Просмотр содержимого документа
«Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Логическая схема»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Я лиру посвятил народу своему»
1863 1877 | | тому живется хорошо на Руси, кто борется за освобождение народа |
Задача: Показать Русь снизу доверху до и после реформы | Цель: Осмыслить опыт борьбы за свободу, разобраться в сущности народного характера |
Пролог – программа действий
Цель путешествия: «Кому живется счастливо, вольготно на Руси»
Главный конфликт поэмы
«Дольщики» | | «народное море» |
Духовенство Чиновники Помещики: Оболт-Оболдуев Утятин-Последыш Шалашников Фогель Глуховский | холопы | протестанты | русская женщина |
Ипат Яков Шутов Глеб | Правдоискатели Яким Нагой Ермил Гирин Савелий | Матрёна Тимофеевна Корчагина |
народный заступник
Григорий Добросклонов
Понимание счастья, долга
Вывод: «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось»
В.И. Ленин
Пояснения к опорной схеме
Эпиграфом к теме служат слова из стихотворения «Элегия». Это не случайно. Все усилия революционной демократии были направлены именно на то, чтобы народ трезво и ясно взглянул на своё положение.
1863-1877 – годы создания поэмы. Это – эпоха подготовки революции, ломки старых устоев, эпоха перелома во взглядах миллионов крестьян. Отсюда и объяснение смысла названия поэмы. Счастлив тот, кто своею борьбой добудет счастье для народа.
Задача – написать о том времени, когда крестьянские бунты заставили верхушку общества признать, что лучше освободить крестьян сверху, чем это они сделают сами снизу. Некрасов же жил идеями крестьянской революции и надеждами на её свершение.
Цель. Крестьянские волнения 1859-1861 гг. были подавлены, реформа не принесла народу свободу, лучшие земли остались у помещиков. Некрасов ставит перед собой цель: разобраться в сильных и слабых сторонах крестьянства, рассмотреть перспективу народного движения.
Пролог. Поэма начинается со спора семерых мужиков о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Вопрос этот для них настолько важен, что они откладывают в сторону другие дела. Это не просто зачин. Это начало напряженных размышлений, крепко завязывающее в узел проблемы русской жизни, прямо ставящее вопрос: может ли общественный строй России создать условия для счастливой жизни народа?
Главный конфликт поэмы отражает сущность противоречий русского общества пореформенной поры, раскрывает взаимоотношения между «дольщиками» и народом. Учащимся предлагается найти в тексте поэмы ответы на вопросы: какие классы и сословия противостоят трудовому народу? Какими показаны помещики Оболт –Оболдуев, князь Утятин и другие? Каковы их отношения с народом? В чём они видят своё счастье и что можно сказать об их интересах и целях?
«Народное море» (образ народа собирательный). Вся поэма – рассказ народа о себе и обо всём, что его касается. С большим гневом рисует поэт холопов (показать, как барство уродовало души своих жертв). Все его симпатии отданы протестующим крестьянам, многотерпеливой русской женщине. Главный вывод, который вытекает из анализа образов, - это пробуждение сознания крестьянских масс, их чувства собственного достоинства. Века рабства не убили главное – сердце народное, «сердце свободное».
Народный заступник. Путём анализа текста нужно доказать, что проблема счастливого человека решена автором на примере жизненного пути Гриши Добросклонова. Истинно счастлив тот, кто борется за освобождение народа. Заключая беседу о Добросклонове, учитель задаёт ряд вопросов:
Как понимают счастье «дольщики»?
Каково представление автора о народном счастье?
Возможно ли счастье в обществе, построенном на неравенстве?