Мотивация | Мы совершим сегодня с вами заочную экскурсию в Дом Искусства. (Слайд 3) Мы побываем в Поэтической гостиной, на передвижной выставке Музея одной картины, на открытии Музея одного стихотворения. А пропускным билетом в Дом Искусства будет высказывание хорошо знакомого вам писателя Льва Кассиля. А вы подумайте, о ком он мог так сказать? О каком поэте? (Слайд 2) «Не многие знают, как мало надо, чтобы обидеть его… Только друзья знают, сколько ласки и тепла в этом большом человеке, который скрывает за сверкающими доспехами остроумия очень легко ранимое сердце и мрачнеет от каждого примеченного им свинства, а от похвалы и внимания мякнет, конфузится… В этом сердце нашлось место и солнцу, и реке, и стоверстым скалам. Что бы ни делал …, он делает от всего сердца. Оттого такой силой, таким чистым голосом наполнены его стихи …» ( предположения детей) Да, конечно, это сказано о Владимире Владимировиче Маяковском, с творчеством которого мы знакомимся с раннего детства. Итак, двери Дома Искусства открыты для нас. Перед вами лежат маршрутные листы, в которых указан не только маршрут нашей экскурсии, но в них мы будем делать записи в процессе нашего путешествия, оценивать свою работу. | Познавательные УУД Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Извлекать информацию, представленную в форме сплошного текста; |
Исследовательская работа с поэтическими текстами | Нас приглашают посетить Поэтическую гостиную, (Слайд 4) где предлагают поиграть в поэтический калейдоскоп, но это будет не просто игра, а игра-исследование. У вас на столах лежат звёздочки со строчками из стихотворений поэта для детей, прочитайте их и поработайте в парах: каким вы видите поэта в этих строчках и чему он нас учит. Сделайте записи в маршрутных листах. (5 минут) Поэт | Чему учит | любит животных; активный; любит свою страну – патриот; умный, бразованный; стремящийся помочь всем, кто нуждается в этом. | Учит нежно относиться к животным; делать только хорошо и не делать плохо; быть активными, любить свою страну; тянуться к знаниям, больше читать, чтобы быть полезным Родине; помогать всем, кто нуждается в помощи. | - Оцените свою работу в Поэтической гостиной. Алгоритм самооценки у вас на столах. (Заслушать 1-2 учеников) | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в поэтическом тексте. Коммуникативные УУД 1. Формирование умения работать в паре 2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 3. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? |
Межпредметная интеграция (живопись и литература) | А мы с вами мысленно переходим в зал, где открылась передвижная выставка Музея одной картины. (Слайд 7) Сегодня на выставке представлена одна из картин Марка Шагала. - Вам известно это имя? Кто внимательно смотрел открытие сочинской олимпиады, тот вспомнит, что в основу большинства живых картинок, рассказывающих об истории нашей страны, положены были картины Марка Шагала. Итак, слово нашим искусствоведам. Прежде чем представить вам картину Марка Шагала, мы хотим сказать несколько слов о художнике. (Слайд 8) Марк Шагал выдающийся художник ХХ века, родился в 1887 году в Витебске, недалеко от границы с Польшей. (Слайд 9) Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка. (Слайд 10) Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он брал частные уроки у профессионального художника-реалиста. (Слайд 11) В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживали художники. Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге. (Слайд 12) Часто в его картинах просматриваются персонажи с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора. (Слайд 13) В 1915 году Марк Шагал женился на Белле (Вере) Розенфельд. С этого момента она тоже стала частой героиней его картин таких, как «День рождения» (1915–1923). (Слайд 14) В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж. «День рождения» – это автопортрет художника и его жены Беллы. (Слайд 15) М ы представляем вашему вниманию картину «День рождения». (Слайд 16) У нас есть к вам несколько вопросов по картине Шагала. За каждый правильный ответ мы будем давать вам палитру с картиной художника. Давайте с вами договоримся - три полученные палитры приравниваются к пятёрке. - Как вы думаете, почему эти люди летают? (Потому что им радостно, весело; потому что у них праздник; потому что они любят друг друга.) - Внимательно рассмотрите обстановку комнаты, можно ли назвать ее богатой? (Обыкновенная комната, очень скромная по обстановке и даже бедная.) - Влияет ли бедная, скромная обстановка на настроение, которое возникает при рассматривании картины? (Нет, художник подобрал яркие краски, от этого обыкновенная обстановка преображается, освещается светом любви и взаимопонимания. Возникает ощущение праздника и предвкушение счастья, радости от общения близких людей. Все внимание приковано к фигурам влюбленных.) Да, картина преображается и делается волшебной из-за двух летающих фигур – фигур влюбленных. В руках у молодой барышни чудесный букет цветов. Это подарок. Любовь преображает людей, с точки зрения художника, делает их способными к чудесам. Любовь преображает мир, с точки зрения художника, делает его волшебным, сказочно прекрасным. Учитель: Случайно ли мы, говоря о Маяковском, обратились к картине Марка Шагала? Что связывает поэта и художника. Какое стихотворение Маяковского нам вспоминается, когда мы говорим о волшебном преображении на картинах Шагала. - «А вы смогли бы?» (Слайд 17) - Почему? Давайте вспомним это стихотворение. (Хоровое чтение стихотворения с элементами пантомимы) - К кому обращается поэт? - К толпе. - Каким мы видим поэта и какими тех людей, к которым он обращается? Откройте тетради по литературе, найдите записи, которые мы сделали, когда знакомились со стихотворением «А вы смогли бы?». К каким выводам пришли? Материалы ассоциативного диктанта (записи в тетрадях с прошлого урока) Поэт Смазал карту будня, плеснувши краску (жизнь, величественность, праздник, энергия, свобода) Косые скулы океана (мужественность, твёрдость) Зовы новых губ (зовущие людей, может, откликнется родственная душа) Ноктюрн Флейта (романтик) Толпа Карта будня Блюдо студня (серость, обыденность) Жестяная рыба (холодный, жестокий механический мир) Водосточные трубы – Есть ли сходство в том, как художник и поэт воспринимают мир? (Владимир Маяковский устами своего лирического героя предлагает нам покончить со скучным и серым, будничным и обыденным восприятием мира. Он предлагает в самом заурядном, в кусочке студня, например, обнаружить волшебный мир океана; в обыкновенной водосточной трубе разглядеть очертания флейты и сыграть на ней ноктюрн. Так же воспринимает мир и Марк Шагал, предлагая увидеть, например, что в обычной комнате, довольно бедной и простой, живет любовь, поэтому фигура мужа парит в воздухе, да и само название полотна «День рождения» – радостное, праздничное. Оно несет в себе ожидание чуда, которое происходит только в день рождения.) - Давайте в маршрутных листах сделаем записи. Каким предстаёт перед нами Поэт? Поэт Лирик, романтик, одинокий, бунтарь Толпа Серая, представитель холодного жестокого механического мира. -Стихотворение заканчивается вопросом. Что в нём упрёк к другим, превосходство над толпой или надежда, что и другие попробуют сыграть ноктюрн? - Скорее всего надежда, что проснутся спящие сердца людей, и увидят красоту окружающего мира и захотят расцветить будни, как и Поэт. Оцените свою работу в Музее одной картины. (Заслушать 1-2 обучающихся) | Познавательные УУД Излагать содержание прочитанного текста подробно. Осуществлять анализ и синтез. 3. Устанавливать причинно-следственные связи. 4. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные УДД 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Регулятивные УУД: 1. Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом. 2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: 1. Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3. Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Ролевая игра | Мы побывали с вами в Музее одной картины, а почему нам не открыть Музей одного стихотворения Владимира Маяковского? (Слайд 18) Открытие музея – это всегда праздник, на который приглашают гостей. Я тоже пригласила гостью на открытие нашего музея. Со словами приветствия к вам обращается ученица 11 класса Мальцева Даша. Я поздравляю вас с этим событием. Владимир Маяковский – трудный для понимания поэт, но, мне кажется, для тех, кто не хочет вдуматься в смысл его стихотворений, вчитаться в каждое его слово. А на самом деле он нежный, добрый, ранимый, чуткий, как в стихотворении «Скрипка и немного нервно», которое я хочу вам прочитать в качестве подарка. Чтение стихотворения. (Слайд 19) - Давайте выделим черты Поэта и Толпы в этом стихотворении. На память за активную работу я буду дарить вам маленькие скрипочки. (Даша раздаёт маленькие скрипочки за каждый правильный ответ) Поэт Романтик Чуткий Отзывчивый Искренний Умеющий скрасить одиночество, поддержать Толпа Равнодушная Безразличная к чужому страданию Грубая | Познавательные УУД Определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, описывать устно объект наблюдения. Коммуникативные УУД 1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы. 2. Формирование умения полно и ясно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы. |
Работа с текстом во время чтения. | Учитель: Наш музей открыт. (Слайд 20) И перед нами единственный литературный экспонат – стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Слайд 21) Сюжет его был подсказан самой жизнью. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье «Как делать стихи?». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм. А сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении известного актёра О. Басилашвили. (Прослушивание стихотворения) - Давайте ещё раз внимательно прочитаем стихотворение, вступая в диалог с поэтом, комментируя отдельные строки. У вас на столах лежит лингвистический комментарий, в нём даны объяснения всех слов, которые у вас могут вызвать затруднения. Просмотрите его. В процессе чтения вы можете обращаться к объяснению отдельных слов. Лингвистический комментарий Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве. Плеща – форма деепричастия, образованная поэтом от глагола «плескаться». Зевака – обыватель, гуляющий без цели. Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного плохой». Пошла и пошла – омофоны, которые отличаются значением: а) краткая форма прилагательного «пошлый», б) форма прошедшего времени женского рода глагола «пойти». БиЛи КоПыТа, ПеЛи БуДТо: - ГРиБ. ГРаБь. ГРоБ. ГРуБ. – Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Слова грабь, гроб, груб предвещают какую-то трагическую картину. Такое повторение согласных звуков в слове, фразе называется аллитерацией. Ветром опита, льдом обута, улица скользила, (было скользко и ветренно) Лошадь на круп грохнулась, ( не просто упала) и сразу за зевакой, зевака, ( Слайд 22) штаны пришедшие Кузнецким клёшить, (была мода на расклешенные брюки, т.е. праздная публика) сгрудились, (Зачем? Чтобы помочь?) смех зазвенел и зазвякал: - Лошадь упала!- - Упала лошадь!- Смеялся Кузнецкий. П (Нет, чтобы посмеяться!) Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. (Почему?) (Слайд 23) Подошел и вижу глаза лошадиные... (Ему жалко лошадь) Улица опрокинулась, течет по-своему... Подошел и вижу - за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти... (Лошадь плачет) И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня (Ему обидно за лошадь?) и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". П (Он пожалел не просто лошадь, он пожалел и себя, и вообще всякого человека, всякое существо, оступившееся, упавшее на потеху толпе) (Слайд 24) Может быть - старая - и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, (Только что?) только лошадь рванулась, встала на_ ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, (Почему?) О (Она увидела сочувствие) (Слайд 25) стала в стойло. И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. («Все мы немножко лошади», всем требуется сочувствие, вовремя протянутая рука, даже взгляд. Поэтому лошадь и почувствовала себя жеребенком – ведь, по-хорошему, нужно «быть как дети», и любовь, благодарность – то, ради чего стоит жить и работать) - Сколько героев в стихотворении? (3 – лошадь, улица, лирический герой) Давайте выпишем слова, относящиеся к каждому из героев. 1 ряд выписывает всё, что относится к лошади, 2 ряд – к улице, 3 ряд – к лирическому герою. Лошадь | Улица (толпа) | Лирический герой | 1. Лошадь на круп грохнулась, 2. За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти... лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. 3. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. | 1. Ветром опита, льдом обута, улица скользила, 2. За зевакой, зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал 3. Улица опрокинулась, течет по-своему... | 1. Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. 2. И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". | Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше. | Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир. | Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой. | -Чем отличается от толпы лирический герой в стихотворении В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»? Лирический герой – Поэт – одинокий, чуткий, внимательный, любящий животных, с огромным нежным сердцем, умеющий сопереживать. Толпа – жестокая, равнодушная. Вывод В стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: несмотря ни на что, жить стоит и работать стоит. - Оцените свою работу в Музее одного стихотворения. Наша экскурсия в Музей одного стихотворения закончена. Нам предложили оставить отзыв о Поэте в виде кластера. Есть желающие составить кластер? Поэт Нежный Романтик Внимательный Ранимый Одинокий искренний Добрый Чуткий - На этом наша экскурсия закончена. - Что нового вы открыли для себя, путешествуя по Дому Искусств? С каким настроением вы покидаете Дом Искусств? Поднимите солнышки, а выходя из кабинета прикрепите их на нарисованное на доске небо. Но наше знакомство с творчеством В. Маяковского на этом не заканчивается. Оно продолжится в последующих классах. Спасибо за работу. (Слайд 26) | Личностные УУД: - умение задавать вопросы автору и находить ответы в тексте. -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; - умение отбирать материал из текста на заданную тему. -умение понимать нравственные идеи текста. Познавательные УУД: 1. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. 2. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Познавательные УУД: Формирование умения представлять информацию в виде кластера. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умение слушать и понимать других; 2.Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: 1. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1. Формирование умения выражать свои эмоции; 2. Формирование умения оценивать свою работу. |