр можно сделать следующие выводы:

1. В педагогическом процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста подвижная игра выступает не только как средство воспитания, но и как метод развития основных физических качеств.

2. Наиболее приемлемы в физическом воспитании детей подвижные игры, содержание и правила которых обеспечивают активную, самостоятельную деятельность детей под руководством и с участием взрослого.

3. Правильный подбор, продуманное сочетание и чередование игр с разным содержанием обеспечивают процентный прирост показателей физических качеств младших школьников.

4. В ходе проведения исследовательской работы было доказано, что подвижные игры влияют на развитие такого качества как ловкость, выносливость, сила и скорость у детей младшего школьного возраста.

Развитие физических качеств занимает важное место в физическом воспитании младших школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!