СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и практическом описании применения поэлементного анализа контрольных работ по русскому языку для повышения качества филологического образования.
МАОУ «Санагинская средняя образовательная школа»
Районный семинар учителей русского языка и литературы
Поэлементный анализ контрольных работ по русскому языку
как один из способов повышения качества филологического образования
(доклад)
Гомбоева Соелма Гомбожаповна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Бургуйская СОШ»
Качество образования стало важнейшей категорией государственной образовательной политики России. С учетом этого в президентской инициативе «Наша новая школа» говорится: «Главной задачей российской образовательной политики выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Интерес к проблеме повышения качества образования обусловлен также внедрением стандартов второго поколения.
Введение в реализацию выше указанных документов позволяет трактовать определение «качество образования» как не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельности каждого педагога и администрации в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Но повышение качества образования обусловлено наличием противоречий между:
- заказом современного общества на повышение качества образования и существующими подходами в оценке его показателей;
- существующей необходимостью школы в повышении качества образования и недостаточной разработанностью в практике условий, направленных на реализацию данного процесса.
Мы считаем, что преодоление выявленных противоречий можно решить посредством комплекса мероприятий: дифференцированное и индивидуальное обучение, зачетная система, информационно-коммуникативные технологии, метод поэлементного анализа контрольных работ.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и практическом описании применения поэлементного анализа контрольных работ по русскому языку для повышения качества филологического образования.
Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования.
Одной из проблем, с которыми сталкивается современная школа на пути достижения цели образования, была трудность оценки качества образования, управление которым состоит в динамизме, получении объективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своевременной коррекции работы с обучающимися.
Проблемы управления образовательным процессом в школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий в системе образования.
Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров; итоговая аттестация выпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступеней обучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования; мониторинговое исследование; социологическое исследование.
Но основной способ управления качеством образования в школе -индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования
Одним из направлений работы в образовательном учреждении являются: анализ уровня обученности школьников, анализ развития личности ребёнка и достижение им определённых этапов в соответствии с индивидуальными возможностями.
На наш взгляд, соотнесение потенциальных возможностей ребёнка, выявляемых с помощью педагогического тестирования, и реально показываемых результатов в учебной деятельности позволяет оценить эффективность работы педагогов с конкретным ребёнком.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ.
Метод поэлементного анализа является одним из основных методов педагогических исследований. Общая его идея состоит в выделении и оценивании в контрольных заданиях отдельных элементов знаний и умений.
Поэлементный анализ ответов учащихся способствует повышению объективности не только качественной, но иногда и количественной оценки (отметки). Такой анализ заключается в расчленении контрольного задания на возможные элементарные составные части в соответствии с выполняемыми показателями результатов усвоения и рассмотрении ответов учащихся на основе этих показателей и связей между ними.
Элементом ответа (элементом знаний) называют составную часть ответа, соответствующую тем или иным показателям общего результата.
Если проводить испытания с одинаковым набором элементов на разных этапах обучения, сопоставление результатов позволяет выявить динамику формирования конкретных элементов знаний и судить, например, об эффективности применяемой методики обучения.
Безусловно, применение данного метода приводит к необходимости формировать, обрабатывать и затем анализировать значительные объемы числовой информации. Поэлементный анализ реализуется через три этапа.
I. Подготовительный этап. Разработка контрольного задания (Приложение 2)
На этой части 1 этапа учитель подготавливает текст контрольного задания и, параллельно, выделяет те элементы, по которым задание будет оцениваться. Такая разработка может проводиться в направлении «от задания – к элементам» – в этом случае первичным оказывается содержание задания, а по нему выделяются оцениваемые элементы; в другой технологии – «от элементов – к заданию» – первичным является набор элементов, для которого подбирается текст задания, позволяющий данные элементы выявить.
Из нашего опыта первый вариант оказывается более предпочтительным на этапах текущего и промежуточного контроля, когда необходимо проверить усвоение конкретных знаний и умений.
Второй вариант удачнее применить при проведении итогового контроля, поскольку при этом можно создать набор элементов в соответствии с требованиями учебной программы и сразу отслеживать уровень их достижения.
Затем элементы заносятся в таблицу (см. таблицу 1). В нее же вводится список фамилий учащихся данного класса. В дальнейшем в эти формы будут заноситься результаты проверки, то есть данные о выполнении или невыполнении задания и итоговые отметки.
Таблица 1
Бланк для поэлементного анализа контрольной работы по теме
«Повторение изученного в 5-6 классе», 7 класс
№ п/п | Ф.И. ученика | Элементы знаний, умений, навыков (ЗУН) Первичный контроль | Кол-во верных ответов | оценка | |||||||||||
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
| Пунктуация в простом и сложном предложениях
| Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц
| Служебные части речи.
| Морфологический анализ слова | |||||||||||
1 | Шагдуров Сультим |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
Всего правильных ответов |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
% выполнения |
|
|
|
|
|
|
|
II этап. Проведение контрольной работы
1) Разработанные задания используются для проведения обычной аудиторной (реже домашней) письменной контрольной работы.
2) Проверка работ. На этом этапе учитель в работе ученика оценивает выполнение каждого из намеченных ранее элементов.
В «классическом» методе поэлементного анализа проверка осуществляется по двухбалльной шкале – «выполнено – не выполнено» или в знаковом выражении «+» - «– ». Знак «-» выставляется в том случае, если в работе учащегося данный элемент оказался не выполненным, а «+» - выполнен. Итоги проверки заносятся в таблицу (см. Приложение).
Если учитель имеет доступ к компьютеру, результаты можно сразу заносить в экранную форму.
III этап. Анализ результатов контроля.
1.Обработка результатов предусмотрена как по отдельным элементам, так и по каждому ученику.
2. Составление коррекционной программы (индивидуального маршрутного листа) по устранению пробелов знаний обучающихся. (Приложение 3)
Использование табличного оформления анализа дает возможность:
1) Получить точную и объективную количественную оценку ЗУН учащихся. Для этого общее количество выделенных элементов принимается за 100% и вычисляется процент верных ответов по формуле:
Процент выполнения работы = (количество правильных ответов/ общее количество элементов) .
Полученный процент переводится в баллы по шкале:
а) для контрольной работы
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
процент | 96-100% | 76-95% | 51-75% | менее 50% |
б) для теста
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
процент | 80-100% | 65-79% | 50-64% | менее 50% |
2) Получить наглядную информацию об основных ошибках, допущенных в работе, сделать выводы о типичности ошибок, причинах их возникновения и, как следствие, дает широкие возможности для коррекции.
3) Автоматизировать процесс обработки данных, использовать математические и статистические закономерности для их обработки.
Анализ дает учителю исчерпывающую картину усвоения элементов, как всей группой учащихся, так и отдельными учениками. Он показывает, какой элемент большинством учащихся не усвоен и, следовательно, учитель должен обратить на него внимание и предпринять целенаправленные действия по ликвидации пробелов.
Полученная информация служит достаточным основанием для выработки учителем корректирующих педагогических воздействий.
Для проведения исследования была сформулирована гипотеза: если после каждойконтрольной работы состоящей из одинаковых элементов использовать поэлементный анализ, то можно получить увеличение абсолютной и качественной успеваемости обучающихся.
С целью отслеживания результатов в план внутришкольного контроля были запланированы темы «Проведение входных контрольных работ по русскому языку и математике» с целью выявления остаточных знаний обучающихся».
Использование поэлементного анализа контрольных работ
(на материале уроков русского языка в 7 классе)
Любой учитель в образовательном учреждении постоянно на протяжении своей педагогической деятельности использует работу по проверке знаний по предметам различными способами, при этом получает определенный результат, но не всегда умеет правильно провести поэлементный анализ, который впоследствии мог дать бы положительный результат для учащихся.
Задача каждого учителя не вытянуть всех учащихся на заданный уровень знаний, умений и навыков (далее ЗУН), а вывести каждого ученика в режим развития. Для этого надо проводить регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, т.к. цели обучения формируются через результат обучения, а это обязывает заниматься предметным мониторингом.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации деятельности педагогической системы. Мониторинг представляет собой целостный управленческий инструмент. Неотъемлемой частью предметного мониторинга является поэлементный анализ итоговых контрольных работ по предметам.
Существует система измерителей для проверки результатов обучения: контрольные срезы, контрольные работы, тестовые задания. В процессе изучения тем по предметам проводится текущий контроль, который позволяет дать оценку результатам повседневной работы. При этом процессе устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения ЗУН, готовность учащихся к восприятию нового материала.
Цель данного контроля - анализ хода формирования ЗУН-ов. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на образовательный дефицит, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще неусвоенным правилам, операциям и действиям. При этом виде контроля учитель должен выявить образовательный дефицит у учащихся по теме. Для выявления образовательного дефицита учитель использует поэлементный анализ выполнения этой работы учащимся. Для этого анализа, нужно знать какие умения и навыки должны быть сформированы в результате обучения.
Например, по русскому языку в седьмом классе изучается тема «Причастие». При изучении этой темы согласно календарно-тематическому планированию проводится текущий контроль на знание данной формы глагола. (см.Приложение1)
В таблице дано положительное проявление элементов УН «+», не проявление – знаком «-». Анализ результатов, позволяет по каждому элементу ЗУН определить процент учащихся класса им обладающей. Если доля правильных ответов превышает 75-80%, то можно считать, что данный элемент знаний усвоен большинством учащихся класса и в дальнейшей отработке со всеми учащимися не нуждается. При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всем классом, анализируя характерные ошибки.
Поэлементный анализ контрольного диктанта по теме
«Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия»
№ п/п | Ф.И. ученика | Элементы знаний, умений, навыков (ЗУН) Первичный контроль | Кол-во верных ответов | оценка | |||||||||||||
Самостоятельные части речи
| Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
| Морфологический анализ слова | Пунктуация в простом и сложном предложениях | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
|
|
| |||||||||||
1 | Шагдуров Сультим | + | - | + | + | - | 3 | 3 | |||||||||
Всего правильных ответов | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
|
| ||||||||||
% выполнения | 100 | 0 | 100 | 100 | 0 |
|
|
В результате поэлементного анализа был выявлен образовательный дефицит по следующим элементам содержания: «Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи», «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»
Затем с обучающимся была организована коррекционная работа. В них школьник изучал вновь данные темы, которые еще им не усвоены. После этой работы обучающийся старается ликвидировать свой дефицит ответом учителю. Если его ответ не на положительный результат, то он вновь возвращается, а затем имеет возможность второй раз восполнить свои знания для устранения образовательного дефицита.
Эта работа продолжается, пока обучающийся не получит положительный результат. В завершении изучения темы проводится итоговая контрольная работа по теме «Причастие как особая форма глагола».
Итоговый контроль проводится с целью проверки знаний, умений школьников по полностью изученной теме программы.
Поэлементный анализ контрольной работы по теме
«Причастие»
Порядковый номер задания | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Коды проверяемых элементов содержания | Уровень сложности задания | Тип задания | Максимальный балл | Примерное время выполнения (мин) | |||||||||||||||
Часть 1 | ||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Нахождение словосочетания с причастием | 1.1 1.2 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
2 | 2 | Правописание падежных и родовых окончаний | 6.9. | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
3 | 3 | Действительные и страдательные причастия. | 2.4. | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
4 | 4 | Правописание суффиксов различных частей речи (причастий) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
5 | 5 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
6 | 6 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
7 | 7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
8 | 8 | Основные способы словообразования | 3.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
9 | 9 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
10 | 10 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
11 | 11 | Знаки препинания при обособленных определениях | 1.1 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
12 | 12 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание НЕ и НИ | 6.11. 6.13 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
13 | 13 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8
| Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
14 | 14 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
15 | 15 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
16 | 16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
17 | 17 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8.
| Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
18 | 18 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
19 | 19 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 1.1 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
20 | 20 | Знаки препинания при обособленных определениях | 1.1 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 | |||||||||||||||
Часть 2 | ||||||||||||||||||||||
21 | 21 | Самостоятельные части речи | 4.1. 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
22 | 22 | Осложненное простое предложение | 5.7. 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
23 | 23 | Основные способы словообразования | 1.1 3.3 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
24 | 24 | Звуки и буквы | 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
25 | 25 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Сложное предложение | 5.2 5.8 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
26 | 26 | Самостоятельные части речи | 4.1 1.1. | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
27 | 27 | Самостоятельные части речи | 4.1 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
28 | 28 | Стили и функционально-смысловые типы речи |
| П | КО | 2 | 3-5 | |||||||||||||||
ФИ
№ зад | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
Шагдуров Сультим | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
% выполнения | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ФИ
№ зад | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Шагдуров Сультим | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
% выполнения | 100 | 100 | 100 | 0 | 100 | 100 | 100 | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 0 |
Из данных таблицы видно, что тему «Причастие» обучающийся 7 класса знает на 85 %.
После поэлементного анализа итоговой контрольной работы, для каждого учащегося, имеющего недостатки в выполнении заданий, разрабатываются дополнительные (дифференцированные) задания. Они отрабатываются на уроке после контрольной работы (коллективная работа, групповая работа, индивидуальная работа) и затем, вновь учителем проводится поэлементный анализ индивидуальных контрольных работ.
Если после повторного контроля есть обучающиеся, которые не по всем элементам имеют положительные результаты в работе, то учитель может наметить еще дополнительную работу по устранению этих недочетов. Таким образом, главное в этой работе – личностный критерий, индивидуальность.
Сравнивая поэлементный анализ двух контрольных работ, можно увидеть, что поэлементный анализ помог устранить пробелы в знаниях учащегося, повысить качество знаний, а также осуществлять самоконтроль.
Такую работу надо взять за основу проведения мониторинга качества знаний учащихся.
Из выше изложенного следует, что поэлементный анализ контрольных работ по русскому языку для повышения качества образования помогает учителям получить информацию о состоянии знаний и умений обучающихся, наличии имеющихся проблем и прогнозировать тенденции развития.
Таким образом, каждый учителю обязан вести мониторинг знаний. Так как независимая экспертиза знаний учащихся требует от педагога, прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям стандарта. Это позволяет сделать поэлементный анализ системно составленных контрольных работ по предмету.
Результаты каждой контрольной работы анализировались с применением метода поэлементного анализа, и составлялась коррекционная программа по устранению выявленных пробелов. Мы провели повторную диагностику, которая позволили нам определить позитивные изменения, произошедшие у обучающегося.
Таким образом, поэлементный анализ контрольных работ отражает успешность выполнения каждого из выделенных элементов в ней. Практическое применение описанного метода и схемы его обработки можно применять в различных классах (с 8 по 12) и в течение продолжительного времени. Он показывает, что изначально поставленные цели действительно достигаются: во-первых, повышается объективность оценки, во-вторых, усиливается его диагностическая функция, и, следовательно, возрастает качество знаний.
Приложение 1
Фрагмент рабочей программы по русскому языку (7 класс)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Система условных обозначений:
КЭС – Кодификатор элементов содержания
КПУ – Кодификатор требований к уровню подготовки
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | КЭС | КПУ | Форма контроля |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
| 9 10 | 4 6 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
| 5.1 5.12 7.18 7.19 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
3 | Лексика и фразеология | 1 |
| 2.3 2.5 9.2 | 1.1 1.3 1.4 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 |
| 1.1 1.2 9.1 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| 3.4 6.1 | 1.3 1.4 |
|
6 7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 2 |
| 4.1 4.3 9.3 6.1 6.17 | 1.1 1.3 1.4
|
|
8
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
|
| 2.3 | Диктант |
9 10 | Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 2 |
| 8.4 | 3.1 | Сочинение |
11 | Текст | 1 |
| 8.1 8.2 | 3.1 3.2 |
|
12 | Стили литературного языка. Публицистический стиль | 1 |
| 8.3 | 3.2 |
|
13 14 | Причастие как часть речи | 2 |
| 4.1 4.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
15 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 |
| 4.1 4.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа
|
16 17 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 |
| 7.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
18 19 | Описание внешности человека | 2 |
| 8.3 | 3.1 | Сочинение-описание |
20 | Действительные и страдательные причастия | 1 |
| 6.10 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
21 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 |
| 4.1 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
22 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
| 6.7 | 3.3 |
|
23 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
| 4.1 | 3.3 |
|
24 | Изложение с творческим заданием | 1 |
| 8.6 | 3.1 | Изложение |
25 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
| 6.7 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
| 4.1 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
27 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
| 6.7 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
28 | Контрольный диктант по теме «Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия» | 1 |
|
| 3.3 | Диктант |
29 30 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 2 |
| 6.8 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
31 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 |
| 6,8 | 3.3 |
|
32 | Изложение по учебнику (по упражнению 151) | 1 |
| 8.6 | 3.1 | Изложение |
33 | Морфологический разбор причастия | 1 |
| 4.1 4.3 | 3.3 |
|
34 35 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 |
| 6.11 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
36 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
| 6.7 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
37 | Повторение по теме «Причастие» | 1 |
|
| 3.3 | Самостоят.работа |
38 | Повторение по теме «Причастие» | 1 |
| 4.1 4.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
39 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 |
|
| 3.3 | Контрольная работа |
40 | Деепричастие как часть речи | 1 |
| 4.1 | 3.3 |
|
41 42 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 |
| 7.3 | 3.3 |
|
43 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 |
| 6.11 | 3.3 |
|
44 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 |
| 4.1 | 3.3 |
|
45 46 | Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь» | 2 |
| 8.4 | 3.1 | Сочинение |
47 | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
| 4.1 4.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
48 | Повторение | 1 |
| 4.1 4.3 | 3.3 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
49 | Контрольная работа по теме «Деепричастие»
| 1 |
|
| 3.3 | Контрольная работа |
Приложение 2
Модуль «Причастие»
1.Назначение КИМ – работа составлена для проведения промежуточного контроля обучающихся 7 класса по теме «Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяет Федеральный компонент государственного образовательный стандарта основного общего образования по русскому языку
3. Структура КИМ.
Промежуточная контрольная работа по русскому языку в 7 классе представляет собой контрольный диктант с грамматическим заданием (2 варианта).
4. Сроки проведения: октябрь 2016 года.
5. Содержание КИМ.
Объём диктанта - 115 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку.
Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности знаний.
6. Продолжительность выполнения работы.
На выполнение стартовой контрольной работы отводится 45 минут.
7. Критерии оценивания контрольной работы (диктант с грамматическими заданиями)
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) | Грамматические задания |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) | Выполнены верно все задания |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | Выполнено правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4; 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) | Правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Более чем за отметку «2» | Не выполнено ни одно задание
|
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Негрубые ошибки:
Исключение из правил
Повторение одной и той же буквы
Перенос слов
Единичный пропуск буквы на конце слова
2 негрубые ошибки = 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Выставление оценок за контрольный диктант
«5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.
«4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.
«3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.
«2» - более 5 орфографических ошибок
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Обобщённый план КИМ
7 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемых требований к уровню подготовки обучающихся | Уровень сложности задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Самостоятельные части речи Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи; Пунктуация в простом и сложном предложениях Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки Действительные и страдательные причастия Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед НН и Н. | 4.1 6.16 7.18 6.8. 2.1. 2.4. 2.5. 2.6.-2.10. | 1.1 8.1, 8.2 7.3 | Б | 20 |
2 | Самостоятельные части речи Служебные части речи. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
| 4.1. 4.2. 2.6. 2.7. | 1.1. 6.1. 6.2. | П | 5 |
3 | Морфологический анализ слова | 4.3.
| 1.1. 6.2. | П | 10 |
4. | Признаки прилагательного у причастия Признаки глагола у причастия. | 2.2. 2.3.
| 6.1. 6.2. | В | 10 |
Контрольный диктант
У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося3 моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного3 ими для будущего костра.
Грамматические задания:
В1. Выписать из текста действительные (1 вариант) / страдательные (2 вариант) причастия, выделив в них суффикс.
С1. Из ряда слов выпишите лишнее, запишите пояснение.
1 вариант: | а) Усеянный, пустынный, отшлифованный, пропитанный, собранный. б) Колышущийся, зашедший, набегавший, тянувшаяся. |
2 вариант: | а) Пустынный, странный, полынный, утомленный, длинный. б) Отшлифованный, пропитанный, набегавший, собранный. |
Контрольная работа
по теме «Причастие» обучающихся 7 классов
по русскому языку
1. Назначение промежуточной контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений с целью итогового контроля по теме «Причастие как часть речи».
Содержание КИМ соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и УМК Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.
2. Структура промежуточной контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает 28 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.
Часть 2 включает 8 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде слов или цифр.
Таблица 1
Распределение заданий промежуточной контрольной работы по частям работы
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 43 |
Тип заданий | |||
1 | Часть 1 | 20 | 20 | 63 | Задания с выбором ответа | |||
2 | Часть 2 | 8 | 16 | 37 | Задания с кратким ответом | |||
Итого: 3 | 20 | 36 | 100 |
|
3. Распределение заданий промежуточной контрольной работы по содержанию
При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по русскому языку. В промежуточной контрольной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса русского языка 7 класс
Морфемика. Словообразование.
Фонетика.
Морфология. Орфография.
Синтаксис. Пунктуация.
Речь
Общее количество заданий в контрольной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.
В таблице 2 дано распределение заданий по разделам (темам).
Таблица 2
Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса русского языка в зависимости от формы задания
Разделы (темы) курса, включенные в контрольную работу | Число заданий | ||
Вся | Часть 1 (с выбором ответа) | Часть 2 (с кратким ответом) | |
Морфемика. Словобразование. | 2 | 1 | 1 |
Фонетика | 1 | - | 1 |
Морфология. Орфография. | 17 | 14 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. | 7 | 5 | 2 |
Речь | 1 | - | 1 |
Итого: | 28 | 20 | 8 |
4. Распределение заданий промежуточной контрольной работы по видам работы с языковым материалом
Таблица 3
Виды работы с языком материалом | Число заданий | |
| Часть 1 | Часть 2 |
1. Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений | 20 |
|
2. Работа с языковыми явлениями |
| 8 |
Итого: | 20 | 8 |
5. Распределение заданий промежуточной контрольной работы по уровню сложности
В промежуточной контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в первую часть работы (20 заданий с выбором ответа).
Все задания второй части относятся к повышенному уровню сложности.
Распределение заданий по уровню сложности
Таблица 4
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 43 |
Базовый | 20 | 20 | 63 |
Повышенный | 8 | 16 | 37 |
Итого: | 30 | 43 | 100 |
6. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
для базовых заданий части 1 – 2 минуты,
для каждого задания части 2 – от 3 до 5 минут;
На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.
7. План промежуточной контрольной работы
Уровни сложности задания: Б - базовый, П - повышенный.
Тип задания: ВО – задание с выбором ответа, КО - задание с кратким открытым ответом.
Таблица 5
Порядковый номер задания | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Коды проверяемых элементов содержания | Уровень сложности задания | Тип задания | Максимальный балл | Примерное время выполнения (мин) |
Часть 1 | |||||||
1 | 1 | Нахождение словосочетания с причастием | 1.1 1.2 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
2 | 2 | Правописание падежных и родовых окончаний | 6.9. | Б | ВО | 1 | 1-2 |
3 | 3 | Действительные и страдательные причастия. | 2.4. | Б | ВО | 1 | 1-2 |
4 | 4 | Правописание суффиксов различных частей речи (причастий) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
5 | 5 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
6 | 6 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
7 | 7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
8 | 8 | Основные способы словообразования | 3.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
9 | 9 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
10 | 10 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
11 | 11 | Знаки препинания при обособленных определениях | 1.1 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
12 | 12 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание НЕ и НИ | 6.11. 6.13 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
13 | 13 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8
| Б | ВО | 1 | 1-2 |
14 | 14 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
15 | 15 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
16 | 16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
17 | 17 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8.
| Б | ВО | 1 | 1-2 |
18 | 18 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 6.7 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
19 | 19 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 1.1 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
20 | 20 | Знаки препинания при обособленных определениях | 1.1 7.3 | Б | ВО | 1 | 1-2 |
Часть 2 | |||||||
21 | 21 | Самостоятельные части речи | 4.1. 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 |
22 | 22 | Осложненное простое предложение | 5.7. 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 |
23 | 23 | Основные способы словообразования | 1.1 3.3 | П | КО | 2 | 3-5 |
24 | 24 | Звуки и буквы | 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 |
25 | 25 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Сложное предложение | 5.2 5.8 | П | КО | 2 | 3-5 |
26 | 26 | Самостоятельные части речи | 4.1 1.1. | П | КО | 2 | 3-5 |
27 | 27 | Самостоятельные части речи | 4.1 1.1 | П | КО | 2 | 3-5 |
28 | 28 | Стили и функционально-смысловые типы речи |
| П | КО | 2 | 3-5 |
8. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не используется.
9. Критерии оценивания
«5» - 36-34б
«4» - 33-25 б.
«3» - 24-15 б.
«2» - 14-0 б.
Ответы
№ | В1 | В2 |
1 | 3 | 4 |
2 | 4 | 3 |
3 | 3 | 2 |
4 | 3 | 3 |
5 | 2 | 4 |
6 | 2 | 1 |
7 | 2 | 3 |
8 | 2 | 1 |
9 | 3 | 3 |
10 | 2 | 2 |
11 | 2 | 2 |
12 | 4 | 3 |
13 | 3 | 4 |
14 | 4 | 3 |
15 | 3 | 2 |
16 | 4 | 4 |
17 | 3 | 3 |
18 | 3 | 2 |
19 | 2 | 2 |
20 | 2 | 3 |
21 | причастие | причастие |
22 | 24 | 5 |
23 | суффиксальный | суффиксальный |
24 | 7 | 5 |
25 | Сложное | простое |
26 | опьяненных | нагруженные |
27 | художественный | 4 |
Контрольная работа по теме «Причастие»
Вариант 1
Часть 1
К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Укажите словосочетание с причастием.
1) серебряный колокольчик | 2) отсутствовать на уроке |
3) смотрящий в окно | 4) утренняя роса |
2. Укажите причастие с окончанием -ей.
1) бушующ... океан | 2) за взбиравш...ся альпинистом |
3) в прочитанн... книге | 4) по извивающ....ся тропинке |
3. Укажите словосочетание со страдательным причастием.
1) белеющий парус | 2) разрушившийся дом |
3) сломанные стулья | 4) лечащий врач |
4. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
1) -вш-, -ш- | 2) -им-, -ем-, -ом- | 3) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- | 4) -енн-, -нн-, -т- |
5. Укажите причастие с суффиксом -ящ-.
1) стро... щийся стадион | 2) се…щий рожь |
3) на пестре... щем лугу | 4) пиш…щий письмо |
6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
1) слыш...вший шорох | 2) ненавид...вший врагов |
3) отта...вшая земля | 4) встрет…вший друга |
7. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и.
1) отправля…мое письмо | 2) слыш...мый голос |
3) реша...мые вопросы | 4) сооружа…мое здание |
8. Укажите, от какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени.
1) обрабатывать | 2) нарисовать | 3) заполнять | 4) гнать |
9. Укажите предложение с причастным оборотом.
1) Беззвучно падают бесчисленные золотисто-жёлтые листья.
2) Студёная родниковая вода быстро подкрепила уставших бойцов.
3) Вдоль усеянного острыми камнями берега разведчики вышли к зелёному полю.
4) В безветренную погоду по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты.
10. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Человек (1) успешно преодолевающий (2) свою лень (3) может многого (4) добиться в жизни.
1) 1,2,3 | 2) 1,3 | 3) 2,3,4 | 4) 1,3,4 |
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой.
2) Грей лег у костра и смотрел, на отражавшую огонь воду.
3) У берега шумит озеро, взволнованное ветром.
4) Упавшие с деревьев листья шуршали под ногами.
12. В каком примере не со словом пишется раздельно?
1) (не)прекращающийся грохот | 2) (не)скошенная трава |
3) (не)застеклённое окно | 4) (не)вспаханное ещё поле |
13. В каком примере на месте пропускa пишется одна буква н?
1) зажаре...ый гусь | 2) вспаха...ое поле |
3) некраше...ые волосы | 4) сорва...ые цветы |
14. В каком примере на месте пропуска пишутся две буквы н?
1) коше... ый луг | 2) краше... ая рама |
3) ране... ый солдат | 4) маринова... ый перец |
15. В каком слове написание одной или двух букв н зависит от наличия зависимого слова?
1) ране...ы | 2) растрёпа...ый | 3) решё...ый | 4) гружё...ый |
16. В каком слове пишется буква а?
1) подслащ…нная вода | 2) занавеш…нное окно |
3) накормл...нный ребёнок | 4) выкач...нная вода |
17. В каком слове пишется одна буква н?
1) дети рассея...ы | 2) пассажиры взволнова...ы |
3) ошибка исправле...а | 4) друзья преда...ы |
18. В каком слове пишется буква е?
1) потер...н в лесу | 2) расстрел...н в упор |
3) просуш…н бабушкой | 4) посе...н осенью |
19. В каком предложении неверно выделен причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Туристы остановились у огромной сосны поваленной ураганом
2) Мелкий кустарник ярко освещенный солнцем мы прошли быстро.
3) Жарившаяся на сковородке картошка издавала аппетитный запах.
4) Сорванная с деревьев листва быстро завяла и пожелтела.
20. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые:
Облака (1) медленно превращались в грозовую тучу (2) быстро темнеющую (3) и застилающую всё небо.
1) 1,2 | 2) 2 | 3) 2,3 | 4) 1,2,3 |
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (2) Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, подростков и детей, опьянённых воздухом, теплом и светом. (3) Кто-то кричал, кто-то пел и смеялся высоким женским голосом. (4) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девочка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (5) Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. (6) Потом так же внезапно вскочила и серьёзно сказала: «Вот весело-то!» (7) Сказала и быстро закружилась.
21. Какой частью речи является слово выбежавшая (предложение 4)?
22. Выпишите по порядку номера предложений с обособленным определением.
23. Напишите способ образования слова дачники (предложение 2).
24. Сколько звуков в слове ясное (предложение 5)? Свой ответ запишите цифрой.
25. Напишите, простым или сложным является предложение 1.
26. Из предложений 1-3 выпишите страдательное причастие.
27. Из предложения 5 выпишите все местоимения.
28. Определите стиль данного текста.
Вариант 2
Часть 1
К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Укажите словосочетание с причастием.
1) утренняя роса | 2) кожаный диван |
3) объединяться по интересам | 4) взлетающий в небо |
2. Укажите причастие с окончанием -им.
1) о моросящ... дожде | 2) к белеющ... берёзе |
3) за удаляющ...ся поездом | 4) в запутанн... клубке |
3. Укажите словосочетание с действительным причастием.
1) прочитанная книга | 2) гуляющая девочка |
3) колотый лёд | 4) оберегаемая братом |
4. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
1) -енн-, -нн-, -т- | 2) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- | 3) -вш-, -ш- | 4) -им-, -ем-, -ом- |
5. Укажите причастие с суффиксом -ющ-.
1) люб... щий природу | 2) плещ... щие вол ны |
3) стро... щееся здание | 4) колебл... щийся тростник |
6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
1) вид... вший сияние | 2) стро... вший дом |
3) объезд... вший полмира | 4) услыш ...вший шаги |
7. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и.
1) склоня...мое существительное | 2) поднима…мый краном |
3) завис…мый от обстоятельств | 4) изуча…мый школьниками |
8. Укажите, от какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени.
1) подтолкнуть | 2) управлять | 3) увлажнять | 4) слышать |
9. Укажите предложение с причастным оборотом.
1) Дальние серебристые горы казались диковинными.
2) После тёплого дождя благодарно трепещет освежённая рожь.
3) На посветлевшем небе резко вырисовывалась плавно колышущаяся верхушка берёзы.
4) В какой-нибудь полусотне метров от избушки протекает журчащий ручей.
10. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые.
Высокие горы (1) освещенные (2) лучами заходящего солнца (3) выделялись на фоне (4) южного неба.
1) 1,2,3 | 2) 1,3 | 3) 2,3,4 | 4) 1,2,3,4 |
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Слышится слабый гул, переходящий в прерывистые раскаты.
2) Ярко блеснувшая, молния режет синюю гущу облаков.
3) Скоро мы увидели дом с верандой, выходящей на берег океана.
4) Собака, не видевшая тигра, не боится его.
12. В каком примере не со словом пишется раздельно?
1) (не)выспавшийся ребёнок | 2) (не)распаханное ноле |
3) никем (не)управляемая машина | 4) (не)растраченные силы |
13. В каком примере на месте пропуска пишется одна буква н?
1) засыпa... ая яма | 2) распуще...ые волосы |
3) разукраше... ая витрина | 4) нечище...ые сапоги |
14. В каком примере на месте пропуска пишутся две буквы н?
1) ране...ый боец | 2) вяле...ая рыба |
3) асфальтирова... ая трасса | 4) маза...ые хаты |
15. В каком слове написание одной или двух букв н зависит от наличия зависимого слова?
1) устрое.ы | 2) жаре.ый | 3) купле...ый | 4) растерза...ый |
16. В каком слове пишется буква а?
1) понош…нное платье | 2) yкраш... нный стол |
3) разбуж... нный ребёнок | 4) услыш... нный разговор |
17. В каком слове пишется одна буква н?
1) бабушка рассея... а | 2) родители расстрое...ы |
3) сказка рассказа... а | 4) лица взволнова...ы |
18. В каком слове пишется буква е?
1) затер...н в степи | 2) скош... н вовремя |
3) разве…н по полю | 4) взлеле... н родителями |
19. В каком предложении неверно выделен причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Избушка видневшаяся на опушке леса оказалась наполовину разрушенной.
2) Справа росла яблоня называвшаяся у нас липовой.
3) Сидевшие на верхней палубе пассажиры кутались в пледы.
4) Виднеющийся вдали огонек вселял надежду и поднимал настроение.
20. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые.
Резкий ветер (1) прошумевший над деревьями (2) и (3) внезапно стихший (4) встревожил путешественников.
1) 1,2,3 | 2) 1,2 | 3) 1,4 | 4) 1,2,3,4
|
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на своё место под террасой. (2) Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. (3) Люди спали, и собака ревниво сторожила их. (4) Она спала чутко и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками глаз, фосфорически светящихся в темноте. (5) А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи. (6) В траве шуршало что-то невидимое и подбиралось к самому носу собаки. (7) Хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей. (8) На близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные чем-то тяжёлым возы.
21. Какой частью речи является слово заснувшей (предложение 1)?
22. Напишите номер предложения с необособленным определением.
23. Напишите способ образования слова огоньками (предложение 4).
24. Сколько звуков в слове своё (предложение 1)? Свой ответ запишите цифрой.
25. Напишите, простым или сложным является предложение 4.
26. Из предложений 7, 8 выпишите страдательное причастие.
27. Среди предложений 3-7 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
28. Каким членом предложения является слово ревниво в предложении 3?
Приложение 3
Индивидуальный маршрутный лист
по итогам диагностических работ
Шагдурова Сультима, ученика 7 класса
№ | Наименование элемента | Результат по итогам контрольной работы по теме «Причастие» | Формы организации занятий по коррекции выявленных недостатков | Результат по итогам работы | ||||
Групповые
| Индиви- дуальные
| Сам. работа | Работа на уроке |
| ||||
1 | Нахождение словосочетания с причастием | + |
|
|
|
|
| |
2 | Правописание падежных и родовых окончаний | + |
|
|
|
|
| |
3 | Действительные и страдательные причастия. | + |
|
|
|
|
| |
4 | Правописание суффиксов различных частей речи (причастий) | + |
|
|
|
|
| |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи | + |
|
|
|
|
| |
6 | Правописание суффиксов различных частей речи | + |
|
|
|
|
| |
7 | Правописание суффиксов различных частей речи | + |
|
|
|
|
| |
8 | Основные способы словообразования | - |
| 17.11 | 19.11 |
|
| |
9 | Знаки препинания при обособленных определениях | + |
|
|
|
|
| |
10 | Знаки препинания при обособленных определениях | + |
|
|
|
|
| |
11 | Знаки препинания при обособленных определениях | + |
|
|
|
|
| |
12 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание НЕ и НИ | + |
|
|
|
|
| |
13 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | + |
|
|
|
|
| |
14 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | + |
|
|
|
|
| |
15 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | + |
|
|
|
|
| |
16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | + |
|
|
|
|
| |
17 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | + |
|
|
|
|
| |
18 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | + |
|
|
|
|
| |
19 | Знаки препинания при обособленных определениях | - |
| 17.11 | 19.11 |
|
| |
20 | Знаки препинания при обособленных определениях | + |
|
|
|
|
| |
21 | Самостоятельные части речи | + |
|
|
|
|
| |
22 | Осложненное простое предложение | + |
|
|
|
|
| |
23 | Основные способы словообразования | - |
|
|
|
|
| |
24 | Звуки и буквы | + |
|
|
|
|
| |
25 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Сложное предложение | + |
|
|
|
|
| |
26 | Самостоятельные части речи | + |
|
|
|
|
| |
27 | Самостоятельные части речи | + |
|
|
|
|
| |
28 | Стили и функционально-смысловые типы речи | - |
| 18.11 | 18.11 |
|
| |
29 | Самостоятельные части речи | + |
|
|
|
|
| |
% выполнения работы | 85 |
|
|
|
| 98 | ||
Оценка | 4 |
|
|
|
| 5 |