СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэт и мудрец из Дагестана Сулейман Стальский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен творческому наследию одного из известнейших поэтов Северного Кавказа первой половины ХХ в.Сулеймана Сальского. Может пригодиться не только учителю литературы, но и преподавателю ОДНКНР, МХК, а также библиотекарю и т.д. 

Просмотр содержимого документа
«Поэт и мудрец из Дагестана Сулейман Стальский»

Всероссийский конкурс, посвященный творчеству народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского «Один - лишь капля, все мы - океан»

Учитель (библиотекарь). Рада видеть вас, ребята, на литературном вечере, посвященном творчеству одного из самобытных поэтов нашей страны.

Чтец. Живут народы разные в России с разных пор:

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд,

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина – Россия у нас у всех одна.

Владимир Степанов

Учитель (библиотекарь). Культурное и национальное многообразие - это всепобеждающая сила России, неоднократно подчеркивает президент РФ Владимир Путин. В настоящее время на территории России проживает 190 народов, которые говорят белее чем на 230 языках. Каждый из народов отличается языком, историей, культурой. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего, язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподаётся национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

Учитель (библиотекарь). Российская литература богата поэзией и прозой, олицетворяющей разнообразие народов, культур и языков страны. Она включает в себя шедевры классиков, сказки, поэмы, прозаические произведения и многое другое. Эта литературная культура формировалась веками и оказывала значительное влияние не только на отечественную, но и на мировую литературу в целом. Сегодня я с моими помощниками – учащимися нашей школы, активом школьной библиотеки, познакомим вас, ребята, с творчеством поэта Сулеймана Стальского.

Итак, слово ведущим нашего мероприятия! Они познакомят вас с его биографией.

Вед. Сулейман Стальский (настоящая фамилия — Гасанбеков, лезг. Ст;ал Сулейман; 18 мая 1869 — 23 ноября 1937) — лезгинский поэт-ашуг, основоположник лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Слагал стихи на лезгинском и азербайджанском языках.


Чтец. "Я, Сулейман, не знаю книг,
Но хорошо одно постиг:
С трудом, с трудом даётся стих-
Стиха пустого быть не может!"



Вед. Его сборники стихов «Думы о Родине», «Стихи и поэмы», «Стихи и песни» раскупались вмиг. Поэт Аткай Аджаматов вспоминал: «В начале 1935 года я, Алибег Фатахов и Эффенди Капиев были в Москве. Капиев сказал нам, что в книжном магазине продается только что вышедший из печати сборник стихов Стальского «Думы о Родине» в его переводе. Я тут же предложил каждому купить по одному сборнику. 


Вед. Сулейман Стальский был основоположником дагестанской поэзии в ХХ веке. Его любимый стиль – «рубаи», когда три строки рифмовались между собой, а четвертая, словно недосказанность, всегда оставалась свободной. Некоторые из стихов поэта были положены на музыку и исполнены разными артистами

Видеоролик
Вед. Его творчество было высоко оценено его современниками – коллегами по писательскому труду. На Первом Всесоюзном съезде писателей СССР Максим Горький по праву назвал «Гомером ХХ века».

В 1934 году выходит в свет «Избранные произведения» С.Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную отечественную литературу С.Стальский награжден орденом Ленина, а также был выдвинут депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.

Вед. Жизнь Стальского с рождения была непростой. Сулейман Стальский родился 18 мая 1869 года в ауле Ашага-Стал (отсюда Стальский) Кюринского округа Дагестанской области, в бедной крестьянской семье. По этнической принадлежности — лезгин. Мать умерла рано, и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как «ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих певцов (ашугов).

Вед. Поэтическую деятельность Сулейман Стальский начал со стихов на азербайджанском языке. Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. «Вот мои книги, — показывал на своих односельчан Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.

Ежегодно 18 мая народы многонационального Дагестана отмечают день рождения Сулеймана Стальского, поэта-патриота, интернационалиста и общественного деятеля.

Поэты бывают разные. Со смертью одних умирают и их песни, песни других дарят им бессмертие. Бессмертие обрёл и Сулейман. Поэтому в чистых родниках души народа хранятся простые и мужественные песни поэта.

Будущему «Гомеру XX века» (как его назвал М. Горький) пришлось пройти суровые университеты жизни. Десятки лет провёл он в поисках куска хлеба в Гяндже, на строительстве моста через Сыр-Дарью в знойных степях Средней Азии, на нефтяных промыслах Баку. За более чем 20 лет скитаний многое увидел Сулейман. «А главное, я узнал, что везде и всюду было одинаково трудно рабочему человеку, что уйти от самого себя невозможно», – признавался поэт.

Но несчастья не сломили поэта, напротив, пробудили в нём великий протест. «Поэт, если только он не труп, молчать не может. Ему против его воли будет тревожно от плохого и радостно от хорошего, а скрыть от мира, сохранить для себя свою песню ему не удаётся», – говорил мудрый горец.

Поэтическое искусство явилось для него формой выражения активного отношения к жизни, изложения житейской мудрости.

Сулейман черпал вдохновение не из отвлеченных представлений о добре и зле, а из глубин народной души, из народных страданий. Как показала жизнь, наиболее зрелыми в идейно-художественном смысле оказались произведения Стальского на морально-дидактические темы, философская и религиозная лирика, афористика и любовная лирика, хотя составители его сборников большей частью популяризировали одическую поэзию, допускали вольности отбора и перевода, что приводило к фальсификации творчества поэта. Переводчики сплошь и рядом добавляли к переводимым произведениям строфы, целые главы, отсутствующие в подлиннике, искажали идейное содержание и переиначивали авторский замысел.

Сулейман Стальский – основоположник советской дагестанской литературы. Это знают все. Знают и то, что счастливо сложился советский период жизни поэта, когда он достиг самых высоких вершин поэтической славы. Но не все ещё знают о белых страницах в биографии Сулеймана, связанных с годами культа личности.

В 1930-е годы, когда «социальный заказ» обрёл угрожающе-настойчивый характер, самобытного поэта Сулеймана, умеющего создавать одические произведения, воспринимали главным образом как политического лирика. Между тем Стальский не сводил своё творчество к воспеванию «утренней звезды», закрывая глаза на противоречия, репрессии и беззакония того времени. Ложный, жизненно недостоверный образ Сулеймана мог сложиться вследствие того, что многие его социально острые, полемические произведения, в которых он осуждает зло, бесчестье, наветы, ложь, клевету, имеющие место и поныне, не были переведены на другие языки.

Сулеймана Стальского и учёного, литературоведа Гаджибека Гаджибекова связывала большая многолетняя дружба. Г. Гаджибеков много сил отдал систематизации творчества С. Стальского дореволюционного и советского периодов. Он записал и восстановил со слов поэта тысячи строк, сделал подстрочные переводы его стихов и поэм, в частности, «Думы о Родине», «Песнь о Дагестане». Об этом пишет Наталья Капиева в книге «Жизнь, прожитая набело».

О том, как Сулейман приезжал в Махачкалу в августе 1937 года после ареста Г. Гаджибекова в поисках справедливости, в подробностях стало известно от супруги последнего Зулейхи Султановой. Хорошо зная Г. Гаджибекова, Сулейман не мог смириться с тем, что его объявили «врагом народа», считал это недоразумением, которое должно быстро проясниться. Увы, он переоценил свои возможности. С народным поэтом не захотели и говорить. Вскоре Сулейман узнал, что арестован и Н. Самурский.

По свидетельству покойного профессора А. Алекберова, горе старого поэта удваивалось ещё тем, что Сорокин, сменивший Н. Самурского на посту секретаря обкома партии, и Ломоносов, возглавлявший НКВД республики, требовали от поэта публичного разоблачения в стихах «врагов народа» – Н. Самурского и его единомышленников.

Поэт не мог нарушить свои же заповеди: «Правду говорить нельзя, а неправду говорить в стихах невозможно». Но он не мог отречься и от других слов: «Поэт, если только он не мёртв, молчать не может».

И он заговорил. Последний раз прочёл Сулейман Стальский свои стихи на площади Ленина 7 ноября 1937 года. Обращены они были к благодарному народу, который всегда понимал своих сыновей и всегда поймёт. Сорокин и Ломоносов выразили поэту своё крайнее недовольство с подтекстом угроз.

Иначе Сулейман поступить не мог, ибо, как он сам говорил, «дело поэта – гордое дело». Поэт понял, что вновь испортились весы времени, и вернулся в родное село очень удручённым. Через несколько дней, 23 ноября 1937 года, его не стало.

Тяжело перенёс Сулейман беззаконие 30-х годов, особенно аресты Н. Самурского, Г. Гаджибекова, М. Далгата, К. Мамедбекова и др. Выдвинутый уже кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, он получил «социальный заказ» – сложить гневные стихи о Самурском и о других руководителях республики, объявленных врагами народа. Несмотря на срочное требование, поэт не предал своих друзей и остался «верным своему народу», как совести своей.

В эти же годы Э. Капиев работал над книгой «Поэт». Были написаны и опубликованы все новеллы, недописанной осталась одна – «Власть». И ещё одна новелла была задумана Капиевым. Готов был и эпиграф к ней: «Пощады мне, пощады мне! Ещё хоть одно дыханье! Может быть, самое страшное в смерти – это молчанье».

Заслуги С. Стальского по достоинству оценены правительством. С 1925 года Сулейман являлся членом ДагЦИКа, в 1934 году ему было присвоено высокое звание народного поэта Дагестана. Бывший Касумкентский район, в котором находится его родное село Ашага-Стал, переименован в Сулейман-Стальский. Решением Правления СП Дагестана в знак глубокого признания заслуг выдающегося поэта 18 мая объявлен Днём дагестанской поэзии.

В дни большого юбилея Сулеймана Стальского, отдавая дань его памяти, приведу высказывание о нём Владимира Луговского:

«… Простые песни Сулеймана Стальского западали в сердца, они лились свободно и мужественно по великой стране, в них гремели отзвуки наших побед, в них звучала непримиримая ненависть к врагам народа, к старому миру насилия, нищеты, подлости и национального угнетения. Всеми корнями, всей жизнью и трудом крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной, со всем народом, и так велика была любовь к родному лезгинскому народу, что она перехлестнулась и на весь Дагестан, через Дагестан – на весь Кавказ, через Кавказ – на всю страну».

Поистине пророческие слова, поистине завидная судьба поэта.

Тэги:

поэтСулейман Стальский

ПОХОЖИЕ



Чтец. Назидание

Сулейман Стальский

Вводить злодеев бесчестных в дом
И в свой домашний круг- нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять лож вокруг- нехорошо.

Ребенок, если разум есть,
И тот поймет добро и честь.
За негодяя в петлю лезть,
Хотя тебе он друг,- нехорошо.

Повсюду смрад, повсюду грязь,
Повсюду сволочь развелась.
Жить, преступленья не боясь,
Стыда не ведать мук,- нехорошо.

Сам хочет выглядеть белей,
А клеветой чернит людей.
Заткни же уши поскорей:
Звучит неверный звук- нехорошо.

Не знай такого кунака:
Он клялся в дружбе на века,
Но вспыхнул из-за пустяка.
Эй, обижаться вдруг- нехорошо.

В чьем сердце- яд, в чьем сердце- яд,
Коварство помыслы таят,
Пусть он- твой брат, пусть он- твой сват,
Но с ним делить досуг- нехорошо.

Пристоен с виду, но, как бык,
Разнуздан он и не привык
Болтливый сдерживать язык,
Отбиться так от рук- нехорошо.

В благополучии своем
Гнушаться теми, с кем знаком,
Стать бешеным, горячим псом
И важным, как индюк,- нехорошо.

Эй, Сулейман! Твой честный стих
Клеймит коварных, лживых, злых,
Но за глаза ругать других,-
Так говорит ашуг,- нехорошо.

Вед. Первая его песня «Соловей» относится к 1900 году. До революции гневно бичевал угнетателей народа. Сулейман хорошо знал песни Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с безымянным народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Но его мотивы бегства из окружающей жизни звучали не отчаяньем, а иронией. Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. Стихи его начинают появляться в газетах, напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборнике лезгинских поэтов».

Вед. В Литературной энциклопедии 1939 года сказано: «Особенно замечателен цикл песен Стальского о величайшем вожде пролетарской революции — товарище Сталине… Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность». Сохранилась фотография — Сталин из президиума слушает поэта-ашуга Стальского, выступающего на Всесоюзном съезде животноводов. Переводы произведений Стальского на русском языке печатались главным образом в газетах «Правда» и «Известия». В частности, в «Правде» (1937. 5 дек.) был напечатан отрывок из посмертной поэмы о Сталине под названием «Сыну».
Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях).

Вед. В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — сказал Эфенди Капиев.

Чтец. Ведь так не бывает...

Сулейман Стальский

Поток, по оврагу несущийся рьяно,
Сравниться с Курою напрасно мечтает.
Кто выучил первые суры Корана,
Ученым не станет — ведь так не бывает.

Кто друга и брата бесстыдно порочит,
У всех на виду клевету раздувая,
И кляузы грязные стряпает ночью,
Разумным не станет — ведь так не бывает.

Кто мнит колдуном себя или пророком,
Святою водой простаков окропляя,
И ложь преподносит от имени Бога,
Безгрешным не станет — ведь так не бывает.

Но тот, в ком суровая правда не дремлет,
Хоть враг его исподволь в спину толкает,
Споткнувшись и даже свалившись на землю,
Бесчестным не станет — ведь так не бывает.

Пусть конь неказист, ишаку он не пара,
Хотя его чем-то и напоминает,
Везет он безропотно ношу с базара,
Ослом все ж не станет — ведь так не бывает.

Слезятся от боли глаза Сулеймана,
Без устали зло и добро наблюдая,
Коль крохотно сердце в груди великана,
В нем проку немного — ведь так не бывает.


Вед. Нашлось место в творчестве народного поэта и строкам о дружбе и любви, о том, что не каждому дана сила уметь прощать и просить прощения.

Чтец. Прости...

Сулейман Стальский

Если сердито небо, гром гремит,
На землю дождь слезами проливая.
От слов твоих душа моя болит,
В преддверии несчастья замирая.
Но ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.

Завистники так видно пожелали
Нас разлучить - как солнце и луну.
Теперь обеспокоятся едва ли,
Нас примирить, свою признав вину.;
Но ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.

С тобой мы раньше неразлучны были,
Теперь же видимся издалека...
Свою весну бездумно упустили,
И холодом дохнула вновь зима...
Ноты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.

Ты можешь и простить, и не простить
Разлуку или радость выбирая...
Но помни: лету никогда не быть,
Если с весной расстаться не желаешь.
И ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.

Чтец. Черноокая

Сулейман Стальский

Когда с кувшином ты на луг
Идёшь в кругу своих подруг,
Мне не унять сердечных мук,
Опять мы в ссоре, черноокая.

Взмахнёшь рукою, как крылом,
И вознесёшься над холмом.
А я опять грущу о том,
Что мы в разладе, черноокая.

Нахмурив брови мне назло,
Ты возвращаешься в село,
Уж столько времени прошло,
А мы всё в ссоре, черноокая.

Проворней серны ты бежишь,
Когда соседки смотрят с крыш,
Чтоб разгадать, о ком грустишь
Ты беспрестанно, черноокая.

Голубкой взмывшей в облака
На радость сплетникам-врагам,
Не оставляй меня, пока
С тобой мы в ссоре, черноокая.

Твержу на тысячи ладов
Одно из тех заветных слов,
Что лишь тебе сказать готов
При новой встрече, черноокая.

Эмин в отместку злой судьбе
Стихи слагает о тебе,
Чтоб примирил нас их напев -
Зачем мы в ссоре, черноокая?
Видеоролик
Вед. В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева отметила: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк». Ощутив мощь таланта С. Стальского, Гаджибеков выступил категорически против оценки его творчества как ашугского. В статье «Народный поэт Сулейман Стальский» («Дагестанская правда», 21 апреля 1936 г.) он писал: «У многих наших писателей сложилось не верное представление о Сулеймане, как об ашуге. Сам Стальский неоднократно выражал энергичный протест против именования себя ашугом. И он прав. В самом деле Стальский — поэт, и ашугом он никогда не был».



Чтец. Сорняки

Сулейман Стальский

Для этих-добрые дела
Посулами, словами стали.
Красиво речь их потекла,
Зато гнушаться нами стали!

Их грош поломанный прельстит,
Продать готовы честь и стыд.
Какой высокомерный вид,-
Как будто узденями стали!

Их одолевают ночью прыть-
Велят крестьянина будить,
За бочкой пива снарядить,-
Султанами, царями стали!

Ведут себя не по-людски,
Живут впустую, по-скотски,
Их презирают старики.
Они нам чужаками стали.

Напыжатся, уста сомкнут,
Кто похрабее-тех согнут,
Кто потрусливей-тех пугнут,-
Подумать, господами стали.

Кричат:"Я-Друг вам.Друг и брат",
Хинин прослыть мукою рад!
Казаться зайцами хотят,
А хищными волками стали.

Кричат:Партийцы мы"-Обман:
Набили взятками карман!
Выдергивай их Сулейман:
Они ведь сорняками стали!



Вед. Настоящие поэты уходят, но их книги продолжают жить после их смерти. И, бывает, что они говорят правду даже спустя десятки, а то сотни лет власть имущим. И она не всегда приходится им по «вкусу». А потому и имели место грустно-казусные ситуации…

В 1961 году книга Сулеймана Стальского «Сочинения», подготовленная Дагестанским книжным издательством, официально была запрещена, а ее тираж полностью уничтожен. Что же случилось более 60 лет тому назад?
 
В 1960 году в Москве была организована Декада дагестанского искусства и литературы. В числе намеченных публикаций для выставочного показа в Москве значилась и книга стихов Сулеймана Стальского. Однако из-за сравнительно большого объема и типографских сложностей издания было решено подключить к ее изданию ставропольскую типографию. Она располагала хорошим оборудованием и квалифицированными кадрами. Ставропольские полиграфисты охотно взялись за издание книгиСигнальный экземпляр книги Сулеймана Стальского, посланный типографией в Ставропольский крайком КПСС, каким-то образом попал в руки первого секретаря. Тот, увидев, что книга подарочный оформлена, преподнес ее Никите Хрущеву, который оказался в Ставропольском крае то ли по служебным делам, то ли на отдыхе в санатории. Ради интереса глава партии и государства поверхностно пробежал глазами текст. А в стихотворении «Слово о молле Рамазане» его взор задержался на строфах:
 
Конечно, кукуруза есть,
Да кто такую станет есть?
Ей боров не окажет честь —
Она же князь князей у нас.
Как абрикос, желта она
В квашне. Когда ж испечена —
Горька, как хина, и красна,
Как хна. Что делать с ней у нас?
 
Вед. Никита Сергеевич Хрущев – тогдашний глава СССР поручил своему помощнику и сектору печати ЦК КПСС «зловредную книгу изъять», и автора, и составителя, и редактора, и еще кого надо к черту исключить из партии. «Безобразие! Партия взяла твердый курс на подъем животноводства и продовольственного дела в стране расширением посевов кукурузы, а ей палки в колеса вставляют мошенники! Не выйдет. Исключить и наказать!»

Справка: Кукуру́зная кампа́ния, «кукурузация» — попытка массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР в 1950-х — 1960-х годах. Ее инициатором и активным «продвигателем» был Никита Хрущев.

Вед. Не пришлась по нраву тогдашним властям и такая строфа:
Я хлеб попробовал дрянной —
Скорей запить его водой!
Служил бы прежде хлеб такой
Отравой для мышей у нас.

Вед. Поклонникам творческого наследия поэта пришлось потрудиться, чтобы доказать, что стихотворение относится к 1909 году, и посвящено оно торговцу, который в голодный год торговал «гнилой кукурузой», а не вообще кукурузой. В Дагестане же горцы с давних времен используют кукурузу, из ее муки и хинкал делают. Да и в тексте стихотворения говорится, «и дорогая, и гнила», «товар гнилой». О, увы, тогда на выход сборника стихов поэт был наложен запрет… Вот такая произошла история…

И все же, несмотря на то, как изменялось отношение к творческому наследию певца народной жизни, о нем помнили, стихи любили.

Вед. В 2024 году в Дагестане широко отмечается юбилей со дня рождения Сулеймана Стальского. Глаза Республики Дагестан Сергей Меликов считает: «Гений. Мудрец. Совесть народа. У него было много званий, премий и наград. А самое высокое звание, которое он носил гордо, честно, мужественно, ответственно и высоко, – это «Поэт Сулейман Стальский».


Вед. Он создал блестящие образцы поэзии, полные народной мудрости, тонких поэтических наблюдений, порой скорбных, порой насмешливых и гневных. Он воспевал, но не льстил, уважал, но не прислуживал, и в жизни, и в творчестве был честен, прямолинеен, благороден и справедлив. Эмоциональная и искренняя поэзия шла от самого сердца, и потому стала близка и понятна людям в разных концах страны», - добавил Меликов.


Вед. Кроме того, Меликов указал на не столь широко известную, но яркую и героическую сторону жизни семьи Сулеймана Стальского: «Героическая судьба его сыновей – Магомед-Юсуфа, похороненного в Керчи, Мусаиба, павшего под Сталинградом, ещё ярче осветила легендарный образ отца. В этом месяце Мусаибу Стальскому, имя которого золотыми буквами начертано в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане, исполняется 110 лет. И эту дату, уверен, широко отметят на малой родине – здесь, в Ашага-Стале».


Справка: Сергей Алимович Меликов. Российский государственный и военный деятель.

Родился 12 сентября 1965 года в подмосковном городе Орехово-Зуево.

Вот некоторые из его должностей:

1. Глава Республики Дагестан с 14 октября 2021 года. 2. Секретарь Дагестанского регионального отделения партии «Единая Россия» с 9 июня 2021 года. 3. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе с 12 мая 2014 по 28 июля 2016 года. 4. Первый заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии России с 28 июля 2016 по 27 сентября 2019 года. 5. Сенатор Российской Федерации — представитель от исполнительной власти Ставропольского края с 27 сентября 2019 по 5 октября 2020 года.

В 2014 году ему было присвоено звание действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса, а в 2016 году — генерал-полковник.

Сергей Алимович Меликов находится под персональными международными санкциями всех стран Европейского союза, Великобритании, США, Австралии, Украины, Новой Зеландии


Вед. Сулеймана Стальского уже при жизни современники называли Гомера XX века, так и последующие поколения по достоинству оценили выдающийся талант Сулеймана Стальского, а также его колоссальное влияние на литературу и культуру народов Дагестана. Его имя носят многие улицы в городах и селах Дагестана, других регионов РФ, а также в республиках бывшего Советского Союза.


Вед. Замечательные произведения великого Сулеймана были переведены на многие языки народов СССР. Его именем назван один из крупнейших лезгинских муниципалитетов – Сулейман-Стальский район, в состав которого входит родное село классика - Агъа СтIал, где расположен дом-музей поэта, который очень сильно пострадал в результате произошедшего на его территории пожара. Однако благодаря финансовой помощи неравнодушных меценатов руководству Сулейман-Стальского района удалось оперативно восстановить музей.


Вед. Кроме того, его имя носит Лезгинский театр в Дербенте, у входа в который несколько лет назад был установлен памятник поэту. Здесь же имя Стальского присвоено одной из крупнейших школ города.


Федеральная лезгинская национально-культурная автономия неоднократно проводила в Москве на крупных столичных площадках мероприятия и акции, посвященные памяти нашего великого соплеменника. В Ярославле усилиями местной ЛНКА был издан и торжественно на уровне региона презентован новый сборник стихов поэта.


Вед. В честь 155-летия со дня рождения Сулеймана Стальского на родине поэта проводится в этом году множество массовых памятных мероприятий, а также многочисленные акции на самом высоком уровне. На торжествах по случаю юбилея Стальского присутствовал первый заместитель Председателя Союза писателей России Геннадий Иванов.

Чтец. Сулейман Стальский
Нет в мире улиц безымянных,
В честь поэтов названы они,
Героев, подвиги которых
Увековечили их сыны.
 
Лермонтов убит на Машуке?
-В сотни тысяч улицах убит!
В космос лишь полетел Гагарин?
-В сотни тысяч улицах гостит.

Бывал я на улицах цветочных,
И из сказок улиц повстречал,
Сколько раз  на конвертах разных
Адрес  улиц матерей писал.

Бесспорно, много улиц в мире,
Найдутся достойных имена,
Почему в каталог в их списки
Улица любви не внесена?!

…Опять в груди огонь чудесный,
По снегу бегу стрелой босой,
Любовь-так звать мою дорогу,
По улице любви пойдем со мной!


«…Простые песни Сулеймана Стальского западали в сердца, они лились свободно и мужественно по великой стране, в них гремели отзвуки наших побед, в них звучала непримиримая ненависть к врагам народа, к старому миру насилия, нищеты, подлости и национального угнетения. Всеми корнями, всей жизнью и трудом крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной, со всем народом, и так велика была любовь к родному лезгинскому народу, что она перехлестнулась и на весь Дагестан, через Дагестан — на весь Кавказ, через Кавказ — на всю страну»

Учитель (библиотекарь). Наше мероприятие хотим завершить следующими словами: «Сулейман Стальский, его стихи стали неотъемлемой частью культуры народа. Строчки из его текстов легко запоминались и вошли в язык в качестве пословиц и поговорок. Легендарный образ народного поэта стал маяком для многих молодых поэтов и писателей всей страны. Честная и бескомпромиссная поэзия Сулеймана Стальского и сегодня звучит так же современно и злободневно, воспевая главные человеческие ценности». Такого мнение председателя Народного Собрания Республики Дагестан Заура Асевовича Аскендерова. И мы присоединяемся к этим словам!

Видеоролик