4. НОВАЯ ТЕМА. 4. 1. Слово учителя
Звучит песня «Дороги»
4.2. Постановка целей и задач урока.
4.3. Мотивация учебной деятельности
| На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд 3) Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую. Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну. (Роли Твардовского и Тёркина исполняют подготовленные учащиеся)
Проблемное задание: как Вы думаете, почему в Смоленске установлен памятник вымышленному персонажу? (слайд 4) К этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока.
Есть события, которые никогда не стираются из народной памяти, например война. Сколько произведений создано о ней. Но всё же, утверждают, что последнее слово о войне ещё не сказано. Да и понятно: ведь на войну каждый смотрит своими глазами и вспоминает её по-своему. Бывалый солдат до сих пор просыпается по ночам от свиста пуль и разрывов снарядов, ему не дают спать собственные раны и снова и снова возникающие картины гибели в бою однополчан. те же, что были детьми в ту суровую пору войны, видят во сне погибших родных и близких.
Горькая правда войны – в неизбежности утрат, тяжкого труда, страданий и смерти. Нелегко признать эту неизбежность, но она оправдана великой целью – защитой Родины. Трагизм «Переправы» - переправа сорвалась; гибель людей – один из жестоких законов страны. Мы чувствуем драматизм рассказа о трудных днях отступления. Первые главы поэмы Твардовского (например, «Переправа») появились в то время, когда в стране происходили определенные исторические события.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА К осени 1942 года на всем фронте, от Сталинграда до кавказских гор, русские войска терпели поражение. В это тяжелейшее время военных действий, когда враг рвался к Волге, вышел знаменитый сталинский приказ. Приказ N 227 (слайд 5) звучал так: «Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… Ни шагу назад!»(слайд 6) Драматизм ситуации побудил Сталина к такому жесткому приказу. Эти слова зачитывались во всех частях, но так и не были нигде напечатаны при жизни Сталина. Приказ Верховного Главнокомандующего был продиктован суровой военной необходимостью, но все же был написан в тоне грубого, оскорбительного окрика на отступающих, обвинял солдат за их отступление. Но Твардовский не укорял в своем произведении тружеников войны, он славил их, как героев, как мучеников, расплачивающихся не только за свою неопытность, за свои ошибки, но и за ошибки высокого начальства. Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми главами этого бессмертного произведения. При анализе этих глав мы будем использовать специальные термины, давайте их запишем. (слайд 7)
- Словарная работа: лейтмотив, пафос, патетика, понтоны. Лейтмотив – преобладающее настроение, главная тема ,основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя. Пафос – приём обращения к эмоциям аудитории. Рефрен – повтор. Понтоны – 1) плоскодонное несамоходное судно, служащее опорой временного моста, временных сооружений для каких-нибудь работ на воде. - 2)Плавучий мост (навести понтоны через реку). Я предлагаю Вам прослушать главу «Переправа»
Вы прослушали текст, а сейчас проверим насколько Вам понятно содержание этой главы. На столе у вас лежат карточки с заданием. По ходу урока мы будет отвечать на эти вопросы и работать с текстом учебника стр.83.
Перечитаем строки: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода,— Ни приметы, ни следа... Сразу обращает на себя внимание название. Что такое переправа в мирное время? Обустроенное место для преодоления водной преграды. Столько в нем поэзии — спокойствия, широты российских рек. Но в данном случае это слово несет трагический смысл. Место, где многие нашли свою смерть.
- Такова «завязка» действия в данной главе. Как же развиваются дальше сюжет? Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, - Погрузился на понтоны Первый взвод. - Какая строчка вносит ощущение реальности события? (Правдоподобность описания обусловлено художественной деталью (обломав у края лед»), позволяющей увидеть все, как есть, поверить в увиденное.
Каким образом автор передаёт движение на берегу?
(Движение и быструю смену действий автор показывает наличием глаголов: «Погрузился, оттолкнулся и пошел, (пауза). Второй за ним (пауза). Приготовился, пригнулся /Третий следом за вторым») - А какими словами автор озвучивает картину происходящего? (Затем мы слышим звук понтона; услышать его помогают, во-первых, слова громыхнул, басовым, железным тоном; во-вторых, удачно найденное сравнение: точно крыша под ногой (звук пустого железа в воде). Это передает особое чувство опасности). - Как меняется тон повествования дальше? (А затем — со строки «И плывут бойцы куда-то» — совершенно меняется тон повествования. Чувство автора — лиризм — окрашивает все следующие шесть строф. В нем — и человеческая любовь автора к этим своим ребятам — бойцам», и чувство истории — размышления о преемственности поколений (не случайно сравнение: «как когда-нибудь в двадцатом / Их товарищи — отцы» — здесь, на переправе, встретились два поколения, а история недавнего прошлого, в свою очередь, перекликается с историей всей тысячелетней России). - Согласны ли вы с тем, что здесь показаны философские раздумья поэта о молодости, о жизни и смерти: Мимо их висков вихрастых, возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минёт ли в этот раз? Завершая картину опасности автор рисует реку? Как? Найдите эти строки. А вода ревет правее — Под подорванным мостом... …А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли. - Можно ли сказать, что напряжение растет, нагнетается? Найдите в тексте эти строки. Позади шумит протока, И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь. И вот уже виден вражеский берег. Какой он? И чернеет там зубчатый. За холодною чертой, Неподступный, непочатый, Лес над черною водой. Холодная черта, что это? (Холодная черта — черта берега или черта между жизнью и смертью?!) - Какова развязка? Берег правый — как стена... — строка оборвана (в конце ее многоточие). Почему? потому что следующая строка уже не последовательное описание переправы, а ее итог: Этой ночи след кровавый В море вынесла волна. Картина военной обстановки, немецкий прожектор, обшаривающий реку... и глубоко взволнованное описание гибели наших солдат. В каких строках? И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… - Что является лейтмотивом этой главы? (Как своеобразный лейтмотив главы, звучит повтор, несущий в себе очень разные чувства: «Переправа, переправа... Темень, холод. Ночь как год») - Можно ли сказать, что здесь звучит тема вины перед солдатами, не вернувшимися с войны? Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод. ...И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу. Когда же в главе появляется сам В. Тёркин? - Прочитать отрывок, где трагические нотки сменяются шутливыми эпизодами с участием Теркина? Стр. 86. Можно ли его назвать балагуром и весельчаком? (Теркин - завзятый балагур и весельчак; а также это солдат с того берега, где вцепился в землю первый взвод. Теркин - вполне реальный солдат первого взвода, брошенного на штурм правого берега, смелый и стойкий боец Советской Армии; но также и русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. С помощью своих шуток он помогает солдатам выжить в этих нечеловеческих условиях, поверить в свои силы, отогреться душой. Все это делается «ради жизни на земле». Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Таким образом, Переправа – это рассказ об ужасах, испытаниях и потерях войны. ЕЩЁ ОДНА ТЕМА: ПРТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ВОЙНЫ И МИРА.
Работа над главой «Награда»: а) чтение наизусть отрывка; б) анализ содержания. Анализ главы «О награде». стр.87 В чём смысл названия? (важность награды для советского воина в послевоенное время (т.к. каждый день смотрели смерти в глаза)Другой смысл: награда – это мирная жизнь). О чём эта глава? Почему именно такой рефрен включён Твардовским в поэму? (стр.88)
( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.) Возвращаясь к началу урока, скажите: «почему в Смоленске установлен памятник вымышленному персонажу»? Василий Тёркин – это собирательный образ. Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин, совершавший героические подвиги, хороший друг, настоящий боевой товарищ. В этом образе воплотились судьбы реальных бойцов красной армии, в том числе и наших земляков. (Слайд 8) Благодаря таким солдатам была одержана победа над врагом в страшной кровопролитной войне. Памятник рядовым участникам войны и писателю, который сумел создать это образ. Вывод. У Твардовского солдат и на войне не только воюет, но и «работает», хозяйствует, живет: ремонтирует пилу и часы, играет на гармони, поет мирные песни, рассказывает, шутит, заботится, мечтает о встрече с любимой, семьей, детьми… Как ни страшна, как ни трагична война, жизнь сильнее ее, и она победит. Война ведется «ради жизни на земле», за труд, за счастье Родины и семьи, дома и отчего края. Как связаны эпиграф к нашему урока и его тема? |
Ученики: Твардовский: Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин. Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей… Тёркин: Грянул год, пришёл черёд Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете... Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы- Ради жизни на земле.
Высказывание предположений
Запись определений в тетрадь
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
Открывают учебник стр.83
Читает ученик
Ответы учеников
Чтение текста стр.84
Ответы учеников
Работа с текстом
Работа с текстом
Чтение текста
Ответы учеников
Чтение текста
Чтение и анализ текста
чтение наизусть отрывка;
Тёркин видит картину возвращения на Смоленщину, его Родину. Он метает о будущем без войны, с обычными обыденными делами. Чтение текста, ответы на вопрос.
Рассказы учеников
Ответы учеников |