СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон».
Методическая форма урока: эвристическая беседа.
Цели урока:
Обучающие:
— показать учащимся сложность, противоречивость образа лермонтовского Демона;
— помочь учащимся понять смысловую роль тропов;
— помочь учащимся понять замысел поэмы «Демон».
Развивающие:
— развивать навык анализа образа героя;
— развивать умение работы с текстом;
— развивать умение работы с конспектом.
Воспитательные:
— воспитывать культуру речи учащихся;
— воспитывать любовь к литературе.
Оборудование урока: учебник литературы для 10 – го класса под ред.
В. И. Сахарова; портрет М. Ю. Лермонтова Клюндера; иллюстрации Врубеля к поэме «Демон».
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Сегодня на уроке мы увидим, как раскрывается образ Демона, проследим всю сложность противоречивость его характера.
Слово учителя.
- М. Ю. Лермонтов начал работу над поэмой «Демон» в 1829 году и к этому же времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: «Демон влюбляется в смертную (монахиню) и она его наконец любит, но Демон видит ее ангела – хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и Демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».
На протяжении последующих десяти лет были созданы еще семь редакций поэмы. Работа над первыми пятью редакциями была закончена к 1833 – 1834 годам. А после возвращения из Кавказской ссылки Лермонтов вновь принимается за работу над «Демоном». В 1837 – начале 1838 годах был создан первоначальный вариант шестой редакции поэмы, в которой действие впервые перенесено на Кавказ, а героиней становится южная грузинская красавица Тамара. Второй вариант шестой редакции был подарен Варваре Лопухиной.
Последняя восьмая редакция относится к началу 1839 года. После чтения «Демона» этой редакции при дворе императрицы, рукопись была передана в Санкт – Петербургский цензурный комитет, где получила одобрение для печати. Однако, А. В. Никитенко сделал в ней ряд правок, с которыми Лермонтов не согласился и был вынужден отказаться от публикации поэмы.
Полностью «Демон» был опубликован лишь в 1856 году в Берлине и только через год в России.
Как мы видим, Лермонтов более десяти кропотливых лет создавал поэму «Демон», но из – за жесткой российской цензуры она была опубликована только через восемнадцать лет.
Сюжет «Демона» восходит к библейскому мифу об ангеле, восставшем против бога, превратившемся в духа зла. Лермонтов, обращаясь к истории Демона, прежде всего, имел ввиду символический смысл образа и соотносящиеся с ним философско-эстетические идеи добра и зла, жизни и смерти, земного и небесного, божественного.
Послушайте, как В. Г. Белинский охарактеризовал образ Демона: «Это демон сомнения, это дух размышления, разрушающий всякую полноту жизни, отравляющий всякую радость». Давайте запишем слова В. Г. Белинского.
Беседа.
- Давайте посмотрим каким предстает перед нами образ Демона. А по ходу нашего обсуждения мы будем записывать особенности характеристики образа Демона в таблицу. Итак, начертите таблицу, состоящую из трех колонок.
Каким предстает Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»? | Примеры из текста поэмы | комментарии |
Образ Демона до встречи с Тамарой. | «печальный Демон, дух изгнанья», «отверженный», «властвуя землей», «сеял зло», «изгнанник рая», «гордый дух», «Кроме зависти холодной Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной». | Существование Демона трагично, он печален, одинок, отвержен. Демон показан как падший ангел, ранее он принадлежал к чину ангелов и был низвергнут с небес за грех мятежа и неповиновения. |
Образ Демона до изгнания. | «в жилище света, блистал он, чистый херувим», «познанья жадный», «верил, любил», «счастливый первенец творенья», «не знал ни злобы, ни сомненья». | Демон был ангелом небесным, интересовался миром, жизнью, умел любить, душа его была добра и чиста. |
Чувства, возрождающиеся в Демоне при виде Тамары. | «…На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг, Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук – И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!», «Он с новой грустью стал знаком». | При виде земной красавицы Демон вновь смог испытать чувство любви; смог восхищаться простым, земным; душа его смягчилась. |
Отношение Тамары к Демону, ее чувства к нему. | «Невыразимое смятенье В ее груди; печаль, испуг, Восторга пыл – ничто в сравненье. Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы, Огонь по жилам пробегал, И этот голос чудно – новый, Ей мнилось, все еще звучал». «Я вяну, жертва злой отравы! Меня терзает дух лукавый Неотразимою мечтой». «Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна …И целый день, вздыхая, ждет… Святым захочет ли молится – А сердце молится ему… Нет сил дышать, туман в очах, Объятья жадно ищут встречи, Лобзанья тают на устах…» | Тамара, несмотря на испуг, печаль, в восторге от Демона, чудно обворожившего ее. Но также Тамара понимает, что стала жертвой зла, а столь чудный голос лукав. |
Демон, обративший душу Тамары к великим страстям. | «Пришелец туманный и немой, Красой блистая неземной, К ее склонился изголовью; И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он об ней жалел. То не был ангел – небожитель, Ее божественный хранитель: Венец из радужных лучей Не украшал его кудрей. То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..» | Демон предстает пришельцем, не земным существом, но любящим, грустящим. Он предчувствует, что Тамара обречена на гибель. Образ Демона противоречив: он и не ангел и не ада дух. Противоречие раскрывается с помощью антитезы. |
Демон, стремящийся к добру и самоочищению. | Стр. 576 (клятва Демона, желание примириться с небом) | Демон возжелал мира, блага и любви, ему хочется быть с Тамарой, желает ей дать все земное, но может предложить ей только одиночество вдвоем. |
Демон, погубивший Тамару. | «Дух беспокойный, дух порочный», «злой дух», «здесь я владею и люблю», «Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы». «могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее… Увы! Злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник».
| Злой дух одержал победу в душе героя. Несмотря на упования героя вернуться к прежней небесной жизни, приобрести вновь возможность любить, дивиться земному, он все же остается изгнанником небес, падшим ангелом, сеющим зло и ненависть. |
Демон, побежденный, уступивший Тамару ангелу. | «Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес с объятиях своих». «Исчезни, мрачный дух сомненья! – Посланник неба отвечал: - Довольно ты торжествовал; Но час суда теперь настал – И благо божие решенье!» «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..» | Демон остался снова одинок, без любви. Ему не удалось избежать одиночества, своего наказания, хотя он и стремился к этому, любя Тамару. Лермонтов разъясняет человечеству, что бессмысленно мечтать о благе и добре, оставаясь только на стороне отрицания и уповая на всемогущество своей воли. |
Итог урока.
- Мы с вами увидели, что образ демона неоднозначен, противоречив. Скажите, как проявляется противоречивость?
(Образ Демона противоречив, в нем столкнулись и ад, и рай, добро и зло, он не ангел и не бес, он и любит, и презирает.)
- Как называется столкновение таких противоположных понятий?
(Антитеза)
- Да, вы правы, антитеза излюбленный прием Лермонтова, с помощью которого он раскрывает неодносмысленность образа Демона.
- Образ Демона приравнен к богу, он возвеличен, это коллосальная
Личность. Какой прием использует Лермонтов для возвеличивания образа Демона?
(Прием гиперболизации)
- Как мы уже увидели, что образ Демона велик и мощен, неоднозначен. Мятеж Демона против мира, сотворенного богом, близок и самому Лермонтову, поэт и Демон близки по духу. Но поэту дорога и земная красота, которой он любуется, и Демон бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворенной в Тамаре. Демон охвачен противоречиями, его попытка примирится с богом и принять несовершенный мир через любовь к женщине кончается крахом. Но «печать проклятья», лежащая на Демоне, оказывается той силой, которая отчуждает героя от рая и земной жизни, обрекая его на одиночество, превращая в одинокого бунтаря. Таков лермонтовский Демон.
Д/З.
- Ребята, следующий урок у нас будет завершающим по творчеству
М. Ю. Лермонтова. Поэтому д/з будет таким: - выучить стихотворение; - прочитать учебник стр. 53-78 и ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается своеобразие лирики М. Ю. Лермонтова?
- В чем видит М. Ю. Лермонтов назначение поэта?
- Каков лирический герой М. Ю. Лермонтова?
Урок окончен, до свидания.
© 2022, Деревицкий Ян Александрович 268 3